февраль

КАРЛО ГОЛЬДОНИ, итальянский драматург -
310 лет со дня рождения  (25.02.1707-06.02.1793)
 
Гольдони учился в иезуитской школе в Перудже и доминиканской в Римини, затем изучал юриспруденцию и философию в Венеции, Павии, Удине и Модене, где, наконец, закончил курс. В соответствии с волей отца он начал юридическую карьеру: стал секретарём вице-канцлера криминального суда в Кьодже, с 1729 года в Фельтре. Занятия юриспруденцией Гольдони сочетал с увлечением театром. Он увлечённо читал Плавта, Теренция, Аристофана, усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актёрами и актрисами. Ещё в студенческие времена Гольдони выслали из Павии за драматическую сатиру «Колосс». В Фельтре он выступил как актёр в поставленном им же любительском спектакле по либретто Пьетро Метастазио «Покинутая Дидона» и поставил две собственные пьесы «Хороший отец» и «В певцы», имевшие успех.
 В 1731 году Гольдони начал собственную адвокатскую практику в Венеции. Параллельно он снабжает текстами одну из венецианских театральных трупп и выполняет обязанности ассистента Доменико Лалли, готовя либретто других авторов к постановке в Ла Фениче. В этот период появились его первые большие пьесы — трагедии «Велизарий», «Розамунда», комедия «Венецианский гондольер». Но большого успеха они не снискали, и в 1743 году Гольдони был вынужден в поисках более доходной адвокатской практики уехать в Тоскану. Здесь он написал комедию «Слуга двух господ» (1745). Только в 1748 году, заключив договор с Джироламо Медебахом, чья труппа играла в театре Сант-Анджело, Гольдони смог не только вернуться в Венецию, но и навсегда оставить юриспруденцию, сосредоточившись на литературной работе. Большой успех имели его комедии «Обманщик» (1750), «Кофейня» (1750), «Трактирщица» (1753).
    В 1761 году Гольдони навсегда уехал из Италии в Париж. Здесь он был драматургом при Итальянском театре и преподавал итальянский язык дочерям короля. Написанная им по-французски комедия «Ворчун-благодетель» (1771 г.) принесла Гольдони европейскую славу. В 1784 - 1787 гг. были написаны "Мемуары Карло Гольдони".
Литературное наследие Гольдони — 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Одни (например, «Памела») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — весёлые буффонады из народной жизни и так называемые «комедии характера» (например:  «Слуга двух господ», «Прекрасная грузинка», «Комический театр», «Осаждённый богач» и др.).
 С «комедиями характера» и связано огромное значение Гольдони для итальянской литературы и слава, которую он получил в Италии, давшей ему титул «комик» (как Греция называла Аристофана «комиком»). Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазию и умеющим писать здравым смыслом», отмечал «чистоту, естественность» его стиля. По словам итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия», и первое место на этой ярмарке занимает низший класс.
  Главным материалом для биографии Гольдони служат его «Мемуары», напечатанные им сначала по-французски в 1787 году под заглавием «Мемуары Гольдони, чтобы служить истории его жизни и его театра», a год спустя им же переведённые на итальянский язык.
  Драматург умер в Версале 6 февраля 1793 года, за день до того, как Конвент по ходатайству Андре Шенье принял решение о восстановлении пенсии, которую ему назначил король Людовик XVI и которую затем отменила революция 1789 года. Деньги получила вдова Гольдони, которой также Конвент назначил пожизненную пенсию в размере 1200 франков.
 
ВИКТОР МАРИ ГЮГО, французский писатель -
215 лет со дня рождения (26.02.1802-22.05.1885)
 
  Родился в Безансоне. Его отец, сын столяра, сделал блестящую карьеру в армии Наполеона и имел звание бригадного генерала. Мать, образованная и энергичная женщина, посвятившая большую часть своей жизни воспитанию детей, происходила из семьи судовладельцев и разделяла монархические взгляды. Семья Гюго много путешествовала, следуя за отцом-военным. В 1811 году она переехала в Мадрид, где Гюго-старший занимал важный пост при испанском дворе. Природа Испании, облик городов, национальные обычаи, учёба в духовном колледже оставили в сознании юного Виктора образ страны, ещё не вышедшей из Средневековья. Пребывание Гюго в Испании было кратким. В 1812 году с началом крушения наполеоновской империи семья спешно вернулась в Париж.
  Виктор получил домашнее воспитание. Он  выучил  греческий и латинский языки и в раннем возрасте прочёл  сочинения великих писателей и философов XVII и XVIII веков.
  Писатель  отказался поступить в Политехническую школу, на чём настаивал его отец, и решил полностью посвятить себя литературе. Ему было 15 лет, когда его поэма «Верденские девы» была отмечена Академией изящной словесности. В следующем году две его поэмы были отмечены 1 улузской академией. В 1822 году В. Гюго опубликовал свой первый поэтический сборник. В 1825 году, в возрасте 23 лет, он стал кавалером ордена Почётного легиона — высшей награды Франции.
  Первые его произведения  были написаны под влиянием монархических взглядов его матери. Но вскоре он отказывается от этих идей и примыкает вместе с другими передовыми людьми Франции к либерально-демократической и республиканской оппозиции. В 1826 году  Гюго публикует роман «Бюг-Жаргаль», где с сочувствием изображает восстание негров против французских колонизаторов в 1791 году  Негритянский вождь Бюг-Жаргаль в романе Гюго — благородный бунтарь, защищающий слабых от несправедливости и восставший против жестокости.
  Гюго — основатель и руководитель французского революционного романтизма. Он был романтиком с начала своей литературной карьеры и оставался им до конца жизни.
 В 1827 году он  объединяет вокруг себя поэтов и писателей-романтиков; его салон посещают Альфред де Ви-ньи, Шарль Сент-Бёв, Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, художник Эжен Делакруа и композитор Гектор Берлиоз. Принципы нового романтического искусства Гюго изложил в предисловии к драме «Кромвель» (1827) и в трактате «Вильям Шекспир» (1864). Он утверждал, что литература должна изображать современную жизнь, полную конфликтов и контрастов. В ней существуют одновременно добро и зло, красота и уродство, трагедия и комедия, возвышенное и низменное. Чтобы искусство было более правдивым, писатель должен хорошо изучить и показать нравы и обычаи описываемых народов, стран и исторических эпох. Писатель должен выбирать из жизни наиболее яркие, неповторимые, исключительные образы и явления для изображения характерных особенностей эпохи. Герои произведений Гюго — это простые люди, выходцы из низших слоёв общества, часто отверженные, но обладающие сильным, волевым характером, благородные и добрые.
В 1831 году  был опубликован роман «Собор Парижской богоматери», в котором автор выступил с антиклерикальных позиций. Само здание собора служило для Гюго мрачным символом католицизма.
В 1846 году  писатель был назначен пэром Франции и стал членом парламента. Он голосует за отмену смертной казни, за отделение школьного образования от церкви, за свободу печати. После государственного переворота 2 декабря 1851 года он был вынужден покинуть Францию. Его ссылка продолжалась 19 лет. Сначала он жил в Брюсселе, а затем на островах Джерси и Гернси в Ла-Манше. В ссылке Гюго пишет несколько сборников стихов, а также романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеётся» (1869) и знаменитый памфлет «Наполеон Малый», направленный против императора Наполеона III.
Однако для Франции он был и остаётся великим поэтом. Гюго опубликовал множество поэтических сборников, среди них: «Восточные мотивы», «Возмездие», «Созерцание», «Легенды веков», «Мрачные годы».
  В 1850—1860-е годы писатель  становится одним из самых популярных писателей Европы.
Когда началась франко-прусская война (1870), он вернулся во Францию и находился в Париже во время его блокады. После поражения Франции в войне писатель уезжает сначала в Бельгию, а затем в свое имение на острове Гернси. Гюго не воспринял идей Парижской Коммуны (1871), но принял активное участие в спасении коммунаров, предоставив убежище в своем доме в Брюсселе эмигрировавшим коммунарам после их поражения. Такая общественная активность писателя привела к его высылке из Бельгии.
  По возвращении в Париж Гюго публикует роман «Девяносто третий год» (1874) и сборники стихов «Легенда веков», «Искусство быть дедом». Он писал до конца своих дней, и сборник стихов «Вся лира» вышел уже после его смерти.
 Умер писатель в мае 1885 года. Его прах покоится в Париже в Пантеоне.
 
ГЕНРИ УОДСУОРТ ЛОНГФЕЛЛО, американский поэт -
210 лет со дня рождения (27.02.1807-24.03.1882)
 
Происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался в своём родном маленьком городе Портленде в семье адвоката, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи. Университетское образование Лонгфелло получил в Боудин-колледже, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Экстравагантный-Мер». С конца 1830-х годов он всецело отдался делу своей жизни — поэзии. Одним из его первых стихотворений было «Псалом жизни», сразу принесшее автору большую популярность; в 1839 году появился первый сборник его стихотворений, «Голоса ночи», a затем большой автобиографический роман «Гиперион», не имевший успеха. Затем последовали «Баллады и другие стихотворения» (1841), в которые вошло знаменитое стихотворение «Эксельсиор» (1842). В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, такие как Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболиционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.
От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Эванджелин» (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и вплоть до начала XX века оставалась одной из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным характером отличаются «Сватовство Майлза Стендиша»» (1858), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и «Гайавата» (1855), поэма из быта индейцев Северной Америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники — «Сказки придорожной харчевни» (1863), «Три книги» (1872)  и многие другие находили восторженный приём у критики и у публики, так же как его переводы итальянских, французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэйкистов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. «Голоса ночи», «Баллады» и другие лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских настроений — но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни. В лирических сборниках Лонгфелло чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в «Псаломе жизни» он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в «По стопам ангелов» поёт гимн примирения с ударами судьбы. «Эксельсиор» — одно из самых популярных стихотворений Лонгфелло — превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном «Гимне ночи» поэт молит лишь о временном забытьи от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Лонгфелло, к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников, «Стрела и песня», «Деревенский кузнец». В эпических поэмах Лонгфелло сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. «Эванджелин» навеяна поэмой «Герман и Доротея» Гёте. Девушка, разлучённая с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из родного гнезда; одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга своей юности — таков сюжет поэмы, прекрасной, главным образом, отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а также удачным употреблением гекзаметра.
В поэме «Гайавата» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора, произведение можно назвать «индейской Эддой». Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем всё другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. «Сватовство Майлза Стендиша» достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их американской жизни. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами.
Последние годы жизни поэта были омрачены физическими страданиями (его мучил ревматизм), однако он по-прежнему находился в писательском строю и был бодр духом.
Умер писатель  24 марта 1882 года, находясь в Кембридже.
 
ЧАРЛЬЗ  ДИККЕНС, английский писатель
205 лет со дня рождения (07.02.1812-09.06.1870)
 
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте. Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы  Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён в Академию Веллингтон - Хаус, где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье, он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «Утреннюю Хронику» (газета). В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка. Позднее он ушел от неё к Эллен Тернан, которую впоследствии включил в своё завещание. По мотивам этой истории Рэйфом Файнсом был снят фильм «Невидимая женщина» (2013).
Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.
Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.
Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836 году. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы,  сначала выходили в газетном варианте и уже после принесли молодому автору достаточно славы. Головокружительный успех ожидал Диккенса в этом же году по мере выхода в свет глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба».
В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке мистере Пиквике. Этот роман Диккенса вызвал необычайный прилив читательского интереса. Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никльби» (1838-1839).
«Приключения Оливера Твиста» (1838) — история сироты, родившегося в работном доме и жившего в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни.
На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всём их живом великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс выступает как гуманист, утверждая силу добра в человеке. Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошёл ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.
  Слава Диккенса росла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений. После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезльвита» (1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Он  вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики. В 1843 г. вышла «Рождественская песнь», за которой последовали «Колокола», «Сверчок на печи», «Битва жизни», «Одержимый».
Один из лучших его романов — «Торговый дом Домби и Сын, торговля оптом, в розницу и на экспорт» (1848). Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и Сыном», не считая некоторых позднейших произведений самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и представители лондонской бедноты созданы им с большой любовью. Все эти люди почти сплошь да рядом чудаки, но чудачества, заставляющие вас смеяться, делают этих персонажей ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот безобидный смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс… Надо заметить, однако, что когда он обращает свои громы и молнии против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь разящие слова негодования, что они порой граничат с революционным пафосом.
Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенса - «Дэвиде Копперфильде» (1849—1850). Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьёзна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Многие ценители творчества Диккенса, в том числе такие литературные авторитеты как: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте, Генри Джеймс, Вирджиния Вулф, — считали этот роман его величайшим произведением.
Меланхолией и безысходностью проникнут и социальный роман Диккенса «Тяжёлые времена» (1854). Роман этот явился ощутимым литературно-художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса. Литературная деятельность писателя ознаменовалась ещё целым рядом значительных произведений: за романом «Крошка Доррит» (1855-1857) последовал исторический роман  «Повесть о двух городах» (1859), посвящённый французской революции. К этому же времени относятся «Большие надежды» (1861), произведение с автобиографическими чертами.
Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне — в большом многоплановом полотне, «Наш общий друг» (1864). В этом произведении угадывается желание Диккенса отдохнуть от напряжённых социальных тем. По-видимому, мрачные размышления должны были вновь найти выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда». С самого начала романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса -его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом, погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере - остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.
   9 июня 1870 года пятидесятивосьмилетний Диккенс, изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством неприятностей, скончался от инсульта в своём доме Гэдсхилл, находящемся в деревне Хайэм.
 
НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, русский писатель -
165 лет со дня рождения (20.02.1852-10.12.1906)

Родился  20 февраля 1852 года, детство его прошло в городе Одессе. Обучался в Ришельевской гимназии Одессы. После её окончания в 1871 году Михайловский поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но обучение здесь было недолгим, через год он провалился на экзамене, после чего Николай решил, что лучше быть не плохим юристом, а хорошим ремесленником.

    В 1872 году он бросил Университет и был зачислен в Институт путей сообщения. Надо сказать, что и здесь юный Михайловский не особо утруждал себя образованием. Через много лет он признался, что относился к числу «облыжных студентов», как их тогда называли, которые целью обучения считали не приобретение уверенных теоретических знаний, а приобретение диплома, дающего возможность работать по специальности. Весь досуг Гарина-Михайловского в основном состоял из дружбы и любви (в то время он был далёк от общественно-политических вопросов). Какое-то время он пробовал заниматься писательским делом, но студенческая повесть, которую писатель представил в редакцию журнала, была отвергнута без каких-либо мотиваций. Эта неудача сбила с ног юного автора и на долгие годы отбила у него желание заниматься литературным творчеством.
  Год окончания учёбы писателя в Институте путей сообщения пришёлся на большое историческое событие, а именно на Русско-турецкую войну, длящуюся с 1877 год по 1878 год. Он окончил обучение и получил специальность инженера, когда война всё ещё шла. Сразу после окончания своего курса его направили в Болгарию, оккупированную российскими войсками, в Бургас, старшим техником. Там он принимал участие в строительстве шоссе и порта. В 1879 году за прекрасное исполнение всех поручений в прошедшую войну, получил один из первых своих орденов, касающихся гражданской службы. Спустя двадцать лет впечатления о службе в Бургасе нашли своё отражение в повести «Клотильда», опубликованной в 1899 году. Будучи молодым инженером, весной 1879 года Михайловский, у которого не было практического опыта в строительстве железных дорог, смог чудом получить престижную должность на строительстве Бендеро-Галацкой ЖД, которое вела организация известного концессионера С. Полякова. Эта работа очень сильно захватила Михайловского, писатель быстро показал и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны,  и стал зарабатывать приличные деньги, продвигаясь по службе.
  Летом 1879 года,  находясь по делам службы в городе Одесса, Николай Георгиевич познакомился со знакомой своей сестры Нины, которую звали Надежда Валерьевна Чарыкова, после чего женился на ней. Это было 22 августа 1879 года. В ходе реформы 1886 года, как известно, крестьянские общины приобрели часть земель помещиков, однако крупными владельцами по-прежнему оставались дворяне. Имея в обороте довольно крупный капитал (порядка 40 тысяч рублей), Николай Георгиевич собирался создать в имении образцовое хозяйство на дворянских землях. В качестве образца для подражания он взял находившееся неподалёку от Гундуровки поселение колонистов, получавших баснословные, по представлениям русских крестьян, урожаи. Таким способом супруги хотели улучшить материальное положение местных крестьян: поднять в целом уровень их культуры и научить их правильно обрабатывать землю. Кроме этого, писатель  под влиянием народнических веяний хотел модифицировать систему общественных взаимоотношений, сложившуюся на селе. Его программа  была проста: «уничтожение кулаков и восстановление общины».
   На долю жены Гарина-Михайловского, Надежды Валерьевны, пришлось очень много занятий в деревне: она лечила крестьян, живших в их поместье, всевозможными «общеупотребительными средствами», организовала школу, в которой сама проводила занятия для всех девочек и мальчиков деревни. Спустя два года её школа обучала уже пятьдесят учеников, кроме того, у неё самой появились два молодых парня-помощника, которые сами окончили сельскую школу в соседнем  селе.
   В экономическом плане дела писателя в имении шли замечательно, однако крестьяне с ропотом и недоверием принимали все нововведения сердобольного помещика, и он вынужден был постоянно преодолевать противодействие инертной массы, а с тамошними кулаками ему вообще пришлось вступить в большой конфликт, следствием которого стала целая серия поджогов. Сначала он лишился молотилки и мельницы, а потом и всего урожая. Когда Николай Георгиевич почти разорился, он решил уехать из деревни и возвратиться к своей инженерной деятельности. Само имение было доверено жёсткому управляющему.
    Литературный дебют писателя состоялся в 1892 году. Рукопись произведения «Несколько лет в деревне», которую доставил в Москву один приятель Михайловского, нашла своего первого читателя в кружке московских прозаиков на квартире Н. Н. Златовратского. Надо сказать, что отзывы слушателей произведения были сочувственными. Но особенно ценным для писателя было одобрение идейного лидера литераторов народного направления, каким был Николай Константинович Михайловский, предложивший издать рукопись своего однофамильца и тёзки в «Русской мысли», популярном в то время журнале. Всевозможные разъезды, экспедиции, изыскания оставляли Михайловскому мало времени для занятий литературным творчеством, случалось, что он писал в дороге, «на облучке», урывками. Однако была в этом и положительная сторона. Непосредственно близкая связь с повседневной жизнью вдохновляла писателя на написание литературных произведений, придавая им определённое неповторимое своеобразие. Основную часть литературного наследия писателя составляют очерки - бесконечный ряд художественных произведений из жизни, окружающей автора, яркое и красочное изложение непосредственных чувств и эмоций, зачастую с публицистическими отступлениями. Элемент беллетристики более заметен в рассказах, но и тут в основе сюжета почти всегда лежит какой-либо факт из реальной жизни.
В 1892 году вышла в свет и получила высокую оценку критиков - автобиографическая  повесть «Детство Тёмы». "Детство Темы" - лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребёнка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного. Повесть была очень благожелательно встречена  читателями.
  Несмотря на любовь Николая Георгиевича к так называемому «малому жанру» рассказа и очерка, наибольшую литературную популярность принесли писателю не они, а ряд автобиографических повестей. В 1893 году появилась повесть «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»). В этой повести автор увлекательно, "без утайки и рисовки" рассказывает о своем детстве, пережитых им и запомнившихся на всю жизнь радостях, проступках, мечтах. Два года спустя, была опубликована и третья часть, получившая название «Студенты» (продолжение «Гимназистов»). Начиная с 1898 года и до конца своей жизни, автор работал над четвёртой повестью данного цикла («Инженеры»).
В сентябре 1906 года  писатель обосновался в городе Петербурге. Принимал активное участие в общественной и литературной жизни столицы. Состоял в редакции большевистского журнала, который назывался «Вестник жизни», в нём сотрудничал с А. В. Луначарским, В. Д. Бонч-Бруевичем и В. В. Воровским.
  Скоропостижно скончался 10 декабря 1906 года во время заседания редакции, на  котором в тот день обсуждалась и читалась его драматическая зарисовка «Подростки».
  Николай Георгиевич похоронен на Волковом кладбище на Литераторских мостках.
 
ДЖЕЙМС ДЖОЙС, ирландский писатель и поэт
135 лет со дня рождения (02.02.1882-13.01.1941)
 
   Родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.
  В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 году — в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897 году. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 году. В 1900 году в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.
В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем.  Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжёлом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился. 26 июля 1907 года у них родилась дочь Лючия Джойс. Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй. День Блу́ма - в рамках праздника по всему миру проходят чтения романа, а в Дублине празднующие проходят маршрут героев произведения Блума и Стивена. На улицах города можно найти памятники, посвящённые роману, и таблички, указывающие, где именно проходили пути героев. Энтузиасты обряжаются в костюмы той эпохи, заказывают блюда, как в романе — жареные бараньи почки, стаканчик бургундского, бутерброд с итальянским сыром.
В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остаётся книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».
После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться.
11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой и 13 января 1941 года он умер.
 
КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЕДИН, русский писатель –
125 лет со дня рождения (24.02.1892-15.07.1977)
 
Родился 12 февраля  в Саратове в семье торговца-писчебумажника, поэта-самоучки. Детские и юношеские годы прошли в Саратове. В семь лет поступил в начальное училище, тогда же начал учиться игре на скрипке. В 1901году  поступил в коммерческое училище. Осенью 1905 года вместе со всем классом участвовал в ученической "забастовке". В 1907 году бежал в Москву, заложив в ломбарде свою скрипку. Вскоре найденный отцом, возвращается домой, но, не желая работать в магазине отца, настаивает на продолжении образования и учится в коммерческом училище в Козлове. Здесь благодаря преподавателям-словесникам по-новому перечитал произведения русской литературы, найдя в них "ни с чем не сравнимую отраду". Начал мечтать о писательской работе.
В 1911 году  поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. Студенческие годы заполнены были уже созревшим стремлением писать литературные произведения. Первые литературные опыты Федина были опубликованы в 1913 - 1914 годах в петербургском "Новом сатириконе" А. Аверченко.
Весной 1914 году едет в Германию усовершенствоваться в немецком языке, живёт в Нюрнберге, где его и застигает первая мировая война. Задержанный как гражданский пленный, был интернирован в Саксонию и жил там до самой германской революции (1918). Давал уроки русского языка, служил хористом и актёром в театрах Циттау и Герлица. Попал в обменную партию пленных и осенью 1918 года вернулся в Москву. Работал некоторое время в Народном комиссариате просвещения.
В 1919 году жил  и работал в Сызрани, редактирует газету "Сызранский коммунар", где  писал  и передовые статьи, и фельетоны, и театральные рецензии, вести городские репортажи и международный обзор. Революционные поволжские события 1919 года  дали ему огромный материал для писательского труда.
Осенью был мобилизован на фронт и оказался в Петрограде - в самый разгар наступления Юденича. Сначала был направлен в кавалерийскую дивизию, затем переведён в редакцию газеты "Боевая правда", где проработал помощником редактора до 1921 года. Сотрудничал в петроградской прессе, печатая статьи, фельетоны, рассказы, редактировал журнал "Книга и революция" (1921 - 24). В 1923 году  вышла первая книга Федина - сборник "Пустырь". В 1922 - 1924 годы написал роман "Города и годы" - один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне, ставший произведением советской литературной классики.
В 1928 году совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. Спустя три года, тяжелобольным, поехал в Швейцарию. Горький, дружеские отношения с которым сложились ещё в 1920, познакомил Федина с Роменом Ролланом. В 1933 - 1934 годах побывал в городах Италии и Франции. Эти поездки дали толчок и материал для создания двух романов: "Похищение Европы" (1933 - 1935), "Санаторий Арктур" (1940). Во время Отечественной войны, в 1942 году, пишет пьесу "Испытание чувств". В 1943 году начинает работать над давно задуманной трилогией и к 1948 году завершает два романа - "Первые радости" и "Необыкновенное лето", с интересом принятых читателями, работает над последней частью трилогии - "Костёр" (1961 - 1965). В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. В 1957 году  издана  книга "Писатель, искусство, время" -  портреты  друзей-современников (М. Горького, С. Цвейга, Р. Роллана). В дальнейшем он занимался в основном административной и общественно-политической работой. В 1958 году К.А. Федина избрали академиком АН СССР, а в 1959 году - руководителем Союза писателей. В этой должности он находился вплоть до самых последних дней своей жизни.
В 1967 году за большой вклад в советскую литературу К.А. Федину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Умер писатель  в 1977 году  в Москве.
 
ДЖОН ЭРНСТ СТЕЙНБЕК, американский писатель -
115 лет со дня рождения  (27.02.1902-20.12.1968)
 
 Родился 27 февраля 1902 года в Салинас (Калифорния) в семье чиновника окружной администрации. У Стейнбека были ирландские и немецкие корни. Иоганн Адольф Гросстейнбек, его дед по отцовской линии, сократил свою фамилию, когда переехал в США. Его отец, Джон Эрнст Стейнбек, служил казначеем. Мать Джона, Оливия Гамильтон, бывшая школьная учительница, разделяла общую страсть Стейнбека к чтению и письму. Стейнбек жил в маленьком сельском городке, расположенном среди плодородных земель. Он проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. Ему стало известно о жёстких аспектах мигрирующей жизни и тёмной стороне человеческой природы, которая выразилась, к примеру, в произведении «О мышах и людях».  В 1919 году Стейнбек окончил среднюю школу и поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года, и который в конечном итоге бросил, не доучившись. Он ездил в Нью-Йорк, жил случайными заработками, преследуя свою мечту стать писателем. Когда же его работы не опубликовали, он вернулся в Калифорнию и работает  гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити, где он встретился с Кэрол Хеннинг, своей первой женой. Стейнбек и Хеннинг поженились в январе 1930 года. Стейнбек с женой жили в коттедже, который принадлежал его отцу — в Пэсифик Гроу, штат Калифорния, на полуострове Монтерей. Старший Стейнбек снабдил сына бесплатным проживанием, бумагой для рукописей, что позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на своём ремесле. После публикации повести «Квартал Тортилья-Флэт» в 1935 году, его первого писательского успеха, Стейнбеки вышли из относительной бедности и построили летом дом в Лос-Гатосе. В 1940 году Стейнбек отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями для сбора биологических образцов. В «Море Кортеса» описывается эта поездка. Хотя Кэрол сопровождала Стейнбека в этих путешествиях, их брак начал страдать в это время и завершился в 1941 году, когда Стейнбек начал работу над рукописью для новой книги. В марте 1943 года, после развода Стейнбека и Кэрол, он женился на Гвиндолин, «Гвин» Конгер. От второй жены у Стейнбека родились двое детей — Томас Майлс Стейнбек (1944) и Джон Стейнбек IV (1946—1991). В 1943 году Стейнбек, в качестве военного корреспондента, участвовал во Второй Мировой войне, в частности, в диверсионных набегах Дугласа Фэрбенкса (Джуниорс бич, Прыгуны), в которых проходила апробацию новая тактика ведения диверсионных операций против немецких гарнизонов островов Средиземного моря. В 1944 году был ранен взрывом боеприпасов в Северной Африке, и, уставший от войны, подал в отставку и вернулся домой.
В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавших во многих уголках СССР со времен социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник», была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. В мае 1948 года Стейнбек ездил в Калифорнию, чтобы быть рядом с его ближайшим другом, биологом и экологом Эдом Рикеттсом, который был серьёзно ранен, когда в его автомобиль въехал поезд. Рикетс умер за час до прибытия Стейнбека. По возвращении домой, Стейнбек столкнулся с Гвин, которая рассказала ему, что она хочет развестись по разным причинам, связанным с отчуждением. Он не смог её отговорить, и развод завершился в августе того же года. Стейнбек провёл год после смерти Рикетса в глубокой депрессии. В июне 1949 года Стейнбек встретился с режиссёром Элейн Скотт в ресторане в Кармель, Калифорния. У них завязались отношения, и в декабре 1950 года они поженились. Этот третий брак продолжался до самой смерти Стейнбека в 1968 году. В сентябре 1964 года президент Линдон Джонсон наградил Стейнбека Президентской медалью Свободы.
Писатель умер  20 декабря 1968 года в возрасте 66 лет от болезни сердца и сердечной недостаточности.
 
СИДНИ ШЕЛДОН, американский писатель -
100 лет со дня рождения  (11.02.1917-30.01.2007)
 
 Сидни Шелдон родился 11 февраля 1917 года в Чикаго, штат Иллинойс в еврейской семье. Отец работал в ювелирном магазине. Родители его матери Натали Маркус эмигрировали в Америку из небольшого селения под Одессой, спасаясь от погромов. Первые его стихи были опубликованы, когда мальчику исполнилось 10 лет. Его карьера началась в 1937 году в Голливуде, где он писал сценарии к фильмам категории «B».
    В первые годы Второй мировой войны он служил в авиации. После того, как его подразделение в 1941 году было расформировано, Шелдон вернулся к гражданской жизни и начал писать мюзиклы для бродвейских постановок и в то же время продолжал писать сценарии для студий. Его сценарии покупали Парамаунт Пикчерз.
Нередко сюжеты романов Шелдона построены на теории заговора «серых кардиналов» из различных стран (например, вторых лиц спецслужб). В начале 40-х годов в соавторстве с Беном Робертсом написал ряд сценариев для бродвейских постановок. В 1948 году получил премию «Академия» за сценарий спектакля «Холостяк и безумная девчонка». После него идут другие, не менее популярные, сценарии — «Пасхальный Парад» (1948), «Энни, за оружие!» (1950) и «Гигант» (1962). В 1959 г. Шелдон был удостоен премии «Тони»  за сценарий мюзикла «Рыжая». С 1963 года работал на телевидении над сериалами. Эта работа принесла ему широкую известность, сериалы «Патти Дьюк» (1963-1966) и «В мечтах о Дженни» (1967-1970) получили несколько премий «Эмми».
Первый роман «Сорвать маску» опубликовал в 1970 году — и сразу же получил за него премию Эдгара А. По. С тех пор все без исключения романы Шелдона мгновенно попадали в списки бестселлеров. Суммарный тираж этих романов на сегодняшний день составляет свыше 275 миллионов экземпляров. За заслуги перед литературой и кинематографом Сидни Шелдон получил именную звезду на голливудской Аллее Славы. Кроме того, его имя присутствует в Книге рекордов Гиннеса: Шелдон — самый «переводимый» автор в мире. В жанре фантастики он написал только один роман — «Конец света» (1991).  Также, были написаны романы: «Узы крови» (1977), «Гнев ангелов» (1980), «Если наступит завтра» (1985), «Ничто не вечно» (1994), «Рухнувшие небеса» (2001) и т.д.
Шелдон гордился двумя вещами: своим пристрастием к беллетристике и знанием реалий, о которых он писал. Он диктовал каждую свою книгу секретарю, и когда рукопись достигала полутора-двух тысяч страниц, то он садился её переписывать и нередко проделывал это полтора десятка раз. На один том у него уходил, в среднем, год. Как-то в его доме случился пожар, и прибывшие на место спасатели велели обитателям выносить самое ценное. Шелдон вынес ручки и блокноты: «Я не мог и представить себе, что проведу несколько дней, не имея возможности писать».
Он с удовольствием путешествовал по миру  и неизменно утверждал: «Если у меня в книге описано индонезийское блюдо, это значит, что я ел его сам». Его часто спрашивали, не смущает ли его, что большинство его читателей — женщины. Вовсе нет. «Я хочу развеять миф о „глупой блондинке“. Мои героини — сильные и красивые личности. Они отражают мой личный опыт: таковы были и моя мать, растившая детей в годы Великой депрессии и работавшая до восьмого десятка, и моя покойная жена Джорджа, и моя вторая супруга — Александра. Все они — умные, целеустремленные, творческие люди. И эти качества сосуществуют в них никоим образом не в ущерб женственности».
Он был женат в течение 30 лет на Джордже Картрайт, театральной актрисе и киноактрисе, которая позже стала дизайнером интерьеров. Джорджа умерла от сердечного приступа в 1985 году. В 1989 году он женился на Александре Костофф. Его единственным ребёнком является дочь Мэри Шелдон.
Сидни Шелдон умер 30 января 2007 года в возрасте 89 лет от двусторонней пневмонии на Ранчо-Мираж, Калифорния, США.
 
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ШАФЕРАН, советский поэт-песенник -
85 лет со дня рождения (13.02.1932-14.03.1994)
 
     Родился 13 февраля 1932 года в городе  Одесса. В школе  Игорь учился в одном классе с Михаилом Жванецким. У писателя рано проснулся талант поэта:  ещё учась в школе, он начал писать свои первые стихи.  После окончания школы он несколько лет проплавал механиком на китобойной флотилии «Слава». Потом поехал в Москву поступать в Литературный институт имени М. Горького. С первого раза не поступил и поэтому год отучился в Тимирязевской академии. А потом его взял на свой курс знаменитый поэт Михаил Светлов. Литературный институт он окончил в 1960 году. Свою первую песню  написал, ещё учась в институте, совместно с композитором Э. Колмановским («Береговые огоньки»). А через несколько лет И. Кобзон в Колонном зале Дома Союзов в Москве спел «Мальчишки, мальчишки» А. Островского и И. Шаферана. Эта песня стала своеобразным эпиграфом ко всему творческому пути Шаферана.  К молодому поэту пришла настоящая слава.
Слова многих песен, написанных Игорем Шафераном, очень полюбились слушателям. Со временем их даже стали считать народными. Наиболее популярные его песни – «Мальчишки», «И всё-таки море».  Секрет этих песен – в сочетании мудрости и поэтического оптимизма, лиричности, эмоциональности. Они настолько полюбились в народе, что как бы утратили авторство и поистине стали народными. Их охотно поют и исполняют с эстрады, на радио и телевидении.
В своё время  Игорь Шаферан входил наряду с Леонидом Дербеневым и Михаилом Таничем в тройку лучших в нашей стране поэтов-песенников.
  Игорь Шаферан — автор сборников «Слушай, сердце!» (1971), «Красно солнышко» (1973), «Для тебя» (1985) и других. Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов «Песни Года».
Песня Игоря  Шаферана "Гляжу в озёра синие" предлагалась даже как вариант государственного гимна России.  Он автор текстов песен: «Мы желаем счастья вам» (1986), «На улице Каштановой» (музыка Ю. Антонова),  «Если б не было войны» (1984), «Ненаглядная сторона» (1982), «Листья жёлтые» (1978), «Ты говоришь мне о любви»     (Л. Дербенев, И. Шаферан, 1978), «Ещё не вечер», «Ты погоди», «Ромашки спрятались», «Ходит песенка по кругу», "Песня о дублёрах" (М. Танич, И. Шаферан, 1963), "Парнишка" (1962). На лирику Шаферана писали песни именитые композиторы — Давид Тухманов, Евгений Птичкин, Валерий Петров, Людмила Лядова, Павел Аедоницкий, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Аркадий Островский, Эдуард Колмановский и многие другие популярные и известные композиторы
    Игорь Шаферан  - автор стихов песни из мультфильма «Новогодняя сказка» («Ёлочка, ёлка, лесной аромат…») и множества других известных стихов для детей.
    Три песни на его стихи («То ли ещё будет», «Я у бабушки живу», «Всё не так у взрослых») написаны от лица ребёнка и исполнялись женщинами (первая — Аллой Пугачёвой).
Песня «Созвездье Гончих Псов» вдохновлена детской повестью Лилии Неменовой «Щен из созвездия Гончих Псов», но приобрела более широкий характер. Недаром она заинтересовала руководителя и солиста группы «Диалог» Кима Брейтбурга, уже написавшего арт-роковые сюиты на стихи Семёна Кирсанова и Юстинаса Марцинкявичуса, песни на стихи Арсения Тарковского и Евгения Евтушенко. «Созвездье Гончих Псов» вошло в первую пластинку «Диалога». Шаферан также переделал песню «Маргарита», написанную Брейтбургом на слова малоизвестного поэта. Несмотря на возраст, Игорь Шаферан сотрудничал с такими известными молодёжными рок-группами, как «Круиз», «Карнавал», «Альфа». Его песни записывали «Машина времени» и «Воскресение». Почти двадцать лет писатель  сотрудничал с Давидом Тухмановым. С песней Тухманова на стихи Шаферана «Ненаглядная сторона» впервые выступил на телевидении Валерий Леонтьев. Началось же сотрудничество с песни «Вальс» («С полуслова…»), которую исполнял в начале 1970-х годов солист «Весёлых ребят» Леонид Бергер, а на юбилейном концерте, посвящённом 60-летию Тухманова, спел Александр Градский. Закончилось сотрудничество в конце 1980-х годов песнями «Ты замуж за него не выходи» и «Дело в шляпе», которые исполняла продюсируемая Тухмановым популярная группа «Электроклуб».
Шаферан автор пьесы в 2-х частях «Как стать главным инженером» (по повести Дж. Лондона). Печатался в журналах «Неделя», «Крокодил», «Сельская жизнь». Работал в Российской государственной библиотеке библиотекарем отдела национальной литературы.
Приход в страну рыночных отношений, после распада СССР, оказался для  поэта, как и для многих его коллег, страшным психологическим ударом. Ничем другим, кроме поэзии, он не занимался. И у него развилось ощущение своей ненужности. На почве стресса он заболел. Лежал в онкологическом центре на Каширке. Но врачи не смогли ему  ничем помочь и, поняв это, попросту выписали Шаферана умирать домой.
Игорь Шаферан умер после тяжёлой продолжительной болезни. Михаил Танич, бывший друг  Шаферана, сочинивший с ним в соавторстве стихи для нескольких песен (особенно известна «На тебе сошёлся клином белый свет…»), писал в своей книге «Играла музыка в саду»: «Игорь Шаферан долго и тяжело болел. И, главное, неотвратимо. Когда на долю человеку выпадает такая нечеловеческая больничная боль, а потом наступает конец, обычно говорят: „Отмучился“». Танич назвал песню «Зачем вы, девочки, красивых любите?» народной и добавил: «Уйдёт много поэтов, забудется много песен, а этой суждена долгая жизнь.
Похоронен Игорь Шаферан на Донском кладбище в Москве.