ноябрь

ИОГАНН  КРИСТОФ  ФРИДРИХ  ФОН  ШИЛЛЕР,
немецкий поэт – 260 лет со дня рождения (10.11.1759-09.05.1805)
 
Родился 10 ноября 1759 года, в Марбах-на-Неккаре (Германия). Будущий писатель был вторым из шести детей в семье офицера Иоганна Каспара, состоящего на службе у вюртембергского герцога и домохозяйки Элизабет Доротеи Кодвайс. Глава семейства хотел, чтобы его единственный сын получил образование и вырос достойным человеком.
Именно поэтому отец воспитывал Фридриха в строгости, наказывая мальчика за малейшие прегрешения. Ко всему прочему Иоганн с юных лет приучал наследника к лишениям. Так, во время обеда или ужина, глава семейства намеренно не давал сыну то, что ему хотелось отведать.
Высшими человеческими добродетелями Шиллер - старший считал любовь к порядку, аккуратность и неукоснительное послушание. Однако, нужды в отцовской строгости не было. Худенький и болезненный Фридрих разительно отличался от своих сверстников-друзей, жаждущих приключений и постоянно попадавших в неприятные ситуации.
Будущему драматургу нравилось учиться. Мальчик мог сутками корпеть над учебниками, изучая те или иные дисциплины. Преподаватели отмечали его прилежание, тягу к наукам и невероятную работоспособность, которую он сохранил до конца жизни.
Стоит отметить, что его мама была полной противоположностью скупого на эмоциональные проявления мужа. Умная, добрая, набожная женщина изо всех сил пыталась смягчить пуританскую строгость супруга и часто читала детям христианские стихи.
В 1764 году семья Шиллеров переехала в Лорх. В этом старинном городке отец разбудил в сыне интерес к истории. Эта страсть в итоге и определила дальнейшую судьбу поэта. Первые уроки истории будущему драматургу преподал местный священник, который оказал на ученика такое сильное влияние, что Фридрих в один момент даже всерьёз задумался о том, чтобы посвятить жизнь богослужению.
К тому же, для мальчика из небогатой семьи это был единственный способ выбиться в люди, поэтому родители поощряли желание сына. В 1766 году глава семейства получает повышение и становится герцогским садовником в замке, расположенном в окрестностях Штутгарта.
Замок, а самое главное, придворный театр, который бесплатно посещал работавший в замке персонал, произвел на Фридриха впечатление. В обители богини Мельпомены выступали лучшие актёры со всей Европы. Игра лицедеев воодушевила будущего поэта, и он вместе с сёстрами вечерами стал часто показывать родителям домашние спектакли, в которых главная роль всегда доставалась ему. Правда, новое увлечение отпрыска ни отец, ни мать всерьёз не восприняли. Они видели сына только на церковной кафедре с библией в руках.
Когда Фридриху исполнилось 14 лет, отец отдал горячо любимое чадо в военную школу герцога Карла Евгения, в которой отпрыски небогатых офицеров бесплатно постигали тонкости обеспечения всем необходимым герцогского двора и армии.
Пребывание в этом учебном заведении стало для Шиллера – младшего кошмаром наяву. В школе царила казарменная дисциплина, ученикам запрещалось встречаться с родителями. Ко всему прочему, существовала система штрафов. Так, за незапланированную покупку еды полагалось 12 ударов палкой, а за невнимательность и неопрятность - денежное взыскание.
В то время утешением для автора баллады «Перчатка» стали его новые друзья. Дружба для Фридриха стала своеобразным эликсиром жизни, который давал писателю силы для того, чтобы двигаться дальше. Примечательно, что годы, проведённые в этом заведении, не сделали из Шиллера раба, наоборот они превратили писателя в бунтаря, чьё оружие - выдержку и силу духа у него никто не мог отобрать.
К тому же там автор драмы «Коварство и любовь» благодаря молодому профессору философии познакомился с литературным направлением «Буря и натиск» и представителями эпохи Просвещения, а также произведениями Иоганна Гёте.
В октябре 1776 года  Шиллер перевёлся на медицинское отделение. В том же году он опубликовал своё первое стихотворение – «Вечер». В это время биографии он серьёзно увлёкся творчеством Шекспира.
Произведения английского драматурга вдохновили его создать трагедию «Разбойники», принёсшую ему большую популярность.
В 1780 году Шиллер окончил медицинский факультет и покинул ненавистную военную академию. Затем по приказу Карла Евгения поэт отправился полковым лекарем в Штутгарт. Правда, долгожданная свобода не радовала Фридриха. Как врач он никуда не годился, ведь практическая сторона профессии никогда его не интересовала.
Скверное вино, отвратительный табак и дурные женщины – вот что отвлекало не сумевшего реализовать себя писателя от дурных мыслей.
В 1781 году драма «Разбойники» была завершена. После редактирования рукописи оказалось, что ни один штутгартский издатель не хочет её печатать, и поэту пришлось издать произведение за свой счёт. Одновременно с «Разбойниками» он подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в свет в феврале 1782 года под названием «Антология на 1782 год».
Осенью  этого же года Фридрих сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь», которая в черновом варианте называлась «Луиза Миллер». В это время Шиллер за мизерный гонорар также напечатал драму «Заговор Фиеско в Генуе»
В период с 1793 по 1794 годы закончил философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека», в а 1797 году написал баллады «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и «Дайвер».
В 1799 году завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна», а через год опубликовал работы «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева». В 1804 году свет увидела драма «Вильгельм Телль», основанная на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.
За три года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам Шиллер скептически отнёсся к этой милости, однако принял её, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены. С каждым годом драматургу, болеющему  туберкулёзом, становилось всё хуже и он, в буквальном смысле, угасал на глазах у семьи и друзей.
Умер писатель в 45 лет 9 мая 1805 года, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».
 
ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС, русская писательница –
150 лет со дня рождения (20.11.1869-09.09.1945)
 
Родилась 20 ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урождённая Степанова, была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера. По необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками.
В 1880 году Николай Романович получает должность судьи, и семья снова переезжает: в этот раз на родину Николая Гоголя – город Нежин. Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела в институтском лазарете.
Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца. Мужчина скоропостижно скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переезжает в Москву. Там поэтессу  отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учёбы у неё также диагностировали туберкулёз. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.
Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным путём к самореализации. Точные науки никогда не интересовали литераторшу. С ранних лет Зина начала вести дневники и писать стихи – сначала шуточные про членов семьи. Ей даже удалось заразить увлечением тётку и гувернанток.
После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери – Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Александр Степанов скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.
Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишённых эмоциональной составляющей произведений товарищей.
Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера.
В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при её содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда ещё никому не известного Сергея Есенина.
Уже с 1888 года она начала печататься: первой её публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всём: о жизни - «Почему», «Снег», о любви - «Бессилие», «Любовь одна», о Родине - «Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет», о народе - «Крик», «Стекло».
Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.
Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Фёдором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским её возвели в ранг «старшего символиста» ещё при жизни.
Основные её мотивы ранней поэзии – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщённости с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896) и «Зеркала» (1898) господствовали идеи Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.
В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция (1905–1907 года). После неё в свет вышли сборники рассказов «Чёрное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912); романы «Чёртова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913). В своих произведениях она утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем Дмитрием Мережковским эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.
Обосновавшись в Париже, где у них ещё с дореволюционных времён осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелёвым, Константином Бальмонтом, Иваном Буниным, Александром Куприным.
В 1926 году супруги организовали литературно-философское братство «Зелёная лампа» – своего рода продолжение одноимённого сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин.
Собрания были закрытыми, а гости приглашались исключительно по списку. Постоянными участниками «заседаний» были Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Иван Бунин, Надежда Тэффи, Марк Алданов и Николай Бердяев. С началом Второй мировой войны сообщество прекратило своё существование.
После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за того, что у Зинаиды перестала функционировать правая рука, закончить работу она не смогла.
Легенда серебряного века ушла в небытие 9 сентября 1945 года. Её похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом.
 
ЛЕОНИД ГЕНРИХОВИЧ ЗОРИН, русский писатель –
95 лет со дня рождения (03.11.1924)
 
Родился 3 ноября 1924 года в Баку. Маленький Лёня рос настоящим вундеркиндом - в два года он уже хорошо читал, а в четыре написал свои первые стихи. Его отец - Генрих Зорин - переписывал огромное количество сочинений своего сына набело своим взрослым почерком и относил в бакинские издательства. В 1932 году была напечатана первая книга восьмилетнего поэта, а в 1934 году Леонид вместе с мамой поехал в Горки - подмосковный посёлок, в котором проживал Максим Горький, главный писатель того времени. Он высоко оценил произведения гениального мальчика и написал о нём несколько статей, после чего под его протекцией было напечатано московское издание с собранием сочинений десятилетнего писателя.
В 1942 году Зорин поступил в Кировский университет города Баку, окончив который в 1946 году, уехал в Москву и там поступил в Литературный институт имени Горького.
Первая пьеса Леонида Зорина была поставлена в Малом театре в 1949 году. Она называлась «Молодость» и привлекла внимание свежестью идей и современным сюжетом. После этого он писал пьесы почти каждый год: «Вечер воспоминаний» в 1951 году, «Азовское море» в 1952 году, «Откровенный разговор» в 1953 году. В литературных и театральных кругах творчество Зорина невероятно ценилось за искренность, честность и новый взгляд на драматургию, а вот с властью были проблемы. Например, пьеса «Гости», написанная в 1954 году и в том же году поставленная в Театре имени Ермоловой великим режиссёром Андреем Лобановым. После премьерного показа спектакль был снят и запрещён, Леонида Генриховича в течение двух лет жестоко критиковали в прессе, называя «политическим клеветником», из-за чего он тяжело заболел и не мог писать. Проблемами была окружена и пьеса 1965 года «Римская комедия», которую решил ставить Георгий Товстоногов  в БДТ. Как и «Гости», «Римская комедия» была показана всего один раз - спектакль и пьесу запретили, но Г. Товстоногов до конца жизни говорил, что это - главная постановка его жизни. Несмотря на запрет, в следующем году она была вновь поставлена, но на этот раз в Москве (в театре Вахтангова) режиссёром Рубеном Симоновым.
Основным и самым любимым в народе произведением драматурга стала пьеса «Покровские ворота», по которой был снят культовый советский фильм Михаила Козакова. Леонид Генрихович написал её в 1974 году и описал как «сугубо автобиографичную ностальгию по собственной юности». Сначала пьеса была поставлена в Театре на Малой Бронной и стала режиссёрским дебютом Козакова. А затем он перенёс спектакль на экран. Костик стал единственным персонажем Зорина, для которого он лично одобрил актёра. Он признался, что только в Олеге Меньшикове увидел собственное отражение.
С 1980 года, помимо пьес и киносценариев, начал писать прозу. На сегодняшний день выпущено около тридцати его рассказов, повестей и романов. К его современным книгам относятся роман «Глас народа», выпущенный в 2008 году, повесть «Юдифь» (2009), роман «Выкрест» (2014). Самым новым на сегодняшний день является издание повести «Покровские ворота», выпущенное в 2017 году.
Также на счету Леонида Генриховича более пятидесяти пьес, последняя – «Торжественная комедия» - была написана в 2009 году. Но писатель не останавливается в своём творчестве - несмотря на свой возраст (93 года), он каждый день проводит за письменным столом. В одном из интервью он признался, что не может спокойно видеть чистый лист бумаги. Сочинять и писать - это одновременно и его счастье, и его страдание. За свои произведения он  является обладателем большого количества премий. Первой наградой стал орден «Знак почёта», который писатель получил в 1974 году. В 1977 году он стал лауреатом конкурса лучших комедий, в 1982 году получил премию от «Литературной газеты», а в 1983 году - от журнала «Крокодил». В 1986 году Леонид Генрихович получил орден Дружбы народов. Затем он был удостоен премии за лучшую пьесу о деловых людях (1995), главного приза Всероссийского конкурса драматургов (1996) и журнала «Знамя» (2001), а также Литературной премии Ивана Белкина (2008) и награды «Большая книга» (2009).