июнь

ВИЛЬГЕЛЬМ  КАРЛОВИЧ  КЮХЕЛЬБЕКЕР, русский  поэт -
220 лет со дня рождения (21.06.1797-23.08.1846)
 
Родился 21 июня в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян. Детство провёл в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца. В 1808 году  был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста И.Г. Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьёзно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 году печатался в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимал активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 году читал стихи, посвящённые ссыльному А.С. Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил И.В. Гёте, которому посвятил стихотворение «К Прометею». В Париже читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.
Друзья помогли ему поступить на службу к генералу А.П. Ермолову, и он в 1821году отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.С. Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 года  Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию «Аргивяне», сочинил поэму «Кассандра», начал поэму о Грибоедове.
Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 года приехать в Москву. Поэт сблизился с В.Ф. Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах «Мнемозина», где печатались А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Кюхельбекер писал стихи о восстании в Греции, на смерть Д.Г. Байрона, послания А.П. Ермолову, А.С. Грибоедову, стихотворение «Участь русских поэтов».
В 1825 году поселился в Петербурге, вошёл в круг декабристов, был принят в члены Северного общества. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих «штатских» среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вёл себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой длительной каторгой.
После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях был сослан в Сибирь на поселение. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказку «Иван, купецкий сын», воспоминания  «Тень Рылеева», «Памяти Грибоедова». Некоторые из его произведений  А.С. Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.
В ссылке поэт женился на дочери почтмейстера Артёмова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьёй перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулёзом и слепой, поселился в Тобольске.
Умер поэт  23 августа 1846 г. в Тобольске.
 
ИВАН  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ГОНЧАРОВ,  русский  писатель -
205 лет со дня рождения (18.06.1812-27.09.1891)
 
Родился 18 июня  1812 года, в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье - писателя. В детстве и юности воспитывался под влиянием отставного моряка, богатого помещика Н. Н. Трегубова. Гончаров обучался в дворянском пансионе в имении княгини Хованской, затем в Московском коммерческом училище.

С 1831 по 1834 годы  он  учится в Московском университете, на словесном факультете. По окончании университета  возвращается в Симбирск,  поступает на службу чиновником особых поручений при губернаторе В. Загряжском и сближается с дворянским обществом. В 1835 году переезжает в Петербург и поступает на службу в министерство финансов, по департаменту внешней торговли, переводчиком иностранной корреспонденции. В конце 30-х годов  Гончаров знакомится с семьёй художника Н. А. Майкова и входит в их литературный кружок. В рукописных альманахах кружка «Подснежник» и «Лунные ночи» помещает свои стихи и повести: «Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Старики» - (1844 неоконченная повесть).

В 1846 году писатель  начинает сотрудничать с В.Г.Белинским в журнале «Современник». Идейное общение с Белинским было определяющим для всей его литературной деятельности. Это влияние живо отразилось в его первом крупном произведении  -  «Обыкновенная история» (1847). Центральный образ романа -  молодой дворянин-романтик Александр Адуев.

В 1852  году  Иван Александрович Гончаров уходит на два года в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» секретарём адмирала Е.В. Путятина. На фрегате он находился в тесном общении с особой дворянской группой - морскими офицерами, среди которых были представители титулованных родов; это в известной мере воздействовало на формирование умеренных социально-политических взглядов Гончарова. Путешествие отложило в сознании писателя чёткий образ европейского капиталиста - «хозяина исторической сцены». Вопреки устойчивым буржуазным симпатиям поэта его писательская честность, правдивость и зоркость помогли ему понять в Англии показную филантропию и лицемерную добродетельность, при которой «от бедноты гибнут не только отдельные лица, семейства, но целые страны под английским управлением».

В 1855-57 годы по возвращении из путешествия Иван Александрович печатает свои «Путевые очерки» -  этюды к «Фрегату Паллада». Отдельное издание появилось в 1858 году,  оно имело большой успех у читателей.

В 1862 году при министре внутренних дел П. Валуеве становится редактором официозной газеты «Северная почта».

В 1863 году  вступает в должность члена Совета по делам книгопечатания. В 1865 году - член Главного управления по делам печати.

Подготовив отдельное издание «Фрегата Паллада», писатель обратился к созданию «Обломова». В  свой труд он вложил все глубочайшие мысли, все зрелые приёмы художественного мастерства -  всё лучшее, что только мог принести в дар национальной русской и мировой литературе. Задачей он ставил изобразить великое социальное зло: развращающее влияние крепостнического строя на личность, на общество - то, что созревало в его творческом сознании ещё при В.Г. Белинском.

В 1849 году вышел в свет «Сон Обломова» - вступление в эпопею, беспощадное разоблачение корней «Обломовщины». Во «Сне Обломова» Гончаров даёт гениальную картину воспитания барчука. Впоследствии Обломов в Москве получает хорошее образование, затем служит в Петербурге. Однако влияние социальной среды и воспитания таково, что и в столице Обломов устраивает на Гороховой вторую Обломовку, а потом на Выборгской и третью. Писатель создал в романе второй яркий портрет, параллельный портрету барина, -  Захара. Основная мысль здесь та же - развращающее влияние крепостничества. История Захара - это, в сущности, драма. На старости лет, после смерти барина, Захар нищенствует на церковной паперти. Обломовщина так же губительно отозвалась и на слуге-крепостном, как и на барине.

Отдельное издание «Обломова» появилось в печати в 1859 году.  В  «Обломове» он рисует глухую уездную усадьбу и упадочный помещичий быт в условиях натурального хозяйства. Обломовы идеалом жизни считали покой и бездействие. Писатель подверг Обломова высочайшему испытанию - испытанию любви. В изображении любви писатель  вскрывает предопределённость душевных движений героя. Девушка с богатыми духовными силами, воспитанная в столичной среде, задалась гуманной целью «поднять» Обломова. Обломов горячо откликается, борется со своей сонливостью, начинает читать, следить за газетами, посещает общество, бывает в театре. Он хочет духовно стать в уровень с Ольгой, но ему это не по силам. Беспощадный автор не захотел завершить разрыв с Ольгой смертью Обломова от горячки; он заставляет Обломова выздороветь телесно, чтобы медленно умирать духовно.

Творческая история третьего романа  Гончарова - «Обрыв» - очень сложна и длительна. Роман был задуман одновременно с «Обломовым» - около 1849 года. Сам автор настаивал на связи «Обрыва» с «Обломовым».

«Райский - прямой, ближайший сын Обломова». В автобиографической «Необыкновенной истории» (окончена в 1879) Гончаров сообщает: «Была у меня предположена огромная глава о предках Райского, с рассказами мрачных, трагических эпизодов из семейной хроники» - в плане истории дворянского рода должны были раскрыться картины барской жизни как социально-историческая драма, с насилиями, кровавыми событиями, жестокостью, крепостными гаремами. В образе бабушки – Бережковой,  явственно проступали черты крепостницы. Помещик - предприниматель Тушин отсутствовал. Волохов рисовался сочувственно. Волохов — личность «сильная, почти дерзкая волей, не ужившаяся, по своим новым и либеральным идеям, в службе». Волохова ссылают в Сибирь. Вера следует за Волоховым в Сибирь, подобно женам декабристов.

В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского".

Ещё в большей степени Гончаров является знатоком мировой литературы. Он изучал античных и западных авторов -  А. Данте, У. Шекспира, И.В. Гёте, Т. Тассо. Поэт прошёл через увлечение французской литературой, «физиологическим очерком». Он высоко ценил У. Шекспира, Д.Г. Байрона, но ближе ему был английский роман.

Обладавший высокой литературной и художественной культурой, Гончаров явился новатором в области социально-психологического романа. О его мастерстве ярко сказал Н.А. Добролюбов как о «художнике, умеющем выразить полноту явлений жизни», «остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неумолимый миг её...».

24 сентября 1891 года Гончаров очень сильно простудился. Болезнь развивалась стремительно, и через три дня, в ночь на 27 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Писатель  был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ, русский поэт -                                                       150 лет со дня рождения  (15.06.1867-24.12.1942)

Родился  15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключён за участие в антиправительственном кружке. Продолжил своё образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключён из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он  ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжёг почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта - середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве укрепили веру поэта в себя и своё особое предназначение. В 1898 году он выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.
Поэту  суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе -  символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, А. Белый, В. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намёков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир -  это мир тончайших мимолётных наблюдений, хрупких чувствований.
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
Помимо почти всех стран Европы писатель  побывал в Соединённых Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живёт до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар - птица. Свирель славянина», в которой писатель  развивал национальную тему, не принесла ему успеха, и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остаётся в стороне от ожесточённой полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много,  легко,  самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времён» (1908), «Зелёный вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трёхсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он -  не только известный поэт, но и автор трёх книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией он  создаёт ещё два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, мёда и луны» (1917).
Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского  поэт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для него долгими годами эмиграции.
В эмиграции Константин Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Моё - ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.
 
ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ ШАЛАМОВ, русский писатель, поэт –
110 лет со дня рождения (05.06.1907-17.01.1982)
 
Родился 5 июня 1907 года в Вологде. Отец его был священником, человеком, выражающим прогрессивные взгляды. Возможно, обстановка, которая окружала будущего писателя, и родительское мировоззрение дали первый толчок в развитии этой необыкновенной личности. В Вологде проживали ссыльные заключённые, с которыми отец Шаламова всегда стремился поддерживать отношения и оказывал всяческую поддержку.
Биография Шаламова отображена частично в его повести «Четвертая Вологда». Уже в юные годы в авторе этого произведения начала формироваться жажда справедливости и стремление бороться за неё любой ценой. Идеалом поэта  в те годы был образ народовольца. Жертвенность его подвига вдохновляла молодого человека и, возможно, предопределила всю дальнейшую судьбу. Художественная одарённость проявилась в нём с ранних лет. Вначале его дар выражался в непреодолимой тяге к чтению. Читал он запоем. Будущего создателя литературного цикла о советских лагерях интересовала различная проза: начиная с приключенческих романов Александра Дюма и заканчивая философскими идеями Иммануила Канта.
Его биография  включает в себя судьбоносные события, произошедшие в первый период пребывания в столице. В Москву он уехал в семнадцатилетнем возрасте. Сперва работал дубильщиком на заводе. Спустя два года поступил в университет на факультет права. Литературная деятельность и юриспруденция – направления на первый взгляд несовместимые. Но Шаламов был человеком действия. Ощущение, что годы проходят зря, томило его уже в ранней молодости. Будучи студентом, он был участником литературных диспутов, митингов, демонстраций и поэтических вечеров.
Биография и творчество  Варлама  Шаламова – это сплошь тюремные заключения. Первый арест состоялся в 1929 году при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Шаламов был приговорён  к трём годам заключения.  Очерки, статьи и множество фельетонов было создано писателем в тот тяжёлый период, наступивший после возвращения с Северного Урала. Пережить долгие годы пребывания в лагерях ему, быть может, дало силы убеждение, что все эти события являются испытанием. Относительно первого ареста писатель в автобиографической прозе однажды сказал, что именно это событие положило начало настоящей общественной жизни. Позже, имея за своей спиной горький опыт, поэт  поменял свои взгляды. Он не верил уже в то, что страдание очищает человека. Скорее, оно приводит к растлению души. Лагерь он называл школой, которая несёт исключительно отрицательное влияние на кого угодно с первого по последний день. Но годы, которые  прозаик провёл на Вишере,  не смог не отобразить в своём творчестве. Спустя четыре года его  вновь  арестовали, за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Пять лет Колымских лагерей стали приговором Шаламова в страшном 1937 году.
Один арест следовал за другим. В 1943 году Шаламов Варлам Тихонович был взят под стражу лишь за то, что назвал писателя-эмигранта Ивана Бунина русским классиком. На этот раз Шаламов остался в живых благодаря тюремному врачу, который на свой страх и риск отправил его на курсы фельдшеров. На ключе Дусканья  он  впервые стал записывать свои стихи. После освобождения  ему ещё два года нельзя было  покинуть Колыму. И только после смерти И.В. Сталина Варлам Тихонович смог вернуться в Москву. Здесь он встретился с Борисом Пастернаком. Личная жизнь Шаламова не сложилась. Слишком долгое время он был оторван от семьи. Его дочь повзрослела без него.
Из Москвы ему удалось перебраться в Калининскую область и устроиться в качестве мастера на торфоразработках. Всё свободное от тяжёлой работы время посвящал писательству. «Колымские рассказы», которые создавал в те годы заводской мастер и агент по снабжению, сделали из него классика русской и антисоветской литературы. Рассказы вошли в мировую культуру, стали памятником бесчисленным жертвам сталинских репрессий.
В Лондоне, Париже и Нью-Йорке рассказы Шаламова были опубликованы раньше, чем в Советском Союзе. Сюжет произведений из цикла «Колымские рассказы» – тягостное изображение тюремного быта. Трагические судьбы героев похожи одна на другую. Они стали заключёнными советского ГУЛАГа (Главное управление лагерей и мест заключения) по воле беспощадного случая. Заключённые измождены и истощены голодом. Дальнейшая их судьба зависит, как правило, от произвола начальников и блатных.
В «Надгробном слове» автор вспоминает поимённо своих погибших товарищей. Он повествует о смерти каждого, о надеждах и чаяниях погибших в советском лагере. Только единицам удалось выжить и сохранить себя нравственно.
В 1956 году Шаламов Варлам Тихонович был реабилитирован. Но произведения его всё ещё не попадали в печать. Советские критики полагали, что в творчестве этого писателя отсутствует «трудовой энтузиазм», но есть лишь «абстрактный гуманизм». Такую рецензию весьма тяжело воспринимал  Шаламов. "Колымские рассказы" – произведение, созданное ценой жизни и крови автора, – оказалось ненужным обществу. Лишь творчество и дружеское общение поддерживали в нём дух и надежду. С 1956 года Шаламов жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре,  затем - в одном из писательских деревянных домов-коттеджей на Хорошёвском шоссе. Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», общался с Н. Я. Мандельштамом, О. В. Ивинской, А. И. Солженицыным (отношения с которым в дальнейшем перешли в форму полемики); частым гостем был в доме филолога В. Н. Клюевой. И в прозе, и в стихах Шаламова (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967), выразивших тяжкий опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (стихотворный сборник «Московские облака», 1972). Занимался также стихотворными переводами. В 1960 году  познакомился с А. А. Галичем.
В 1973 году был принят в Союз писателей. С 1973-го и до 1979 года, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вёл рабочие тетради. Тем не менее и там Варлам Тихонович, у которого была нарушена способность правильно двигаться и внятно артикулировать свою речь, продолжал сочинять стихи. Осенью 1980 года А. А. Морозов каким-то невероятным образом сумел разобрать и записать эти последние стихи Шаламова. Они были опубликованы ещё при жизни Шаламова в парижском журнале «Вестник РХД» № 133, 1981 год.
В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.
15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.
Стихи и прозу писателя увидели советские читатели лишь после его смерти. До конца своих дней, несмотря на слабое, подорванное лагерями здоровье, он не прекращал писать.
 
АРСЕНИЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ ТАРКОВСКИЙ, русский поэт –
110 лет со дня рождения (25.06.1907-27.05.1989)
 
Родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде, уездном городе Херсонской губернии. Его отец, Александр Карлович (1862—1924), был служащим Елисаветградского Общественного банка. Его первым известным предком по отцовской линии был польский дворянин Матвей Тарковский. За участие в 1880-х годах в организации народнического кружка находился под гласным надзором полиции. Три года он провёл в тюрьмах Воронежа, Одессы и Москвы, был выслан на пять лет в Восточную Сибирь.
Маленьким мальчиком Арсений Тарковский вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера столичных знаменитостей — Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба.
В 1921 году после братоубийственной гражданской войны на Украине и установления там советской власти Тарковский  и его друзья, бредившие поэзией, опубликовали в газете акростих, первые буквы которого нелестно характеризовали главу советского правительства Ленина. Молодых людей арестовали и привезли в Николаев, который в те годы был административным центром области. Арсению Тарковскому удалось бежать с поезда по дороге. После этого он скитался по Украине и Крыму, перепробовал несколько профессий — был учеником сапожника, работал в рыболовецкой артели.
В 1923 году он переехал в Москву к сестре своего отца. В 1925 году поступил учиться на Высшие литературные курсы, возникшие на месте закрытого после смерти Валерия Брюсова его Литературного института. При поступлении Тарковский познакомился с поэтом и теоретиком стиха Георгием Аркадьевичем Шенгели, который становится его учителем и старшим другом. Вместе с                   А. Тарковским на курсе учились Мария Петровых, Юлия Нейман, Даниил Андреев. В том же 1925 году на подготовительный курс поступила Мария Вишнякова, ставшая в феврале 1928 года женой писателя. Два года, начиная с 1929 года, он получал ежемесячную стипендию Фонда помощи начинающим писателям при Государственном издательстве, которая помогала существовать молодой семье. В том же году из-за скандального происшествия - самоубийства одной из слушательниц – закрылись Высшие литературные курсы. Слушатели, не успевшие окончить Курсы, были допущены к экзаменам при I МГУ.
По словам самого поэта, стихи он начал писать «с горшка». Однако первые его публикации - четверостишие «Свеча» (сборник «Две зари», 1927 год) и стихотворение «Хлеб» (журнал «Прожектор», № 37, 1928 год) состоялись уже во время обучения на Высших литературных курсах.
В 1924-1929 годы  Тарковский был сотрудником газеты «Гудок», автором судебных очерков, стихотворных фельетонов и басен.
В 1931 году он  работал на Всесоюзном радио старшим инструктором-консультантом по художественному радиовещанию, писал пьесы для радиопостановок. По заданию литературно-художественного отдела Всесоюзного радио он написал пьесу «Стекло».
Примерно с 1933 года писатель начал заниматься художественным переводом. Работа над переводами национальных поэтов была связана с творческими командировками (Киргизия, Крым, Кавказ). Вместе с близким другом Аркадием Акимовичем Штейнбергом он работал над переводами поэм и стихов сербского поэта-эмигранта Радуле Марковича, писавшего под псевдонимом Стийенский.
Летом 1937 года Арсений Тарковский окончательно оставил семью - к тому времени он был отцом двоих детей, Андрея (1932-1986) и Марины (1934) - и соединил свою жизнь с А.А. Бохоновой.
Осенью 1939 года Арсений Александрович приезжал в Ленинград по издательским делам, там он заболел дифтерией и оказался в инфекционной больнице «Боткинские бараки», где в то же время находился на лечении композитор Дмитрий Шостакович.
27 февраля 1940 года состоялось заседание Президиума Союза советских писателей, на котором поэт и переводчик Марк Тарловский рекомендовал Тарковского в Союз писателей, обратив внимание собрания на него как на мастера перевода, перечислив его работы - переводы киргизской поэзии, грузинских народных песен, трагедии Корнеля «Цинна», туркменского поэта Кемине. Так он  был принят в союз писателей СССР. В 1940 году  Арсений Александрович развёлся со своей первой женой и оформил брак с А. А. Бохоновой. Также осенью 1940 года он, вероятно, познакомился с Мариной Ивановной Цветаевой.
Начало войны застало поэта в Москве. В августе он проводил в эвакуацию в г. Юрьевец Ивановской области свою первую жену и детей. Вторая жена и её дочь уехали в г. Чистополь Татарской АССР, куда эвакуировали членов Союза писателей и членов их семей. Оставшись в Москве, Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал.
16 октября 1941 года, в день эвакуации Москвы, писатель вместе с престарелой матерью покинул столицу. Они отправились в Казань, чтобы оттуда добраться до Чистополя. В конце октября и ноябре 1941 года в Чистополе, где Тарковский жил тогда вместе с семьёй, он создал цикл «Чистопольская тетрадь», состоявший из семи стихотворений.
В декабре 1941 года он, наконец, получил вызов в Москву. Там он ждал направления в действующую армию и получил его в самом конце года. 3 января 1942 года Приказом Народного Комиссариата Обороны за № 0220 он был «зачислен на должность писателя армейской газеты» и с января 1942 года по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога». На передовую для сбора информации Арсений Александрович ходил, либо ездил через день. Его напарник Леонид Гончаров погиб при исполнении редакционного задания. Тарковскому не раз довелось участвовать в боевых действиях. Он был награждён орденом Красной Звезды.
В конце сентября 1943 года писатель  получил кратковременный отпуск в качестве поощрения за боевой подвиг. По дороге с фронта в Москву он написал несколько стихотворений («Хорошо мне в теплушке…», «Четыре дня мне ехать до Москвы…»). После долгой разлуки  увиделся со своими родными, к тому времени вернувшимися из эвакуации.
13 декабря 1943 года под г. Городок Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. В условиях полевого госпиталя у него развилась самая тяжёлая форма гангрены - газовая. Его жена, Антонина Александровна, с помощью друзей получила пропуск в прифронтовую полосу и привезла раненого Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую ампутацию. В 1944 году он  вышел из госпиталя. В то время, когда Тарковский находился в госпитале, умерла от рака его мать, так и не узнав о несчастье, постигшем сына. Для поэта наступила новая жизнь, к которой он с трудом приспосабливался. За ним самоотверженно ухаживала его вторая жена, навещали друзья, Мария Ивановна и дети.
В 1945 году он  по направлению Союза писателей ездил в творческую командировку в Тбилиси, где работал над переводами грузинских поэтов, в частности Симона Чиковани.
В том же 1945 году писатель  подготовил к изданию книгу стихов, которая получила одобрение на собрании секции поэтов в Союзе писателей («Звезда и Ленинград»).
1947 год был особенно трудным для Тарковского. Он тяжело переживал расставание со второй женой, А.А. Бохоновой, которая спасла ему жизнь, приехав за ним во фронтовой госпиталь. Для него начались долгие годы «молчания». Чтобы существовать, приходилось заниматься поэтическим переводом, что для зрелого поэта с ярко выраженной творческой индивидуальностью было тяжким бременем. Однако в эти годы шла работа над переводами классика туркменской литературы Махтумкули и каракалпакской эпической поэмы «Сорок девушек».
В конце 1950 года Тарковский расторг брак с А. А. Бохоновой и 26 января 1951 года официально женился на Т. А. Озёрской, которая до того несколько лет сопровождала поэта в командировках в качестве секретаря.  22 марта 1951 года после тяжёлой болезни скончалась А. А. Бохонова. На её смерть поэт отозвался стихами «Смерть меня к похоронам…» и «Фонари».
Он продолжал работать. Особенно продуктивным был для поэта 1958 год, когда им было написано около сорока стихотворений, в том числе «Оливы», «Вечерний, сизокрылый…», «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…».
Трагические неудачи с публикацией первой книги надолго отбили у Тарковского желание предлагать свои стихи к изданию. Даже с наступлением хрущёвской «оттепели» он не хотел нарушать свой принцип.
В 1962 году, когда Арсению Александровичу было уже 55 лет, вышла его первая поэтическая книга «Перед снегом». В конце августа того же года его сын кинорежиссёр Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля. Таким образом, отец и сын дебютировали в одном году. Также в 60-е годы вышли ещё две книги писателя: в 1966 году - «Земле - земное», в 1969 - «Вестник». Его стали приглашать с выступлениями популярные в те годы вечера поэзии. В 1966-1967 годах он вёл поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей. У него появилась возможность посетить в составе писательской делегации Францию и Англию (1966 и 1967 гг.).
5 марта 1966 года умерла Анна Андреевна Ахматова; эта смерть явилась для Тарковского большим личным горем. 9 марта вместе с В. А. Кавериным Тарковский сопровождал гроб с телом Анны Андреевны в Ленинград, выступал на гражданской панихиде по ней. Памяти Анны Ахматовой поэт позже посвятил цикл из семи стихотворений: «Стелил я снежную постель…», «И эту тень я проводил в дорогу…» и другие.
В 1971 году поэту  была присуждена Государственная премия Туркменской ССР          им. Махтумкули. В 1974 году в издательстве «Художественная литература» вышла его книга «Стихотворения». В 1977 году, в связи с семидесятилетием Тарковского, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.
В 1978 году в Тбилиси в издательстве «Мерани» вышла книга «Волшебные горы», в которую наряду с его оригинальными стихотворениями были включены его переводы грузинских поэтов.
В начале 1980-х годов вышли три книги Тарковского: 1980 - «Зимний день», 1982 - «Избранное», 1983 - «Стихи разных лет». Самое значительное из этих изданий -книга «Избранное» (Стихотворения, поэмы, переводы) — наиболее полная книга поэта из числа вышедших при его жизни.
6 марта 1982 года уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» сына -Андрея Арсеньевича Тарковского. 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Андрей заявил о своём невозвращении в Советский Союз. Это решение сына Тарковский принял, уважая его гражданскую позицию. Арсений Александрович тяжело переживал разлуку с сыном. Смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца неожиданным и страшным ударом.
Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу.
Вышедшая в апреле 1989 года книга «Звёзды над Арагацем» была последним прижизненным изданием поэта.
Писатель  скончался в больнице вечером 27 мая 1989 года. Для прощания с ним был предоставлен Большой зал Дома Литераторов. Похороны состоялись 1 июня на кладбище в Переделкино после отпевания в храме Преображения Господня.
В ноябре 1989 года Постановлением Правительства СССР Арсению Тарковскому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости».
 
ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ, советский писатель, сценарист –
95 лет со дня рождения (26.06.1922-29.12.1995)
 
Родился в Петрограде 26 июня 1922 года. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни писатель подал заявление в партию.
Стихи начал писать ещё в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев  писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.
Поступать в Литературный институт писатель  пришёл ещё в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно стал его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, он уже автор нескольких книг,  окончил институт. Началась новая жизнь. В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге - «В нашем полку» - им были  собраны стихи о войне, об армии. С первых же строчек поэт писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для него стала не только работой, но и страстью. Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.
Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонёк», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонёк». Писатель  всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей,  своих героев.
В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь он  занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.
Когда-то рассказали ему о своём сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились повесть и фильм «Был настоящим трубачом». Воспитанники балетмейстера - А. Е. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трёх тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой - героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.
Писатель  не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему: «Реликвия», «Жить нам суждено», «Где стояла батарея», «Позавчера была война».
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал поэт. Книги этого направления: «Травести», «Трудная коррида», «Автопортрет», «Иван-виллис», «Дочь преферансиста».
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия», «Мы с Вулканом», «Красавица», «Всадник над городом», «Пущик едет в Прагу». Его книги  – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.
Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. "Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит", - говорил  Юрий Яковлевич. Рассказы, такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории.
Умер  писатель 29 декабря 1995 года,  в Москве.
 
РОБЕРТ  ИВАНОВИЧ  РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, советский  поэт, переводчик -
85 лет со дня рождения (20.06.1932-19.08. 1994)
 
Родился 20 июня 1932 года в с. Косиха Западно-Сибирского края. Отец - Станислав Никодимович Петкевич, по национальности поляк, работал в ОГПУ - НКВД. В 1941 году призван в ряды Красной Армии. Мать - Вера Павловна Фёдорова, военный врач (1913-2001), до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте. Родной брат -  Иван Иванович Рождественский. Родители развелись, когда Роберту было пять лет. С началом войны мать была призвана на фронт. После её ухода на войну поэт  остаётся с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой. Первая публикация Роберта  - это стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход...» («Омская правда», 8 июля 1941 года). В 1943 году  писатель учился в военно-музыкальной школе. В апреле 1943-го у Рождественского умерла бабушка, Вера Павловна приехала в отпуск, чтобы прописать в свою квартиру сестру. Далее он  жил с тётей и двоюродной сестрой до 1944 года. Потом мать забрала сына к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, изменяет своё решение, и Роберт попадает в Даниловский детский приёмник. Забрать его мама  смогла после окончания войны в 1945 году.  Она  приехала за Робертом с новым мужем, однополчанином Иваном Рождественским. Писатель  получил отчество и фамилию отчима, сумевшего заменить мальчику родного отца. Вскоре у него  появился брат Иван Рождественский.
Семья Рождественских по окончанию войны некоторое время жила в Кёнигсберге, но потом перебралась в Ленинград. В 1948 году снова переезд – в Петрозаводск.
Творческая биография  писателя  началась с публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950 году. Тогда поэту исполнилось 18 лет. В этом же году он делает попытку поступить в Московский Литературный институт, но она оказалась неудачной. Чтобы не терять время, Рождественский год учится в Петрозаводском университете, но на следующий год повторяет попытку поступить в литературный вуз. Второй раз был удачным. В 1956 году Роберт  окончил Литинститут.
В 1955 году, за год до окончания вуза, у молодого поэта набрался такой объём произведений, что он смог издать дебютный сборник своих стихов под названием «Флаги весны». Он был напечатан в издательстве Карелии. Спустя год тут же появилась поэма Рождественского «Моя любовь». В этом же 1955 году была написана его первая песня  «Твоё окно». Это случилось после знакомства поэта с музыкантом Александром Флярковским. Молодые люди встретились на Алтае, где проходили практику. Впоследствии творческое наследие Рождественского, как поэта-песенника, пополнилось множеством песен, большинство из которых стали известными и любимыми во всём СССР.
Роберт Иванович Рождественский вошёл в историю отечественной литературы вместе с несколькими талантливыми современниками - «шестидесятниками», среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Произведения первой половины его жизни были исполнены гражданского пафоса и броских манифестов. Но со временем поэзия Рождественского становится всё более лиричной. На смену приходит любовная лирика.
Если взглянуть на творчество поэта  в целом, то тем, которых бы он не коснулся, не существует. Здесь и человеческие отношения, и трудности повседневной жизни, и радость бытия, и освоение космоса. Во многом поэзия Роберта Рождественского перекликается с творчеством Владимира Маяковского. В большом количестве его стихотворений столько же энергии и «боевого» пафоса. Особенно это касается стихов о войне, ставших песнями: «Баллада о бессмертии», «Даль великая», «Если мы войну забудем», «Мгновения» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны») – эти песни в исполнении Иосифа Кобзона проникают в душу, взывая к лучшим патриотических порывам.
Но многие песни на стихи Рождественского любимы не только за пафос, но и за душевность. Примеров – великое множество. Это «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Мои года» Вахтанга Кикабидзе, «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко, «Сладка ягода», которую в разное время исполняли Валентина Толкунова и Людмила Сенчина, «Притяжение земли», проникновенно спетая Львом Лещенко, «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьёвой из фильма «Карнавал» и множество других. Песни на слова поэта пели и продолжают петь едва ли не все звёзды отечественной эстрады.
То же можно сказать и об отечественных композиторах. Легче назвать тех, кто не писал музыку к песням Роберта Рождественского. Среди наиболее известных Арно Бабаджанян, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Раймонд Паулс и десятки других.
В 1979 году Роберт Иванович Рождественский был награждён Государственной премией СССР. Он активный общественный деятель. Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Осипа Мандельштама и позаботился о скорейшей реабилитации поэта. Рождественский возглавлял и комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой (добился открытия её музея в столице) и Владимира Высоцкого. Он составитель первой книги стихов Высоцкого, которая была издана в СССР.
В 1993 году поэт подписал нашумевшее «Письмо сорока двух», под которым стоят подписи Алеся Адамовича, Беллы Ахмадулиной, Даниила Гранина, Юрия Нагибина и других представителей либеральной интеллигенции России.
Вся личная жизнь Роберта Рождественского была связана лишь с одной женщиной, любовь к которой он пронёс через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой. Она известный литературный критик и художник. Именно ей он посвящал все свои стихи о любви.
У Рождественского и  Киреевой родились две дочери – Екатерина и Ксения. Первая дочь появилась в 1957 году. Она переводчица, фотограф и журналист. Вторая дочь родилась в 1970 году. Она работает журналисткой.
В 1990 году  врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз – злокачественная опухоль головного мозга. Но удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить в эти последние годы.
Не стало писателя в августе 1994 года. Причиной смерти был инфаркт. Похоронили Рождественского неподалёку от Переделкино, в котором он проживал последние годы, в так называемом литературном некрополе.