пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
26
27
28
29
30
31
 
Март 2018
 

 

март

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СТАНЮКОВИЧ, русский писатель -
175 лет со дня рождения (30.03.1843-20.05.1903)
 
Родился 30 марта 1843 года в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей - одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович вступил в русское подданство в 1656 г. при покорении Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786−1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Федоровна Митькова (1803−1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей: Николай (1822−1857), Александр (1823−1892), Михаил (р. 1837), Константин (1843−1903), Ольга (р. 1826), Анна (1827−1912), Екатерина (1831−1859), Елизавета (1844-1924).
В 1856 г. Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 г. по просьбе отца переведён в Морской кадетский корпус, где учился до 1860 года, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса  Станюкович объявил отцу о своём решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твёрдость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 году старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте своё имя, добился назначения кадета Константина Михайловича Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 года корвет «Калевала» ушёл в трёхгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895 году писатель  рассказал в повести «Вокруг света на «Коршуне». 4 августа 1863 г. начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А. А. Попов, отправил его курьером с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру из Сингапура в Петербург, и 28 сентября К.М. Станюкович прибыл в Петербург. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но он решил бросить службу и в 1864 году мичман 11 флотского экипажа вышел в отставку с производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своём письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: «Позора не желаю и против ветра плыть не могу… Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!»
В ноябре 1865 года Константин Михайлович уехал из Петербурга и год провёл в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 года и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 года он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года - в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.
Литературные произведения писателя  в печати впервые появились в 1859 году в журнале «Северный цветок». Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в «Искре», «Будильнике», «Эпохе», «Женском Вестнике», газете «Гласность», в 1872 начал работать в журнале «Дело». В 1874-1884 годы печатался под псевдонимом «Откровенного писателя», под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в «Новостях», «Молве» и «Порядке». Литературную известность автор приобрёл в конце 1870-х после опубликования в «Деле» нескольких рассказов и романов. В 1877-1879  годы Константин Станюкович находился за границей. В 1881году, после смерти редактора журнала «Дела» Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 года приобретает его в собственность. Ещё с конца 1860-х он был внесён в список неблагонадёжных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 года на него было заведено особое дело. Его выезды  для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В 1884 году Станюкович, ездивший весной в Ментону за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровождён в Петропавловскую крепость. В 1885 году  издание журнала «Дело» было прекращено, а писатель, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 года был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию. В Сибири им были написаны первые морские рассказы (повесть «Василий Иванович» и рассказ «Беглец»), напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской Мысли».
Большим ударом для К.М. Станюковича была в 1898 году смерть его шестнадцатилетнего сына Константина, и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 году врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902 года, после сдачи в журнал «Юный читатель» последних страниц «Севастопольского мальчика», Константин Михайлович с сильным мозговым переутомлением и общим нервным расстройством был вынужден  уехать в Италию.
Среди произведений Константина Михайловича Станюковича - фельетоны, очерки, рассказы, пьесы, повести, романы: «Из кругосветного плаванья» (1867; сборник очерков о жизни моряков), «На то щука в море, чтобы карась не дремал», (1871; пьеса была запрещена накануне представления по особому ходатайству железнодорожных дельцов), «Письма знатных иностранцев» (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой), «Картинки общественной жизни», «Без исхода» (1871−1872; первый роман), «Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим» (1879), «Два брата» (1880; роман; впервые — в журнале «Дело»), «Благотворительная комедия» (1880; рассказ), «Омут» (1881; роман), «Беглец» (1886; первый рассказ из серии «Морские рассказы»; впервые — в журнале «Северный вестник» под псевдонимом М. Костин), «Василий Иванович» (1886; первая повесть из серии «Морские рассказы»; впервые — в журнале «Вестник Европы»), «Морские рассказы» (1886−1902), «В далекие края» (1886; впервые — в журнале «Русская мысль»), «Бесшабашный» (1891), «Пассажирка» (1892; впервые — в газете «Русские ведомости»), «Маленькие моряки» (1893; автобиографическая повесть), «Беспокойный адмирал» (1894; повесть), «Вокруг света на «Коршуне» (1895; повесть), «Жрецы» (1897; роман), «История одной жизни» (1895; роман; впервые — в журнале «Мир божий»), «Матроска» (1895; впервые — в газете «Русские ведомости»), «Шутка» (1898), «Утро» (1901), «Собака» (1902), «Берег» и море» (1902), «Севастопольский мальчик» (1902; повесть; впервые — в журнале «Юный читатель»), «Откровенные», «Равнодушные», «Похождения одного матроса», «Женитьба Пинегина», «Червонный валет» (повесть), «Наши нравы» (роман), «В мутной воде» (роман), «В места не столь отдалённые» (роман).
Умер писатель 20 мая  1903 года  в Неаполе.
 
МАКСИМ ГОРЬКИЙ, русский писатель -
150 лет со дня рождения (28.03.1868-18.06.1936)
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине, пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности. М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 годы  скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).
Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года. В 1893-1896 годы писатель  активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя автора получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе»). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901).
С началом работы Максима Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.
На рубеже 19-20 веков  вышли его первые романы «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 в МХТ были поставлены  первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.
Вовлечённый в активную политическую деятельность в начале первой русской революции он  был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришёлся на 1906-1907 годы, когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906), роман «Мать» (1906-1907), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906).
Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911), а также в автобиографической прозе 1910-х гг.: повестях «Хозяин» (1913), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1916), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917).
В период революций 1917 года писатель  стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней представителей творческой интеллигенции.
Первая половина 1920-х годов отмечена поисками автора новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа  над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931; незавершенная 4 ч., 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936). К вершинам творчества Максима  Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.
18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).
 
АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО, советский педагог и писатель
130 лет со дня рождения (13.03.1888-01.04.1939)
 
Родился 13  марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. По национальности русский. Об этом писал его брат Виталий в своей книге «Мой брат Антон Семёнович»: «несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским». Брат Виталий (1895—1983) - поручик царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой. Позже некоторое время помогал А. С. Макаренко - именно он предложил ввести, в частности, элементы игры военизации в занятия старшего брата. После Октябрьской революции 1917 года, как белый офицер, вынужден был оставить Родину и уйти с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 году  разыскали западноевропейские биографы  Г. Хиллиг  и З. Вайц  и убедили его оставить о старшем брате воспоминания. Была младшая сестра, умерла в детстве.
В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков. В 1904 году окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. В 1914-1917 годах - учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома - «Кризис современной педагогики». В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.
В 1916 году был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годы был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом.  Заведовал  колонией (1920-1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Переписка М. Горького и А. Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение писателя - «Педагогическая поэма» (1925-1935).
Писатель - Член Союза советских писателей с 1934 года. С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время - до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.
В последние годы жизни А.С. Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей.
В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях автора выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Антон Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года  награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП.
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.
 
ВИТАЛИЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКРУТКИН, советский писатель -
110 лет со дня рождения (27.03.1908-09.10.1984)
 
Родился 27 марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя. В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 - аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность зав. кафедрой русской литературы в РГПИ, где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. В 1946—1950 годах работает доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Литературной деятельностью занимается с 1933 года.
Виталий Закруткин, уже будучи известным русским писателем, лауреатом Государственной премии Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей РСФСР, депутатом областного Совета народных депутатов, награждённый боевыми орденами и медалями и орденом Ленина, автор собрания сочинений, куда вошли его романы и повести «Сотворение мира», «Плавучая станица», «У моря Азовского», «Матерь Человеческая», «Кавказские записки», – никогда не считал зазорным печататься в газетах, журналах, сборниках. К чему призывал и приучал молодых, да и зрелых литераторов. А уж сколько он нянчился с начинающими писателями, так это и учёту не поддаётся: сотни авторов – теперь уже маститых и известных! – по сей день с благоговением вспоминают «кочетовские университеты».
Он был человеком мужественным и смелым. И не только на полях сражения с фашистами. 1937 год. Михаил Шолохов добивается от Сталина реабилитации земляков. 17 ноября трое станичников-арестантов получают свободу, их восстанавливают в партии и на работе в Вешенской. Но радость омрачена тем, что «топор висит над Доном, висит над всей страной…». За решёткой в тюрьме Ростова-на-Дону Виталий Закруткин. Шолохов – Сталину: «В такой обстановке… не только невозможно продуктивно работать, но и жить безмерно тяжело». В.А. Закруткин на свободе.
Чёрная страница в жизни Виталия Александровича, но он её мужественно перевернул и поставил точку. В 1977 году он пишет «Страницы о себе. От земли к земле» – довольно подробная биография, факты жизни пропущены через душу и сердце. В книге очерк занимает более 40 страниц. И ни одной строки о тех тяжких и мрачных днях, проведённых на допросах и за тюремной решёткой. И что характерно: Закруткин никогда не ставил себе в заслугу, что он такой «пострадавший и униженный». Хотя в партию он так и не вступил – ни в годы войны, ни в мирное время. Он всю жизнь оставался беспартийным большевиком. Да таким, что и среди членов партии днём с огнём трудно сыскать. Таков уж характер у него был…
Да он и в последние годы даже о своих физических болячках больше терпеливо молчал, чем говорил, чтобы ненароком не огорчить родных, близких, друзей-товарищей. Он до последних дней радовался жизни: «Я рад и счастлив тем, что после всего доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий и размышлений, после печальных ошибок и мучительных поисков истины и определения цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я нашёл и познал свет звезды, которая вела и продолжает вести меня: стремление к благу и счастью, к любви и дружбе всех людей на земле…»
Через несколько лет после обнародования этих строк не станет В.А. Закруткина, но свет звезды, который познал талантливый русский писатель, воин и гражданин России, до сих пор стоит над его родиной и, как сердце горьковского Данко, освещает путь новым поколениям, призывая «к любви и дружбе всех людей на земле». Да, многие большие и малые светила давно погасли, но живительный свет от них пробивается через толщу времени к людям.
Умер писатель  9 октября 1984 года. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил.
 
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ, русский поэт -
105 лет со дня рождения (13.03.1913-27.08.2009)
 
Родился 13 марта  1913 года в Москве. До революции они с семьёй жили в имении «Назарьево» под Москвой. Затем, до 1923 года,  под Москвой на станции Жаворонки - снимали там дачу. Отец работал в Москве, а мать была учительницей и ездила на другую станцию преподавать французский язык в школе. Сергей присматривал за двумя младшими братьями.
Начинал своё  обучение у священника отца Бориса, который приезжал к ним, потому что до школы было далеко. Он учил его русскому языку и закону Божию. Его же в то время интересовали стихи Демьяна Бедного, которые печатались в журнале «Копейка». Читал и классику - Крылова, Некрасова, Пушкина, немецких писателей. У них в семье жила прибалтийская немка, и он с детства знал немецкий язык.
С девяти лет начал писать стихи. Отметив талант сына, его отец направил несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому.
В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей Михалков начал печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме»  было опубликовано его первое стихотворение «Дорога».
После окончания школы  возвратился в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. С 1933 года он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Правда».
В 1935-1937 годах учился в Литературном институте.
В 1935 году вышло его первое известное произведение - «Дядя Стёпа». Оно стало классикой советской детской литературы. В 1936 году опубликовал в газете «Известия» стихотворение «Светлана», которое понравилось Иосифу Сталину.
В 1937 году Сергей Михалков стал членом Союза писателей СССР. В тот же период были опубликованы сборники его стихов и басни. Многие персонажи стихов  стали нарицательными - «Про Мимозу», «Фома» и другие.
В 1939 году писатель получил первый орден Ленина.
В 1963 году снялся в киноальманахе «Большой фитиль». Написал сценарии к десяткам фильмов и мультфильмов, были экранизированы многие его пьесы.
Является редактором текста Государственного Гимна СССР.
В 1985 году награждён орденом Отечественной войны I степени.
После распада СССР Михалков остался у руля писательской организации. В 1992-1999 годах - сопредседатель исполкома Сообщества писательских союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К концу жизни суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил около 300 млн. экземпляров.
3 марта 2008 года, в день 95-летия писателя, Владимир Путин подписал Указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного - с формулировкой «за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность».
Умер писатель 27 августа 2009 года в НИИ им. Бурденко на 97-м году жизни от отёка лёгких.
 
ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕДВЕДЕВ, детский писатель -
95 лет со дня рождения (16.03.1923-16.02.1997)
 
Родился 16 марта 1923 года в Ишиме (ныне Тюменская область) в семье комиссара Красной Армии Ивана Павловича Маринина и медсестры Эмилии Ивановны Шевченко. В 1935 году семья переехала в Челябинск, где отец будущего писателя получил должность начальника областного управления коневодства. Валерий Маринин занимался в челябинском Доме художественного воспитания детей рисованием, лепкой, хореографией, театральным искусством; окончил школу № 1, где начал писать стихи и рассказы преимущественно юмористического содержания. В 1937 году И. П. Маринин был арестован и расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности (ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР). Вскоре после расстрела отца была арестована мать Валерия. Дети Марининых - старший сын Леонид, средний Валерий и младший Владимир - были отданы в челябинский детский дом. Через некоторое время Валерия усыновил актёр Челябинского драматического театра Владимир Медведев, давший ему свои отчество и фамилию.
В конце 1930-х годов писатель  стал играть небольшие роли в Челябинском драматическом театре под наставничеством П. И. Кулешова, челябинской оперетте. В 1940 году поступил на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства, с которого в начале Великой Отечественной войны был призван в армию. Будучи студентом ГИТИСа, начал сочинять эстрадные сатирические монологи и интермедии для Аркадия Райкина, тексты песен и комические миниатюры для Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко.
Дебютировал в детской литературе сказкой «Голоса», опубликованной в журнале «Мурзилка» в 1957 году. Получил известность в качестве автора литературных произведений для детей и юношества — повестей и романов «Гусёнок третьего сорта» (1960), «Вовка Веснушкин в стране заводных человечков» (1963), «Тире-тире-точка» (1965), «Сделайте весёлое лицо» (1970), «Свадебный марш» (1974), «Флейта для чемпиона» (1980).  Наибольшую популярность приобрёл цикл произведений Валерия Медведева о Юрии Баранкине: повести «Баранкин, будь человеком!» (1961), «Сверхприключения сверхкосмонавта» (1977), «И снова этот Баранкин, или Великая погоня» (1989; в 1996 году переиздана под названием «Неизвестные приключения Баранкина»). Прототипами большинства героев цикла стали одноклассники писателя — ученики челябинской школы № 1.
Умер от рака желудка на 74-м году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
 
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС, колумбийский писатель -
90 лет со дня рождения (06.03.1928-17.04.2014)

Родился 6 марта 1927 года в городе Аракатака, в Колумбии. Вскоре после рождения ребёнка отец Маркеса получил должность фармацевта и переехал с супругой в Барранкилью (город на севере Колумбии), оставив маленького «Габито» в Аракатаке на воспитание дедушке и бабушке.

Зимой 1936 года отец забрал Габриэля и его брата в Синсе, а несколько месяцев спустя семья перебралась в Сукре, где отец будущего писателя открыл аптеку. Однако воспитание дедушки и бабушки сильно повлияло на жизнь и мировоззрение Гарсиа Маркеса. Его дед, Николас Рикардо Маркес Мехия, которого мальчик назвал «Папалело», был ветераном Тысячедневной войны и героем колумбийских либералов. Николас, которого Габриэль называл своей «пуповиной, связывающей его с историей и реальностью», был превосходным рассказчиком. Дед часто говорил своему маленькому внуку: «Ты и представить не можешь, сколько весит мёртвый человек», напоминая о том, что нет больше бремени, нежели убийство человека. Эти мысли Гарсиа Маркес позже интегрировал в свои произведения.
В школе Гарсиа Маркес был робким ребёнком, увлекающимся написанием юмористических стихов и рисованием комиксов. Серьёзного молчаливого ребёнка, которого не интересовали игры и спорт, одноклассники прозвали  «Старик». После его окончания школы в 1947 году он стал студентом Национального университета Колумбии – выбор юридического факультета был сделан в угоду отцу. Однако продолжал грезить о писательстве, желая создавать произведения, похожие по стилю на рассказы его деда.
В годы учёбы в колледже в Сан-Хосе Гарсиа писатель опубликовал свои первые стихи в школьном журнале. Позже благодаря предоставленной правительством стипендии Габриэль был отправлен на учёбу в иезуитский колледж в Сипакире, городке недалеко от Боготы, где юноша значительно преуспел в различных видах спорта, став капитаном команды  в трёх дисциплинах: футболе, бейсболе и беге.
Когда после вооруженного восстания «Боготасо» университет закрыли, Габриэля Гарсиа перевели в Университет Картахены, где юноша начал работать репортёром местной газеты. В 1950 году  решил полностью сосредоточиться на журналистике, перебравшись обратно в Барранкилью и устроившись обозревателем и репортёром в газету «Хералдо».
В 1955 году была опубликована первая повесть Гарсиа Маркеса «Палая листва» о старом полковнике – на поиски издателя писателю потребовалось 7 лет. Однажды колумбиец отметил, что из всего написанного с 1973 года «Палая листва» была его самым любимым произведением, потому как оно было «самым спонтанным и искренним».
Шесть лет спустя вышла вторая повесть писателя «Полковнику никто не пишет» о 75-летнем полковнике в отставке, ветеране Тысячедневной войны. Реалистический текст повести был отмечен влиянием Эрнеста Хемингуэя. В этих двух повестях, а также некоторых более поздних работах Гарсиа Маркеса можно найти отсылки к «Ла Виоленсии», жестокой гражданской войне между Либеральной и Консервативной партий Колумбии в 1950-х годах. Персонажи повестей переживают различные несправедливые ситуации, такие как комендантский час, подпольные газеты и цензура в прессе. Есть подобные отсылки и в первом романе «Недобрый час» (1962), однако писатель решил не использовать своё произведение в качестве платформы для политической пропаганды. Если первые произведения Гарсиа Маркеса были написаны в жанре «реализм», то впоследствии писатель экспериментировал с менее традиционными направлениями. Так, стиль романа «Сто лет одиночества» (1967), который принёс Габриэлю мировую славу, окрестили «магическим реализмом», а самым ярким примером явления стал фрагмент о том, как красивую женщину, развешивающую бельё на веревке, внезапно подхватывает и уносит ветер.
В 1972 году Гарсиа Маркес ознакомил публику с ранними работами, опубликовав сборник «Глаза голубой собаки» - в него вошли ранние рассказы, созданные между 1947 и 1955 годами и впервые напечатанные на полосах местных газет. В небольших рассказах, ещё не до конца определившийся со стилем, он смело позволял себе экспериментировать, но неизменно оставался виртуозом своего дела.
В конце 60-х годов писатель, вдохновлённый бегством диктатора Венесуэлы Маркоса Переса Хименеса, начал писать диктаторский роман «Осень патриарха». Работа над книгой продолжалась более 7 лет, вплоть до 1975 года, когда роман, наконец, был опубликован. Согласно Гарсиа Маркесу, этот роман является «стихотворением об одиночестве власти».
8 декабря 1982 года автор был награжден Нобелевской премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте». Выступление писателя было озаглавлено как «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем и четвёртым латиноамериканцем, награждённым Нобелевской премией по литературе.
В 1985 году Гарсиа Маркес выпустил очередную книгу, ставшую бестселлером – «Любовь во время чумы». Роман исследует любовь в бесчисленных формах, «идеальных» и «развратных». В основу книги легла трагикомическая история отношений родителей писателя, Луизы и Габриэля.
Помимо литературы, Гарсиа Маркес был вовлечён в мире кино. Он написал сценарии к более 25 фильмам и сериалам, а на основе его произведений было снято 17 фильмов.
Последним произведением в карьере колумбийца стала повесть «Вспоминая моих грустных шлюх», вышедшая в 2004 году на испанском языке. Книга стала первым художественным сочинением писателя после длительного перерыва. В 2011 году книга была экранизирована датским режиссёром Хеннингом Карлсеном.
В 2012 году брат писателя, Хайме, объявил, что Гарсиа Маркес страдает слабоумием. Два года спустя, весной, Габриэль был госпитализирован с сильным обезвоживанием – у него нашли инфекцию в мочевом тракте и лёгких. 17 апреля 2014 года 87-летний Гарсиа Маркес умер от пневмонии.