январь

ЖАН  БАТИСТ  ПОКЛЕН (МОЛЬЕР), французский драматург –
395 лет со дня рождения (15.01.1622-17.02.1673)
 
Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. По окончании колле́джа в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра», новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом   30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном. Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658) в годы гражданской войны  обогатили его житейским и театральным опытом. С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 году он возглавляет труппу. В то время множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье»  и «Летающий лекарь», принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна.
  Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад» (1655) и «Любовная досада»  (1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж. В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце. Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь. Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.
Комедия «Школа мужей» (1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперёд в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса.
 В «Браке поневоле» (1664) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (1664) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше.
«Тартюф» (1664-1669). Направленная против духовенства, этого смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер»  и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров». В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу в «Прошении»  на имя короля, в котором прямо писал, что «оригиналы добились запрещения копии». Но это прошение не привело ни к чему. Тогда Мольер ослабил резкие места, переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу. В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик», была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был, наконец, представлен в 3-й окончательной редакции. Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.
 
ПЬЕР  ОГЮСТЕН  КАРОН  Де  БОМАРШЕ, французский драматург –
285 лет со дня рождения  (24.01.1732-18.05.1799)
 
    Родился в Париже. Сын мастера часовых дел Андре Шарля Карона (1698—1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой «Эжени», имевшей некоторый успех. В 1770 году  он выпустил драму «Два друга», которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но и вынудили его  ввязаться в длительную судебную тяжбу, в противостояние с представителями закона.
Он участвовал в них с переменным успехом, но, поставив на службу не только изворотливость, но и литературный дар, сумел вызвать громкий резонанс, склонить общественность на свою сторону, восстановить себя в правах, обличив недостатки судебной системы в знаменитых четырех памфлетах под названием «Мемуары» (1774), где беспощадно обличал судебные порядки  Франции.  О них чрезвычайно лестно отозвался сам Вольтер, утверждавший, что ему не приходилось читать что-либо более интересное. В 1776 году Бомарше был восстановлен в правах.  В 1778 году были написаны «Продолжения мемуаров», с помощью которых ему удалось выиграть дело у наследников Дювернэ.
  Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что «…это уже была революция в действии».
Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 году  некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше. Он выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха.
 Вдобавок опера «Tарар» (1787) пошатнула его славу как писателя, а комедия «Виновная мать» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.
  Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя, так и не исполненное обязательство, поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mои шесть эпох», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики.
Умер он 18 мая 1799 года.
 
ЛЬЮИС  КЭРРОЛЛ, английский писатель –
185 лет со дня рождения (27.01.1832-14.01.1898)
 
Настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон. Родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в деревне Дарсбери. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Его образованием занимался отец. Был левшой; по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику.
 В 12 лет поступил в небольшую грамматическую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось, но в 1845 году ему пришлось поступить в школу Рагби, где ему нравилось значительно меньше. В этой школе он проучился 4 года и показал отличные способности к математике и богословию.
В мае 1850 года был зачислен в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет. Они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. По уставу колледжа он принял духовный сан, но не священника, а только диакона, что давало ему право читать проповеди без работы в приходе. Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы.
В 1865 году написал знаменитое произведение «Алиса в Стране чудес» - это первая часть приключений Алисы. Сюжет рассказывает о девочке, которая пытается догнать смешного Кролика в шляпе и с карманными часами. Через нору она попадает в зал, где много маленьких дверей. Чтобы войти в сад с цветами, Алиса с помощью веера уменьшает свой рост. В волшебном мире она встречает неторопливую Гусеницу, забавного мудрого Чеширского Кота, а также вредную Герцогиню, которая любит рубить головы. Алиса присутствует на безумном чаепитие с Мартовским Зайцем и Болванщиком. В саду героиня знакомится с карточными стражами, которые перекрашивают белые розы в красный цвет.   Через несколько лет (1871) автор издаёт вторую часть под псевдонимом Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье» - это путешествие через зеркало в другой мир, который представляет собой шахматную доску. Здесь героиня знакомится с Белым Королём, говорящими цветами, Чёрной Королевой, с Шалтаем-Болтаем и другими сказочными персонажами.
Черты уникального стиля писателя отчётливо ощутимы и в других произведениях: «Сильви и Бруно», «Охоте на Снарка», «Полуночных задачах», «Истории с узелками», «Что Черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр», «Евклиде и его современных соперниках», письмах к детям.
В 1867 году Льюис Кэрролл отправился в очень необычную  поездку  в Россию. По дороге он посетил Кале, Брюссель, Потсдам, Данциг, Кёнигсберг. Путешествие было очень увлекательным. Побывал в городах: Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Москва и на ярмарке в Нижнем Новгороде. Эту поездку он сам описал  в «Дневнике путешествия в Россию 1867 года», где приводятся туристические впечатления от посещённых городов, заметки о встречах с русскими и англичанами в России и записи отдельных русских фраз.
Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. Он занимался евклидовой геометрией, линейной и матричной алгеброй, математическим анализом, теорией вероятностей, математической логикой и занимательной математикой. В частности, он разработал один из методов вычисления определителей.
Одним из его увлечений была фотография. Наряду с работами Генри Пича Робинсона и Оскара Гюстава Рейландера фотографии Кэрролла относят к пикториализму, для которого свойственен постановочный характер съёмок и монтаж негативов. С Рейландером Кэрролл был знаком лично, взял у него несколько уроков, приобрёл у него коллекцию постановочных детских фотографий. Фотография писателя, сделанная Рейландером, считается классическим фотопортретом середины 60-х годов XIX века. Писатель обладал также коллекцией из 37 фотографий Клементины Гаварден, второй по размеру после коллекции её семьи.
Умер писатель 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей.
Похоронен  вместе с братом и сестрой на кладбище Восхождения.
 
ВИКЕНТИЙ  ВИКЕНТЬЕВИЧ  ВЕРЕСАЕВ, русский писатель -
150 лет со дня рождения, (16.01.1867- 03.06.1945)
 
Родился 4  января 1867 году в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831годов, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад. В 1884 году Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. В 1888 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 году несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.
   Писать писатель  начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа «Загадка» (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, №9). Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает её, – в рассказе «Поветрие» (1898) он создаёт новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам. Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространённых в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести «Конец Андрея Ивановича», 1899 г. и «Честным трудом», другое название – «Конец Александры Михайловны», 1903 г., которые впоследствии переработал в повесть «Два конца», 1909, и рассказы «Лизар», «К спеху», «В сухом тумане», все – 1899 г.).
 В начале века общество потрясли Вересаевские «Записки врача» (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход «Записок» вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем он  вынужден был выступить с оправдательной статьёй по поводу «Записок врача» - «Ответ моим критикам» (1902).
С 1912 года Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя  мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 годы он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
После революционных событий 1917 года  Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сёстры» (1933), его документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Викентию вересаеву принадлежат «Воспоминания» (1936) и дневниковые «Записи для себя» (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всём богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.
Умер писатель  в Москве 3 июня 1945 г.
 
ВИРДЖИНИЯ  ВУЛФ, английская писательница-
135 лет со дня рождения  (25.01.1882-28.03.1941)
 
Вирджиния Вулф родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вулф получила образование дома, её учителями стали её родители. После смерти матери делами в доме занималась старшая сестра Стелла, но вскоре и она умирает. У Вирджинии после её смерти случается первый нервный срыв. Но в это время она всё же находит в себе силы учиться, изучая греческий, латынь, немецкий язык и историю в колледже для девочек в Лондоне. Домашними делами в это время занимается старшая сестра, Ванесса. У отца в этот период портится характер, и он становится домашним деспотом. В 1904 году умер отец Вирджинии, и это спровоцировало ещё больший  нервный срыв. После смерти отца семья перебралась в Блумсбери, где их дом посещают многие известные молодые люди. В 1912 году она выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя, журналиста. Брак стал союзом уважающих друг друга людей. В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, поначалу не приносившее прибыли, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.
 Вулф начала писать профессионально в 1900 году, сначала в литературном дополнении для газеты «Таймс». Её первый роман «По морю прочь» был опубликован в 1915 году с помощью её брата. На протяжении времени она несколько раз редактировала роман. Глубокая поэтичность образов заполняет обычность жизни в её романах. Так, например, в романе «Миссис Даллоуэй» (1925) показана попытка Клариссы Даллоуэй, представительницы среднего класса, организовать вечер, при том, что через её жизнь проходит параллель с жизнью Септимуса Уоррена Смит, ветерана Первой мировой войны. Роман «На маяк» (1927) имеет сюжет, где действие происходит на протяжении двух дней. Роман повествует о семье, которая собирается посетить маяк, и о семейных разногласиях,  происходящих в это время. Роман «Орландо» (1928)  - это пародийная биография молодого аристократа, где он  живёт три столетия, не старея, но при этом внезапно превращается в женщину. Эта книга частичная биография любовницы Вулф, Виты Сэквилл-Уэст. В этом романе стиль исторических биографий доводится до абсурда. Роман «Волны» (1931) представляет группу из шести персонажей, образы которых создают атмосферу волны, которая больше похожа на поэзию в прозе, чем на роман c сюжетом.
 Головные боли, голоса, видения не оставляли Вирджинию, несколько раз она пыталась покончить с собой. Писательница была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней, дневники вышли отдельным изданием в 4 томах, также вышло 5 томов писем Вирджинии, которые она писала друзьям, сестре, Леонарду и Вите Сэквилл-Уэст, её подруге, с которой они познакомились в 1922 году. Любовь со стороны Вирджинии вместе с обидой, нанесённой изменами Виты, стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину. После завершения работы над манускриптом последнего (посмертно опубликованного) романа «Между актами», Вулф впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда, и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Уз, неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии, 18 апреля 1941 года муж писательницы похоронил её кремированные останки под вязом в саду дома в Сассексе.  
 
ДЖОН  РОНАЛЬД  РУЭЛ  ТОЛКИН, английский писатель -
125 лет со дня рождения (03.01.1982-02.09.1973)
 
Родился 3 января 1892 года в Блумфонтейне, Оранжевое Свободное государство. Его родители, Артур Руэл Толкин (1857–1895), управляющий английского банка, и Мейбл Толкин  (1870–1904), прибыли в Южную Африку незадолго до рождения сына в связи с продвижением Артура по службе. 17 февраля 1894 года у Артура и Мейбл родился второй сын, Хилари Артур Руэл. В начале 1895 года после смерти отца  семья Толкин возвращается в Англию. Оставшись одна с двумя детьми, Мейбл просит помощи у родственников. Возвращение домой было тяжёлым.        Стремясь найти опору в жизни, она погрузилась в религию, приняла католичество и дала детям соответствующее образование, в результате писатель  всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком.
    Мать Толкина умерла от диабета в 1904 году, в возрасте 34-х лет; перед смертью она доверила воспитание детей отцу Френсису Моргану, священнику Бирмингемской церкви, сильной и неординарной личности. Именно Френсис Морган развил у Джона  интерес к филологии, за что тот был впоследствии очень благодарен ему. Дошкольный возраст дети проводят на природе. Этих двух лет писателю  хватило на все описания лесов и полей в его произведениях. В 1900 году он  поступает в школу короля Эдварда, где  выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие — валлийский, финский, готский.
Летом 1911 года Толкин побывал в Швейцарии, о чём впоследствии упоминает в письме 1968 года, отмечая, что путешествие Бильбо Бэггинса по Туманным Горам основано на пути, который Толкин с двенадцатью товарищами проделал от Интерлакена до Лаутербруннена. В октябре того же года он начал своё обучение в Оксфордском университете, в колледже Эксетер.
   В 1908 он встречает Эдит Мэри Бретт, оказавшую большое влияние на его творчество. Влюблённость помешала Джону сразу поступить в колледж, к тому же Эдит была протестанткой и на три года старше его. Отец Френсис взял с Джона честное слово, что тот не будет встречаться с Эдит, пока ему не исполнится 21 год, то есть до совершеннолетия, когда отец Френсис переставал быть его опекуном. Толкин выполнил обещание, не написав Мэри Эдит ни строки до этого возраста. Они даже не встречались и не разговаривали. Вечером, в тот же день, когда Толкину исполнился 21 год, он написал Эдит письмо, где объяснялся в любви и предлагал руку и сердце. Эдит ответила, что уже дала согласие на брак с другим человеком, потому что решила, что Толкин давно забыл её. В конце концов, она вернула обручальное кольцо жениху и объявила, что выходит замуж за Толкина.
  Помолвка состоялась в Бирмингеме в январе 1913 года, а свадьба — 22 марта 1916 года в английском городе Уорик, в католической церкви Святой  Марии. Их союз с Эдит Бретт оказался долгим и счастливым. Супруги прожили вместе 56 лет и воспитали 3 сыновей: Джона Фрэнсиса Руэла (1917), Майкла Хилари Руэла (1920), Кристофера Руэла (1924) и дочь Присциллу Мэри Руэл (1929).
  В 1914 году Толкин записался в Корпус военной подготовки, дабы оттянуть призыв на военную службу и успеть получить степень бакалавра. В 1915 году он  с отличием окончил университет и пошёл служить лейтенантом в полк Ланкаширских стрелков, вскоре Джон был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Писатель  пережил кровавую битву на Сомме, где погибло двое его лучших друзей из «чайного клуба», после чего возненавидел войны; заболел сыпным тифом, после длительного лечения был отправлен домой с инвалидностью. Последующие годы он посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, в 1922 году получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров. В это же время он начал писать великий цикл мифов и легенд Средиземья, который позже станет «Сильмариллионом».  Для своих  четырёх  детей, он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 году сэром Стэнли Ануином.
   «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкину написать продолжение, но работа над трилогией заняла длительное время, и книга была закончена только в 1954 году, когда Толкин уже собирался на пенсию. Трилогия была опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя. Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Для удобства издания книга была поделена на три части, чтобы после публикации и продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные.
  В конце 1972 года Толкин сильно страдает от несварения желудка, рентген показывает диспепсию. Врачи назначают ему диету и требуют полностью исключить употребление вина. 28 августа 1973 года писатель отправился в Борнмут, к старому другу — Денису Толхерсту. 30 августа, в четверг, он присутствует на мероприятии по случаю дня рождения миссис Толхерст (супруга друга). Чувствовал себя не очень хорошо, ел мало, но выпил немного шампанского. Ночью стало хуже и под утро Толкина доставили в частную клинику, где и обнаружили кровоточащую язву желудка. Несмотря на оптимистичные прогнозы вначале, к субботе развился плеврит, и в ночь на воскресенье 2 сентября 1973 года Джон Рональд Руэл Толкин скончался в возрасте восьмидесяти одного года.
Все произведения, вышедшие после 1973 года, включая «Сильмариллион», изданы его сыном Кристофером.
Произведения, изданные писателем при жизни: 1925 - «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь»; 1937 - «Хоббит, или Туда и обратно»;  1945 - «Лист кисти Ниггля»; 1945 -  «Баллада об Аотру и Итрун»; 1949 - «Фермер Джайлс из Хэма»;1953 - «Возвращение Беорхтнота сына Беорхтхельма»; 1954 -1955  «Властелин колец»; 1954 - «Братство кольца»; 1955 - «Возвращение короля»;  1962 — «Приключения Тома Бомбадила»;  1967 - «Кузнец из Большого Вуттона».
  Произведения Толкина оказали огромное влияние на мировую культуру XX  века. Они были неоднократно адаптированы для кино, мультипликации, аудиопьес, театральной сцены. По ним созданы концептуальные альбомы, иллюстрации, комиксы.
  Многие известные писатели фэнтези признаются, что обратились к этому жанру под впечатлением от эпопеи Толкина, например, Роберт Джордан, Ник Перумов, Терри Брукс, Роберт Сальваторе. Современница профессора Урсула Ле Гуин отмечает поэтичность и ритмичность его слога.
 
ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ, русский писатель –                      
120 лет со дня рождения  (28.01.1897-12.04.1986)
 
Родился 28 января  1897 года в Одессе.  Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал ещё гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». В 1915 году, не окончив гимназии, пошёл добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. В 1919 году Валентин  был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).
  С 1922 года жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» с 1923 года, печатал юморески и фельетоны в «Рабочей газете». В раннем творчестве В. Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца» 1919,  «Золотое перо» 1920, «Записки о Гражданской войне» 1924). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф», «Повелитель железа» 1924 год).
  Писатель  был увлечён экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, чёрт в тёмном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Т. А. Гофмане  («Железное кольцо» 1923 г.). Параллельно он  шёл от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924)  к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла ему повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казёнными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстаёт безотрадная картина убогого советского быта. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США. Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперёд!» (1932), название которого подсказал  В. Маяковский. Книга проникнута верой писателя в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.
   В повести «Белеет парус одинокий» (1936) главные герои - одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и сплав юмора,  сделали это произведение одной из любимых детских книг.
   Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть  «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919 году, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семён Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
   В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновлённого боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноимённая пьеса, снят фильм (1946). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
  В 1957–1962 годы, будучи главным редактором журнала «Юность», писатель способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор». В 1964 году  он опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И. Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева повести: «Святой колодец» (1965),  «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1975), «Сухой Лиман» (1986), где одухотворённые поэтической фантазией автора сошлись герои и сюжеты многих книг, открылись новые грани таланта Валентина Петровича: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединённые с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.
  В повести «Уже написан Вертер» (1979) он  показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечён герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в чёрных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.
  Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далёких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.
   Умер писатель  12 апреля 1986года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
РИММА ФЁДОРОВНА КАЗАКОВА, русская поэтесса –
85 лет со дня рождения (27.01.1932-19.05.2008)
 
   Родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Её отец, Фёдор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарём-машинисткой. Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы - в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии.
   Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским,  были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».
  В 1959 году поэтесса  была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году окончила высшие литературные курсы при Союзе писателей. В 1976-1981 годах - секретарь правления Союза писателей. С 1977  года состояла в КПСС. В 1999 году была избрана первым секретарём Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни. Римма Казакова — автор многочисленных сборников стихов, занималась также переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Миллионам  Россиян она  известна как автор стихов к популярным песням: «Ты меня любишь» (композитор - И. Крутой, исполнитель - А. Серов), «Мадонна» (композитор - И. Крутой, исполнитель - А. Серов), «Ненаглядный мой» (композитор - Александра Пахмутова, исполнитель - Майя Кристалинская).
  Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х годов  поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика поэтессы. Слово - особенно в ранних её стихах - служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Риммы Фёдоровны повествовательны, менее насыщены. Иногда у Казаковой встречаются необычные метафоры, слишком контрастные по отношению к контексту, но её стихи всегда продиктованы серьёзным чувством.
  Умерла поэтесса 19 мая 2008 года на 77-м году жизни в санатории села Юдино. Причиной смерти послужила острая сердечная недостаточность.                      
   Похоронена  22 мая 2008 года на Ваганьковском кладбище в Москве.