сентябрь

МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА, испанский писатель –
470 лет со дня рождения (29.09.1547-23.04.1616)
 
Родился  29 сентября 1547 года  в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес. Его отца звали Родриго де Сервантес, он был лекарем-хирургом. Имя матери - Леонор де Кортинас. Образование юный Мигель сначала получал в родном городе Алькале-де-Энарес, затем из-за многочисленных переездов учился в школах ещё  нескольких городов, таких как Мадрид, Саламанка. В 1569 году стал случайным участником уличной драки и подвергся гонениям со стороны властей. Из-за этого Сервантес вынужден был бежать из страны. Сначала он попал в Италию, где несколько лет был членом свиты кардинала Аквавивы. Известно, что спустя некоторое время он завербовался в армию. В числе других бойцов он принял участие в жесточайшей морской битве вблизи Лепанто. Он  выжил, но получил серьёзное ранение в предплечье, в результате которого левая рука на всю жизнь осталась обездвижена. Оправившись от ранения, он не раз бывал в других морских экспедициях, в том числе являлся участником штурма Наварина.
Доподлинно известно, что в 1575 году Сервантес покинул Италию и отправился в Испанию. Главнокомандующий испанской армией в Италии Хуан Австрийский вручил доблестному бойцу рекомендательное письмо, с которым будущий писатель надеялся получить хорошее место в рядах испанской армии. Но этому не суждено было случиться. Алжирские пираты атаковали галеру, на которой он плыл. Весь экипаж и пассажиры были взяты в плен. В числе несчастных оказался и Мигель де Сервантес Сааведра. Он находился в суровых условиях рабства в течение пяти лет. Вместе с другими пленными предпринимал не одну попытку к бегству, но каждый раз они заканчивались неудачно. Эти пять лет наложили неизгладимый отпечаток на мировоззрение писателя. Упоминания о мучениях и пытках не раз встречаются в его произведениях. Так, в романе «Дон Кихот» есть новелла, где рассказывается о пленнике, которого долгое время держали в цепях и мучили невыносимыми пытками. В ней писатель иллюстрирует свою собственную жизнь в рабстве.
Мать Сервантеса, которая к тому времени уже овдовела, продала всё своё небольшое имущество, дабы выкупить сына. В 1580 году он вернулся в родной город. Многие его товарищи, оставшиеся в плену, сокрушались тому, что советник и утешитель, который поддерживал всех в самые трудные мгновения, покинул их. Именно его человеческие качества, умение убеждать и утешать сделали его покровителем несчастных людей, находившихся в рабстве. Проведя несколько лет в Мадриде,  он успел жениться на Каталине де Паласиос (декабрь 1584) и обзавестись внебрачной дочерью от Аны Франки де Рохас. Средств к существованию у него  не было, поэтому ничего не оставалось, как снова отправиться на военную службу. В этот период будущий испанский писатель был одним из участников похода в Лиссабон, участвовал в военной кампании по покорению Азовских островов. После ухода со службы он вплотную занялся поэзией. И до этого, будучи в алжирском плену, он принимался писать стихи и сочинять пьесы, но теперь это занятие стало смыслом его жизни. Первые его работы успеха не имели. Одними из самых ранних произведений Сервантеса были трагедия «Нумансия» и комедия «Алжирские нравы». Роман «Галатея», который был опубликован в 1585 году, принёс Мигелю известность, но богаче он не стал. Материальное положение оставалось плачевным.
Биография Сервантеса Сааведра  продолжилась в Вальядолиде, куда он перебрался в начале XVII века. В это время там находилась резиденция двора. Средств к существованию по-прежнему не хватало. Он  зарабатывал деньги выполнением деловых поручений частных людей и литературной работой. Есть сведения о том, что однажды он стал невольным свидетелем произошедшей около его дома дуэли, в ходе которой погиб один из придворных. Сервантес был вызван в суд, его даже арестовали, так как подозревали в соучастии и утаивании от следствия информации о причинах и ходе ссоры. Некоторое время он провёл в тюрьме, пока шло разбирательство. В  его мемуарах содержится информация, что именно под арестом, находясь в темнице, испанский писатель задумал написать юмористическое произведение о человеке, который «сошёл с ума» от чтения романов про рыцарей  и отправился совершать рыцарские подвиги, чтобы быть похожим на героев любимых книг. Изначально произведение было задумано как новелла. Когда освобождённый из-под ареста автор начал работу над своим главным творением, появились новые мысли о развитии сюжета, которые он претворил в жизнь. Так «Дон Кихот» стал романом. В середине 1604 года, закончив работу над книгой, он начинает хлопотать о её публикации. Для этого он связался с книготорговцем  В. Роблесом, который и стал первым издателем великого творения. "Хитроумный идальго Дон  Кихот Ламанчский" был напечатан на исходе 1604 года. Тираж был небольшим и разошёлся почти сразу. А в весенние месяцы 1605 года вышел второй тираж, который имел ошеломительный успех. Дон Кихот и Санчо Панса стали одними из самых любимых персонажей всего испанского народа, а также о них узнали в других странах, так как роман был переведён и издан на других языках. Эти герои стали участниками карнавальных шествий во всех испанских городах.
1606 год ознаменуется для писателя переездом в Мадрид. Несмотря на ошеломляющий успех «Дон Кихота», он  продолжал материально нуждаться. Под его опекой находились жена, сестра и внебрачная дочь Исабель, которая после смерти своей матери стала жить с отцом.
Многие произведения Сервантеса Сааведра написаны именно в этот период. Это    и большая часть повестей, которые вошли в сборник "Назидательные новеллы" (1613) и стихотворная литературная сатира "Путешествие на Парнас" (1614). Также в последнее десятилетие жизни он сочинил много новых и переработал несколько старых пьес. Они собраны в книге "Восемь комедий и восемь интермедий". "Странствия Персилеса и Сихизмунды" тоже были начаты в этот период. Биография Сервантеса известна не полностью. В ней немало тёмных пятен. В частности, нет сведений о том, когда он начал работу над второй частью "Дон Кихота". Скорее всего, на её создание писателя подвигло написание неким А. Фернандесом де Авельянедом лже«Дон Кихота», который продолжал сюжетную линию романа Сервантеса. Эта подделка содержала много грубых нецензурных высказываний в адрес самого автора и персонажей книги, представляя их в дурном свете. Настоящая вторая часть романа издана в 1615 году. А в 1637 году  обе части гениального литературного творения впервые выходят под одной обложкой. Уже находясь при смерти, писатель диктует пролог к роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", который был опубликован после его кончины в 1617 году. За несколько дней до ухода из жизни Сервантес постригся в монахи.
Умер писатель 23 апреля 1616 года в Мадриде. 
 
УИЛЬЯМ  СИДНИ  ПОРТЕР (О. ГЕНРИ), американский писатель –
155 лет со дня рождения (11.09.1862-05.06.1910)
 
Родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь писателя была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в алкоголика.
Покинув школу, пятнадцатилетний  Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье. В 1882 году автор  отправился в Техас. Здесь Портер познакомился с выпускницей школы высшей ступени для девушек Атол Эстес, и 1 июля 1887 года они обвенчались втайне от матери Атол. Два года жили на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьёзной суммы на то время. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела его  с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом. Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений.  
В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атол Эстес умирает. Во время отсутствия мужа она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Уильяму Сидни  в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент писатель  продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.
В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом в 1901 году. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.
Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Находясь в тюрьме, он стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О. Анри. Именно её в той же транскрипции, но в английском произношении (О. Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать". Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатал в 1899 году в «Журнале Макклюра».
В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "Мир" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.
Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать ещё и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.
Единственный роман О. Генри -  «Короли и капуста»  вышел в 1904 году.  За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908), «Пути судьбы» (1909), «Избранное» (1909), «Деловые люди» (1910) и «Коловращение» (1910).
Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказа: это свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял.
Среди наилучших литературных шедевров автора  привлекает к себе внимание рассказ "Дары волхвов" (1906). Это трогательный рассказ о жизни бедных людей. Главными её героями является Делла, чрезвычайно красивая молодая женщина, и её муж Джим. Внешностью и характером жена  О.Генри  была похожа на героиню "Дары волхвов". Волшебное юное создание, любящая и до конца преданная женщина, она бывает счастливой тогда, когда счастлив её муж. Супруги, совсем не имея денег, пытаются сделать друг другу достойные подарки на Рождество. Каждый человек в мире имеет что-то самое дорогое, такое имели и они: у Делли были роскошные блестяще длинные волосы; Уильям имел наручные часы, которые остались ещё от отца. Кроясь один от другого, они вдвоём продали самое дорогое, и приобрели, как им казалось, замечательные подарки. Делла мужу купила ценную золотую цепочку на часы; а Уильям - гребни для волос. Они пожертвовали сокровищами, которые составляли предмет их гордости.
Рассказ "Дары волхвов" - это очень трогательная история, окрашенная добродушным юмором, но за завесой юмора скрывается серьёзная мысль, и только от проницательности читателя зависит, насколько важные уроки вынесет он из него для себя.
В конце жизни Портер страдал циррозом печени и диабетом.
Умер писатель 5 июня 1910 года в Нью-Йорке в возрасте 47 лет.
Похоронен в Эшвилле (Северная Каролина), на кладбище Риверсайд.
 
БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ, детский русский писатель –
135 лет со дня рождения (11.09.1882-19.10.1938)
          
Родился 11 сентября 1882 года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец Бориса был учителем математики. Очень хорошим учителем. По учебникам, написанным им, учились арифметике и геометрии несколько поколений. «Отец отличался общительностью, его любили, и он умел объединить вокруг себя людей, – вспоминала сестра писателя. – Он не терпел никакой небрежности ни в чём». Мать Бориса была отличной пианисткой, она боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна. Музыка наполняла их дом, неслась из открытых окон на улицу. «Под звуки музыки, – вспоминала сестра Житкова, – мы привыкли засыпать».
Житкова отдали во вторую одесскую гимназию. Автор  был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что изучатель он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но вместе с товарищами построил небольшой парусный бот с каютой.
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете. Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим. За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Сдал экстерном экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. В 1909 году он  отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею. Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает. Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело».Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск, и здесь Житков принял важное решение. Судостроение давно привлекало его. Он решил стать инженером-кораблестроителем, поступить в Петербургский политехнический институт.
В сентябре 1909 года он  – в Петербурге. И – снова студент. Минул год. Житков едет на практику в Данию. Там он работает на машиностроительном заводе простым рабочим. Осенью опять за книги. Ходит на лекции, в лаборатории, чертит, рассчитывает. Учиться ему радостно. «Так, знаешь ли, интересно, что рад бы позаняться больше, да некогда, вот беда», – жалуется он племяннику.
А летом – снова в море. В 1912 году писатель  отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные. Даже такому опытному и знающему человеку, как он, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
Когда автор  взялся за перо, новый смысл приобрела вся его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества. Вот, оказывается, для чего изучал он корабельное дело и плавал на кораблях и подводных лодках по морям и океанам, и летал на аэроплане, и был в Индии, в Японии, в Африке. Один за другим стали появляться рассказы о необычайных приключениях мужественных моряков и лётчиков и о смелых русских революционерах. Героями произведений Бориса Житкова были люди ярких, резких характеров: таких он не раз встречал в своей полной событий жизни. Он точно сорок лет ждал того момента, когда сможет рассказать обо всём, что видел, пережил, и наконец, дождался.
Он любил  рассказывать в своих книгах и про птиц, и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал. В Индии  видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки вроде Яшки. А рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» мог написать человек не только любивший животных, но и понимавший их.
Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы, пьесы, статьи, написанные для взрослых. За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».
За годы работы в детской литературе писатель успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых: он –  один из создателей научно-художественного жанра; автор  затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать;  придумывал разные виды книжек-игрушек;  принимал участие в создании специального календаря для детей.                 Б. Житков постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в «Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте». Автор  написал 38 маленьких рассказов для дошкольников. Это сказки «Кружечка под ёлочкой», «Девочка Катя», рассказы «Пудя», «Наводнение», «Красный командир».
Писатель в очерках рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный полюс». 
К  столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил в «Чиже» статью и был очень озабочен тем, чтобы рассказать детям доходчиво и ясно о великом поэте. «О Пушкине... это самое трудное, – сообщал он в письме. – Тут нужно найти сердце, и дыхание, и подъём, и жар».
Он поведал своим юным слушателям-читателям и о подвиге челюскинцев, и о жизни детей за рубежом, и о новых советских морских судах, и о большевике
С. М. Кирове, и о событиях в Испании, и о дружбе советских людей. Его маленькие рассказы, как, например, «Пожар», «Как подняли пароход со дна», «Почта» – это целая энциклопедия профессий о труде пожарных, водолазов, почтальонов, это рассказы о советском человеке – труженике, коллективисте.
Вершиной научно-художественного мастерства Житкова и ярчайшим образом его творческой изобретательности является очерк о том, как делаются книги, – «Про эту книгу». Писатель принял до гениальности простое решение – рассказать об этом на примере той самой книги, которую он пишет. И так прямо и начинает: «Вот я написал «Про эту книгу», а книги-то пока нет никакой. Книга ещё будет. Это я надеюсь, что пока я буду писать, как эту книгу сделать, – гляди, уж целую книгу напишу...»
В этой его книге  максимально использован принцип наглядности. На первой странице напечатано факсимиле рукописи, потом показаны набор, вёрстка, корректура, правка редактора. Читатели видят, какие несуразности получаются, если пропустить хоть одну операцию. Автор умело показывает неразрывное единство между руками мастера, печатника, делающего книгу, и машиной, облегчающей труд. Книга словно создаётся на глазах читателя, который убеждается, что, как бы далеко ни ушла техника, рождение книги всегда остаётся чудом.
Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. Виталий Бианки назвал Бориса Житкова «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем. А какой же Колумб без открытий! В 1936 году  взялся за небывалую книгу – «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни в России, ни на Западе до тех пор не было. Первым слушателем и критиком отдельных глав стал реальный, настоящий почемучка – сосед старшей сестры Бориса Житкова – Алёша, с которым Борис Степанович довольно часто встречался и беседовал.
Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал ему  лечиться голодом. И он начал голодать. Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения.
«Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность».
И в самом деле, он не прекращал литературную работу. К нему приходили писатели, редакторы. До глубокой ночи диктовал он жене, Вере Михайловне Арнольд, книгу «Что я видел» о путешествии и приключениях Алёши Почемучки.
Первого августа автор  с удовлетворением записал в дневнике: «Этой ночью к пяти часам утра я кончил «Почемучку». Итого – год работы». Книга для «маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова.
Увы, лечение голодом писателю  не помогло. Чувствовал он себя плохо, но мысль его была по-прежнему напряжена. Ещё работая над книгой «Что я видел», Борис Житков задумал другую книжку для малышей – сборник рассказов о том, как с помощью техники советские люди борются со стихийными силами: наводнением, пожаром, метелью. Эту книжку он  назвал «Помощь идёт».
В это же время он начал писать книгу для дошкольников  – «Что бывало» – сборник коротких рассказов о разных случаях, смешных и серьёзных. «Вы не понимаете, – писал Житков писательнице Н. Л. Дилакторской, – какой исключительной трудности эта задача – писать эту хрестоматию».
Не все книги, которые Б. Житков задумал, были им написаны. Собирался он написать и увлекательную книгу об истории корабля. Но не успел.
Умер писатель 19 октября 1938 года.
Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.
 
УИЛЬЯМ  ФОЛКНЕР, американский  писатель –
120 лет со дня рождения (25.09.1897-06.07.1962)
 
Родился  25 сентября 1897 года  в Нью-Олбани (штат  Миссисипи),  в семье управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер.
Окончив неполную среднюю школу, Фолкнер занимается в основном самостоятельно. Он заканчивает несколько специальных курсов в университете шт. Миссисипи, но в целом систематического образования  так и не получает.
В 1918 году  – после того, как подруга Фолкнера Эстелла Олдхэм выходит замуж за другого, он записывается добровольцем в Королевские канадские военно-воздушные силы. Однако Первая мировая война заканчивается прежде, чем он завершает основной курс подготовки. Вернувшись в Оксфорд, писатель  некоторое время занимается на курсах при университете, работает в Нью-йоркском книжном магазине. Часто меняет места работы и профессии.
В 1919 году   поступает в университет Миссисипи, выбрав для изучения французский и испанский языки и английскую литературу. Однако, веря только в самообразование, не является прилежным студентом и вскоре забрасывает учёбу.
В 1925 году   выходит первая книга Фолкнера – цикл стихов «Мраморный фавн», в котором заметно ощущается влияние поэзии французских символистов. В этом же году уезжает в Новый Орлеан, где знакомится с писателем Шервудом Андерсоном и под его влиянием начинает писать прозу.
В 1926 году   с помощью Андерсона  автор  публикует свой первый роман «Солдатская награда»  о юношеском лжеромантизме и уроках Первой мировой войны.
Некоторое время он  живёт в богемном квартале Нового Орлеана, позже перебирается в Нью-Йорк, затем на грузовом судне отправляется в Европу, объезжает на велосипеде Италию и Францию и оттуда возвращается в Оксфорд.
В 1927 году  по возвращении  заканчивает второй роман «Москиты» – сатирическое изображение литературных кругов Нового Орлеана. Здесь впервые местом действия становится округ Йокнапатофа, вымышленная версия его родного округа Линкольн в штате Миссисипи, и городок Джефферсон – обобщающий образ маленьких городков Америки. На карте этого воображаемого мира писатель пишет: «Единственный владелец и собственник – Уильям Фолкнер».
В 1929 году  выходит третий роман Фолкнера «Сарторис», переработанный из отвергнутого романа «Флаги в пыли», открывший серию произведений, описывающих историю семей Компсонов и Сарторисов.
В 1929  году  выходит один из наиболее известных романов Фолкнера «Шум и ярость». Фон его – деградация некогда богатой и славной семьи Компсонов. Лейтмотивы романа – философский пессимизм, разрушение жизненного уклада, распад личности, страх перед историей и временем и инцест как крайнее проявление обреченности человека. «Шум и ярость» – это роман, в четырёх частях которого события рассказываются от имени разных людей, самым примечательным из которых становится взгляд 33-летнего душевнобольного Бенджи Компсона. Название романа взято из «Макбета» Шекспира, где жизнь человека названа повестью, рассказанной полоумным, в которой нет никакого смысла, а лишь шум и ярость.
В этом же году, будучи уже признанным романистом со вполне определённой темой и хорошо разработанным методом, Фолкнер женится на успевшей развестись Эстелле Олдхэм и поселяется в предместьях Оксфорда.
В 1930 году  выходит роман «Когда я умирала», где во время смерти и похорон старухи - матери раскрываются судьбы большой фермерской семьи. По форме роман представляет собой чередующихся  59 монологов действующих лиц.
В 1931году появилась  книга «Святилище», написанная в расчёте на коммерческий успех. Первоначально задуманный как роман о гангстере-кретине, который безнаказанно совершил множество преступлений, но был казнён по случайному обвинению, роман после переработки превратился в историю мученичества избалованной и легкомысленной девушки Темпл Дрейк.
В 1932 году   опубликован  роман «Свет в августе», главный герой которого, Джо Кристмас, угрюмый высокомерный мулат, убивает свою белую сожительницу. Сплетение расовых и религиозных мотивов придаёт повествованию высокий эмоциональный накал.
В 1934 году  выходит сборник «Доктор Мартино и другие рассказы». В 1935 году публикуется роман «Пилон».
В 1936 году  выходит роман «Авессалом, Авессалом!»  – история тщетных попыток создать «новую династию» плантаторов – мечты выбившегося из нищеты полковника Сатпена рушатся: его многочисленные потомки, белые и мулаты, вырождаются.
В 1938 – 1939 годы опубликованы   романы  «Непобеждённые»,  «Дикие пальмы».
В 1940 году  - «Деревушка», первый роман из трилогии, в которой представлена история нового южного рода Сноупсов.
В 1942 году вышел цикл рассказов «Сойди, Моисей», главным образом, о жизни негров, среди которых, в частности, известный рассказ «Медведь».
В 1948 году опубликован  роман «Осквернитель праха»  – фолкнеровский вариант детективного романа, где белый подросток спасает негра, ложно обвинённого в убийстве.
В 1949 году  вышел сборник рассказов «Ход конём».
В 1950 году  Фолкнеру присуждена Нобелевская премия «за выдающийся самобытный творческий вклад в развитие современного американского романа». Выходит сборник «Собрание рассказов».
В 1954 году  опубликован  роман «Притча», в основе которого реальный эпизод Первой мировой войны, когда французы отказались стрелять в немцев. Книга представляет собой аллегорию, где неизвестный солдат, уподобляемый евангельскому Христу, протестует от имени бессловесной солдатской массы против духовной слепоты правителей мира.
В 1955 году   Фолкнер получает Пулитцеровскую премию за роман «Притча».
В 1957 году   выходит вторая часть трилогии о Сноупсах - роман «Город»  и сборник рассказов «Большой лес».
В 1959 году    вышла третья часть трилогии о Сноупсах - роман «Особняк».
Развивая и продолжая целый пласт литературных традиций, включающий и «Человеческую комедию» Бальзака, и «областнический» роман, и наследие русского социально-психологического романа, и достижения модернистской литературы, Фолкнер создаёт свой вымышленный, но полный реальных исторических и социальных примет мир. Это американский Юг, его взлёт и крах. Фолкнеровский цикл – это повествование о рае, потерянном по вине человеческой ограниченности и безудержных страстей. Представленная писателем картина человеческого существования местами смешна и гротескна, местами глубоко трагична, но неизменно поражает своей яркостью.
Умер писатель 6 июля 1962 года   в Оксфорде.
 
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ВОЙНОВИЧ, русский писатель –
85 лет со дня рождения (26.09.1932)
 
Родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде (Душанбе, Таджикистан). Отец, Николай Войнович, был журналистом, ответственным секретарём республиканской газеты "Коммунист Таджикистана", мать, Роза Гойхман, преподавала математику.
Летом  1936  года отец был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. В мае 1941 года освободился.
После войны семья Войновича часто меняла местожительство: жили в Ставропольском крае, в Куйбышевской области, в Вологодской области, в Запорожье, в Крыму и в Москве. Владимир Войнович работал пастухом, столяром, плотником, слесарем, авиамехаником, инструктором сельского райисполкома.
С 1950 по 1955 годы  проходил службу в армии, где начал писать стихи. Учился в вечерней школе, затем полтора года - в Московском педагогическом институте (1957-1959). На втором курсе по комсомольской путёвке уехал в Казахстан осваивать целину.
В 1960 году писатель начал работать редактором на Всесоюзном радио. Вскоре написал стихи для песни о космонавтах "Четырнадцать минут до старта", получившей всесоюзную известность.
В 1961 году в журнале "Новый мир" была опубликована его первая повесть "Мы здесь живём". Затем были опубликованы рассказы и повести "Расстояние в полкилометра" (1963), "Хочу быть честным" (1963), "Два товарища" (1967), "Владычица" (1972), "Степень доверия" (1972).
В 1962 году Владимир Войнович был принят в Союз писателей СССР.
С 1966 года принимал участие в движении за права человека, что привело к конфликту с властями. За правозащитную деятельность и нелицеприятное изображение советской действительности в романе "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" подвергался преследованиям.
В 1974 году Войнович был исключён из Союза писателей СССР.
В декабре 1980 года автор  эмигрировал из СССР, в 1981 году был лишён советского гражданства. В 1980-1992 годах Владимир Войнович жил в ФРГ, затем в США. В 1980-е годы сотрудничал с радио "Свобода".
За границей, кроме первых частей романа "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1969-1975), были впервые опубликованы книги "Путём взаимной переписки" (1973), "Иванькиада" (1976), "Москва 2042" (1986), "Шапка" (1987), "Антисоветский Советский Союз" (1991), пьесы "Фиктивный брак" (1983) и "Трибунал" (1989), рассказы, очерки, фельетоны, сказки и стихи.
В 1990 году Владимиру Николаевичу Войновичу было возвращено гражданство, писатель вернулся на родину.
Книги писателя переведены на 30 языков.
Среди основных произведений драматурга: трилогия о солдате Иване Чонкине ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", "Претендент на престол", "Перемещенное лицо"); пьеса "Кот домашний средней пушистости" (1990, совместно с драматургом Григорием Гориным), "Монументальная пропаганда" (2000).
С 1995 года  Войнович занимается живописью. Он принимал участие в различных выставках в России и за рубежом, среди которых персональные ретроспективы в галерее "Асти" (1996), в Центре либеральной политики (1997), в галерее "Дом Нащокина" (2005) и в Театральной галерее на Малой Ордынке (2012) в Москве, в Русском музее в Санкт - Петербурге (2004), в Центре ООН в Вене (1997), в Культурном центре в Кёльне (2000), в Русском Доме в Берлине (2003).
Владимир Войнович является почётным членом Российской академии художеств.
Член Союза писателей и Международного ПЕН-клуба, член Баварской академии изящных искусств, член Сербской академии наук и искусств, почётный член Американского общества Марка Твена.
Войнович - лауреат премии фонда "Знамя" (1994), премии "Триумф" (1996), премии им. А. Д. Сахарова "За гражданское мужество писателя" (2002).
В 2000 году ему была вручена государственная премия РФ.