Ноябрь

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС (Мережковская), поэтесса,
писательница, драматург, литературный критик
145 лет со дня рождения (1869-1945)

 Одна из ярких представителей Серебряного века русской поэзии.

   Родилась в городе Белёве (Тульская губерния).
Была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать — родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения.
   С детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников».  
   Её литературный дебют - стихи «Посвящение» и «Песня» (1888).
   В 1904г. вышло «Собрание стихов»(1кн.), а  в 1910г. — «Собрание стихов» (2кн.).
Гиппиус автор поэтических сборников «Последние стихи» (1914-1918), сборников рассказов «Новые люди» (1896), «Зеркала» (1898) и др., пьесы «Зелёное кольцо» (1916), романов «Чёртова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913), книги мемуаров «Живые лица» (1925) и множества литературно-критических статей.
 Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это молитвы»).
 Сборники рассказов Гиппиус пользовались гораздо меньшим успехом у читателей и вызвали острые нападки критики.
 События Революции 1905-1907г.г. стали переломными в жизненной творческой биографии Гиппиус. Если до этого времени социально-политические вопросы находились вне сферы её интересов, то после 9 января, которое, по словам писательницы, «перевернуло» её, актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» становятся доминирующими в её творчестве, в особенности — в прозе.
 Увлечение политикой не отменило мистических исканий Гиппиус: новый лозунг «религиозной общественности» предполагал соединение всех радикальных сил интеллигенции для решения задачи обновления России.
  Резко изменившаяся жизненная позиция Гиппиус проявилась необычным образом во время Первой мировой войны, когда она стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты, от лица трёх женщин («псевдонимы» — имена и фамилии прислуг).
 Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» и т.п.), не представляющие художественной ценности, имели большой общественный резонанс.
 Октябрьскую революцию Гиппиус приняла враждебно и в начале 1920г. вместе с мужем эмигрировала во Францию. За границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911-1921» и «Сияния».Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года.  Похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 
ЭММА  ИОСИФОВНА  ВЫГОДСКАЯ, русская писательница
115 лет со дня рождения (1899–1949)
 
  Эмма Иосифовна Выгодская родилась в 1899 г. в семье врача в городе Гомеле (Белоруссия).
  В 1922 г. она окончила историко-филологический факультет 1-го Московского государственного университета и переехала на жительство в Ленинград, где, собственно, и прошла вся её жизнь.
   Э. И. Выгодская была человеком большой культуры, широко образованной и владела несколькими языками. Трудолюбие и необычайная скромность, высокая требовательность к себе — вот черты, характеризующие её как писательницу.
   Литературной деятельностью Э. И. Выгодская начинает заниматься с 1928 года. Ей принадлежат переводы произведений Элтона Синклера, Томаса Бэрка, Р. Грессола, Анри Барбюса, Майкла Голда, Вайан-Кутюрье, Леонарда Франка и др.
   Первой её книгой для детей была вышедшая в 1930 г.  в издательстве «Молодая гвардия» повесть «Приключения Марка Твена».
    В 1931 г. в том же издательстве вышла её вторая книга — «Алжирский пленник» -о Сервантесе. Жизнь автора «Дон Кихота», полная событий, боевых походов, страданий в плену и многократных побегов, под пером Выгодской превращается в занимательную биографическую повесть.
   По призыву А. М. Горького, в 1932 г. Э. И. Выгодская включается в работу по созданию «Истории фабрик и заводов». Кроме того, она печатает короткие рассказы в журналах «Чиж», «Костёр» и «Резец».
    К 1934 г. относится начало работы над книгой о голландском писателе Мультатули, которая затем, в виде более полного варианта, выходит под названием «История Эдварда Деккера» (Детиздат, 1936).
   Великая Отечественная война помешала Выгодской закончить вторую большую работу, которую она начала в 1939 г., - повесть «Опасный беглец» - о народном восстании в Индии.
   В 1947 году она закончила повесть «Опасный беглец», за которую ей была присуждена премия на «Конкурсе на лучшую художественную книгу для детей»; повести «Необыкновенные приключения испанского солдата» и  «Пламя гнева» (1948). Обе повести представляют собой яркие страницы из истории народного освободительного движения против колониального рабства. Это наиболее сильные и волнующие произведения талантливой советской писательницы.
   Ранняя смерть оборвала плодотворную деятельность Эммы Иосифовны Выгодской буквально в полном расцвете творческих сил. Писательница не успела сказать всего, что накопил её жизненный опыт, что было подготовлено годами упорного труда, и многие замыслы, к сожалению, остались не завершёнными. Умерла Э. И. Выгодская 1 сентября 1949 года.
 

САЛОМЕЯ НЕРИС (БАЧИНСКАЙТЕ-БУЧЕНЕ), поэтесса

110 лет со дня рождения (1904 – 1945)

  

   Печаталась с 1923. Первые поэтические сборники — «Ранним утром» (1927), «Следы на песке» (1931).

   В дальнейшем создала книги стихов «По ломающему¬ся льду» (1935), «Демядисом зацвету» (1938), поэму-сказку «Эгле — королева ужей» (1940).

   К советскому периоду относятся сборники «Воспевай, сердце, жизнь!» (1943), «Сквозь посвист пуль» (1943).

   Опубликованный посмертно в 1946 сборник «Мой край» удостоен Государственной премии СССР (1947).

 
АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА КОПТЯЕВА, русская советская писательница
105 лет со дня рождения (1909 – 1991)
 
   Родилась 11 ноября 1909 год в бедной семье, на прииске Южный Дальневосточного края. Рано оставшись без отца, девочка с малых лет вынуждена была вместе с матерью зарабатывать на жизнь поденной работой.
   В 1926 году, не закончив семилетку, Антонина пешком отправилась через тайгу на Алданские прииски, где начала работать секретарем приискового управления. Нелегкая, богатая впечатлениями жизнь стала источником ее творчества.
    На Колыме она под псевдонимом А. Зейтэ опубликовала повесть «Колымское золото» (1936), сборник очерков «Были Алдана» (1937) и роман «Фарт» (1937).
   В 1939г. начинающая писательница поступила в Литературный институт им. М. Горького, который окончила в 1947г. (учеба несколько затянулась, прерванная войной, когда Коптяева работала на Урале в госпитале), став уже довольно известной в литературном мире.
   Слава пришла к Антонине не только из-за читательского интереса, но и во многом благодаря одобрению и, как бы сейчас сказали, «пиару» со стороны правительства. Очень уж актуальные и «благодарные» темы выбирала она для своих произведений.
   Так, роман «Товарищ Анна» (о геологах, горноразработчиках) был посвящен модной тогда производственной теме.
   Трилогия «Иван Иванович» (1949) была удостоена Сталинской (Государственной) премии. Она создана на документальном материале, полученном писательницей не только из письменных источников: она лично наблюдала за работой врачей.
    Обращалась писательница и к исторической теме. Роман «На Урале-реке» строится вокруг истории семьи Наследовых. (Следуя законам соцреализма, автор в центр повествования ставит идеологическую борьбу красных и белых, большевиков и меньшевиков.)   
    Сейчас произведения Антонины Коптяевой не издаются. Да и нужно ли это? Ее книги, бесспорно, интересны с точки зрения изучения эпохи, в которую они создавались.
   Сама писательница — типичный продукт своего времени, удачно поставившая талант на службу идеологическим требованиям эпохи. Пожалуй, самым ценным из всего ее литературного наследия сейчас можно считать наименее «идеологизированные» рассказы для детей, в которых проповедуются общечеловеческие ценности. Впрочем, для истории 50-60 лет — слишком малый срок, чтобы судить о том, какие из произведений Антонины Коптяевой дойдут до потомков…
Скончалась писательница 12 ноября 1991 года в Москве. Похоронена на Аксиньинском кладбище в Подмосковье (Одинцовский район).
 
МИХАИЛ  ПАВЛОВИЧ КОРШУНОВ, русский писатель
90 лет со дня рождения (1924)
 
    Родился 19 ноября 1924г. в Симферополе, в слободе Бахчи-Эль.
  В 1930-е годы его отец — Павел Семёнович занимал должность председателя Интуриста. Семья Коршуновых получила квартиру в Москве в знаменитом Доме на набережной. Учился Михаил Коршунов в 19-й школе им. Белинского на Софийской набережной, был другом детства писателя Юрия Трифонова и ставшего известным позднее Льва Федотова. Когда началась война, Михаил окончил 9-й класс.
    В 1942 г., после окончания в эвакуации 10-го класса, ушёл в армию добровольцем.
   Учился в Харьковском военно-авиационном училище, закончив которое поступил в 1943 году в Военно-Воздушную Академию имени Жуковского.
    В 1945 г. приказом переведен в Институт международных отношений, где после демобилизации в 1946 году, проучился три года.
    В 1947 г. Михаил Коршунов перешел в Литературный институт имени Горького.
   Окончив институт в 1951 г., Коршунов работал  и печатался в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Костёр», «Юность», «Смена», «Огонёк», «Москва».
   В издательстве "Детгиз" вышло свыше 30 его книг.
    С 1956 г. Коршунов переходит на творческую работу, тогда же был принят в Союз писателей.
   Выходят его книги "Автограф", "Мальчишник" (1953), «Дом в Черемушках» (1954); сборники рассказов:«Мухоморовы шляпы»(1960),«Трагический иероглиф» (1966),
«Девять возвращений»(1967), «Журавлиная геометрия», «Школьная вселенная», (1972); роман «Подростки» (1974) и др.; повести: «Воскресный день», «Девять возвращений», «Загадочная страна, или Сентябрь – сентябрь», «Звонок на  перемену» и др.
Михаил Павлович Коршунов умер 15 августа 2003 г.
 
 
ЮРИЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ ДАВЫДОВ, писатель
90 лет со дня рождения (1924 – 2002) 

   Родился в 1924 году в Москве. В 1942 году в 18 лет он ушел в армию и до 1949 года прослужил в Военно-Морском флоте СССР. 

   Его первые произведения — «В морях и странствиях», «Южный Крест», «Вижу берег», «О друзьях твоих, Африка!» — он посвятил морской теме, а в 1949 году вышла его книга «В морях и странствиях». Морская тема оставалась одной из ведущих в его творчестве и впоследствии — ему принадлежат книги о выдающихся русских адмиралах — Д.Н.Сенявине, В.М.Головнине, П.С.Нахимове.

   В 1949-1954 годах Юрий Давыдов был незаконно репрессирован. После освобождения продолжал писать. Автор многих рассказов, повестей и ряда романов, сред них — «Иди полным ветром» (1961), «Март» (1959-1974), «Глухая пора листопада» (1968-1970), «Судьба Усольцева» (1973), «Две связки писем» (1982), «Герман Лопатин, его друзья и враги» (1984), «Каржавин Федор, волонтер свободы» (1986), «Зоровавель» (1993).

   Лауреат Государственной премии РСФСР (1987), Национальной премии «Триумф» (1996).

   Роман Юрия Давыдова «Бестселлер» (1999) был отмечен премией Аполлона Григорьева.

   После смерти писателя 17 января 2002 года, в июньском номере журнала «Знамя» был опубликован его неоконченный роман «Такой вам предел положен» (2002).
Давыдов умер 17 января 2002 г. в Морскве.
 
 ЮРИЙ  МИХАЙЛОВИЧ  ПОЛЯКОВ,  писатель, поэт

60 лет со дня рождения (1954)

     Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье.
    Первой незаурядные творческие способности Полякова выявила школьная учительница литературы И. А. Осокина. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. На старших курсах стал работать учителем.
     Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой). Стихи начал писать ещё в школе, а в 1973 году занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации. Посещал семинар поэта Вадима Сикорского.
    Первое стихотворение Полякова было опубликовано в 1974 году в газете «Московский комсомолец», через три года газета поместила большую подборку стихотворений.
    После окончания института Поляков недолгое время преподавал в Школе рабочей молодёжи, а потом был призван в Советскую Армию, служил в расчёте САУ «Акация» заряжающим с грунта в Группе советских войск в Германии. После армейской службы начал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Через год перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, из корреспондента став главным редактором.
     С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой».
     В 1979 году выходит первая книга стихов «Время прибытия», а в 1981 году — новая, «Разговор с другом». Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», написанные в самом начале 1980-х годов, они были опубликованы лишь с началом «перестройки»: в январе 1985 года «ЧП…» напечатал журнал «Юность», а через два года — и «Сто дней до приказа».
    Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям. Свои философские наблюдения над жизнью современного общества Поляков отразил в книгах «Демгородок», «Апофегей», «Козлёнок в молоке».
     Более чем 130-тысячным тиражом вышел роман «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста. В 1981 году Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии», кандидат филологических наук.
    В том же году был принят в Союз писателей СССР.
    Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.
     С октября 2010 по июнь 2012 года был ведущим итоговой программы «Контекст» на телеканале «Россия-Культура».
     В феврале 2012 года вошёл в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ В. Путина.  Поляков — член Союза писателей и Союза журналистов Москвы. Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, сопредседатель президиума МООП «Международный литературный фонд», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Общественного комитета содействия развитию библиотек России.
     В 2005—2009 гг. входил в президентский совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека.