

С 1831 по 1834 годы он учится в Московском университете, на словесном факультете. По окончании университета возвращается в Симбирск, поступает на службу чиновником особых поручений при губернаторе В. Загряжском и сближается с дворянским обществом. В 1835 году переезжает в Петербург и поступает на службу в министерство финансов, по департаменту внешней торговли, переводчиком иностранной корреспонденции. В конце 30-х годов Гончаров знакомится с семьёй художника Н. А. Майкова и входит в их литературный кружок. В рукописных альманахах кружка «Подснежник» и «Лунные ночи» помещает свои стихи и повести: «Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Старики» - (1844 неоконченная повесть).
В 1846 году писатель начинает сотрудничать с В.Г.Белинским в журнале «Современник». Идейное общение с Белинским было определяющим для всей его литературной деятельности. Это влияние живо отразилось в его первом крупном произведении - «Обыкновенная история» (1847). Центральный образ романа - молодой дворянин-романтик Александр Адуев.
В 1852 году Иван Александрович Гончаров уходит на два года в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» секретарём адмирала Е.В. Путятина. На фрегате он находился в тесном общении с особой дворянской группой - морскими офицерами, среди которых были представители титулованных родов; это в известной мере воздействовало на формирование умеренных социально-политических взглядов Гончарова. Путешествие отложило в сознании писателя чёткий образ европейского капиталиста - «хозяина исторической сцены». Вопреки устойчивым буржуазным симпатиям поэта его писательская честность, правдивость и зоркость помогли ему понять в Англии показную филантропию и лицемерную добродетельность, при которой «от бедноты гибнут не только отдельные лица, семейства, но целые страны под английским управлением».
В 1855-57 годы по возвращении из путешествия Иван Александрович печатает свои «Путевые очерки» - этюды к «Фрегату Паллада». Отдельное издание появилось в 1858 году, оно имело большой успех у читателей.
В 1862 году при министре внутренних дел П. Валуеве становится редактором официозной газеты «Северная почта».
В 1863 году вступает в должность члена Совета по делам книгопечатания. В 1865 году - член Главного управления по делам печати.
Подготовив отдельное издание «Фрегата Паллада», писатель обратился к созданию «Обломова». В свой труд он вложил все глубочайшие мысли, все зрелые приёмы художественного мастерства - всё лучшее, что только мог принести в дар национальной русской и мировой литературе. Задачей он ставил изобразить великое социальное зло: развращающее влияние крепостнического строя на личность, на общество - то, что созревало в его творческом сознании ещё при В.Г. Белинском.
В 1849 году вышел в свет «Сон Обломова» - вступление в эпопею, беспощадное разоблачение корней «Обломовщины». Во «Сне Обломова» Гончаров даёт гениальную картину воспитания барчука. Впоследствии Обломов в Москве получает хорошее образование, затем служит в Петербурге. Однако влияние социальной среды и воспитания таково, что и в столице Обломов устраивает на Гороховой вторую Обломовку, а потом на Выборгской и третью. Писатель создал в романе второй яркий портрет, параллельный портрету барина, - Захара. Основная мысль здесь та же - развращающее влияние крепостничества. История Захара - это, в сущности, драма. На старости лет, после смерти барина, Захар нищенствует на церковной паперти. Обломовщина так же губительно отозвалась и на слуге-крепостном, как и на барине.
Отдельное издание «Обломова» появилось в печати в 1859 году. В «Обломове» он рисует глухую уездную усадьбу и упадочный помещичий быт в условиях натурального хозяйства. Обломовы идеалом жизни считали покой и бездействие. Писатель подверг Обломова высочайшему испытанию - испытанию любви. В изображении любви писатель вскрывает предопределённость душевных движений героя. Девушка с богатыми духовными силами, воспитанная в столичной среде, задалась гуманной целью «поднять» Обломова. Обломов горячо откликается, борется со своей сонливостью, начинает читать, следить за газетами, посещает общество, бывает в театре. Он хочет духовно стать в уровень с Ольгой, но ему это не по силам. Беспощадный автор не захотел завершить разрыв с Ольгой смертью Обломова от горячки; он заставляет Обломова выздороветь телесно, чтобы медленно умирать духовно.
Творческая история третьего романа Гончарова - «Обрыв» - очень сложна и длительна. Роман был задуман одновременно с «Обломовым» - около 1849 года. Сам автор настаивал на связи «Обрыва» с «Обломовым».
«Райский - прямой, ближайший сын Обломова». В автобиографической «Необыкновенной истории» (окончена в 1879) Гончаров сообщает: «Была у меня предположена огромная глава о предках Райского, с рассказами мрачных, трагических эпизодов из семейной хроники» - в плане истории дворянского рода должны были раскрыться картины барской жизни как социально-историческая драма, с насилиями, кровавыми событиями, жестокостью, крепостными гаремами. В образе бабушки – Бережковой, явственно проступали черты крепостницы. Помещик - предприниматель Тушин отсутствовал. Волохов рисовался сочувственно. Волохов — личность «сильная, почти дерзкая волей, не ужившаяся, по своим новым и либеральным идеям, в службе». Волохова ссылают в Сибирь. Вера следует за Волоховым в Сибирь, подобно женам декабристов.
В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского".
Ещё в большей степени Гончаров является знатоком мировой литературы. Он изучал античных и западных авторов - А. Данте, У. Шекспира, И.В. Гёте, Т. Тассо. Поэт прошёл через увлечение французской литературой, «физиологическим очерком». Он высоко ценил У. Шекспира, Д.Г. Байрона, но ближе ему был английский роман.
Обладавший высокой литературной и художественной культурой, Гончаров явился новатором в области социально-психологического романа. О его мастерстве ярко сказал Н.А. Добролюбов как о «художнике, умеющем выразить полноту явлений жизни», «остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неумолимый миг её...».
24 сентября 1891 года Гончаров очень сильно простудился. Болезнь развивалась стремительно, и через три дня, в ночь на 27 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Писатель был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ, русский поэт - 150 лет со дня рождения (15.06.1867-24.12.1942)
|
Адрес: 624285, Свердловская область, | МБУК "Библиотечная система" |
пгт Рефтинский, ул. Молодёжная, д.29/1 | городского округа Рефтинский | |
тел.: 8(34365) 3-21-48 | © 2013-2019 | |
Администратор сайта: Спирин Андрей | e-mail: reft-lib@yandex.ru |