февраль

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ, писатель, баснописец –
250 лет со дня рождения (13.02.1769-21.11.1844)
 
Родился 13 февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности.
Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, он сносно выучил французский.
Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так он получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.
Молодой писатель, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.
Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушёл в отставку и занялся литературной деятельностью. Поначалу она была неудачной. И.А. Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.
За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.
Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.
В 1789 году писатель вместе с С.В. Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.
Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году он возвращается к активной литературной деятельности. Пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.
В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт писателя. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор он становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812 - 1841годы.
В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Андреевич уже ничего не пишет.
В 1838 году литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца.
Умер писатель в ноябре 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
 
 
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН, русский писатель –
135 лет со дня рождения (01.02.1884-10.03.1937)
 
Родился  1 февраля  1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье небогатого дворянина. Изначально Е.И. Замятин поступил в Лебедянскую гимназию, в этом учебном заведении в то время преподавал его отец. Затем в 1896 году, в 9-летнем возрасте его отдали в Воронежскую гимназию. Окончив её с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 г., находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин», о чём впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провёл несколько месяцев в одиночной камере. Это время он использовал для того, чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.
Литературный дебют Замятина относится к 1908 году. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы», (главный редактор - критик Р. Иванов-Разумник) повести Уездное». В «Уездном» писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Е. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников – в том числе писателей А. Ремизова и М. Пришвина.  А.М. Горький спустя семь лет написал о писателе: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше «Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с «Мелким бесом» Ф. Сологуба. В. Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».
Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» А.Ремизова, однако Замятин довёл эту манеру до гротескного сюрреализма.
За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечён к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть «На куличках» – это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 году в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере – в частности, в повести «Север».
В 1916 году был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу, как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало ему увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть «Островитяне» посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.
В 1917 году Евгений Иванович Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии «Дома искусств», работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) он сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.
Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений писателя: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.
Е.И. Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 году текст был переведён на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д. Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где всё подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что он готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 году были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка «Левши» Лескова), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).
В 1931году, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Евгению Ивановичу. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М. Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию.
Умер писатель в Париже 10 марта 1937 года.
 
 
ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ, русский писатель –
125 лет со дня рождения (11.02.1894-10.06.1959)
 
Родился в Санкт-Петербурге 11 февраля 1894 года. Писатель имел немецко-швейцарские корни. Необычную фамилию семья Бианки получила в наследство от прадеда, жившего в Италии. Отец Виталия был орнитологом, потому юность будущего писателя была богата увлечениями и походами в лес. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия.
Виталий получил образование в Петроградском университете на физико-математическом факультете.
В 1916 году был призван в армию, а через год примкнул к партии эсеров, ходил под знамёнами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).
После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь он читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.
Литературный талант Виталия Бианки расцвёл после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушёл в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.
Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».
Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова». В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».
Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времён года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.
Необыкновенной работой, не знавшей ещё аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Писатель начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.
Энциклопедия, календарь, игра – это всё о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.
Дополнительное признание ему принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.
В последние годы жизни автора мучили болезни. Пока ещё мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.
Точку в творческой биографии писателя поставила незавершённая книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал: «Во мне живёт некая жизнерадостная сила. Вижу: всё, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... – от этой силы. Благословенна она и во мне, и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».
Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака лёгких.
Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
 
 
АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ ВОЛОДИН, русский драматург –
100 лет со дня рождения (10.02.1919-17.12.2001)
 
Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом Александр Володин, родился в 10 февраля 1919 года Минске. Мать у Александра умерла рано, и пятилетним ребёнком его взял к себе в Москву дядя.
Уже в детстве у Саши проявилась любовь к театру, особенно к пьесам А.Н. Островского. Откладывал на билеты деньги, которые получал дома на школьные завтраки, чтобы пойти в театр.
После окончания школы А. Володин некоторое время учился в Московском авиационном институте, работал сельским учителем. Однако стремление к театру было слишком велико, возникло желание передать окружающим свои мысли, переживания, чувства. Через много лет своё, личное станет доминантой в творчестве А. Володина.
В 1939 году Александр поступил на театроведческий факультет Российского института театрального искусства (ГИТИСа). Однако проучился там недолго: через два месяца пришла повестка в армию. Когда Володин стоял в колонне призывников, он не мог знать, что в этот день кончилась юность и впереди не просто служба в армии, а четыре года кровопролитной войны.
В армии он впервые ощутил неотделимость своей судьбы от судеб других людей, открыл для себя демократический дух товарищества как наиважнейшую ценность.
Поэт прослужил в армии уже три года. 22 июня 1941 года их повели в Дом Красной армии (ДКА) на просмотр фильма. Александр отбился от строя: ему хотелось побродить по городу. К концу сеанса подошёл к Дому Красной армии, чтобы незаметно вернуться в строй. Когда открыли двери кинозала, он окаменел: солдаты, выбегая, кричали ему: «Война! Сейчас объявили: война с Германией!» При этих словах воображение рисовало далёкие дороги, незнакомые страны, отчаянность, смелость, свободу и, наконец, возвращение домой с победой. Солдаты, по воспоминанию А. Володина, шли в казарму и пели, они были счастливы... Наивным романтикам казалось странным, что женщины у дверей и у ворот, глядя им вслед, плакали.
Отрезвление, горькое осознание беды пришло очень скоро. В первые и самые трудные месяцы войны полк, в котором служил Александр, не раз попадал в окружение. Тяготы войны он переносил терпеливо. Его бодрость нередко злила товарищей. Вскоре он понял, что уместнее было молча терпеть: ведь молчали даже раненые и умирающие. Сейчас на вопрос о том, почему он, прошедший тяжёлый солдатский путь, не написал о войне ни одной пьесы, драматург неизменно отвечает: «Слишком трудно и больно было, слишком много крови, ранений, смерти, голода, горя...».
В 1943 году драматург был награждён медалью «За отвагу» и получил пятидневный отпуск с фронта в Москву. А в 1944 году он был тяжело ранен: осколок мины попал ему в бок и, пройдя между рёбер, остался в левом лёгком, над сердцем. В госпитале под Ржевом от операции отказались – боялись задеть жизненно важный сосуд. Потянулись госпитальные дни. Единственной радостью стало радио. Осколок так и не извлекли, долечивался Володин уже в Москве, в Боткинской больнице. Здесь, неожиданно для самого себя, написал первое в своей жизни стихотворение.
Выйдя из больницы, Александр получил шесть месяцев отпуска. В это время закончилась война. Надо было решать, что делать, как жить. В театральный институт он не вернулся, хотя как фронтовик имел право продолжить обучение. Судьба привела его на сценарный факультет Института кинематографии, в мастерскую Е. Габриловича. Однако главными своими учителями Володин считает В. Юнаковского и А. Сазонова.
Защитив диплом в 1949 году и отказавшись от сулившей сытую жизнь казённой сценарной деятельности, которую он считал для себя неприемлемой, он был направлен на Ленинградскую студию научно-популярных фильмов на должность редактора учебных фильмов для солдат. Здесь, в Ленинграде, вышел его первый сборник рассказов. Вскоре Александр Володин стал членом Союза писателей.
Шли годы. Работа редактора становилась профессией. Володин перешёл на «Ленфильм». В этот период его всё чаще начали посещать мысли о несостоявшейся судьбе. Отголосок тех настроений – в рассказе «Пятнадцать лет жизни» (1953). Переживая внутренний кризис, искал опору в прожитом на войне. Постепенно к нему пришло ощущение судьбой дарованной жизни и огромной цены, которой она оплачена не вернувшимися с фронта.
В конце 1954 года в свет вышла книга рассказов Александра Володина. Эта небольшая книга из девяти рассказов начинающего писателя сразу была отмечена критиками. Прочитали её и в писательском кругу, высокую оценку творчеству молодого литератора дали Вера Панова и Юрий Герман. Герои рассказов этой книги – молодые люди, только начинающие самостоятельную жизнь, с обычными профессиями, невысокими должностями, скромным заработком. Эта тема нашла отражение и в его первой пьесе «Фабричная девчонка», написанной в 1956 году. Слух об этой острой, современной пьесе распространился очень быстро. Началось состязание театров за право её постановки. Сначала «Фабричную девчонку» поставил Казанский краевой драматический театр. Потом спектакль появился на сцене Центрального театра Красной армии в Москве. Затем состоялась премьера в Ленинграде в Театре имени Ленинского комсомола. В следующем сезоне ещё 37 театров включили «Фабричную девчонку» в свой репертуар. За год А. Володин стал одним из самых репертуарных драматургов в советском театре середины 1950-х годов.
Премьера его второй пьесы – «Пять вечеров» состоялась в Ленинградском БДТ имени Горького. Успех был ошеломительным. А. Володин, с его гуманистическим взглядом на человека, искренностью и участием в его судьбе, стал драматургом обновлённого Ленинградского БДТ и Московского театра-студии «Современник». В 1962 году он пишет пьесу «Идеалистка», по которой в 1980-е годы был снят телефильм с участием А. Фрейндлих и Н. Михалкова. Его следующую пьесу – «Моя старшая сестра» – на сцене Ленинградского БДТ поставил Г.А. Товстоногов с замечательными актёрами Т. Дорониной и Е. Лебедевым. В Москве в театре «Современник» пьеса шла в постановке режиссёра Б.А. Львова-Анохина с Л. Толмачёвой и О. Ефремовым в главных ролях. В 1966 году по киносценарию был снят фильм, имевший большой успех у зрителей.
Ещё одна пьеса А. Володина – «Назначение» – пьеса социальных предчувствий, надежд на перемены, беспокойства за полнокровность жизни, но и выбора, при котором может реализоваться человек и его нравственный идеал. Она была разрешена к постановке только в одном театре – московском «Современнике». В начале 1980-х годов режиссёр С. Колосов снял по пьесе телефильм с А. Калягиным и А. Мироновым в главных ролях.
В 1964 году Александр Володин дебютировал в кино. На экраны вышел фильм «Звонят, откройте дверь!», снятый по его сценарию режиссёром А. Миттой, с Е. Прокловой и Р. Быковым в главных ролях. Киносценарии «Похождения зубного врача» (1964) и «Загадочный индус» (1965) положили начало «исповедальным» произведениям Володина, которые можно рассматривать как своего рода авторский дневник, трансформированный в сюжетную форму сценария. В 1967 году опубликовал первый сборник пьес и киносценариев «Для театра и кино», куда кроме драматургических произведений вошли автобиографические «Оптимистические записки».
Большой театральной удачей стала пьеса «С любимыми не расставайтесь!», поставленная в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола и в Минском ТЮЗе в 1972 году.
Испробовав жанр притчи на материале классической литературы, Володин обратился к эпохе каменного века, эпохе младенчества человеческого рода. Его пьесы «Выхухоль», «Ящерица», «Две стрелы» составили трилогию о первобытных людях, в них затрагиваются вечные, общечеловеческие темы.
В середине 1970-х годов Александр Моисеевич Володин написал несколько киносценариев: «Портрет с дождём», «Смятение чувств» и «Дочки-матери». Конец 1970-х годов отмечен новым интересом к творчеству Володина: снимаются фильмы по его пьесам «С любимыми не расставайтесь!», «Назначение», «Дульсинея Тобосская», в театрах идут пьесы прежних лет. В 1979 году состоялась премьера фильма «Осенний марафон», который кинорежиссёр Г. Данелия снял по сценарию А. Володина. Фильм оглушительный, сверхпопулярный, регулярно и с успехом идущий на многих каналах телевидения, фильм-классика, цитируемый в быту, в семьях, в самых различных ситуациях.
После «Осеннего марафона» драматург пишет пьесы «Блондинка» и «Графоман». Помимо перечисленных выше А. Володин является автором пьес «Диалоги», «Надежды маленький оркестрик», «Четыре песни в непогоду» и др. Некоторые произведения драматурга, созданные им в 1960-1970-е годы, долгое время лежали в рабочем столе автора, не получив разрешений инстанций, от которых зависела их сценическая судьба. Так, 22 года ждала своего часа сатирическая трагикомедия «Кастручча».
А.М. Володин – лауреат премии Президента РФ (1999), лауреат Государственной премии РСФСР (1981), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, лауреат премий «Триумф» и «Золотая маска». В Санкт-Петербурге он удостоен «Царскосельской» премии, титула «Живая легенда Санкт-Петербурга».
Александр Моисеевич Володин скончался в декабре 2001 года в Санкт-Петербурге.