май

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ  БАТЮШКОВ, русский поэт –
230 лет со дня рождения (29.05.1787-19.07.1855)  
 
Родился 29 мая  1787 года в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении — селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда. На 10-м году жизни Н. Батюшкова поместили в Санкт-Петербургский пансион француза Жакино, а через 4 года перевели в пансион учителя морского корпуса Триполи, где он пробыл 2 года. В обоих пансионах курс наук был самый элементарный. Обучению в пансионах поэт  был обязан лишь основательным знанием французского и итальянского языков. На 14-м году им овладела страсть к чтению, на 16-м же он нашел руководителя в друге и товарище по службе, Михаиле Никитиче Муравьёве, у которого юный поэт жил по оставлении пансиона. Муравьёв был один из образованнейших людей своего времени. К несчастью, он умер, когда писателю не было ещё 20 лет. Прекрасное влияние на Константина Николаевича имела также жена Муравьёва, женщина выдающегося ума, которая заботилась о нём, как мать. Под влиянием Муравьёва Батюшков основательно изучил латинский язык и познакомился в оригинале с римскими классиками.
 С 1803 года он начал свою литературную деятельность стихотворением «Мечты». К этому времени относится знакомство Батюшкова с А.Н. Олениным, президентом академии художеств и директором Публичной библиотеки. С первых же лет своей литературной деятельности, поэт является одним из усерднейших участников борьбы «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» против Ю. Шишкова и его последователей. В 1805 году Батюшков становится сотрудником  журнала  «Новости русской литературы». В 1807 году  (22 февраля) поступает в военную службу сотенным начальником, а в Петербургском милиционном ополчении 24, 25 и 29 мая того же года участвует в сражениях в Пруссии. 29 мая в сражении под Гейдeльбepгoм Батюшков был опасно ранен в ногу. Его отвезли в Юрбург, где санитарные условия были очень плохи, а оттуда вскоре перевезли в Ригу и поместили в доме богатого негоцианта Мюгеля. Поправившись, он начинает сотрудничать  в «Драматическом Вестнике». Там  поместил свою известную басню «Пастух и Соловей» и «труды из области итальянской словесности». Весною 1808 года, в рядах лейб-гвардии Егерского полка он принимает участие в русско-шведской войне 1808-09 гг. Здесь Батюшков встретился со своим однокашником,  с героем войны,– И.П. Петиным. В июле 1809 года  поэт уехал к сёстрам в Хантово (Новгородская губерния). С этого времени у него начинаются проявления страшного наследственного недуга. У Батюшкова появляются галлюцинации, и он пишет Гнедичу: «если я проживу ещё лет 10, то, наверное, сойду с ума». Тем не менее к этому времени относится расцвет его таланта. Прожив 5 месяцев в деревне, Батюшков уезжает в Москву для перехода в гражданскую службу. Но почти всё время до 1812 года он провёл безо всякой службы то в Москве, то в Хантове. Здесь поэт сблизился с А.С. Пушкиным, В. А. Жуковским. К этим годам относятся многие из его произведений: «Видение на берегах Леты», «Привидение», «Ложный страх», «Вакханка» и «Мои Пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому».
В начале 1812 года Батюшков, вняв увещаниям Гнедича, отправился в Петербург и  поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Начавшаяся Отечественная война 1812 года усилила в душе поэта патриотическое чувство.
29 марта 1813 года Батюшков был зачислен в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк адъютантом при генерале А. Н. Бахметеве. В 1814 году через Англию, Швецию и Финляндию он вернулся в Петербург.
Батюшков заболел в начале 1815 года тяжёлым нервным расстройством, продолжавшимся несколько месяцев. Теперь в Батюшкове стало постепенно пробуждаться религиозное настроение; только в религии видел он помощь для борьбы с пылкою страстью, овладевшей всем его существом; он начал уже говорить, что «человек есть странник на земле», что «гроб — его жилище на век», что «одна святая вера» может напомнить человеку о его высоком назначении. В тяжёлые минуты сомнений Батюшков обратился к Жуковскому, ища его совета, чем наполнить ему свою душевную пустоту и как принести пользу обществу. И Жуковский постоянно ободрял его в своих письмах, уговаривал и настойчиво побуждал трудиться, говорил ему о нравственном значении поэтического творчества, поднимая упавший дух своего друга. В конце 1815 года он уже уведомлял Жуковского о своих новых произведениях, говоря, что только в творчестве он находит некоторое утешение от душевной тоски; его невыразимо потянуло к друзьям и, подав перед новым 1816 годом в отставку, которую получил в апреле, Батюшков отправился в Москву. В это время он относительно много писал: за год он написал двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений и начал даже готовить издание собрания своих сочинений, вышедшее в октябре 1817 года под названием «Опыты в стихах и прозе». Весной 1818 года Батюшков отправился на юг, в Одессу, поправлять своё здоровье. В Одессе Батюшков поселился у знакомого ему графа К. Ф. Сен-При — херсонского губернатора. Здесь его настигло письмо А. И. Тургенева, который выхлопотал для Батюшкова место при дипломатической миссии в Неаполе. Однако теперь, когда исполнялась заветная мечта побывать в Италии, Батюшков отнесся к извещению Тургенева холодно; чувство разочарования жизнью снова проснулось в его душе: «Я знаю Италию, не побывав в ней… Там не найду счастия: его нигде нет; уверен даже, что буду грустить о снегах родины и о людях мне драгоценных».
В конце ноября 1818 года он покинул Санкт-Петербург и в начале 1819 года был уже в Венеции. Италия произвела на Батюшкова сильное впечатление. Важной для него была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме. Получив весной 1821 года отпуск для лечения, Батюшков уехал на воды в Германию. В 1821 году его душевная болезнь, имевшая наследственный характер, не проявлялась ещё резко, но уже сказывалась в поведении поэта. Бестактная публикация в журнале «Сын отечества» П. А. Плетнёвым анонимного стихотворения «Б…ов из Рима» способствовало ухудшению состояния его психики, — у Батюшкова появились подозрения, что его преследуют какие-то тайные враги. В 1822 году болезнь обострилась; весной Батюшков на короткое время появился в Петербурге, затем уехал на Кавказ и в Крым, где его сумасшествие проявилось уже в самых трагических формах: в Симферополе он неоднократно покушался на самоубийство. В 1823 году Батюшкова привезли в Петербург, где его приняла на своё попечение Е. Ф. Муравьева, а в следующем 1824 году на средства, пожалованные императором Александром I, его отвезли в частное психиатрическое заведение Зонненштайн в Саксонии. Там он провёл четыре года без всякой, однако, для себя пользы; и его было решено вернуть в Россию. В Москве острые припадки почти прекратились, и безумие его приняло тихое, спокойное течение. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло с летами и чуть было не зачернило всю душу. Бог и рассудок спасли. Надолго ли — не знаю!»
Пять лет он пробыл в Москве. В 1830 году его посещал А. С. Пушкин, стихотворение которого «Не дай мне Бог сойти с ума», предположительно, навеяно впечатлением от этого визита. В 1833 году Батюшков был уволен в отставку и его поместили в Вологде в доме его племянника Г. А. Гревенса, где он просуществовал до своей смерти ещё 22 года, скончавшись от тифа 7 июля 1855 года. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.
 
МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОЛОШИН, русский поэт-
140 лет со дня рождения (28.05.1877-11.08.1932)
 
Родился 16 мая 1877 года в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна. Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года.
С 1897 по 1899 годы Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием. В 1900-х  годах много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Вернувшись в начале 1903 года в Москву, поэт  с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов; начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы.
23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья».
В апреле 1906 года он женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселился с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.
В 1907 году  принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки». С 1910 года работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной,  выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет».
22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию – «Черубину де Габриак». Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.
Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца». В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре - «Лики творчества»; в 1915 году - книга страстных стихотворений об ужасе войны — «В год пылающего мира 1915». В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства». 13 февраля 1913 года поэт в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.
Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран приступил к постройке Первого Гётеанума - культурного центра, основанного Р. Штейнером антропософского общества.
В 1914 году им было  написано письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.
После революции Максимилиан  окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». Он часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы»; «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника - поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушённые краски, линию морского горизонта - какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.
В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, - белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).
9 марта 1927 года был зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой, которая, став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта».
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля.
 
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ  ПАУСТОВСКИЙ, русский писатель –
125 лет со дня рождения (31.05.1892-14.07.1968)
 
Родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы. Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье. В родительской семье писателя было четверо детей: двое старших братьев Борис, Вадим и сестра Галина. В 1898 году семья переехала из Москвы в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. После ухода отца из семьи  (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.
Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии, начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года. Более двадцати лет он, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда»  1957 года он писал: В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку, образ родного края, с его бескрайним небом и тишиной полей.
С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 годов, связанных с Октябрьской революцией.
Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.
В 1930-е годы писатель активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения», много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).
В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года.
В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода. Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».
По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию. Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, писатель пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).
С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В середине августа он  вернулся в Москву и был оставлен для работы в информационном аппарате.
В 1950-е годы поэт жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства.
Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж. По приглашению болгарских писателей  посетил Болгарию в 1959 году. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову.
В 1966 году Константин Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.
Долгое время писатель болел астмой, перенёс несколько инфарктов.
Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы.
 
ИВАН  СЕРГЕЕВИЧ  СОКОЛОВ-МИКИТОВ, русский писатель –
125 лет со дня рождения (29.05.1892-20.02.1975)
 
Родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.
В 1895 году  семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района. Когда ему исполнилось десять лет, отец отвёз его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках он был исключён из пятого класса училища. В 1910 году писатель  уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение — сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым.
С 1912 года Соколов-Микитов работает в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки. В 1915 году в связи с начавшейся Первой мировой  вернулся в Россию. Во время войны он  вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершил боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
В 1919 году  писатель  записался  матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 году встречается в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.
После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».
В 1930—1931 годах выходят его циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повесть «Детство».
В 1929—1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин.
1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.
Во время Второй мировой войны писатель  работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.
С лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет большую часть своих произведений: «Первая охота» (1953), «На тёплой земле» (1954), «Листопадничек» (1955), «Звуки земли» (1962), «Карачаровские записи» (1968), «У святых источников» (1969).
В гостях в его «Карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин и  многие другие  художники.
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине.
 
ЛЕВ  ИВАНОВИЧ  ОШАНИН, советский  поэт-песенник –
105 лет со дня рождения (30.05.1912-31.12.1996)
 
Родился 30 мая 1912 года в Рыбинске в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, — музыкальным педагогом. В семье было шесть детей — 5 братьев и сестра. Жили в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице Мологской. Отец скончался, когда Льву было 4 года. Чтобы заработать на жизнь, мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.
С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Лев Иванович работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу — повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932—1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь — после доноса завистников Ошанина изгнали из комсомола и уволили из газеты.
Писатель  вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской — внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить.  Из-за плохого зрения его не призывали в армию, даже после начала Великой Отечественной войны ему отказали быть военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Уже после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги» («Эх, дороги, пыль да туман…»), ставшая одной из лучших песен о солдатах Великой Отечественной войны.
Гимн демократической молодежи мира (1947; композитор Новиков) Ошанин создал в период  «холодной войны». Широкий отклик вызвала и другая песня поэта на эту же тему, задуманная как детская и ставшая своеобразной музыкальной эмблемой юности - «Солнечный круг»
Член правлений СП РСФСР в 1958—1990 годах и СП СССР с 1976 года.
Значимая веха в творчестве Ошанина — поэма об Александре Македонском «Вода бессмертия» (1976). Поэма представляет собой серию баллад (авторский подзаголовок — «Роман в балладах»). Поэт-песенник  использовал несколько ярких эпизодов из жизни Александра, известных по сочинениям античных авторов, но также и апокрифические восточные легенды (например, о поисках «воды бессмертья»; мотив, важный для общего замысла поэмы, как показывает само её название). Таким образом, нельзя утверждать, что повествование отличается особой исторической точностью. Значительное место он отводит  пребыванию Александра в Согдиане, то есть на территории, входившей до 1991 года  в состав СССР. Здесь — очевидное желание актуализировать прошлое. «Не всё сгоревшее сгорело, не всё ушедшее мертво…», — писал Ошанин в одном из авторских отступлений.
Был участником травли писателя Бориса Пастернака, связанной с изданием в Милане в 1957 году романа «Доктор Живаго». Активно боролся за сохранение первоначального облика Поклонной горы: «Окно моего кабинета…» 
До последнего года жизни вёл в Литературном институте семинар для молодых поэтов.  
Умер поздним вечером 30 декабря 1996 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. 
 
РОДЖЕР  ЖЕЛЯЗНЫ, американский писатель –
80 лет со дня рождения (13.05.1937-14.06.1995)
 
Родился весной 1937 года в небольшом городке Юклид, расположенном в штате Огайо. Его отец – Юзеф Желязны - был эмигрантом из Польши, а мама Жозефина Суит – этнической ирландкой. Возможно, именно этот симбиоз кровей и предопределили уникальный и ни на что не похожий писательский стиль нашего сегодняшнего героя. Стоит отметить, что свои первые работы (преимущественно небольшие сказки) Роджер начал писать ещё в детстве. В десять лет он уже сочинял приключенческие истории.
В 1955-м году писатель окончил среднюю школу и, получив диплом, подал документы в Кливлендский университет Вестерн-Резерв, где начал изучать психологию. Подобный опыт впоследствии помог ему при создании образов своих героев, однако, справедливости ради, стоит сказать, что проучился на данном факультете Роджер совсем недолго. Уже два года спустя он понял, что изначально сделал неправильный выбор, и, не раздумывая, перевёлся на другой факультет – факультет английской словесности. Проучился здесь ещё пару лет, а затем, получив степень бакалавра, перебрался в Колумбийский университет штата Нью-Йорк. В 1962-м году он с успехом окончил данный ВУЗ и получил степень магистра в области «Драмы Елизаветинской и Якобианской эпох».
За эти годы будущий великий писатель стал настоящим знатоком в области английской и американской литературы. Однако данное увлечение было не единственным в его жизни. Ещё в студенческие времена он активно увлекался филологией и спортом. Так, он напряжённо изучал японский язык и хинди, а также занимался шахматами и дзюдо. В этот период  достаточно сильно увлёкся мистикой и практиками медитации. Отражение подобных восточных течений можно разглядеть в некоторых рассказах автора, написанных в тот период. Касаясь темы литературного творчества, отметим, что именно в этот период будущий великий писатель издал свои первые сборники стихов. Фантастические романы, написанные в тот период, были изданы несколько позже.
В конце 1960-го года Желязны поступил на службу в Национальную гвардию США, в которой служил в течение шести месяцев. В период с 1963-го по 1966-й годы он был резервистом американской армии, а также служил в подразделении психологической войны. Именно в период службы Роджер Желязны впервые начал писать и публиковать свои рассказы. Так, в 1962-м году в журнале «Удивительные Истории» была опубликована повесть «Игра страстей», а уже годом позже – новелла «Роза для Экклезиаста». Стоит отметить, что вторая из названных работ стала особенно успешна. За данное литературное произведение он получил престижную премию «Хьюго» и сразу две статуэтки «Ньюбла».
Параллельно  Р. Желязны работал агентом по социальному страхованию, а затем – секретарём и казначеем в Ассоциации писателей-фантастов. Из данной организации писатель уволился в 1968-м году. К этому моменту им уже было написано несколько новых книг и огромное множество коротких рассказов, многие из которых издавались под псевдонимом Харрисон Денмарк. В 1968-м году, следуя совету своего друга писателя Роберта Силверберга, Роджер Желязны завёл себе литературного агента и, уволившись с государственной службы, начал работать в качестве профессионального писателя. Некоторое время спустя он переехал вместе с женой и детьми в город Санта-Фе (Нью-Мексико), где продолжил заниматься литературным творчеством. Доподлинно известно, что именно здесь писателем была написана большая часть его трудов. Параллельно с работой в качестве писателя-фантаста автор также работал в качестве «чтеца» на радио, что было довольно престижно в семидесятые-восьмидесятые годы. Кроме того, он также активно занимался восточными единоборствами и даже сумел получить чёрный пояс по айкидо.
В общей сложности за свою недолгую жизнь американо-польский писатель сумел приложить руку к созданию более чем двадцати романов, а также четырёх официальных сборников рассказов. Большая часть его трудов была написана им сольно, однако некоторые из книг Роджера Желязны создавались также в соавторстве с другими известными писателями. Так, известны стали его труды, написанные совместно с Робертом Шекли, Филиппом Диком, Томасом  и некоторыми другими выдающимися авторами. За свои литературные работы он шесть раз получал престижную премию «Хьюго», а также три раза становился лауреатом премии «Ньюбла». Кроме того, в личной коллекции наград выдающегося американо-польского автора есть также французская награда «Аполло», премия литературного журнала «Локус» и некоторые другие призы.
Точку в долгой истории жизни писателя поставила его смерть. В июне 1995-го года на пятьдесят восьмом году жизни Роджер Желязны скончался в одной из больниц солнечного города Санта-Фе, который был его домом в последние годы жизни. Причиной кончины писателя стала почечная недостаточность, вызванная диагностированным ранее коло ректальным раком. В соответствии с волей писателя его тело было кремировано, а прах развеян над горами в пригороде Санта-Фе.