октябрь

ЛУИ АНРИ  БУССЕНАР, французский  писатель –
170 лет со дня рождения (04.10.1847-11.09.1910)
 
Родился 4 октября 1847 года в деревне Экренн. Родителями будущего романиста были Луи-Антуан Буссенар, управляющий экреннского замка, сборщик коммунальных налогов,  и  Элоиза Ланс – молодая кастелянша и горничная замка, дочь ткача-ремесленника. Овдовев в 1855 году, Элоиза одна была вынуждена воспитывать двоих сыновей (Луи было 8 лет, его младшему брату Антуану – пять). В школе Экренна юный Луи Буссенар отличался умом, усердием в учёбе, гордым и строптивым характером. В 1860-1867 годах он получал гуманитарное образование в пансионе Борьё в Питивье, по окончании которого поступил на медицинский факультет Парижского университета. С юных лет его излюбленным досугом была охота, приезжая в родную деревню на каникулы, он любил бродить по босеронским лесам с ружьём и собакой.
Учёба была прервана началом франко-прусской войны. Как студент Буссенар не подлежал мобилизации, но, будучи страстным патриотом, он ушёл в армию добровольцем. Студент-медик был зачислен военным фельдшером в действующую часть и вскоре оказался на восточном фронте, находясь там и, сознавая своё бессилие, присутствовал – при разгроме французских войск под Висамбургом и Рейшофеном. Отступая в составе действующей армии к Парижу, писатель   переносит суровые испытания осады, лишения и голод, огонь артиллерийских обстрелов. Во время героической и безуспешной попытки французов прорвать блокаду Шампиньи в ночь с 1 на 2 декабря 1870 года военный фельдшер Л. Буссенар получил пулевое ранение. Горечь поражения на всю жизнь останется в его сердце, к воспоминаниям о войне он не раз вернётся в своём творчестве.
После войны он  некоторое время продолжал своё медицинское образование, но вскоре окончательно порвал с профессией и занялся литературой. Самые ранние из обнаруженных газетных публикаций Буссенара (несколько научных обозрений) датируются маем-июнем 1876 года. В последующие годы он работает репортёром, хроникёром в разных парижских газетах.
Предположительно в 1875 году автор совершает своё первое путешествие в Австралию и Индонезию, где пребывает около трёх месяцев. А с апреля 1878 года открывшийся «Журнал путешествий» начинает публиковать его  первый роман  – «Через всю Австралию».
Второй роман, «Кругосветное путешествие юного парижанина», вышел в 54 выпусках «Журнала путешествий» (1879-1880), а после – отдельной книгой, делает автора по-настоящему знаменитым.
В качестве поощрения за успех «Журнал путешествий», главной звездой которого Л. Буссенар останется на протяжении 32 лет,  субсидирует его поездку в Гвиану. Писатель проводит в Гвиане пять месяцев, углубляясь в джунгли, исследуя русла рек, ночуя в индейских хижинах, встречаясь с золотоискателями, сочиняя заметки для журнала и набрасывая свой новый роман, «Гвианские робинзоны». Из Гвианы он привозит предметы туземного быта: керамику, оружие, охотничьи трофеи, десятки рисунков и фотографий, тропические растения (украсившие сад его родного дома), документальные сведения и карты, всё это делало его крупнейшим специалистом по Гвиане того времени.
Третий роман также принимается публикой с огромным восторгом. Автор нашёл формулу своего успеха, ему больше не нужно зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом репортёра, он оставляет шумный Париж и поселяется в провинции, в окрестностях департамента Луаре, милой сердцу провинции Бос, недалеко от родного Экренна, где живёт его мать. Недавний журналист и неутомимый путешественник становится «джентльменом-фермером и домоседом», совершая иногда небольшие путешествия между написанием очередных романов (в Марокко, Флориду, Сьерра-Леоне) и проводя зимние месяцы на средиземноморском побережье Франции.
С 1883 года с ним рядом любимая и верная спутница жизни, Альбертина Делафуа (1863-1910). Буссенар и Альбертина, которую он любовно называл «моя голубка», счастливо проживут вместе 27 лет,  и ничто не омрачит их безмятежных отношений. Он  пишет книги, Альбертина музицирует, переписывает рукописи новых романов, их нередко видят среди босеронских полей на двухместном велосипеде.
Писатель оставил весьма богатое литературное наследие. В библиографии, скрупулёзно составленной Тьери Шеврие, фигурирует 38 романов (при этом «Десять тысяч лет среди льдов» и «Похождения Бамбоша» он учитывает как части «Тайн господина Синтеза» и «Секрета Жермены», соответственно), три больших документальных сочинения, а также более двух десятков очерков и рассказов.
Сочиняя остросюжетные романы на географическом материале (а также научно-фантастические и исторические), то есть ориентируясь преимущественно на юную аудиторию, он чувствовал, что не может высказаться до конца, будучи стеснённым рамками жанра. Видимо, именно поэтому в 55 лет он внезапно возвращается к журналистской деятельности. В региональном еженедельнике «Гатине», под псевдонимом «Франсуа Девин», с 1902 по 1910 год он публикует свои «Письма крестьянина», написанные на босеронском диалекте. В этих 205 отрывках он, зачастую в насмешливом, шутовском тоне, выражает свои взгляды на общество, политику, религию, освещает проблемы сельской жизни провинции Орлеанэ, ставя себе целью расшевелить ум крестьян, показать простому народу, как его грабят богачи.
Конец писателя был трагическим. В июне 1910 года, в возрасте 46 лет, внезапно заболевает и умирает его любимая жена Альбертина. Сломленный невыносимым горем, этот могучий атлет не в силах сопротивляться обострившейся болезни…
Луи Буссенар умирает 11 сентября того же года, пережив супругу меньше чем на три месяца. За несколько дней до кончины, неизбежность и близость которой он как врач прекрасно осознаёт, Буссенар собственноручно составляет завещание (согласно которому все его рукописи и личные бумаги были впоследствии сожжены) и даже текст извещения о смерти, которое породило ложные слухи о самоубийстве (активно муссирующиеся в русскоязычном Интернете и поныне). Писатель был похоронен рядом с Альбертиной на кладбище их родной деревни Экренн.
 
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА, русская поэтесса –
125 лет со дня рождения (08.10.1892-31.08.1941)
 
Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина Цветаева начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны  и Фрайбурга. В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в «Сорбонне» краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
В 1910 году поэтесса  опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом».  Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год она написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности прозаика связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом  Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
В 1911 году поэтесса познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
В 1914 году Марина Ивановна познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Она посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1917 году Цветаева, подводя итог, пишет: Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая впоследствии умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжёлыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах  поэтесса пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Здесь  на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В 1928 году в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Марина Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского).
В это же время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), «Живое о живом» (1933), «Нездешний ветер» (1936), «Пленный дух», (1934).
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево, соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
 
ИЛЬЯ АРНОЛЬДОВИЧ ИЛЬФ, русский писатель –
120 лет со дня рождения (15.10.1897-13.04.1937)
 
Родился 15 октября 1897 года в Одессе. Илья Ильф был третьим из четырёх сыновей небогатого банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга и его жены Миндль Ароновны.
В 1913 году, окончив техническую школу, он  в 16 лет начал трудовую деятельность, часто меняя место работы – чертёжное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, бухгалтером, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом.
В 1923 году он стал профессиональным литератором и переехал в Москву. Работая в газете «Гудок»,  Ильф печатал очерки и фельетоны в различных изданиях. Среди них журналы «30 дней», «Железнодорожник», «Смехач», газеты «Вечерняя Москва», «Правда» и «Литературная газета».
В 1925 году после командировки в Среднюю Азию он написал серию очерков «Москва – Азия».
В 1925 году Ильф познакомился с Евгением Петровым, братом писателя Валентина Катаева.
С 1926 года началась их совместная работа: сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач», обрабатывались материалы для газеты «Гудок». По одной из версий, идея совместного творчества Ильфа и Петрова принадлежала Валентину Катаеву.
В 1928 году в журнале «30 дней» была опубликована первая работа Ильфа и Петрова – роман «Двенадцать стульев», имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Книгу молодых авторов тогда поддержал Владимир Маяковский. Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс «чистки» продолжался в течение десяти лет, и в итоге книга уменьшилась почти на треть.
В конце 1920-х годов были опубликованы повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929).
В 1931 году вышел в свет второй роман Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», новые похождения героя «Двенадцати стульев», получивший тёплые отзывы критиков.
С 1932 года писатели работали в газете «Правда», где были опубликованы фельетоны и сатирические рассказы, среди них «Веселящаяся единица», «Бронированное место», «Клоп».
В соавторстве с Евгением Петровым Илья Ильф написал киносценарии к фильмам «Чёрный барак» (1933), «Однажды летом» (1936), «Цирк» (1936). В 1935 году писатели совершили путешествие в США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка», вышедшая в 1936 году.
Давний туберкулез легких Ильфа, обострившийся во время путешествия, привёл к его смерти 13 апреля 1937 года в Москве.
Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ ПЕРМЯК, русский писатель –
115 лет со дня рождения (31.10.1902-17.08.1982)
 
Родился 31 октября 1902 года, в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. Большая часть его детства и юности  прошла в Воткинске, где он учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. В начале 1920-х Пермяк попадает в Кулундинские степи (Сибирь), где работает на продовольственном фронте. Позже его впечатления о Сибири лягут в основу книги «Тонкая струна», цикла «кулун-динских» рассказов и повестей: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение».
Сменил много занятий: был  заготовителем, инструктором по культурно-просветительской работе, журналистом, руководителем агитколлектива. Печатался с 1924 года. Публиковал в сарапульской газете «Красное Прикамье» рабселькоровские корреспонденции, писал стихи под псевдонимом «Мастер Непряхин».
В 1930 году окончил педагогический факультет Пермского университета. В студенческие годы стал организатором журнала «Живая театрализованная газета», созданного по образцу известной в те годы «Синей блузы». В 1929  году в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты».
В начале 1930-х писатель переехал в Москву и занялся профессиональной литературной деятельностью. Сотрудничает в журналах «Деревенский театр», «Клубная сцена». Заявляет о себе как драматург. Из пьес начала 1930-х наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939). В  годы Великой Отечественной войны он  с группой московских писателей находился в Свердловске. Активно сотрудничал с «Совинформбюро», откликался на текущие события публицистикой в газетах Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступал на заводах. В это время сблизился с П. Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Эти отношения перешли в прочную дружбу. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговекий мастер».
В 1942  году в Свердловске была издана книжка «Ермаковы лебеди. Героическое представление в 4-х действиях Евгения Пермяка по одноименному сказу П. Бажова об Ермаке Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Алёнушке и о великом государе Иване Васильевиче». Позднее он написал ещё одну пьесу по сказу Бажова — «Серебряное копытце» (издана в Москве в 1956). Сам писатель записывал и обрабатывал сказания о горе Благодать. В совместных поездках П. Бажова и Е. Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители».
Тогда же появился замысел книги «Кем быть». Книга состоит из 12 сюжетно завершенных глав, объединённых общей авторской задачей: раскрыть поэзию труда и познакомить юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику, его рассказ о знаменитом умельце-углежоге Тимохе, убеждённом, что «живинка во всяком деле есть: впереди мастерства она бежит и человека за собой тянет». Мысль о том, что в каждом деле надо «живинку найти» проходит через всё путешествие в мир профессий. В любом деле можно стать счастливым, знаменитым человеком. Появившаяся в 1946 году  книга открыла новый значительный этап в творчестве Е.А. Пермяка - приход в детскую литературу. Книга пользовалась очень большим успехом, была переведена на многие языки народов СССР, в том числе и на коми-пермяцкий.
Пермяк — автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962); публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединённые идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.
Он  считается одним из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции, используя сказочные, сказовые формы,  вкладывает в традиционный жанр новое, современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в его сказках  реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.
«...Где-то на пятьдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начались ступени лестницы»,— отмечал Пермяк. Ступенями творческого пути стали романы «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Горбатый медведь» (1965), «Последние заморозки» (1962), «Царство Тихой Лутони» (1970). Живые проблемы сегодняшнего дня здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается политическим содержанием. Идейно-художественной основой его романов  становятся столкновения характеров и событий, выражающих дух времени. Современность в романах Пермяка не фон, а основное содержание, определяющее конфликты повествования, образную систему, всю структуру. Публицистический накал письма, сатирическая окраска и лирическая проникновенность авторских характеристик — существенные особенности романов Пермяка. Критика упрекала его в излишней публицистичности, обнажённой заострённости ситуаций и характеров, однако сам Пермяк намеренно вплетает её в повествование, а в своих выступлениях на литературные темы настаивал, что публицистические нити имеют длительную историю в русской литературе и являют активную гражданскую позицию автора-повествователя.
В романах он ищет свежие повествовательные формы, использует формы сказки-были, её аллегоричность, сказочную символику, сказовые мотивы, реализующиеся в языковой сочности авторских описаний, мудрой лукавинке бывалого рассказчика. Наряду с этим для романов Пермяка характерны стремительность развития действия, неожиданность сюжетных поворотов, лаконичность авторских характеристик.
Роман «Сказка о сером волке» связан с жизнью тружеников Урала. Писатель рисует своих современников из приуральского села Бахруши. Здесь живёт энергичный, знающий своё дело председатель колхоза Пётр Бахрушин. Неожиданно выясняется, что его считавшийся погибшим ещё в годы Гражданской войны брат Трофим, жив, стал фермером в Америке приезжает навестить родное село. Фермера-туриста сопровождает американский журналист Джон Тейнер, захотевший быть свидетелем «несколько необычной встречи двух братьев из разных миров» и написать книгу о жизни русской деревни. Судьба американского фермера, история его приезда в качестве интуриста в родное село, встречи с советскими людьми и составляют основу повествования. Столкновение двух братьев, хотя и является сюжетным стержнем романа, его основным конфликтом,— это лишь событийное выражение больших социальных столкновений. В поединок вступают разные люди, сталкиваются социальные системы, мировоззрения, различные взгляды на мир.
Евгений Пермяк известен как создатель оригинальных, остросовременных, публицистически активных «маленьких романов»: «Счастливое крушение», «Бабушкины кружева», «Сольвинские мемории». Они состоят из новеллистических кратких, часто сюжетно цельных глав. Такая форма позволяет широко охватить большой жизненный материал, делать экскурсы в далёкое прошлое, прослеживать связанные с ним судьбы людей, быстро менять место действия, развивать повествование динамически напряженно и увлекательно. Почти все маленькие романы Пермяка написаны в сказовой манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием и многое проясняющей в идейном замысле всего произведения. Сказка «О Жалевой правде», органически включённая в сюжетную ткань «Сольвинских меморий», сказочные образы и характеристики определяют жанровое своеобразие лучших маленьких романов Евгения Пермяка — «Царство Тихой Лутони», «Очарование темноты».
Пермяк всегда считал себя пермяком по происхождению, уральцем. Многие его романы написаны на так называемом «уральском материале». Именно на нём написан историко-революционный роман Пермяка «Горбатый медведь», раскрывающий сложные жизненные противоречия. Идейной основой романа является проблема формирования личности. Пермяк развёртывает галерею живых человеческих образов и характеров, одни из которых способствуют кристаллизации в душе главного героя добрых чувств, другие, напротив, жестоко ранят несправедливостью и злом. Вскоре на его основе возникла повесть «Детство Маврика». Это повесть о жизни мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно впитывает впечатления окружающего мира, помогает детям рабочих, борется за справедливость. Когда приходит революция, он, уже юноша, без колебаний принимает её и с радостью участвует в строительстве новой жизни.
В 1970 году в Москве вышла книга  «Мой край», полностью посвящённая Уралу — «стране чудес и несметных сокровищ». Одна из глав книги рассказывает о Пермской области.
Писателя с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки. Его книги  о профессиях и своеобразные сказки для детей, безусловно, вошли в золотой фонд литературы.
Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.