август

МОРИС  ПОЛИДОР   МЕТЕРЛИНК, бельгийский писатель –
155 лет со дня рождения (29.08.1862-06.05.1949)
 
Родился  29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать - дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением. До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом он сам вспоминал, детство «провёл меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем в 1874 году его отдали в иезуитский колледж, где Метерлинк, по его признанию, провёл среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции писатель  совершенно не интересовался историей и правом и отдавал всё свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он окончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако всё свободное время  он  по-прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей, он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк всё свое время посвящал литературе и музыке. В Париже юноша жил в доме знакомого семьи - известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал своё литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд - вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».
В 1886 году состоялся литературный дебют писателя - в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».
В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу - сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу «Принцесса Мален». Её сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряжённую драму о поединке героини и злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом всё и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».
 
Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать всё свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за другой написал несколько пьес «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Большинство из них были основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную развязку.
В 1895 году в одном из Гентских театров писатель  познакомился с актрисой                Ж. Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трёх лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и режиссёрами.
Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчёл» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю человечества.
К началу XX века Метерлинк превращается в крупную фигуру прогрессивно-романтической драматургии. Недосказанность, смутное, но постоянное предчувствие приближающейся трагедии были характерны для раннего Метерлинка. Позднее в его пьесах начали появляться реалистические краски, герои стали активнее действовать. Синтез различных стилей и направлений позволил ему создать такие произведения, как «Монна Ванна» и «Синяя птица» - безусловный шедевр мировой драматургии. В драме «Монна Ванна» (1902) он  впервые перенёс своих героев в ситуацию реально-историческую, в Италию XV века. В "Монне Ванне" изображены "реальные несчастья", при всей романтической условности обстоятельств. Родина в опасности, город Пиза осаждён, народ голодает - вот перед какими фактами ставит теперь Метерлинк своих героев. Он как будто сохраняет любовный "треугольник" - Монна Ванна, её муж Гвидо и обожающий Ванну Принчивалле. Но "треугольник" этот отнюдь не традиционный. Принчивалле командует осаждающими город Пизу войсками, а к тому же он наёмник. Благодаря этому взаимоотношения главных героев сплетаются в сложный клубок; они со страстью обсуждают не только проблемы любви, но проблемы долга, отношения к родине.
В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Философская сказка «Синяя птица» - уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. «Все симпатии Метерлинка на стороне бедных, - отмечает Л. Андреев. - Не из богатого дома, а из хижины дровосека Фея начнёт поход за Синей птицей, - лишь обитателям бедных хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски символической птицы противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют романтическую "Синюю птицу" символистской драматургии Метерлинка. Там был застывший, мёртвый мир - здесь всё в движении, здесь смысл в поиске, в походе. Там всё было заранее задано, всё изначально обусловлено, и человек был марионеткой в руках идеалистического детерминизма - здесь всё впереди, всё зависит от поисков, от инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс поисков, само движение возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними новые горизонты».
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира, и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
Кроме пьес писатель выпустил несколько критических книг и сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка «Бургомистр Стильмонда» (1918), в которой он призывал к сопротивлению против немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя в США.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на её вручение.
В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р. Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции. В это время он окончательно отошёл от драматургии и опубликовал ещё одну философскую книгу - «Жизнь термитов». Под видом муравейника автор  изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли.
Из полутора десятков поздних драм Метерлинка мало что опубликовано, и не случайно. Они звучат как заигранная пластинка, в которой трудно, а то и невозможно расслышать прелесть некогда созданной мелодии. Без конца варьируется всё тот же мотив жертвенности, самоотверженной любви, иллюстрируемой ситуациями псевдоисторическими, а то и вовсе искусственными, вымученными. Очень часто жертвенность оказывается признаком святости, и таковая демонстрируется без всякого стеснения».
В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году он  был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк «Пчельник».                                             
Умер от сердечного приступа 6 мая 1949 года.
 
ВИТАЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГУБАРЕВ, русский детский писатель –
105 лет со дня рождения (30.08.1912-1981)
 
 Родился 17 августа 1912 года в городе Ростов-на-Дону в учительской семье, детство провёл на хуторе Большая Козинка близ Ростова, где он окончил  9 классов школы.
Печататься начал рано, ещё в 1926 году в Ростовском детском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ «Гнилое дерево».
С 1931 года  Губарев работает в Москве в газетах «Колхозные ребята», «Пионерская правда», «Комсомольская правда». На протяжении ряда лет был главным редактором «Пионерской правды». В 1932 году, будучи спецкором газеты «Колхозные ребята», участвовал в расследовании и в освещении убийства Павлика Морозова, и был одним из создателей легенды о нём. Летом 1933 года в газете «Колхозные ребята» была впервые опубликована статья об убийстве под названием «Один из одиннадцати» (1933), впоследствии переработанная им в повесть «Сын. О славном пионере Павлике Морозове» (1940), переработанную после войны в книгу «Павлик Морозов» (1947) и в одноименную пьесу (1952), одну из самых одиозных всего советского периода. Примечательно, что существует множество вариантов этой книги, которые сильно различаются по изложению событий как друг от друга (разное количество и содержание глав), так и от пьесы.
В послевоенный период Губарев стал известен как драматург. На сцене театров страны прошли постановки его пьес: «Павлик Морозов» (1953), «Барышня» (1954), фантастическая комедия «Великий волшебник» (1956), переработанная впоследствии в повесть «Трое на острове» (1959), «Встреча на далекой планете» (1962).
Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал» (1951), «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
При этом повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951), переработанная в 1952 году в пьесу и экранизированная по сценарию В. Губарева в 1963 году режиссёром Александром Роу, выглядит в контексте того времени по меньшей мере неоднозначно. В прошлом веке английский писатель Л. Кэрролл написал сказку о зеркале, с помощью которого маленькая англичанка Алиса попадала в забавный мир каламбуров.
Но ни у одного автора до Виталия Губарева герой сказки не встречался с собственным отражением в зеркале и, так сказать, «не видел себя со стороны». И ни в одной сказке автору не помогали зеркала с такой уничтожающей силой разоблачать мир насилия,  как в «Королевстве кривых зеркал». Пионерка Оля, попадающая в это королевство вместе со своим отражением, потрясена увиденным. Порядки и обычаи этой ужасной страны несовместимы с моралью и совестью честного человека. Девочка, в обычной жизни не отличавшаяся никакими особыми качествами (больше того, в её характере было немало различных недостатков, которые она легко разглядела в собственном отражении), – эта девочка становится настоящей героиней, когда чувствует, что в её помощи нуждается угнетённый мальчик Гурд. Рискуя жизнью, пройдя через труднейшие испытания, Оля, наконец, побеждает Зло и спасает Гурда от смерти.
Без преувеличения можно сказать, что «Королевство кривых зеркал» стала одной из самых любимых книг детей.
В сказке «Трое на острове» писатель  рассказывает о приключениях трёх ребят, попавших при помощи волшебного платка на необитаемый остров. Мальчик совершенно случайно обнаружил, что синий платок его любимой бабушки является волшебным. Стоит только загадать желание и взмахнуть платком, как всё тут же исполняется. Боря решил побывать со своими друзьями на необитаемом острове. Их ждут опасные приключения и, конечно же, пираты.
Сказочная фантастическая повесть «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961) посвящена дальнему космическому полёту трех подростков к созвездию Волосы Вероники при помощи аппарата «мыслеплана» для мгновенных перемещений в межзвёздном пространстве. Трёх друзей-мальчишек из  Путешествия на Утреннюю Звезду» и зовут-то почти как сказочных, былинных богатырей — Илья, Никита и Алёша. А дедушку их новой знакомой Забавы (она же — Вероника) — учёного, который изобрёл удивительный аппарат для мгновенных («со скоростью мысли») перемещений в межзвёздном пространстве («мыслеплан»), — автор, не мудрствуя лукаво, называет Волшебником.
Часовых дел мастер Великанов из повести «Часы веков»(1965) починил легендарные часы, цифры на которых показывают века и даже целые тысячелетия. Через заднюю дверцу, находящуюся за маятником этих волшебных часов, героиня повести отправляется в доисторическую эпоху — сначала к мамонтам и саблезубым тиграм, а потом — и к первобытным людям.
Путешествиям во времени в Древнюю Русь посвящена и сказочная повесть «Преданье старины глубокой»(1970). Близнецы брат и сестра Таня и Игорь с помощью доброй Феи Мечты переносятся в далёкое прошлое нашей Родины во времена правления князя Олега. Ребята знакомятся с жизнью древних новгородцев, а их другом становится будущий киевский князь Игорь, вместе с которым они ведут борьбу с волхвами.
Героиня повести «В Тридевятом царстве» семнадцатилетняя выпускница средней школы по имени Оксана отправилась на международные соревнования лыжников в маленькую страну - Королевство Карликию, где она по воле случая на некоторое время стала юной правительницей этого маленького государства. Это изменило жизнь не только самой Оксаны, но и придворных и даже жителей всей страны.
По сценарию В. Губарева в 1970 году режиссёром Евгением Шерстобитовым на Одесской киностудии осуществлена экранизация  сказки «В тридевятом царстве».
Повести-сказки Виталия Губарева по-прежнему пользуются большой популярностью у читателей и регулярно переиздаются.
Умер писатель от инфаркта в 1981 году.
 
ЖОРЖИ  АМАДУ, бразильский  писатель –
105 лет со дня рождения (10.08.1912-06.08.2001)
 
Родился 10 августа 1912 года на фазенде Ауриси́диа в штате Баия.      Грамоте будущего писателя научила его мать, которая учила его читать по газетам, а с 1918 года он  посещал школу в Ильеусе. Продолжил обучение в Салвадоре в религиозном колледже Антониу Виейры, куда его отослали учиться с одиннадцати лет. Там юный Жоржи Амаду  пристрастился к литературе, перечитывая произведения Чарльза Диккенса, Джонатана Свифта и других авторов. В 1924 году покинул школу и два месяца путешествовал дорогами Баии, добираясь в штат Сержипи, чтобы повидаться с дедушкой. Своё школьное образование завершил в гимназии Ипиранга, где вёл выпуск газеты «Отчизна».
Учился в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где впервые узнал о коммунистическом движении и познакомился с такими коммунистическими деятелями, как Рауль Бопп, Жозе Америку. Участие в так называемом «Движении 1930-х» оказало большое влияние в начале творческого пути, когда писатель обратился к проблемам простых бразильцев и равенства в обществе. В 1932 году стал членом Бразильской коммунистической партии. Через четыре года был арестован по обвинению в коммунистическом заговоре. Период с 1930 - 1945 годы известен в Бразилии как Эра Варгаса, когда в условиях подавления политической оппозиции Жоржи Амаду как активный коммунист неоднократно высылался из страны за политическую деятельность.
В 1935 году Амаду закончил юридический факультет университета, но никогда не работал по этой специальности, избрав литературное поприще. В 1930-х годах осуществил путешествие по Бразилии, Латинской Америке и США, результатом которого стал роман «Капитаны песка» (1937). После возвращения снова был арестован, а более полторы тысячи экземпляров его книг были сожжены военной полицией. После освобождения в 1938 году он переехал жить в Сан-Паулу, а по возвращении в Рио вынужден был отправиться в изгнание сначала в Уругвай, а затем в Аргентину, где пробыл с 1941 по 1942 год. По возвращении в Баию снова был выслан.
Литературный дебют писателя состоялся в 1930 году выходом новеллы «Ленита», созданной в соавторстве с Диасом да Костой  и Эдисоном Карнейру. В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним, в частности, относятся «Страна карнавала» (1931), «Какао» (1933), «Пот» (1934). Первый роман «Страна карнавала» был опубликован 1931 году в издательском доме Аугусту Фредерику Шмидта. В 1932 году по совету друзей отказался печатать роман «Руи Барбоза» из-за большого сходства с первым романом.  Автор  обрёл известность публикацией романов «Какао» и «Пот». Описания края какао с его распрями, жестокостью, героизмом и личностной драмой превалировали в начальном периоде творчества. После посещения недавно возникшей и разрастающейся около Итабуны деревни Пиранжи, решил описать трудовые будни простых работников этого региона. С романа «Какао» начинается цикл романов о жизни на плантациях какао. Увлечение писателя коммунистическими идеями нашло место в романах «Пот», в котором писатель описывает бедность горожан Салвадора, жизнь рабочих и люмпен-пролетариев. По мнению советского критика И. А. Тертерян, в этих произведениях ощутимо влияние натурализма. Переводы на русском языке романов «Какао» и «Пот» готовились к публикации в Москве в 1935 году, но Амаду не дал согласия: «Но книга, подобная «Какао», не может заинтересовать народ, у которого есть такой роман, как «Цемент»». Первое знакомство читателей СССР с творчеством бразильского писателя началось в 1948 году с романа «Город Ильеус», выпущенного тогда в русском переводе под заглавием «Земля золотых плодов».
В цикле из 3 романов о Баие: «Жубиаба» (1935), «Мёртвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937) кроме коммунистических идей автор проявляет интерес к описаниям жизни чернокожего населения, тяжёлого наследия рабства и афро-бразильских традиций. Амаду формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. В Баие до сих пор чтят культ древних африканских божеств. Роман «Жубиаба», где впервые в бразильской литературе главным героем выступает негр — Антониу, был удостоен положительного отзыва Альбера Камю: «восхитительный и удивительный». Произведения цикла о Баие, согласно И. А. Тертерян, «знаменуют созревание реалистического метода в творчестве Амаду». В 1959 году роман «Мёртвое море» был удостоен премии Граса Аранья Бразильской академии литературы.
Ж. Амаду  - автор романов «Бескрайние земли» (1943), «Габриэла, гвоздика и корица» (1958), «Пастыри ночи» (1964), «Дона Флор и два её мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972).
В конце 1990-х годов Амаду работал над завершением мемуаров «Каботажное плаванье» (1992), издание которых было намечено на его 80-летний юбилей. Тогда же создавался роман «Красный Борис», который не был закончен. В 1992 году итальянская компания предложила ему  написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего возник роман «Открытие Америки турками». Романы Амаду неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. Один из наиболее известных фильмов в России — «Генералы песчаных карьеров» (1971, США), снятый по роману «Капитаны песка».
Скончался 6 августа 2001 года  в Салвадоре от сердечного приступа. После кремации прах Жоржи Амаду по его завещанию был развеян среди корней мангового дерева - около лавки у дома в Риу Вермелью.
 
ВАСИЛИЙ  ПАВЛОВИЧ АКСЁНОВ, русский  писатель –
85 лет со дня рождения (20.08.1932-06.07.2009)
 
Родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. Он был третьим, младшим ребёнком в семье, и единственным общим ребёнком родителей. Его отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии, а мама Евгения Семёновна работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем она была заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», и состояла в казанской областной парторганизации.
В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, его мать, а вскоре  - и отец, были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Пройдя  ужас сталинских лагерей во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург позже стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказа о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме. Сестру Майю  и брата Алёшу  забрали к себе родственники, а Василий Аксёнов  был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых, так как его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя. В 1938 году его дяди  удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Писатель  жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с сыном Евгения Гинзбург описала в «Крутом маршруте».
В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, визу ему так и не дали. Он работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве.
В 1958 году в журнале «Юность» были напечатаны первые рассказы писателя «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы», а в 1960 году была опубликована его первая повесть «Коллеги», по которой впоследствии  был снят одноимённый фильм. Благодаря этой повести Аксёнов стал широко известен. Он ушёл из медицины и вплотную занялся литературой. Многие из  его ранних произведений - романы «Звёздный билет», «Пора, мой друг, пора», повести «Апельсины из Марокко» и «Жаль, что вас не было с нами» - вызвали неоднозначную реакцию властей, что вынудило руководителей журнала «Юность» в 1963 году уговорить его написать и отдать в газету «Правда» покаянную статью «Ответственность». «Правда, раскаяниям Аксёнова поверили далеко не все», - отмечали исследователи его творчества. Позже его сатирическая повесть «Затоваренная бочкотара», написанная в 1968 году, также стала причиной обвинения автора в «скрытом антисоветизме».
В 1972 году был написан экспериментальный роман «Поиски жанра». Тогда же в 1972 году, совместно с О. Горчаковым и  Г. Поженяном, он написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин — неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс. В 1976 году Аксёнов перевёл с английского роман Э.Л.Доктороу «Рэгтайм». В 1970-е годы после окончания «оттепели» произведения писателя перестали публиковаться в Советском Союзе. Романы «Ожог» в 1975 году и «Остров Крым» в 1979 году с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Василия Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой - применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977 - 1978 годах его произведения  начали появляться за рубежом.
22 июля 1980 года Василий Павлович Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего был вместе с женой Майей Кармен лишён советского гражданства. Василий Павлович обладал удивительной силой воли. Те, кто высылал его из страны, думали, что это сломает писателя, но ошиблись. Вот как автор  объяснял произошедшее: «Существует такое мнение, что русский писатель не может писать вне России. Что, как только он попадает за границу, он начинает ныть, задыхаться и в ближайшей канаве кончает свой век. Это не совсем так, если мы вспомним опыт Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, которые провели за границей долгие годы и писали там далеко не худшие свои вещи. Так и у меня сложилась судьба. Когда ты навсегда покидаешь Родину, ты испытываешь стресс, потом ты начинаешь как-то бороться с этим, приходишь в себя и вдруг понимаешь, что можно замечательно писать».
С 1981 года он был профессором русской литературы.  В институте Кеннана он работал с 1981-1982 годы, в Университете Дж. Вашингтона с 1982 - 1983 годы, в Гаучерском университете с 1983 - 1988 годы, в Университете Джорджа Мейсона с 1988 - 2009 годы.
В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы: «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США им  были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» в 1982 году, «Скажи изюм» в 1985 году, «В поисках грустного бэби» в 1986 году, трилогия «Московская сага» в 1989 году, сборник рассказов «Негатив положительного героя» в 1995 году, «Новый сладостный стиль» в 1996 году, посвящённый жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах, «Кесарево свечение» в 2000 году.
Впервые после девяти лет эмиграции он посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж. Мэтлока. В 1990 году В. Аксёнову было возвращено советское гражданство, после чего писатель жил в Москве, и ездил в Биарриц во Франции, где у него с 2002 года был дом.
С 1980-1991 годы писатель  в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Его радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» в 2004 году.
Аксёнов увлекался исторической литературой, особенно его интересовал XVIII век. Им было прочитано множество книг, посвящённых истории парусного флота. Со студенческой поры он увлекался джазом. Среди его спортивных пристрастий был и баскетбол. Василий Павлович не был лишён маленьких человеческих слабостей. Его дурной привычкой было табакокурение. Писатель не скрывал этого, в одном из своих многочисленных интервью он поведал: «Я курил трубку в 22 года, когда воображал себя Хемингуэем. Но сигарета всегда была приятнее. Позже Марина Влади подарила мне классную трубку. Я очень долго с ней ходил». О нём  писали, что это он в 1960-х годах «первый ввёл слово «джинсы» в русский язык и сделал их своей униформой». «Он шёл, такой джинсовый и такой джазовый», - вспоминала Белла Ахмадулина.
«Он отличался удивительной мощью, и наша литература без него, безусловно, опустела, — считал писатель Дмитрий Быков. — А главное, человек был хороший, чего почти не бывает среди нас».
Аксёнов в течение всей своей жизни вёл очень активный образ жизни, мог стоять на голове, занимаясь йогой. Но 15 января 2008 года ему  внезапно стало плохо, когда он находился за рулём автомобиля. Произошло ДТП, Василий Павлович был срочно госпитализирован в 23-ю больницу, из которой он был переведён в институт Склифосовского. У писателя  был обнаружен тромб в сонной артерии, питающей левое полушарие мозга. Тромб был удалён. Московскими врачами-неврологами было сделано всё возможное, ничего лучшего сделать в другой стране не могли бы.
29 января 2008 года врачи оценивали его состояние  как крайне тяжёлое. Василий Аксёнов оставался в больнице под наблюдением врачей. 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, он  был переведён в НИИ Бурденко и прооперирован, но, учитывая тяжёлое состояние, которое было у пациента до этого, все равно не удалось избежать этого трагического конца. Говорят, что Бог дает человеку столько, сколько он может выдержать. Василий Аксёнов выдержал столько, сколько не под силу выдержать среднестатистическому человеку».
Василий Аксёнов скончался 6 июня 2009 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ, русский драматург –
80 лет со дня рождения (19.08.1937-17.08.1972)
 
  Родился 19 августа 1937 года  в посёлке  Кутулик Иркутской области, в семье учителей. В 1937 году отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году. В годы учёбы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961 год). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения — одноактные пьесы-шутки: «Двадцать минут с ангелом» (1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964).
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе «Двадцать минут с ангелом», действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 году он   написал пьесу «История с метранпажем» — притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты». В 1964—1965 годы опубликовал свои рассказы в коллективных сборниках «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок».
В 1965 году окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени  А. М. Горького в Москве. Во время учёбы написал комедию «Ярмарка» (другое название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В. Розова. Её герой, циничный студент С. Колесов, пришёл к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путём диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества драматурга. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с «Провинциальными анекдотами» пьеса «Прощание в июне» составила сатирический цикл. Александр Вампилов предполагал написать ещё пьесу «Белореченские анекдоты», но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, он  продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлёт и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы — Е. Онегина, Г. Печорина. Были в них представлены и современные «маленькие люди», и женские типы. В 1967 году писатель  написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии «Старший сын», в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия — преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы «Утиная охота» А. Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречён Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов. В драме «Прошлым летом в Чулимске» (1972)  драматург создал свой лучший женский образ — юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «живую душу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.
Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972 г.