июнь

ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ ГЛАДКОВ, писатель, публицист –
135 лет  со дня рождения (21.06.1883-20.12.1958)
 
Родился 21 июня  1883 года в селе Чернавка Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Начальное образование получил в сельской школе, затем пришлось работать: был «мальчиком» в лавке, учеником в аптекарском магазине, наборщиком в типографии. Продолжил образование, поступив в Екатеринограде в училище, по окончании которого получил звание учителя начальной школы. С 1902 года  учительствовал в Забайкалье. В 1905 году едет в Тифлис для поступления в учительский институт, сближается с революционерами и по заданию партии уезжает в Ейск. Вскоре последовали арест и ссылка на три года в Верхоленский уезд. После возвращения жил в Новороссийске. Ф. Гладков начал писать, учась в Екатериноградском училище, когда был напечатан первый рассказ — «К свету». Его ранние произведения публиковались в провинциальных газетах. Более зрелым произведением была повесть «Изгои», о политических ссыльных, написанная в 1908 – 1909 годы (опубликована в 1922). В 1914 – 1917 годы публицист  учительствовал в прогимназии станицы Павловской на Кубани. С началом гражданской войны добровольцем уходил в Красную Армию. В 1920 году назначен редактором новороссийской газеты «Красное Черноморье». В 1921 году был переведён на работу в Москву. В 1920-е пишет ряд произведений: рассказ «Огненный конь», пьесы «Бурелом» и «Ватага», роман «Цемент», принёсший автору известность, высоко оценённый М. Горьким. В 1923 году Ф.В.  Гладков входит в литературную группу «Кузница», появляются новые произведения писателя: рассказ «Кровью сердца» (1928), «Новая земля» (1930), сборник «Маленькая трилогия» (сатирические рассказы, 1932). С 1932 года становится членом редколлегии журнала «Новый мир», в этот период создаёт свое значительное произведение роман «Энергия». Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газет «Правда» и «Известия», писал рассказы о людях уральских заводов, о ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал, - повесть «Клятва» (1944).
В 1945 – 1948 годы  был директором Литературного института им. М. Горького. В послевоенные годы пишет автобиографическую трилогию - «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954), заключительную часть автобиографической эпопеи - «Мятежная юность» - закончить не успел.
Перу Фёдора  Гладкова принадлежат литературные портреты ряда писателей – П. Бажова, А. Серафимовича   и общественных деятелей - М. Калинина, И. Скворцова-Степанова.
Умер писатель в Москве 20 декабря 1958 года.
 
ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК, немецкий писатель –
120 лет со дня рождения (22.06.1898-25.09.1970)
 
Родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплётчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество Фёдора Достоевского, Иоганна Гёте и Марселя Пруста. 
Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было тёплое, доверительное общение.
Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учёбы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашёл друзей и единомышленников.
В 1916 Ремарк пошёл на фронт. Спустя год он получил пять ранений и всё остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грёз».
На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.
В 1922 году Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.
Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так, работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 году журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.
В 1926 году один из журналов опубликовал романы «Из юношеских времён» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом творческого пути Ремарка. С того момента он не прекращал писать, создавая новые шедевры.
В 1928 году был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга  про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нём описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши. Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.
1931-ый год ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.
В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Шахтёр» начал частями печатать творение писателя.
В мае 1946-года в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета  закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).
1950 год стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Чёрный обелиск».
В 1954 году в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959 году в гамбургском журнале «Кристалл» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962 году на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».
Две последние зимы своей жизни Ремарк провёл со своей женой  Полетт в Риме. Летом 1970 года у писателя  отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.
 
МАРИЯ ПАВЛОВНА ПРИЛЕЖАЕВА, русская писательница –
115 лет со дня рождения (22.06.1903-10.04.1989)
 
Родилась 22 июня 1903 года в Ярославле, некоторое время проживала в городе Александрове Владимирской области, где окончила курс женской гимназии.
В 16 лет после окончания школы 2-й ступени стала учительницей «не по призванию» в сельце Петрищево Переяславского уезда Владимирской области. Позже получила педагогическое образование в педтехникуме г. Загорска Московской области (1922-23 годы). Преподавала в Архангельске, подмосковных школах в Яхроме, Загорске и в Москве. Первые публикации М. Прилежаевой появились в журнале «Работник радио» (1936) и газете «Московский строитель» (1937) - рецензии на книги русских и зарубежных авторов (от Сервантеса до Барбюса, от Гоголя до И.Новикова). «И в голову не приходило, что стану когда-то писательницей». Но когда на финской войне погиб любимый ученик, то появилась, после 20 лет работы в школе, первая повесть «Этот год» (1941). Здесь обозначилась главная тема творчества — гражданское и духовное становление молодого поколения.
Школа дала писательнице богатейший материал для будущих книг. Романтическое видение жизни позволяло ей избегать унылой назидательности. В повестях «Семиклассницы» (1944), «Юность Маши Строговой» (1948), «С тобой товарищи» (1949), «Пушкинский вальс» (1961), «Третья Варя» (1963), «Осень» (1977), «Всего несколько дней» (1979) она правдиво изобразила советскую школу. «Учителя знаю изнутри. Знаю ежедневный подвиг его жизни и работы, его неудачи и огромные победы. Не все мои книги, всегда писавшиеся с увлечением, вполне и — даже без «вполне» — хороши. Но иные дошли до читателя, вызвали отклик... В искусстве  любила  «лирический реализм». «Молодость привлекает Марию Прилежаеву не как возраст, а как состояние души. Любимое ею состояние души». (Л.Фоменко).
В её книгах читатели находили точный жизненный компас, ведущий к самосовершенствованию, идейному и нравственному росту. Конфликты произведений писательницы выходят за рамки «детских». Отсюда внимание к морально-нравственным проблемам, к тому, что вырабатывает в читателе черты характера. «Тот, кто любит добро, непременно распознаёт зло и в меру своей смелости и сил будет всячески бороться со злом, именно потому, что в нём глубоко живёт любовь к добру».
Роман «Над Волгой» (1952) она считала неудачным, однако создание «схематического» конфликта, в центре которого должна быть борьба «хорошего с лучшим» или борьба сознательного героя с безответственным руководителем, соответствовало духу времени и определялось самой литературной ситуацией 1960-х. Своими учителями М.П. Прилежаева считала Л. Толстого, А. Чехова, А. Блока, ценила у них чувство природы, часто сложный, всегда духовно богатый мир героев.
Притягательность «школьных» повестей Прилежаевой и в самом стиле изложения - сдержанном и немногословном, чуждом беллетристических ухищрений, но не пренебрегающем живыми подробностями и деталями жизни.
В середине 1950-х в творчество поэтессы  вошла новая тема — историко-революционная. Выполняя задание главного редактора газеты «Детгиз» К.Ф. Тискунова, Прилежаева написала повесть «С берегов Медведицы» (1955) о детстве и юности М.И. Калинина. Знание эпохи не только по архивам и творческим командировкам, но и личное знакомство с участниками тех событий, подтолкнуло создать произведения о В.И. Ленине и его соратниках. Этой теме она отдала 20 лет жизни, искренно считая, что воспитание подрастающего поколения на героике революции и благородных образах «пламенных революционеров» — задача детской литературы.
Повести «Начало» (1957), роман «Под северным небом» (1959), повести «Удивительный год» (1966), «Три недели покоя» (1967), «Жизнь Ленина» (1970) богаты событиями, описанием сцен рабочего заводского быта, студенческих кружков, подпольной борьбы.
За книгу «Жизнь Ленина» Мария Фёдоровна была удостоена Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской (1971) и премией Ленинского комсомола в области литературы, искусства (1983) за произведения для детей и юношества.
О своих современниках написала книгу «Дороги, дороги...» (1980). Свои мысли о жизни она изложила в очерках, тяготеющих к форме лирического дневника. Книга соединила начала общественные, гражданственные и личностные. Часто это анализ опыта самой Прилежаевой. Документальную ценность имеют воспоминания о К.А. Федине, Вс. Иванове, А. Мусатове. Выступления Прилежаевой по радио на этические темы неизменно вызывали живой отклик слушателей, большую почту.
В 1970-е годы произведения Прилежаевой были экранизированы: телеспектакль «Пушкинский вальс» с музыкой Прокофьева, телефильмы «Сиреневые облака», «Осенняя история».
Как старейшине советской литературы (членом СП стала в 1945году, билет № 36 за подписью А.А. Фадеева) писательница много помогала становлению молодых писателей: А. Алексина, М. Алексеева, А. Абдуллина. Все значимые явления литературы для юношества 1970-х она не оставляла незамеченными, пропагандируя их как рецензент в журнале «Литературная Россия», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «Детская литература», «Юность», «Москва». Последние годы Прилежаевой стали временем переосмысления прожитого: «Некоторые мои «идеалы» рухнули».
Умерла писательница 10 апреля 1989 года. Похоронена на Переделкинском кладбище.
 
МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ СВЕТЛОВ, русский поэт –
115 лет со дня рождения (17.06.1903-28.09.1964)
 
Родился 17 июня 1903 ГОДА в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в бедной семье, отец – ремесленник. С 1914 по 1917 годы учился в четырёхклассном училище, работал у фотографа и на бирже «мальчиком».
В 1919 году Михаил Светлов вступил в комсомол, который многое определил в его духовном мире и творчестве. Первые годы существования этой организации отмечены искренним оптимизмом, наивно-утопической верой в возможность переделать весь земной шар, чувством товарищества, жертвенностью и романтизмом. Писатель  не просто стал «комсомольским поэтом», как именовали впоследствии и его самого, и его товарищей М. Голодного, А. Ясного, А. Жарова, А. Безыменского и некоторых других: он стал выразителем идей этой новой человеческой категории, с её идеалами, чаяниями и стилем жизни.
Начальный период жизни поэта  также по-своему типичен. В 1920 году  доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка, затем редактор журнала «Юный пролетарий», заведующий отделом печати Екатеринославского губкома Коммунистического союза молодёжи Украины. В 1922 году переехал в Москву, учился на рабфаке, потом на литературном факультете 1-го Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова. Первое стихотворение опубликовал ещё в 1917 году в газете «Голос солдата». В Москве стал членом литературной группы «Молодая гвардия», объединившей литераторов, воспевавших революционную переделку мира. При этом в 1924–1925 годы входил в литературную группу «Перевал», вокруг которой группировались «попутчики».
Ранние сборники поэта «Рельсы» (1923), «Стихи» (1924), «Корни» (1925), в них нет особой, «светловской» интонации, хотя уже в то время рождались произведения, составившие эпоху в советской поэзии, навсегда оставшиеся в литературе.
Стихотворение  «Гренада» (1927), запечатлев определённый человеческий тип – бескорыстного бойца гражданской войны, создало идеал для подражания, которым руководствовалось несколько поколений довоенной молодёжи. Украинский хлопец, с его наивной верой в интернационализм, оставил родной дом, чтобы в далёкой Гренаде отдать землю испанским крестьянам, и сложил голову во имя идеи. Сродни ему и героиня стихотворения «Рабфаковке», скромная девушка двадцатых годов, чьё негероическое, ежедневное самопожертвование сравнивается с подвижничеством Жанны Д`Арк. Неожиданная образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи этого периода абсолютно самобытными. Поэт утверждал свой особый нравственный императив, высказанный не без иронии, но совершенно определённо.
Начавшийся вскоре творческий спад, заметный уже в книге «Ночные встречи» (1927), продлился несколько десятилетий. Исключением стали «Песня о Каховке» (1935, муз. И.О.Дунаевского), написанная для кинофильма «Три товарища», и крылатая строка песни «Если завтра война, если завтра в поход» из одноимённого кинофильма, соавтором сценария которого был М.А. Светлов. В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом газет «Красная звезда», «На разгром врага» и «Героический штурм». Лучшее произведение военной поры – стихотворение «Итальянец» (1943), категорически утверждавшее: «…нет справедливости // Справедливее пули моей!».
О новом подъёме свидетельствовали сборники «Горизонт» (1959), «Охотничий домик» (1964) и «Стихи последних лет» (1967), за который автору посмертно была присуждена Ленинская премия. Здесь трагическое осознание близкого конца (Светлов знал, что неизлечимо болен) ещё сильнее оттеняет иронию, причудливые образы сближают их, скорее, не со стихами прежних лет, а со светловскими афоризмами, фрагментами из записных книжек.
Если стихи и поэмы получили всеобщее признание, то пьесы, хотя и ставились в различных театрах, особого успеха не имели, возможно, потому, что режиссёры не нашли подхода к романтическим по тональности произведениям. В разные годы Михаилом Светловым были написаны «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940), так и не поставленный «Мыс Желания» (1940), «Бранденбургские ворота» (1946), «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956) и вариация на тему К.Гоцци «Любовь к трём апельсинам» (1964).
Пьеса об «А.Сент-Экзюпери», над которой поэт  работал в последние годы, не была завершена. Интересны оставшиеся в набросках «Взрослые сказки», своеобразная фантасмагорическая проза, сюжет которой безостановочно разрастался. Для этой прозы характерна неожиданная, но убедительная образность, например, такое сравнение: «Заря была очень похожа на русскую печь, в которой пекутся булки для ангелов». Любопытны получившие широкое хождение афоризмы Светлова.
Умер от рака 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
БОРИС АНДРЕЕВИЧ МОЖАЕВ, русский писатель, критик –
95 лет со дня рождения (01.06.1923-02.03.1996)

Родился 1 июня 1923 года  в селе Пителино Рязанской области.  По материнской и отцовской линии все были речниками и моряками: лоцманы, штурманы, плотогоны, бурлаки - занимались вождением судов по Каспию и Волге. В 1935 году отца писателя, Можаева Андрея Ивановича, сослали на Дальний Восток, где он и скончался. Мать сумела дать образование пятерым из шести детей.

 После того, как Можаев окончил среднюю школу, он продолжил обучение в Горьковском институте инженеров водного транспорта (ГИИВТ) на факультете кораблестроения. Перед тем, как пойти в армию, приблизительно год трудился в качестве преподавателя. Его призвали в армию, а в 1943 году писатель поступает в Высшее техническо-инженерное училище ВМС (Ленинград). В то же время на заочном отделении проходит обучение на филфаке ЛГУ. После того, как училище было окончено в 1948 году, его направляют в звании инженера-лейтенанта на Тихоокеанский флот. Участвовал в строительстве Порт-Артура.
Самые первые стихотворения драматурга  под названием «Архитектор» опубликовали в газетном издании «Советское Приморье» в 1949 году. В 1955 году во Владивостоке издали первую книжку его стихотворений «Зори над океаном», а также появилась первая книга, написанная в прозе «Власть тайги» (рассказы и повести, 1959 г.). Там же в 1955 году увидели свет «Удэгейские сказки»: составителем и  собирателем которых был Борис Можаев. Всё издавалось в книжном издательстве Приморска. В качестве первой столичной публикации критика  рассматривается рассказ под названием «Власть тайги».
А. Турков писал: «Можаев не отдавался свойственному для литературы тех годов упоённому славословию, связанному с освоением данного края. Он почуял нутром «волнующий запах гари», обосновывающийся грубым потребительским отношением, чреватым предстоящими нравственными и экологическими катастрофами. Такое потребительское отношение находило проявление и в отношении к людям, и к природным ресурсам, но его пагубность обществом стала осознаваться существенно позднее».
Художественной и исторической дальновидностью Б.А. Можаева отмечалось всё его творчество. В повести под названием «Полюшко-поле» от 1963 года, являющейся первой прозой  писателя, рассказывается о деревне, описывается характер, подтверждённый им через десятилетие в очерке под названием «В Солдатове у Лозового». Драматург писал: «Достаточно любопытно было наблюдать автору, как его герой, которого списали в уссурийских далёких краях, будет повторяться определёнными гранями характера в достоверном и живом председательстве, осуществляемом на южном Алтае. Мощь благовидного примера выглядит более внушительно, когда происходит доброе дело с захватом единовременным тысяч километров».
Публицистическое издание «Хлеб насущный и запах мяты» объединяет в себе наиболее существенные публикации Бориса Можаева («По дороге в Мещеру», «Стоит ли старое вспоминать?», «Лесная дорога», «Хозяина ждёт земля»). По признанию самого Бориса Андреевича, это издание является писательским дневником или же двадцатилетней хроникой, которая запечатлела его точку зрения на жизненные злободневные явления.
В 1966 году  в «Новом мире» Твардовского (№ 7) опубликована повесть «Из жизни Федора Кузькина» (впоследствии «Живой»). Повесть снималась цензурой и была с громадным трудом разрешена к публикации. Её постановкой в Театре на Таганке занимался Юрий Любимов, увидевший в Кузькине характер масштаба нации (роль Кузькина пытался исполнять Валерий Золотухин). В результате спектакль был запрещён, а зритель его смог увидеть только спустя 21 год. В сюжетной линии рассматривается острое противостояние властному самодурству, имеет место озорной и хлёсткий диалог, непредсказуемо независимая и самобытная натура самого Кузькина, которые смогли определить для спектакля и самой повести ошеломляющий успех. Множество зрителей спектакль смогли увидеть на прогонах.
В период с 1960 – 1970 годы писатель создал череду необычайно противоречивых и разнообразных портретов собственных современников. Имеет место глубоко художественное определение сознания приспособленческого и творческого, дерзкого и рабского, разлагающегося и воскресающего для созерцания. Б.А. Можаевым исследуется «воля к независимости», в качестве истории самосознания народа, которая переживается особо разнообразно, весьма индивидуально и разноречиво. Череда рассказов, получившая общее название «Старые истории», среди которой «Села Брехова история, написанная Булкиным Петром Афанасьевичем», «Квадратных полтора метра», «Старица Прошкина» и прочие. В данном случае разговор касается не хроники явлений, а скорее характеров, при которых, порой, наблюдается парадоксальное воссоединение сатиры и трагедии.
По наступлению 1980 года Можаев закончил свой роман «Мужики и бабы», который посвящался противостоянию крестьян на Рязанщине  насильственной  коллективизации. Роман смог увидеть свет полностью в 1987 году. Вторая книжка романа, в которой развернуто перед читателем воссоздавалась панорама восстания и последующего его подавления, была отвергнута всеми столичными журналами, а опубликовали её только в 1987 году в номерах с 1-го по 3-ий журнала «Дон». Академик В. А. Васхнил в предисловии к данной публикации писал, что Борис Андреевич смог отыскать именно приёмы раскрытия массовости характера данной борьбы. Действует здесь народ.
Авантюризм политической направленности в данном случае принимает столь широкие масштабы, что сломать или просто его преодолеть, возвратив деревню на дорогу естественных социальных, закономерных преобразований, способно исключительно массовое народное движение.
Рассматриваемая драма народа смогла отыскать в Можаеве собственного летописца. По признанию А. Солженицына, с которым он был очень дружен, сделался неким прототипом А. Благодарева, «основного героя крестьян» «Красного Колеса», который в Антоновщину стал в романе А. Солженицына командиром некоего отряда партизан.
Статья, посвящённая Севастополю «Крымские страдания», закончена была писателем за пару месяцев до смерти, а полностью он её опубликовал в седьмом номере за 1996 год журнал «Дон».
Критик Б.А. Можаев в 1994 году становится главным редактором журнального издания «Россия», но сил хватило лишь на написание только первого номера. В этом номере нашла своё место его статья, в которой рассматривается аграрная реформа, осуществляемая в Нижегородской области. Она получила название «Воля и Земля».
Умер 2 марта 1996 года в Москве.