апрель

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН, русский писатель –
205 лет со дня рождения (06.04.1812-21.01.1870)
 
Родился 6 апреля  1812 года в Москве в семье богатого русского помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально зарегистрирован, поэтому ребёнок был незаконнорожденным и считался воспитанником своего отца, который дал ему фамилию Герцен, происходящую от немецкого слова «сердце» и означающую «дитя сердца».
Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделён вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нём ощущение сиротства.
С раннего возраста Александр Герцен зачитывался произведениями философа Ф.М. Вольтера, драматурга П.О. Бомарше, поэта И.Ф. Гёте и романиста А.Ф. Коцебу, поэтому он рано усвоил вольно мысленный скептицизм, который сохранил до конца жизни.
В 1829 году  поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где вскоре вместе с Николаем Огарёвым  образовал кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности – Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830–1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона – построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин).
В 1833 году А.И. Герцен с серебряной медалью окончил университет и поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлёвского строения. Служба оставляла ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Он собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года  был арестован  за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года писатель  был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства.
С 1836 года Александр Герцен печатался под псевдонимом Искандер.
В конце 1837 года он был переведён во Владимир и получил возможность посещать Москву и Петербург, где был принят в круг критика Виссариона Белинского, историка Тимофея Грановского и беллетриста Ивана Панаева.
В 1840 году жандармерией было перехвачено письмо писателя  к отцу, где он писал о душегубстве петербургского будочника – уличного постового, убившего прохожего. За распространение неосновательных слухов он был выслан в Новгород без права въезда в столицы.
В июле 1842 года, выйдя в отставку в чине надворного советника, после ходатайства друзей Александр Герцен вернулся в Москву. В 1843-1846 годах  жил в переулке Сивцев Вражек (ныне филиал Литературного музея - Музей Герцена), где им были написаны повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?», статьи «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», политические фельетоны «Москва и Петербург» и другие произведения.  Герцена, возглавлявшего левое крыло западников, посещали профессор истории Тимофей Грановский, критик Павел Анненков, артисты Михаил Щепкин, Пров Садовский, мемуарист Василий Боткин, журналист Евгений Корш, критик Виссарион Белинский, поэт Николай Некрасов, писатель Иван Тургенев, образуя московский эпицентр полемики славянофилов и западников. Бывал Герцен в московских литературных салонах Авдотьи Елагиной, Каролины Павловой, Дмитрия Свербеева, Петра Чаадаева.
В мае 1846 года умер отец Герцена, и писатель стал наследником значительного состояния, которое давало средства поехать за границу. В 1847 году  покинул Россию и начал своё многолетнее путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран, он перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями, из них наиболее известны «Письма из Франции и Италии» (1847–1852), «С того берега» (1847–1850). После поражения европейских революций (1848-1849) он  разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.
В 1852 году Александр Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. В 1853 году основал в Лондоне «Вольную русскую типографию». Совместно с Н.П. Огарёвым издавал революционные издания – альманах «Полярная звезда» (1855–1868) и газету «Колокол» (1857–1867). Девизом газеты было начало эпиграфа к «Колоколу» немецкого поэта Ф. Шиллера «Зову живых!». Программа газеты  на первом этапе содержала демократические требования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, отмена цензуры, телесных наказаний. В её основе лежала разработанная автором теория русского крестьянского социализма. Кроме статей А. Герцена и Н. Огарёва «Колокол» помещал разнообразные материалы о положении народа, общественной борьбе в России, сведения о злоупотреблениях и секретных планах властей. В качестве приложений к «Колоколу» выходили газеты «Под суд» (1859-1862) и «Общее вече» (1862-1864). Напечатанные на тонкой бумаге листы «Колокола» нелегально перевозились в Россию через границу. Сотрудниками в первое время были писатель Иван Тургенев и декабрист Николай Тургенев, историк и публицист Константин Кавелин, публицист и поэт Иван Аксаков, философ Юрий Самарин, философ Александр Кошелев, писатель Василий Боткин и другие. После реформы 1861 года в газете появились статьи, резко осуждающие реформу, тексты прокламаций. Связь с редакцией «Колокола» способствовала образованию революционной организации «Земля и воля» в России. Для укрепления связей с «молодой эмиграцией», сосредоточившейся в Швейцарии, издание «Колокола» в 1865 году было перенесено в Женеву, а в 1867 году практически прекратило своё существование.
В 1850-е годы Герцен начал писать главный труд своей жизни «Былое и думы» (1852-1868) – синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум».
В 1865 году писатель  покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов.
Осенью 1869 года он поселился в Париже с новыми планами литературно-издательской деятельности.
Был женат на своей кузине Наталье Захарьиной, незаконнорождённой дочери его дяди – Александра Яковлева, с которой обвенчался в мае 1838 года, увезя тайно из Москвы. У супругов рождалось много детей, но в живых осталось трое – старший сын Александр, ставший профессором физиологии, дочери Наталья и Ольга.
Внук Александра Герцена Петр Герцен был известным учёным-хирургом, основателем Московской школы онкологов, директором московского Института для лечения опухолей, который в настоящее время носит его имя (Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена).
После смерти Натальи Захарьиной в 1852 году Александр Герцен с 1857 года был женат гражданским браком на Наталье Тучковой-Огарёвой, официальной жене Николая Огарёва. Отношения приходилось держать в тайне от семьи. Дети Тучковой и Герцена – Лиза, покончившая жизнь самоубийством в 17 лет, близнецы Елена и Алексей, умершие в малолетнем возрасте, считались детьми Огарёва.
Умер 21 января 1870 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, впоследствии его прах был перевезён в Ниццу.
 
ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ КАВЕРИН, русский писатель –
115 лет со дня рождения (19.04.1902-02.05.1989)
 
Родился 19 апреля 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверина оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.
Вениамин Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 году уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.
В 1920 году он переехал в Петроград, поселившись первоначально у             Ю. Тынянова. Писатель  учился на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении «Института живых восточных языков». Став одним из победителей конкурса «Дома литераторов на лучший рассказ», Каверин увлёкся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).
В 1923 году окончил Институт восточных языков, в 1924году - университет, оставшись в нём в аспирантуре. Одновременно Вениамин Александрович преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы  явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского».
В рядах «Серапионовых братьев» автор  занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил её для себя и для всех «серапионов» - руководитель союза писателей А.Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию - такова оказалась его писательская эволюция.
Для прозаика профессиональную литературную жизнь Вениамин  начал удивительно рано - в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Вениамин Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приёмов»: нужно было пройти ту школу «...самоизучения, которую создал для себя Л. Толстой, прежде чем была написана первая строка "Детства"»,— размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для автора  первые же его крупные вещи - романы «Скандалист» (1928) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936). В главных персонажах обоих романов - студентах Нагине и Трубачевском - без труда распознаётся авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа - Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты.
Тема Вениамина Александровича - это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду. Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещённые окна», «Вечерний день», «Письменный стол»), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как К.Г. Паустовский, Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.
В «Эпилоге» (1989), в частности, рассказано, почему писатель  вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверину удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985).
В 1947году  сценарист  окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Он принял активное участие в создании и издании сборника «Литературная Москва» (1956), ставшим заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967), предназначенный для IV съезда  Союза Писателей (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971г.  за границей — в ФРГ). В последние 2 года жизни В.А. Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему начал размышлять ещё в романе «Художник неизвестен» (1931) - наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь - она изменяет и направляет её течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.
Вениамин Александрович Каверин умер 2 мая 1989 года.
 
ИВАН АНТОНОВИЧ ЕФРЕМОВ, русский писатель-фантаст-
110 лет со дня рождения (22.04.1907-05.10.1972)
 
Родился 22 апреля 1907 года в Вырице (ныне Гатчинский район, Ленинградская область). Отец, житель Вырицы Антип Харитонович Ефремов, был арендатором Вырицкого лесопильного завода, на котором, по данным на 1914 год, работали 17 человек. Земля, на которой стоял завод, была в собственности семьи князей Витгенштейн. Впоследствии Антип Ефремов создал собственное производство, занял видное положение среди местных земских деятелей и благотворителей. Ивану, сыну богатого предпринимателя, пришлось после 1917 года сменить отчество с Антиповича на Антоновича. Интересно, что в романе Ефремова «Лезвие бритвы» в числе действующих лиц значится некий князь Витгенштейн, имя которого было хорошо известно писателю с детских лет.
Способности писателя проявились достаточно рано: в четыре года  научился читать, в шесть - познакомился с творчеством Ж. Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.
В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван Антонович прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошёл до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», - говорил он позже.
Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году  сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
К палеонтологии писатель-фантаст пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на
биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный».
В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году  стал кандидатом, а в марте 1941 года - доктором биологических наук.  В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда - во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия - учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»). Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки писателю удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принесшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога ветров».
Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у автора родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое - без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».
Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель-фантаст предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма». В 1969 году в письме американскому коллеге он говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».
Ефремов был женат трижды. Сначала - на Ксении Свитальской, дочери академика Свитальского (брак был недолог), с 1936 года на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ивана Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов.
После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил последние 10 лет жизни.
Писатель умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа - «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой.
Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
 
ВИЛЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛИПАТОВ, русский писатель –
90 лет со дня рождения (10.04.1927-01.05.1979)
 
Родился 10 апреля 1927 года в Чите, отец – сотрудник читинской областной газеты «Забайкальский рабочий», мать – преподавательница литературы средней школы. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров, затем перевёлся на отделение истории Томского педагогического института (1948–1952 гг., окончил экстерном). Младшекурсником начал работать в томской областной газете «Красное знамя», где опубликовал первые рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшках» (оба 1956). С 1958 жил в Чите, работал литературным секретарём газеты «На боевом посту» (1958–1959); в 1964–1966 гг. – специальный корреспондент газеты «Советская Россия». В 1965 г. переехал в Брянск, в 1967 г. – в Москву.
В 1958 году вышла его первая книга – повесть «Шестеро», где в традициях советской «производственной» прозы идёт речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова: «Капитан Смелого», «Своя ноша не тянет» (обе 1959), «Глухая Мята» (1960), «Стрежень», «Зуб мудрости» (обе 1961), «Чёрный Яр», «Смерть Егора Сузуна» (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы «Земля не на китах» (1966).
Повесть «Чужой» (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принёсший писателю всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине «Деревенский детектив» (1967–1968).
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, чёткость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведениях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы «притчевости», определённой  ситуации в этих произведениях Липатова, что более чётко обозначилось в романах  «И это всё о нём» (1974) и «Игорь Саввович» (1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обречённого на поражение, как и поражение Игоря Саввовича.
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия – честного труда, искренней любви, крепкой и дружной семьи – посвящены повести Виля Липатова: «Ещё до войны» (1971), «Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине» (1989), а также «Серая мышь» (1970), где с болью и грустью следит писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семёна Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям и благородным проектам и потому спивающегося.
Особенно глубок социальный анализ в романе «Лев на лужайке» (1978–1979; опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста». В повести «Выборы пятидесятого» (конец 1960-х) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете – проститутка», пишет очерк-«подвал» «Патриотка» о старой работнице, живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов) и продолжающей славить Сталина. Писатель создаёт притчу-пародию об искажённом бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Виль Владимирович автор рассказов: «Заглавное начальство» (1960),  «Мистер-Твистер», «Кукла госпожи Барк» (оба 1967), «Сильно долгие сны» (1979), очерков о современниках. Писатель много работал с литературной молодёжью. Его произведения инсценировались, в том числе самим автором.
Умер писатель  в Москве 1 мая 1979 года.
 
ХАРПЕР ЛИ, американская писательница –
90 лет со дня рождения (28.04.1927-19.02.2016)
 
Родилась 28 апреля 1926 года в маленьком городке Монровилл в юго-западной части штата Алабама. Она была младшим ребёнком Амаса Колмана Ли и Франсес Каннингем Финч Ли (всего в семье было четверо детей). Её отец, бывший владелец и редактор газеты, был юристом, а с 1926 года по 1938 год состоял на государственной службе. В детстве Ли была сорванцом и рано начала читать.
Ей было всего пять лет, когда в апреле 1931 года в небольшом городке Скоттсборо (штат Алабама) состоялись первые суды по делу предполагаемых изнасилований двух белых женщин девятью молодыми чернокожими. Подзащитным, которых чуть было не линчевали ещё до того, как состоялся суд, услуги защитника были предоставлены только с момента, когда началось рассмотрение дела в суде. Несмотря на медицинское заключение, согласно которому женщины не были изнасилованы, суд присяжных, состоявший только из людей белой расы, признал виновными и приговорил к смертной казни всех обвиняемых, за исключением самого младшего, тринадцатилетнего. На протяжении последующих шести лет в апелляционном процессе большинство из этих обвинений было снято и все обвиняемые за исключением одного были освобождены. Скоттсборское дело оставило неизгладимое впечатление у молодой Харпер Ли, которая много лет спустя использует его как основу для работы над своим романом «Убить пересмешника».
После окончания школы в Монровилле писательница  поступила в женский колледж Хантингдон в Монтгомери (1944-1945), училась юриспруденции в Алабамском университете (1945-1949), вступила в женское студенческое братство «Хи-Омега».  В это время она опубликовала несколько студенческих рассказов и около года была редактором юмористического журнала «Реммер-Джеммер». Провела год в Оксфордском университете в качестве студента по обмену, планируя в будущем работать в юридической фирме отца. За полгода до окончания курса оставила учёбу и переехала в Нью-Йорк, мечтая стать профессиональным писателем. Зарабатывала на жизнь, работая клерком по продаже билетов в авиакомпании «Восточный Воздух».
Она продолжала работать служащей авиалиний до конца 1950-х. Вела скромный образ жизни, проживая в небольшой квартире в Нью-Йорке, возвращаясь иногда в родительский дом.
Написав несколько рассказов, Харпер Ли нашла литературного агента в ноябре 1956 года. В декабре  получила письмо от друзей Майкла Брауна и Джоя Вильямса Брауна, в котором был  подарок в виде оплаченного годового отпуска. Друзья писали: «У тебя есть один год отпуска, чтоб написать всё, что тебе хочется. Счастливого Рождества». Работая с Дж. Б. Липпинкотом,  закончила «Убить пересмешника» летом 1959 года. Роман был опубликован 11 июля 1960 года и стал бестселлером, получил одобрение критики, в том числе и Пулитцеровскую премию за художественное произведение 1961 года; входит в список выдающихся произведений американской литературы. В 1999 году книга была названа «лучшим американским романом столетия» по версии «Библиотечного журнала».
Написав «Убить пересмешника», Ли вместе с другом детства Труменом Капоте  уехала в Холкомб, штат Канзас, чтобы помочь ему в исследовании реакции маленького городка на произошедшее там убийство фермера и его семьи. Результатом работы должна была быть статья. Капоте на этом материале построил свой бестселлер — роман «Хладнокровное убийство» (1966). По мотивам событий, которые произошли в этом городке с Капоте и Ли, было создано два разных фильма, «Капоте» (2005), «Дурная слава» (2006).
В июне 1966 года писательница  стала одним из двух человек, назначенных президентом Линдоном Джонсоном в Национальный совет искусств. Она со своим эссе «Роман и приключение» в 1983 году посетила Алабамский Фестиваль истории и наследства в Эуфауле, штат Алабама.
Харпер проводила время между своей квартирой в Нью-Йорке и домом её сестры в Монровилле. Она принимала почётные должности, но отказывалась от публичных выступлений. В марте 2005 года приехала в Амрак — впервые с момента её появления там с издателем Липпинкоттом в 1960 году, когда получила от Фонда Спектора Гадона и Розена награду за изображение юристов в художественной литературе.
В 2005 году  по инициативе вдовы  актёра Грегори Пека Вероник едет поездом из Монровилла в Лос-Анджелес для получения награды от Публичной библиотеки Лос-Анджелеса за достижения в литературе. Она также посещает ежегодные праздничные обеды для студентов, которые написали эссе по мотивам её работ в Алабамском университете. 21 мая 2006 года она получила почётную степень в Ноттердамском университете. В знак уважения выпускники университета держали в руках «Убить пересмешника» во время торжества.
Продолжала жить в Нью-Йорке и Монровилле, где вела сравнительно замкнутый образ жизни, редко давая интервью или выступая на публике. Опубликовала только несколько коротких эссе в популярных литературных изданиях.
Отход Ли от публичной жизни породил постоянные, но ничем не обоснованные спекуляции по поводу продолжения её литературной деятельности. Такие же спекуляции преследовали американских писателей Джерома Дэвида Сэлинджера и Ральфа Эллисона.
20 августа 2007 года на церемонии приёма четырёх новых членов в Алабамскую Почётную Академию Ли отказалась выступить с речью, сказав при этом: «…лучше быть молчаливой, чем глупой».
В ноябре 2007 года писательница перенесла инсульт, после которого вынуждена была поселиться в доме для престарелых. Её старшая сестра Элис, на протяжении всей жизни Ли ведавшая её делами, скончалась в 2014 году в возрасте 104 лет, после чего Ли практически не общалась с внешним миром.
В 2015 году была издана книга Харпер Ли «Пойди, поставь сторожа», которая была написана ранее романа «Убить пересмешника», но не была в своё время опубликована. Однако критики считают, что это первый вариант (черновик) романа «Убить пересмешника» и издан издательством «Книги Харпера» и Тоней Картер - юридическим советником престарелой писательницы, контролирующей наследство Харпер Ли, в личных коммерческих целях.
Харпер Ли никогда не была замужем и не имела детей.
Писательница умерла во сне утром 19 февраля 2016 года в возрасте 89 лет. До самой смерти она жила в Монровилле (Алабама).
 
Белла Ахатовна Ахмадулина, русская поэтесса –
80 лет со дня рождения (10.04.1937-29.11.2010)
 
Родилась 10 апреля 1937 года в элитной советской семье, проживавшей в Москве. Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.
С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое своё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.
Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки А.С. Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Н.В. Гоголя.
Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу Ахмадулину отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.
В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка. С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.
Поэтесса помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но вовремя приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.
В 1944 году Белла Ахатовна стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее, читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.
В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.
Родители хотели, чтобы дочь поступила в МГУ на факультет журналистики. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.
В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.
В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Белла Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.
Позднее  восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.
Писать стихи поэтесса  начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной писательницы были напечатаны в журнале «Октябрь».
Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения ей оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете». Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, она писала стихи про домну и сталеваров.  Видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людях, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.
Вскоре после получения диплома вышел её первый поэтический сборник  под названием «Струна». Первым оценил  талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла!»
Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. Поэтесса обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы.
Писательнице было всего 22 года, когда она создала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
После первого вышедшего сборника её успех был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов: «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» и «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).
В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н.
В 1979 году она участвовала в создании не подцензурного литературного альманаха «Метрополь».
До последних дней не иссякал талант писательницы, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники: «Побережье» (1991); «Ларец и ключ» (1994); «Гряда камней» (1995); «Однажды в декабре» (1996); «Миг бытия» (1997); «Возле ёлки» (1999); «Друзей моих прекрасные черты» (2000); «Озябший гиацинт» (2008); «Ни слова о любви» (2010).
За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды:
Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».
Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены Шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».
Ещё один фильм, в котором снималась Ахмадулина, – «Спорт, спорт, спорт». Он вышел на экраны в 1970 году, снял его Элен Климов.
Стихи Беллы Ахмадулиной звучат во многих советских фильмах: «Застава Ильича»; «Ключ без права передачи»; «Служебный роман»; «Старомодная комедия»; «Пришла и говорю»; «Жестокий романс».
В последние годы Белла Ахатовна жила в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь.
29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.