октябрь

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, русский поэт –
205 лет со дня рождения (15.10.1814-27.07.1841)
 
Родился 15 октября 1814 года в Москве. После смерти мамы двухлетний Миша воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной. Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка». На смену Шандро пришёл англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога.
Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачёве.
Глубокий след в жизни и творческой биографии поэта оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению».
В сентябре 1828 года его  зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре его перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества.
В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учёбу.
Лето 16-летний прозаик провёл в Подмосковье, в имении Столыпиных. Неподалёку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюблённым, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймёт, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.
Осенью 1830 года Михаил Юрьевич поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. Два года он учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огарёвым. В студенческие годы написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нём: юноша «завалил» экзамены.
Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры.
В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый М.Ю. Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни.
В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек».
Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича...». Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта.
В годы жизни в Петербурге драматург  наблюдает за нравами аристократии – наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую он неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.
Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшее убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья А.С. Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищённо, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали.
 
После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бабушка Лермонтова и друзья А.С. Пушкина, в том числе Василий Андреевич Жуковский, постарались смягчить участь Михаила Лермонтова. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.
Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Михаила Юрьевича. Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская весёлость поэта растаяла, сменившись «чёрной меланхолией».
После возвращения в петербургский высший свет поэт находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил его на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения.
После ссылки Лермонтов  привёз в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич входит  в круг близких друзей А.С. Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен. Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Чёрной речкой, неподалёку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.
О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил.
Одно из последних стихотворений поэта – «Выхожу один я на дорогу» – появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нём «лирический итог исканий», к которым он обращался в конце земного пути. За несколько недель до убийства поэт сочинил стих «Утёс», напечатанный через 2 года после его смерти.
Зима 1840-41 года  оказалась последней для Лермонтова. Он приехал в отпуск в Петербург, мечтая об отставке и литературной работе. Бабушка, мечтавшая о военной карьере внука и не разделявшая увлечения литературой, разубедила Михаила подавать прошение об отставке. На Кавказ Лермонтов возвращался с тревожным сердцем.
В Пятигорске произошла роковая ссора Михаила Лермонтова с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Лермонтов не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.
Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора, и убитый поэт долго лежал на земле.
Похоронили Лермонтова 29 июля 1841 года на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.
В апреле 1842 года тело в свинцовом гробу захоронили в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.
 
ОСКАР УАЙЛЬД, английский писатель –
165 лет со дня рождения (16.10.1854-30.11.1900)
 
Родился 16 октября 1854 года в столице Ирландии, городе Дублине.  Его родители были известны в кругах высшего общества. Отец Уильям Уайльд был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом (ушным и глазным хирургом) В 1864 году ему присвоили звание рыцаря. Мать будущего писателя Джейн Франческа Уайльд боролась за права ирландцев и активно поддерживала революционное движение. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мама - поэзию. В доме у четы Уайльдов собирались салоны, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны.
Оскар был средним ребёнком в семье. Его старший брат Уильям родился на два года раньше Оскара, а сестра Изола - на два года младше. Девочка умерла в десятилетнем возрасте по причине воспаления головного мозга. Дети получили прекрасное домашнее образование. У них были немецкая и французская гувернантки. Первым учебным заведением для братьев стала Королевская школа Портора, которая находилась в небольшом городке, недалеко от Дублина. Маленький писатель отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. По окончании учебного заведения в возрасте 17 лет Уайльд получил золотую медаль и был направлен в Тринити-колледж.
Зародившаяся во время школьной учёбы любовь Оскара к древнегреческой культуре получила своё развитие в колледже. Он занимается подробным изучением античной истории, эстетики, древних языков. Постепенно все полученные знания Уайльд начинает претворять в жизнь. Его манера поведения, одежда, тяга к эллинизму, скептицизм, самоирония - всё то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний.
Через три года перспективного студента отправляют в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда, как безупречного денди. Одним из критериев успешности для молодого человека уже тогда становится формирование ореола легендарности вокруг своей личности. Он никогда не спешил разрушать все невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени.
В Оксфордском университете окончательно формируется и отношение будущего литератора к прекрасному. Нравственные ценности для него теперь не являются единственным критерием красоты. Педагогом, который повлиял на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин - английский писатель и теоретик. Он оказал большое влияние на развитие литературных тенденций конца XIX века.
В годы учёбы писатель  впервые совершает путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновлённый новыми впечатлениями, он пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета.
В возрасте 24 лет переезжает жить в столицу Великобритании. Он становится популярным завсегдатаем светских салонов Лондона за счёт своих ироничных и противоречивых высказываний и манеры одеваться. Вкусы и привычки Уайлда диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре стало появляться много молодых людей, которые во всём старались подражать своему кумиру. Шутки молодого ирландца его поклонниками разбирались на цитаты.
В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе, посвящённые проблемам эстетики. С 1882 по 1883 годы молодой литератор провёл за рубежом, в США, где путешествовал со своими лекциями по искусству. Американская публика была без ума от обаяния и интеллекта писателя, Оскар приобрёл себе за океаном большую армию поклонников и последователей.
После возвращения в Европу Уайльд сразу же отправляется во Францию, где знакомится с цветом французской литературы.
Вернувшись на родину и обретя семью, посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети. Это сборники «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», самыми знаменитыми произведениями которых становятся «Мальчик-звезда», «Преданный друг», «Соловей и роза», «Рыбак и его душа». К этому времени слава Уайльда в Англии достигает своего пика.
Его журналистские статьи печатаются в лучших изданиях страны, писатель берёт на себя обязанности редактора в журнале «Женский мир». О нём в своих интервью благосклонно отзывается легендарный драматург Бернард Шоу. Лондонский денди и провокатор вызывает противоречивые чувства у публики: от слепого обожания, до критики, которая выражается в нападках и публикации карикатур на литератора. Но колкости в адрес Оскара только укрепляют его авторитет и популярность в обществе.
В возрасте 33 лет Уайльд впервые написал первые серьёзные произведения. Начав с создания рассказов «Преступление лорда Артура Севила», «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки», Уайльд приступает к основному труду своей творческой биографии - роману «Портрет Дориана Грея», который вышел в свет в 1890 году. Книга была воспринята современниками неоднозначно.
Несмотря на воспитательные цели, которые преследовал автор, в высшем обществе роман восприняли, как аморальное произведение. Но публика попроще была в восторге. Вслед за скандалом, связанным с публикацией единственного романа, Оскар Уайльд издаёт драму «Саломея», которая во многом повлияла на развитие искусства декаданса. Пьеса также получила противоречивую оценку общественного мнения и долго не ставилась в Великобритании.
В начале 90-х годов писатель создаёт ряд комедий для театральной сцены, которые получают своё воплощение на подмостках Лондона. Это такие пьесы, как «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и «Как важно быть серьёзным». В них драматург проявляет себя как мастер остроумного диалога. Всё увереннее в драматургии он использует приём парадоксальности.
В 1900 году Оскар заболел ушной инфекцией, которая при ослабленном организме, спровоцировала развитие менингита. Воспаление мозга и стало причиной смерти писателя 30 ноября того же года. Уайльд был похоронен на одном из кладбищ в Париже, а через одно десятилетие его могила была перенесена на кладбище Пер-Лашез. На месте захоронения писателя установлен памятник в виде головы Сфинкса.
 
КИР БУЛЫЧЁВ, русский писатель-фантаст –
85 лет со дня рождения (18.10.1934-05.09.2003)
 
Кир Булычёв – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Родители Булычёва поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с учёным-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестрёнку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушёл на фронт и погиб в 1945 году.
В 1957 году Кир Булычёв получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы. Плюсом к работе в Академии писал заметки и другие публикации для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1961 году Булычёв издал небольшой рассказ «Маунг Джо будет жить». Это стало дебютной работой автора по художественной литературе. Спустя четыре года он создал новый рассказ «Долг гостеприимства», но уже в фантастическом жанре. Творческий труд выпустили под вымышленным именем Маун Сейн Джи.
Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычёв. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьёзным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.
Издания приносили успех писателю, но бессменной любовью читатели прониклись к приключениям «Алисы Селезнёвой». Девочка с Земли постоянно попадала в передряги, но справлялась с трудностями при помощи смекалки и друзей. В книгах о юной исследовательнице фигурировали и другие герои, но чаще девочка путешествовала с отцом Игорем Селезнёвым и другом папы Громозекой.
В 1985 году писатель выпустил повесть из серии про Алису «Заповедник сказок». В работе литератор отошёл от привычных канонов и отправил героиню не на чужую планету, а в сказочный мир. По сюжетам книг о юной девочке сняты киноленты.
В 1977 году на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картина, разработанная по сюжету повести «Сто лет тому вперёд», пользовалась успехом. На экране девочку воплотили Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк.
В 1982 году фантаст удостоился Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звёздам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». В результате выяснилось подлинное имя Кира Булычёва, но из института литературоведа не уволили.
Популярны книги Булычёва об агенте Космофлота Андрее Брюсе. Он стал центральным персонажем двух произведений - «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». Второй роман экранизировали в 1989 году. Сергей Жигунов исполнил роль Брюса.
Женский персонаж, который остаётся одним из самых узнаваемых, – Кора Орват, работающая агентом Интергалактической полиции. В некотором смысле Кора – это Алиса во взрослой жизни.
Мужской персонаж - доктор Павлыш – герой отдельного романа «Посёлок». Он является центральным персонажем восьми книг. Рассказы о секретных исследованиях и фантастических героях также были на пике популярности.
У писателя есть ряд творений вне серий. Он не обошёл стороной драматический жанр. По просьбе режиссёра Андрея Россинского написал пьесы, поставленные в театре «Лаборатория». В 1997 году Кир Булычёв получил престижную награду «Аэлита». С 2002 года посвящён в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Входил в Творческий Совет журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если».
Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя. В 1960 году в семье случилось пополнение - родилась дочь, которую назвали Алисой.
Кир Булычёв ушёл из жизни 5 сентября 2003 года в столице России. Он долго и безрезультатно боролся с тяжёлой онкологической болезнью.
В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких за серию очерков «Падчерица эпохи» в номинации «Критика и публицистика».