июль

ПЁТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ, русский поэт –
225 лет со дня рождения (23.07.1792-22.11.1878)
 
Родился 23 июля 1792 года в Москве. Родословная его отца, князя Андрея Ивановича Вяземского, уходила корнями довольно далеко. Вяземский получил блестящее воспитание: его отец был высокообразованным человеком, в домашней библиотеке было более 5 тысяч книг. В 1805-1806 годы Пётр учился в Петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. В 1807 году вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году отец  Петра Вяземского умер, оставив ему большое состояние. Опекуном поэта  был назначен его шурин, историк и писатель Н. Карамзин. Вяземский числился на службе в Межевой канцелярии, но вёл рассеянную светскую жизнь, проматывая наследство игрой в карты. В это же время в Москве стали известны его эпиграммы на литературных ретроградов (А. Мерзлякова и других), из-за которых  его  называли «маленьким чудом». В 1808 году  состоялся дебют  Вяземского в печати: он опубликовал стихотворное «Послание Жуковскому» в деревню и критические статьи «Безделки» и «Два слова постороннего».
Во время Отечественной войны 1812 года камер-юнкер П. Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В эти же годы завязывались литературные связи, определившие его жизнь и творчество. Он сблизился с В.А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, Д. Давыдовым,  К.Н. Батюшковым и другими поэтами Карамзинского направления.
В 1817 году П. Вяземский получил  должность коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии Н. Новосильцева в Варшаве. В годы службы в Варшаве (до 1821) участвовал в подготовке проекта российской конституции, общался с польскими либералами, высказывал оппозиционные взгляды - о необходимости в России просвещённой монархии.
Одной из главных тем поэтического, критического и эпистолярного творчества Вяземского была в 1820-е годы политика — несмотря на то, что он не обольщался на счёт Российской оппозиционности, называя её «бесплодным и пустым ремеслом».  Некоторые из своих политических и сатирических стихов начала 1820-х годов - «Воли не давай рукам», «В шляпе дело» - он печатал в издаваемом  К.Ф. Рылеевым журнале «Полярная звезда», хотя сам и не принадлежал к обществу декабристов. Главным вольнолюбивым стихотворением этого периода является «Негодование» (1820), в котором писатель  провозгласил неизбежность торжества свободы над невежеством и рабством.
В 1828 году Пётр Вяземский  написал одну из лучших своих сатир «Русский бог», в которой назвал русского бога - богом голодных, холодных, «нищих вдоль и поперёк» и «дворовых без сапог».
В 1829 году Вяземский П.А. вновь стал искать возможности поступить на службу. Написал Николаю I «Мою исповедь», в которой изложил взгляды на общественное состояние России. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского и Великого Князя Константина в 1830 году он получил место чиновника особых поручений при министре финансов и занимал эту должность до 1846 года. Поэт Жил в Петербурге, в Москве и подмосковном имении «Остафьево», путешествовал по Италии, Германии, Франции, Англии.
Писатель имел звание камергера, однако после смерти Пушкина, ставшей для него сильным душевным потрясением, 10 лет не появлялся при дворе. В 1839 году был избран действительным членом Российской Академии наук. В 1849 году отправляется в  путешествие в Константинополь и Иерусалим. Творческим результатом поездки стали путевые записки «Путешествие на Восток».
В последние годы жизни (1863-1878), достигнув высокого общественного положения, Пётр Вяземский жил в основном за границей. Страдал длительной бессонницей, хандра стала одной из главных тем его поздних стихов: «Бессонница» (1861), «Зачем вы дни? - сказал поэт» (1863), «Жизнь наша в старости - изношенный халат» (1875-1877).
Он называл себя «мыслящим поэтом». Ради точного выражения мысли он вводил в свои стихи различные, порой несовместимые поэтические пласты, неологизмы, допускал ломку грамматических норм, употреблял необычные рифмы и созвучия.
В течение всей жизни Вяземский писал мемуарные очерки : «Допотопная или до- пожарная Москва» (1865), «Московское семейство старого быта» (1877), «Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине»  (1877), вёл записные книжки, в которых фиксировал не только важные события личной и общественной жизни, но и анекдоты, мимолетные разговоры, размышления, бытовую хронику, документы. Всё это он считал «хроникой прелюбопытной», в которой «изображается дух народа». В 1870 году  частично опубликовал этот богатейший материал под названием «Старая записная книжка».
В последние годы жизни он  готовил к печати «Полное собрание сочинений», первый том которого вышел в 1878 году, сразу после смерти поэта.
Умер Петр Вяземский в Баден-Бадене 22 ноября 1878. Похоронен в Александро-Невской лавре.
 
АЛЕКСАНДР ДЮМА, французский  писатель –                                            
 215 лет со дня рождения (24.07.1802-05.12.1870)
 
Родился  24 июля в городке Виллер-Котре. Его отец – генерал Том Дюма, мать, серьеёзная и добродетельная женщина Мари-Луиза Лабурэ – дочь трактирщика. Детство мальчика прошло в материально стеснённых условиях. Для него не смогли даже добиться стипендии на обучение в лицее. Писать и читать Александра Дюма учили мать и сестра. Но в математике дальше таблицы умножения дело не продвигалось. Зато почерк у него был отменный – чёткий, аккуратный, с многочисленными завитушками. Мать пыталась научить его музыке, но у Дюма не оказалось слуха. Мальчик прекрасно танцевал, отлично фехтовал и стрелял. Посещая колледж аббата Грегуара, он  усвоил основы грамматики.  Поэт решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования, дали должность в Пале-Рояле (дворец) в канцелярии при герцоге Л.Ф. Орлеанском, которую помог получить генерал М.С. Фуа.
Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений. Король И.Ж. Тейлор увидел в драме «Генрих Третий» некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Л.Ф. Орлеанский поддержал её. Так, Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони».
Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона «Нодье» в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.
После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец «Тюильри», был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Ж. Лафайета, возглавлявшего гвардию. В 1832 году он, по просьбе родственников генерала М. Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов, сопровождавших траурную процессию. Полиция разгнала толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено. В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».
В 1832 году случай свёл его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя - Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, писатель уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее, в 1838 году он женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось совершить такой подвиг, остаётся загадкой. Женившись, поэт не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию её мужа. Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж. Неизвестно, чем бы закончилась связь с женщиной, но судьба Ады оказалась трагичной. Она умерла от острого перитонита в 1868 году.
Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошёл все ожидания. В нём Дюма описал свою мечту о шикарной, лишённой забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь. Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей –  У. Шекспира, И.В. Гёте. Над входом – девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня». Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь.
В своих произведениях он придерживается закономерной последовательности событий. Его книги свидетельствуют об осведомлённости автора в вопросах французской истории. «Изабелла Баварская» стала первой книгой этого цикла. Исторической основой для создания романа послужили: «Хроника времен Карла VI», «История герцогов Бургундских», «Хроника Фруассара». Наряду с историческими персонажами, в романе задействованы и вымышленные имена. Таким образом, жанр исторического романа возродил именно Александр Дюма. Биография и творчество этого автора связаны с важным для каждого француза событием – Великой французской революцией.  Автор понимает – чтобы жизнь королей и министров была интересна читателю, надо показать: им не чужды те же чувства и переживания, что и простым смертным. Он знал, что исторической ценности его романы не представляют, поскольку факты изложены так, как того требовала художественная форма. История была такой, какой желали её видеть французы: красочной, весёлой, где добро и зло по разные стороны.
Роман «Шевалье д’Арманталь» дал автору понять, что исторические романы – это неисчерпаемый источник. Крупнейшие парижские газеты боролись за право публиковать Дюма. А непревзойдённые «Три мушкетёра» вознесли автора на вершину славы. Дюма отталкивался в своей работе от известных источников, порой поддельных. Как, например, «Мемуары д’Артаньяна».
 Подлинные материалы – «Мемуары мадам де Лафайет» – послужили основой для книги «Виконт де Бражелон». С 1845 по 1855 годы Александр Дюма писал без передышки. Пожалуй, за всю историю литературы ни один из писателей не был столь плодовит. В романах  перед читателем проходит история Франции. После «Трёх мушкетёров» идут «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон». Там он  превосходно изображает характер толпы – то жестокой и жаждущей крови, то рабской и покорной, то грубой и циничной, то сентиментальной. Романы «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» – живое воплощение души Франции. Великой французской революции Дюма посвящает серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка», «Графиня Шарни». В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии. Отступления от исторических фактов Дюма допускает довольно смело, но он компенсирует это драматизмом событий, эффектами и чудесными приключениями, которые заставляют сердце читателей усиленно биться.
С 1858 по 1859 годы Дюма ездит по России, и его так впечатлила и поразила эта страна, что он пишет 5 книг, состоящих из заметок его путешествий, под названием «Из Парижа в Астрахань».
За свою жизнь писатель успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров.
Умер писатель 5 декабря 1870 года, похоронен в Невиль-де-Полле.
В 2002 году прах  Дюма был перенесён в парижский Пантеон.
 
АЛЕКСЕЙ  МИХАЙЛОВИЧ РЕМИЗОВ, русский  писатель -
140 лет со дня рождения (06.07.1877-26.11.1957)
 
Родился  6 июля  1877 года  в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище.
За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университета, был выслан из Москвы и шесть лет провёл в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897 году. Первая книга «Посолонь», куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907 году. Год спустя опубликован роман «Пруд».
В ранние годы творчества писатель испытывал заметное влияние символизма, особенно А. Белого. Однако более существенным для его формирования как поэта был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры: сборник «Лимонарь» (1907), пьеса «Бесовское действо»  (1907).
В автобиографии Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчётливо помнить»,  «Я словно проснулся и был как брошен в мир... населённый чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюционный период им опубликовано несколько романов с чётко проявленной социальной тенденцией - «Крестовые сестры», «Неуемный бубен» (1910), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольклоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия – века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последующей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, – автобиографическая по материалу книга «Взвихренная Русь» (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздаёт русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние Петербургские годы, –  Д.С. Мережковского, философа Л. Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М. Пришвина.
Отношение писателя  к революции было высказано уже в его «Слове о погибели Русской Земли», опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега. «Взвихрённая Русь» описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).
Рассказ,  образующей со «Взвихрённой Русью» автобиографический диптих, ведётся в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создаёт намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечатлевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесённых самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолётных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведётся в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчёркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции «Учитель музыки» (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров «Встречи»  (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть «Иверень»  (1986).
В его творчестве  доминирует мотив разлуки, также соотнесённый с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести «Оля» (1927) и романе «В розовом блеске»  (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П. Довгелло).
Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги «Россия в письменах» (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Н.В. Гоголь, И.С. Тургнеев, Ф.М. Достоевский). Эта тема становится основной в книге «Огонь вещей» (1954). Изощрённость стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика  увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочном пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М. Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчёркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретённой писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Михаила Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов: М. Пришвина, Л.М. Леонова, В. Шишкова, которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы».
Умер писатель  в Париже 26 ноября 1957 года.