январь

ШАРЛЬ ПЕРРО, французский писатель -
390 лет со дня рождения (12.01.1628-16.05.1703)
 
Родился 12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо. Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир. Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.
Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве писатель  частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.
Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.
Когда Шарлю Перро было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями. Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее поэт  говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем. Достигнув совершеннолетия,  занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.
Ещё во время обучения в колледже  написал свои первые стихи, комедии и поэмы. В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении. Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным. Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство. Надо отметить, что карьеру писатель строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.
Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Ш. Перро. Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности он  получил должность секретаря. Добился богатства и влиятельности. Наряду с основным родом деятельности, успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.
Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря. На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».
Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.
В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной. А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, он услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Тогда и  взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.
Поэт сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям: «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика», «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку», «Пряничный домик» и «Синюю бороду».
На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки писателя впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.
Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стала юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.
Умер знаменитый автор сказок 16 мая 1703 года.
 
ФРЕДЕРИК СТЕНДАЛЬ, французский писатель -
235 лет со дня рождения (23.01.1783-23.03.1842)
 
Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX века. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Родился 23 января 1783 года  в Гренобле. Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.
Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование его  взглядов. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX веке.
На протяжении трёх лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 году уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвёл на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой писатель оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 году, преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 году   снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 года, он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 году.
Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».
Начавшееся в стране в 1820 году  гонение на карбонариев заставило  Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Ф. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 году трактат «Расин и Шекспир», ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжёлыми. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.
Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 году  Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадёжность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.
С 1836 по 1839 годы  писатель находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 года, а 22 марта 1842 года он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжёлым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.
 
ДЖОРДЖ  ГОРДОН Байрон,  британский поэт -
230 лет со дня рождения (22.01.1788-19.04.1824)
 
Родился  в Лондоне 22 января 1788 года  в семье аристократа, промотавшего своё состояние. Будучи маленьким, он оказался в Шотландии, в Абердине, на родине матери, куда она уехала с сыном подальше от авантюриста-мужа. Байрон родился с физическим недостатком, хромал, и это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Повлиял на формирование его как личности непростой, истеричный характер матери, усугублённый бедностью.
Когда Джорджу было 10 лет, в 1798 году  их маленькая семья вернулась в Англию, в родовое поместье Ньюстед, которое вместе с титулом досталось ему по наследству от умершего двоюродного дедушки. В 1799 году он в течение двух лет проходил обучение в частной школе, но не столько учился, сколько лечился и читал книги. С 1801 года продолжил образование в колледже Гарроу, где его интеллектуальный багаж значительно пополнился. В 1805 году стал студентом Кембриджа, но не меньше, а то и больше штудирования наук его привлекали другие стороны жизни, он развлекался: кутил и играл в карты на дружеских пирушках, овладевал искусством верховой езды, бокса, плавания. Всё это требовало немалых денег, и долги молодого повесы росли как снежный ком. Университет Байрон так и не закончил, а главным его приобретением той поры была крепкая дружба с Д.К. Хобхаусом, длившаяся до самой смерти.
В 1806 году  увидела свет первая книга поэта, опубликованная под чужим именем, - «Поэмы на разные случаи». Дописав к первому сборнику ещё более сотни стихов, он спустя год выпустил, на этот раз под собственным именем, второй – «Часы досуга», мнения о котором были диаметрально противоположными. Его сатирическая отповедь критикам «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809) получила широкий резонанс и стала своеобразной компенсацией за удар по самолюбию.
В июне 1809 года  он  вместе с верным Д. Хобхаусом покинул Англию. Посетил Испанию, Албанию, Грецию, Малую Азию, Константинополь – путешествие длилось два года. Именно в этот период была начата поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», герой которого во многом отождествлялся публикой с автором. Публикация именно этого произведения в марте 1812 года (из путешествия Байрон вернулся в июле 1811 г.) стала поворотным пунктом в его биографии: поэт в одночасье проснулся знаменитым. Поэма прославилась на всю Европу, породила новый тип литературного героя. Байрона ввели в высшее общество, и он не без удовольствия окунулся в светскую жизнь, хотя и не смог избавиться от ощущения неловкости из-за физического изъяна, пряча его за высокомерием. Его творческая жизнь также была весьма насыщенной: увидели свет «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1813), «Еврейские мелодии» (1814), «Лара» (1814).
В январе 1815 года Д. Байрон обвенчался с Анабеллой Милбенк, в декабре у них родилась дочь, но семейная жизнь не заладилась, супруги развелись. Причины развода обросли слухами, плохо отражавшимися на репутации поэта; общественное мнение сложилось не в его пользу. В апреле 1816 года  он покинул родину, чтобы больше туда не вернуться. Лето он жил в Женеве, а осенью переселился в Венецию, и его образ жизни там многие считали аморальным. Тем не менее поэт продолжал много писать (4-ая песнь «Чайльд-Гарольда», «Беппо», «Ода к Венеции», 1-ая и 2-ая песнь «Дон-Жуана»).
Апрель 1819 года подарил ему встречу с графиней Терезой Гвиччиоли, которая была его любимой женщиной до конца жизни. Обстоятельства заставляли их периодически менять место жительства, среди которых были Равенна, Пиза, Генуя, пережить немало событий, однако поэт по-прежнему был творчески очень активен. В этот период им были написаны, к примеру, «Пророчество Данте», «Первая песня Морганте Маджиора»  (1820), «Каин», «Видение страшного суда» (1821), «Сарданапал» (1821), «Бронзовый век» (1823), писались одна за другой песни «Дон-Жуана».
Д. Байрон, никогда не знавший меры в желаниях, стремившийся получить от жизни как можно больше, пресытившийся доступными благами, искал новых приключений и впечатлений, пытаясь избавиться от глубокой душевной тоски и тревоги. В 1820 году он примкнул к движению итальянских карбонариев, в 1821 году  безуспешно пытался издавать в Англии журнал «Либерал», а в июле 1823 года с энтузиазмом ухватился за возможность отбыть в Грецию для участия в освободительной борьбе. Чтобы помочь местному населению сбросить османское иго, Байрон не жалел ни сил, ни денег, ни таланта.
В декабре 1923 года  поэт  заболел лихорадкой, и 19 апреля 1824 года  изнурительная болезнь поставила точку в его биографии. Похоронен  в Ньюстеде, родовом имении.
 
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ, русский писатель –
135 лет со дня рождения (10.01.1883-23.02.1945)
 
Родился 10 января 1883 года  в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому, служившему в земской управе города Николаевска, - этого человека Толстой считал своим отцом и до тринадцати лет носил его фамилию.
Первоначальное образование  Алёша  Толстой получил дома под руководством приглашённого учителя. В 1897 году  семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901году, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от влияния творчества Н. Некрасова и С. Надсона. Толстой начал с подражания, о чём свидетельствует вышедший в 1907 году первый его сборник стихов «Лирика», которого он потом чрезвычайно стыдился, - настолько, что старался о нём даже никогда не упоминать.
В 1907 году, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. Вскоре он «напал на собственную тему»: «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка».
После повестей и рассказов, составивших позже книгу «Заволжье», о нём стали много писать,  но сам был собой недоволен: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом...»
...В те первые годы, годы накопления мастерства, стоившие А. Толстому невероятных усилий, чего он только не писал - рассказы, сказки, стихи, повести, причём  всё это в огромных количествах! - и где только не печатался. Он работал, не разгибая спины. Романы «Две жизни» («Чудаки» - 1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести «За стилем» (1913), пьесы, которые шли в Малом театре и не только в нём, и многое другое - всё было результатом неустанного сидения за рабочим столом. Даже друзья писателя  изумлялись его работоспособности, ведь, помимо всего прочего, он был завсегдатаем множества литературных сборищ, вечеринок, салонов, вернисажей, юбилеев, театральных премьер.
После начала первой мировой войны он, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года, спасаясь от большевиков, вместе с семьёй перебрался в Одессу. Такое впечатление, что происходившие в России революционные события совершенно не затронули написанные в Одессе повесть «Граф Калиостро» - прелестную фантазию об оживлении старинного портрета и прочих чудесах - и весёлую комедию «Любовь - книга золотая».
Из Одессы Толстые отправились сначала в Константинополь, а затем в Париж, в эмиграцию. Писать Алексей Николаевич не перестал и там: в эти годы увидела свет ностальгическая повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» - первая часть будущей трилогии. В Париже ему было тоскливо и неуютно. Он любил не то чтобы роскошь, но, так сказать, должный комфорт. А достичь его никак не удавалось. В октябре 1921 года он снова переезжает, на сей раз - в Берлин. Но и в Германии житьё было не из лучших: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся», - жаловался  автор в письме И.А. Бунину.
Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» его исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь А.И. Куприн, И.А. Бунин - воздержался... Мысли о возможном возвращении на родину всё чаще овладевали Толстым.
В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.
«И сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки»: в театрах без конца ставились его пьесы; в Советской России написал  одну из лучших своих повестей «Похождения Невзорова, или Ибикус» и завершил начатый ещё в Берлине фантастический роман «Аэлита», наделавший немало шума. К фантастике А.Н. Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как вышедшие позднее утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», не оценили по достоинству ни И.А. Бунин, ни В.Б. Шкловский, ни Ю.Н. Тынянов, ни даже дружественный К.И. Чуковский.
Толстой с улыбкой делился со своей женой, Натальей Крандиевской: «Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта... Насчёт привидений - это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно всё же художнику».
В 1937 году сочинил «просталинскую» повесть «Хлеб», в которой поведал о выдающейся роли «отца народов» при обороне Царицына в годы Гражданской войны. И до последних дней трудился над своей главной книгой - большим историческим романом об эпохе Петра Великого, замысел которого возник, возможно, ещё до революции, во всяком случае, уже в конце 1916-года, а в 1918-году появились такие рассказы, как «Наваждение», «Первые террористы» и, наконец, «День Петра». Прочтя «Петра Первого», даже угрюмый и желчный И. Бунин, строго судивший писателя  за его понятные человеческие слабости, пришёл в восторг.
В 1941 году А. Н. Толстой закончил третью книгу своего романа «Хождение по мукам».
В 1943 году – получил Сталинскую премию первой степени за роман «Хождение по мукам» Эту премию писатель отдал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный».
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем в возрасте 58 лет. В это время он часто выступает со статьями, очерками, рассказами, героями которых были люди, проявившие себя в тяжёлых испытаниях войны. И всё это - несмотря на прогрессирующую болезнь и связанные с ней поистине адские муки: в июне 1944-го врачи обнаружили у него злокачественную опухоль лёгкого. Тяжёлая болезнь не дала ему дожить до конца войны.
Писатель  умер 23 февраля 1945 года  в Москве.
 
АЛЕКСАНДР  АЛЬФРЕДОВИЧ  БЕК, русский писатель –
115 лет со дня рождения (03.01.1903-02.11.1972)
 
Родился 21 декабря 1902 года в Саратове в семье военного врача. В Саратове прошли его детские и юношеские годы, и там он окончил 2-е Реальное училище. В возрасте 16 лет А. Бек вступил в Красную Армию. С 1922 г. работал на Московском кожевенном заводе. В 1923-1925  годы был рабкором газеты «Правда», публиковался в газете «Рабочая Москва». Как литературный критик выступал в «Литературной газете», в журнале «Октябрь», «На литературном посту». Выпустил книгу «Лицо рабочего читателя» - на основе бесед с читателями Донбасса. Поступил работать в заводскую газету «Вагранка».
Важную роль в становлении писателя сыграла его творческая работа в редакции «Истории фабрик и заводов», созданной М. Горьким, куда он был приглашён в 1931 году. По заданию редакции выезжал на строительство Кузнецкого металлургического комбината. «Литературная газета» позитивно отметила очерк А. Бека «Главы из истории Кузнецкстроя» (1933). Материалы этой поездки легли в основу его первой повести «Курако» (1934); о жизни выдающегося русского металлурга М.К. Курако он писал в 1930-е и в журнале «Сибирские огни». М. Курако умер в Кузбассе в 1920 году; но именно по его проекту в 1930-е был построен в Кузбассе металлургический комбинат, который сыграл значительную роль в судьбе всей страны. Однако роль М. Курако была предана забвению; по существу, Бек ввёл М. Курако в историю русской науки.
В 1939 году в «ЖЗЛ» под псевдонимом И. Александров писатель издал написанную совместно с Г. Григорьевым биографическую книгу «Курако». В том же году опубликовал повесть «Записки доменного мастера». Принял активное участие также в другом горьковском начинании — в «Кабинете мемуаров», организованном при редакции, готовившей серию «Люди двух пятилеток».
В начале Великой Отечественной войны вступил в ряды народного ополчения Москвы, затем стал военным корреспондентом, в 1942 году прибыл в 316-ю стрелковую дивизию под командованием И.В. Панфилова.
В 1943-1944  годы написал повесть «Волоколамское шоссе». Эта повесть о героических защитниках Москвы выдвинула автора в первые ряды советских писателей. К. Симонов свидетельствовал: «...среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека «Волоколамское шоссе»... это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе. И хотя её хорошо знают у нас и знают во всём мире, ей, этой книге, ещё не полностью воздано по заслугам».
Бек выступил против примитивно-плакатного изображения войны, высмеяв «ефрейторов от литературы», которые пишут о бойцах, будто бы вовсе не ведающих страха, а ведь нечеловеческие трудности, трагедии выносят на своих плечах обычные люди. Героям Бека чужда патетика, ненавистна пустая фраза, они сдержанны в чувствах и скупы на слова, но зато энергичны и деятельны; показательно, что печать деловитости, внутренней дисциплины лежит и на самом стиле повести. Среди её героев - командир батальона старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы, от имени которого ведётся повествование; командир дивизии генерал-майор Панфилов - чем-то суворовским веет от его заботы о солдатах, от афористичности его речи: «Не торопись умирать - учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идёт в бой не умирать, а жить», «Победа куётся до боя». В батальоне Момыш-Улы под Москвой треть бойцов были казахи. Естественно, в повести возникает тема интернационализма, боевого братства народов. Развитие этой темы в разгар войны - также заслуга Бека. Интересны психологически многогранные образы политрука пулемётной роты Джалмухамеда Бозжанова, командира взвода лейтенанта Мухаметкула Исламкулова, красноармейца Абиля Джильбаева, капитана Шилова, лейтенанта Рахимова, рядового Мурина и др. Автор показывает, что истоки победы не только в способности идти на подвиг, но прежде всего в умении воевать, в повседневном ратном труде, подготавливающем и подвиг, и победу.
Книгой зачитывались в тылу, она была в полевых сумках бойцов на фронте, в ней была правда о войне. О повести «Волоколамское шоссе» во Франции писали как о шедевре, в Италии - как о самом выдающемся в советской литературе произведении о войне, она вдохновляла строителей новой Кубы, в Финляндии её изучали в Военной академии.
В послевоенные годы А. Бек продолжил работу над произведениями об энтузиастах отечественной металлургии.
В 1948-1949 были изданы книга повестей «Доменщики», повесть «Тимофей - Открытое сердце», сборник рассказов и очерков «Зерно стали».
В 1951 Бек публикует повесть «Новый профиль», в 1954 роман о новаторах металлургии «Молодые люди» (написан совместно с Н.Лойко). В традициях «Кабинета мемуаров», где сотрудничал Бек, было стенографирование бесед с передовиками производства, стенограммы давали материал для литературной обработки. Писатель  стремится возродить эти традиции, в очерке «Ваш корреспондент потерпел неудачу...» предлагает создать при СП Общество изучения жизни, где собирались бы и хранились стенограммы бесед с интересными людьми: «Не есть ли это поистине народная, могучая потребность - рассказать сверстникам и поколениям о нашем необыкновенном времени, о том, что довелось свершить и пережить?» (А. Бек «Счастливая рука». На документальную основу Бек и опирается при раскрытии психологии технического творчества, на обширный материал, собранный во время поездок в Запорожье, на строительство волжских ГЭС. Документальность лежит в основе и романа Бека «Жизнь Бережкова» (1956), который посвящён советскому конструктору мощных авиамоторов: здесь детально раскрывается процесс формирования характера изобретателя, биение его творческой мысли.
Он продолжает работать в различных жанрах, публикует предисловие к книге Дитера Нолля «Приключения Вернера Хольта», с режиссёром   И. Копалиным пишет документальный киносценарий о Гражданской войне «Страницы бессмертия». Продолжением «Волоколамского шоссе» явились повести «Несколько дней» (1960) и «Резерв генерала Панфилова» (1960). «Волоколамское шоссе» продолжают переводить на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, арабский, еврейский, греческий, финский и другие языки. Тему современности Бек продолжает разрабатывать в романах «Новое назначение» (опубл. в 1986), «На другой день» (опубл. в 1989), получающих поддержку в печати (журналы «Октябрь», «Знамя», «Звезда» и др.). Большой жизненный материал подытожен в романе-записках «На своём веку» (опубликован после смерти писателя в 1975 году).
Умер писатель 2 ноября 1972 года в Москве, похоронен  на Головинском кладбище.
 
КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ СЕДЫХ, русский писатель -
110 лет со дня рождения (06.01.1908-21.11.1979)
 
Родился в посёлке Поперечный Зарентуй Нерченско-Заводского района Читинской области в казачьей семье. С детства жадно впитывал в себя сказки и песни Забайкалья, слушал рассказы старших о тюрьмах, острогах Зарентуя, Кади, Нерчинска.
Учась в Зарентуйской школе, начал писать корреспонденции в газеты. Они были замечены, юного селькора пригласили в Читу, где он начал обучение в педагогическом техникуме. Во время студенчества публиковался в местных газетах. По окончанию учёбы он становится профессиональным журналистом.
Свои первые стихи будущий писатель опубликовал в 1924 году. Они были посвящены страшному прошлому родного Забайкалья, каторге, гражданской войне.
В 1931 году переезжает в Иркутск, где спустя два года выходит его первый поэтический сборник "Забайкалье". В  поэтических опытах 1930-х годов отражена жизнь новой советской деревни и характеры забайкальцев, показанные в разных сферах жизни: производственной, культурной, личной.
Работа в читинских газетах позволила Константину Седых встречаться со многими участниками гражданской войны, записывать их рассказы. В течение многих лет он собирал и изучал материалы по истории, этнографии, экономике родного края. Результатом этой работы стал роман "Даурия", первые главы которого были опубликованы в альманахе "Новая Сибирь" в 1939 году. Полностью роман увидел свет в Читинском книжном издательстве в 1948 году.
Роман «Даурия» выдержал свыше 100 изданий, был переведён на английский, белорусский, китайский, украинский, французский и другие языки, выходил за рубежом — в социалистических странах, в Англии, Канаде, США, Франции, Югославии. По мотивам романа в Читинском драматическом театре был поставлен спектакль «Даурия».
Продолжением "Даурии" стал роман "Отчий край", напечатанный в журнале "Свет над Байкалом" (Улан-Удэ) в 1957 году, а через год  издан в Иркутске.
Завершением трилогии должен был стать роман "Утреннее солнце", но это произведение не было дописано автором.
Во время Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом армейских газет "На боевом посту" (Чита), "Героическая красноармейская" (Улан-Удэ). Им опубликованы многие очерки, лирические и сатирические стихотворения.
В 1967 году - становится Почётным гражданином Иркутска.
Умер писатель в Иркутске 21 ноября 1979 года. Похоронен на Радищевском кладбище.
 
ПАВЕЛ ФИЛИППОВИЧ НИЛИН, русский писатель –
110 лет со дня рождения (16.01.1908–02.10.1981)
 
Родился 16 января 1908 года  в Иркутске в семье ссыльного поселенца из крестьян. Образования не получил. В начале трудовой жизни был слесарем, кочегаром, служил в уголовном розыске  советской милиции в Тулуне под Иркутском. С 1927 года работал журналистом, сначала в Сибири, потом в Поволжье, на Украине, и, наконец, в Москве. 
Первые рассказы напечатаны в 1937 году  в журнале «Новый мир»,  «Очерки обыкновенной жизни»  посвящены шахтёрам Донбасса. Написанная в духе времени, полная восхищения «героями труда» и «ударниками пятилеток», она тяготела к документальной достоверности, отличаясь особым, свойственным Нилину вкусом к повседневной, «обыкновенной жизни», верой в человеческую доброту и крепость рабочих рук, что выразилось и в рассказах писателя: "Любимая девушка" (1936), "Знаменитый Павлюк" (1938),  "Последняя кража" (1938).
В годы Великой Отечественной войны писатель  – военный корреспондент газеты «Правда», автор очерков и рассказов о жизни фронта. Восстановлению разрушенного войной Донбасса был посвящён сценарий 2-й серии фильма "Большая жизнь" (выпущен на экран в 1958). Фильм вызвал резкое постановление ЦК ВКП и вслед за ним шквал критических статей, тяжело переживавшихся писателем.
В «колхозной» пьесе "На белом свете" (1947) и романе о шахтёрах «Поездка в Москву» Нилин, по-видимому, желая дать доказательства требуемого от него признания ошибок, в русле официозной «лакировки действительности», в унисон со знаковым для этого направления романом С.П.Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и с закономерной художественной неубедительностью изобразил вчерашнего фронтовика, Героя Советского Союза, чудесным образом в считанные месяцы едва ли не из пепла возродившего колхоз, и шахтёра в парадной одежде, триумфально чествуемого за трудовые подвиги в Кремле.
Гораздо более плодотворным оказывается его обращение  в середине 1950-х годов к нравственным и социальным проблемам реальной действительности (рассказы "Жучка", "Знакомство с Тишковым", 1955; "Марья Ивановна" 1959). Возвращаясь к впечатлениям юности, он пишет повести "Испытательный срок" и "Жестокость" (1956).
В первой из них на хорошо знакомом автору материале таёжной «зоны», судеб уголовников и представителей закона, в документально-сдержанной манере, с бытописательной конкретностью и психологической точностью показано противостояние двух молодых людей, стажёров-претендентов на освободившуюся должность работника уголовного розыска. Симптоматично при этом, что, по мнению их старшего товарища, опытного и разумного С. Жура, в борьбе с преступниками предпочтительнее не позиция энергичного и решительного Ю. Зайцева, уверенного в том, что «пора кончать эту публику», а стеснительного, сомневающегося О. Егорова с его тотальным состраданием ко всем и каждому и стремлением понять, прежде чем осудить.
Подобный взгляд, оказавшийся созвучным общему умонастроению периода обличения культа личности И.В.Сталина и творимых в стране беззаконий, нашёл ещё более отчётливое выражение в "Жестокости", обращённой к событиям Гражданской войны. Здесь человеколюбивый принцип молодого уполномоченного Веньки Малышева, сталкивается со стеной жестокости, железной уверенностью его коллег в том, что именно непримиримостью и беспощадностью к врагу доказывается преданность новой власти.
В повести "Через кладбище" (1962), рассказывающей о борьбе белорусских партизан в годы Великой Отечественной войны, в духе военной прозы «шестидесятников» Г.Я.Бакланова, Б.Л.Васильева, белорусского писателя Василя Быкова  также на первом плане этические проблемы, нравственная чистота как главное условие и цель победы над фашизмом.
Среди других произведений Павла Нилина – рассказы "Дурь" (1973), "Впервые замужем" (1978), очерки, путевые заметки.
Умер писатель в Москве 2 октября 1981 года.
 
ЯРОСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ СМЕЛЯКОВ, русский поэт –
105 лет со дня рождения (08.01.1913-27.11.1972)
 
Родился  8 января 1913 года,  в Луцке в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке. С 10 лет он начал писать стихи.
Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Работал в типографии. По настоянию друга, журналиста Всеволода Иорданского, принёс свои стихи в редакцию молодёжного журнала «Рост», но перепутал двери и попал в журнал «Октябрь», где был принят своим кумиром, поэтом Михаилом Светловым, который дал молодому поэту зелёную улицу.
Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Работал в типографии. Член СП СССР с 1934 года.
В 1934-1937 годах был репрессирован. Его два близких друга - Павел Васильев и Борис Корнилов были расстреляны в годы Большого террора.
С 1937 года - ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы). С 1939 года - ответственный инструктор секции прозы СП СССР.
Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 года был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944 года. Возвратившись из плена, Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет «фильтровали». Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря писателю въезд в Москву был запрещён. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал. Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Ярослава Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели».
В 1951 году по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, ещё не реабилитированный.
Член Правления СП СССР с 1967года, Правления СП РСФСР с 1970 года. Председатель поэтической секции СП СССР. Принимал участие в травле А.И. Солженицына.
Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи «фабзайцем»), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», он  воспевал новый быт, ударный труд.
В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968). Посмертно изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида», «Милые красавицы России». Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный.
Автор публицистических и критических статей; занимался переводами с украинского, белорусского языков.
Умер Смеляков ещё нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия. Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена (первая жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Е. Бондаревского), ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача в Переделкине. А наиболее пронзительные строки увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно - о его первом следователе.
Писатель  умер 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
ПЁТР ЛУКИЧ ПРОСКУРИН, русский писатель -
90 лет со дня рождения (22.01.1928-26.10.2001)
 
Родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье.  В подростковом возрасте пережил оккупацию. До призыва в ряды Советской Армии, работал в колхозе.
В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые  стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой писатель возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Петра Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. С. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу автора. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, он в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце  боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Пётр Лукич вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее, в том же 1962 году его приняли на Высшие литкурсы в Москве, университет А. М. Горького. Через два года, окончив курсы,  уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые, в конечном счёте, вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990).
В начале 1980-х годов написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая его статья  вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент, утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. П.Л. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки автор удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения  в 1988 году о Сталине. Пётр Лукич тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988).
В 1995 году писатель  опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему, разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя».
Умер 26 октября 2001 года в Москве. Похоронен в Брянске.