апрель

АНТУАН ФРАНСУА ПРЕВО, французский писатель -
320 лет со дня рождения (01.04.1697-23.11.1763)
 
Родился 1 апреля 1697 года на севере Франции, в Пикардии, в семье нотариуса. Подобно Вольтеру, чья биография вообще во многом совпадает с биографией Прево, учился в коллеже ордена иезуитов в родном городке Эдене и, видимо, поначалу намеревался последовать советам отца и посвятить себя духовной карьере, для чего по окончании коллежа в 1713 году отправился в Париж совершенствовать познания в латыни и философии. Но, проведя там несколько месяцев, 16-летний писатель вдруг записывается в действующую армию простым солдатом-добровольцем. Юношу прельстила романтическая возможность быстро продвинуться на ратном поприще, участвуя в заключительных кампаниях войны за испанское наследство. Однако война закончилась очень скоро, никакого повышения по службе солдат Прево не получил и вернулся к иезуитам. С 1715 по 1718 годы  он - послушник в разных иезуитских монастырях, но послушничество его неоднократно прерывалось, так как путешествия влекли беспокойного семинариста куда сильнее, чем философские штудии. Он снова попытал счастья на военной службе - на этот раз с большим успехом, чем прежде. В том, что Прево не воспользовался блестящей возможностью сделать карьеру священника-иезуита, многие биографы винили врождённую импульсивность и неровность его натуры. Но, очевидно, дело не только в темпераменте и склонностях характера. Протестантские и янсенистские позиции, в свою очередь, укрепились в обстановке того безнадежного кризиса, в который вступила французская монархия при регенте Филиппе Орлеанском.
Вернувшись во Францию в 1719 году, он попытался опять стать послушником у иезуитов, но, получив отказ, навсегда и без сожаления порвал с этим орденом. Однако духовное поприще он оставил не сразу. С 1721 года писатель несколько лет проповедовал в различных бенедиктинских аббатствах Нормандии. Здесь же Прево начал свой первый роман «Записки и приключения Знатного человека, удалившегося от света». Первые два тома были изданы анонимно в 1728 году. К нему  сразу приходит литературный успех. Повествование о неисчислимых невзгодах и приключениях героев вполне удовлетворяло вкусам французского читателя того времени, воспитанного на авантюрных романах Лесажа. Однако герой Прево не просто демонстрировал в бедах и испытаниях стойкость духа и здравый смысл, но активно отстаивал и совершенствовал собственную жизненную философию. Цепь непредвиденных ударов судьбы превращается для него в путь к духовной гармонии и укреплению нравственного достоинства. Первый литературный успех пришёлся у Прево на новый период пересмотра жизненных позиций и недовольства избранной духовной стезёй. В свою очередь, орден тоже не был расположен к собрату, которого столь мало увлекали благочестивые помыслы при написании романа. Прево тайно едет в Женеву и там меняет вероисповедание - он становится протестантом. В 1728 году такой шаг вполне мог привести в тюрьму: гонения на протестантов были во Франции в самом разгаре. Вернувшись в Париж, Прево не скрывает нежелания возвращаться в монастырь, ссылаясь на то, что это отец принудил его стать священником, затем посылает в Рим прошение папе о переводе в другую конгрегацию ордена бенедиктинцев с менее суровым уставом. Разрешения он не получает, а конфликт с церковными властями усугубляется настолько, что он бежит из монастыря и с дороги отправляет настоятелю негодующее письмо с угрозой выступить в печати со скандальными разоблачениями порядков, царящих в ордене.
Далее в Англии пробуждается журналистский талант писателя. В 1733 году начинает издавать на французском языке литературный журнал «За и Против», ориентированный на самого широкого европейского читателя. Прево помещает здесь рецензии на последние английские и французские литературные новинки, очерки о нравах, о различных событиях в жизни англичан, рассказы о путешествиях. В Англии Прево заканчивает два последних тома «Записок Знатного человека» и издаёт их в 1729 году уже не анонимно, а под псевдонимом Марк Антуан Прево д'Экзиль. Выходят первые части нового романа «История Кливленда, побочного сына Кромвеля, или Английский философ» (они печатаются с перерывами, начиная с 1731 года). Все шесть лет, проведённых вне Франции, Прево интенсивно работает для журнала,  правит романы, переводит на французский язык с латинского «Историю», написанную свидетелем религиозных войн XVI века.
Личная жизнь писателя-эмигранта складывается весьма скандально: увлечённый некоей Ленки Экхардт, дамой более чем сомнительной репутации, которую он встретил в Амстердаме, он следует за ней то в Голландию, то в Швейцарию, то в Лондон и всюду делает огромные долги, торопливо заключает договоры на литературные произведения, которые так и остаются на стадии замыслов. Прево раз за разом вынужден бежать от кредиторов. Связь с расточительной куртизанкой, продолжавшаяся несколько лет, едва не привела его на виселицу: в октябре 1733 года он оказался в лондонской тюрьме, уличённый в составлении подложного письма от имени своего воспитанника к его отцу сэру Эйлю с просьбой выдать крупную сумму денег. Возмущённый молодой человек обратился в суд, но аристократическое семейство предпочло замять скандал, и Прево был освобождён из-под стражи. После скандала с письмом автор ищет расположения кардинала Бисси, чтобы заручиться его поддержкой перед папой римским, которому было направлено прошение о помиловании и разрешении вернуться к бенедиктинцам в Сен-Жермен-де-Пре. Папа Климент XII согласился простить беглого аббата и перевести его в другой разряд ордена святого Бенедикта с более свободным уставом. Прево возвратился во Францию вместе со своей Ленки, навестил родной городок Эден, но в 1735 году по повелению папы должен был отправиться на покаяние в Эвре.
На рубеже 1730-1740 годов в творчестве Прево наступает новый подъём. Один за другим выходят его романы: последние тома «Истории Кливленда» (1739), «Киллеринский настоятель» (1735-1740), «История одной гречанки» (1740) и другие. Автор  начинает писать роман «Моральный мир», оставшийся незаконченным. В это же время, испытав очередное любовное увлечение, Прево опять оказывается в затруднительном финансовом положении, к тому же его уличают в сотрудничестве с неким фельетонистом, осуждённым за клевету. Прево вынужден на год покинуть Францию - на этот раз он бежит в Брюссель. По возвращении в 1742 году он снова занимает место духовника у принца Конти. Свою все еще не утоленную страсть к путешествиям стареющий Прево выплескивает на страницах романа о морских приключениях «Странствия капитана Роберта Лейда», 1745. С 1746 года он вдохновенно работает над составлением многотомной "Всемирной истории путешествий" - уникального исследования по истории географических открытий.
Последние годы жизни он посвятил истории. Принимается за перевод английских историков. Так появляются во Франции «История дома Стюартов» Д. Юма, «История Шотландии» Робертсона. В 1762 году принц Конде поручает аббату Прево написать историю семьи Конде, старинного французского рода, в котором было немало великих политических деятелей и славных полководцев. Прево энергично работает в семейных архивах, хранящихся в родовом поместье Конде в Шантийи. Одновременно он продолжает свой роман «Моральный мир», первый том которого уже вышел в 1760 году. На склоне лет Прево довелось убедиться, что его творческие начинания не прошли бесследно и проложили дорогу новым направлениям в литературе.
Умер писатель в Шантийи от апоплексического удара, который настиг его внезапно во время утренней прогулки на сельской дороге. Писателя похоронили в Бенедиктинском монастыре неподалёку от Шантийи. 
 
ГЕНРИ ФИЛДИНГ, английский писатель –
310 лет со дня рождения  (22.04.1707- 08.10.1754)
 
Родился 22 апреля 1707 года, в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Его отец был родовитым дворянином. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда. Учился в Итоне (1719–1725) и Лейденском университете (1728–1730).
Первой публикацией Филдинга была сатирическая поэма «Маскарад» (1728), вскоре за ней последовала комедия положений «Любовь под разными масками». В 1730 году опубликовал четыре пьесы, среди них ироикомическую «Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик», самую популярную из его пьес. В 1731 году  поставил «Валлийскую оперу», в которой содержались нападки на первого министра Р.Уолпола. Уязвлённый премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг не оставил политическую сатиру. Отлучённый от театра, имея на иждивении жену Шарлотту Крейдок и двух дочерей, в 1737 году  он  начал изучать юриспруденцию, и в 1740 году  был допущен к практике. 15 ноября 1739 года писатель  начал издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий», связанный с парламентской оппозицией, но в литературном отношении близкий «Болтуну». «Борец» враждовал с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности, присущей другим журналам Филдинга, антистюартовскому «Истинному патриоту», выходившему с 5 ноября 1745 по 17 июня 1746, и «Якобитскому журналу», выходившему с 5 декабря 1747 по 5 ноября 1748, которые были вызваны к жизни восстанием 1745–1746 годов  в поддержку Стюартов и его последствиями, но интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
В награду за издание этих журналов и иные политические заслуги Филдинг был в 1747 году назначен мировым судьёй – в Мидлсексе. Он отличился на этом поприще, фактически создав лондонскую полицию, и в 1749–1753 годы написал несколько памфлетов на социальные темы. В своём последнем романе «Амелия» он  во многом опирался на собственный судейский опыт. Пьесы Филдинга ныне утратили популярность, и его слава основывается главным образом на романах «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742), «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (1743).
Ещё прежде Филдинг остро высмеял Памелу, а заодно Апологию собственной жизни актёра и поэта-лауреата К.Сибера  в короткой юмореске «Апология жизни миссис Шамелы Эндрус». В романе привлекательны юмор и живо изображённые персонажи, особенно педантичный и простодушный пастор Адамс. Филдинг называл это произведение комическим авантюрным романом или комическим эпосом в прозе, воспроизводящим манеру Дон Кихота Сервантеса. Пародируя Памелу Ричардсона, писатель  заставил необыкновенно целомудренного лакея Джозефа отвергнуть похотливую леди Буби и бежать к честной служанке Фанни Гудвилл. Завершают этот роман «большой дороги» раскрытие семейных тайн и женитьба Джозефа и Фанни.
«Джонатан Уайльд», яркая сатира, была начата предположительно после выхода закона о театральной цензуре в 1737 году и поспешно завершена, чтобы попасть в сборник «Смесь» (1743). В сборник вошли также незаконченное и неровное аллегорическое обозрение «Путешествие в загробный мир», шутливые стихи и другие лёгкие мелочи, но кроме того – серьёзные эссе об искусстве, беседы о людских характерах и несчастьях.
«Том Джонс» – признанный шедевр Филдинга. Романисту, утверждает в нём Филдинг, необходимы изобретательность и рассудительность, хорошее образование, широкий круг общения, человечность. Подробно разработанный, но по существу простой сюжет «Тома Джонса» – один из самых искусных в художественной литературе.
Перегруженность работой надорвала здоровье писателя. В 1744 году  он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. В 1747 году Филдинг женился вторично. В 1754 году после изнурительной зимы, проведённой в суде, в борьбе с волной убийств, он был вынужден уехать на лечение в Португалию, где умер 8 октября 1754 года.
 
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН, русский писатель –
205 лет со дня рождения (06.04.1812 - 21.01.1870)
 
Родился в Москве в семье богатого русского помещика И. А. Яковлева. Герцен с детских лет почувствовал ненависть к крепостному праву, на котором был основан полицейско-самодержавный режим в стране. В 1827 он вместе со своим другом Н. П. Огарёвым на Воробьёвых горах дал клятву пожертвовать жизнью для борьбы за освобождение русского народа. В октябре 1829 Александр Иванович поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Здесь вокруг него и Огарёва сложился революционный кружок студентов, глубоко переживавших поражение декабрьского восстания. Участники кружка следили за революционным движением на Западе, изучали социально-утопические теории западноевропейских социалистов, «но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу». Большое внимание Герцен уделял в университете изучению естественных наук; в студенческие годы им было написано несколько работ на естественнонаучные темы: «О месте человека в природе» (1832), «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника» (1833). Писатель напечатал свои переводы и рефераты работ западноевропейских учёных, посвящённых проблемам естествознания. В этих статьях он стремился преодолеть идеализм, утверждал мысль о единстве сознания и материи; в то же время он не мог удовлетвориться ограниченным, метафизическим материализмом XVIII века. В июле 1833 года  он окончил университет со степенью кандидата. Вместе с друзьями строил широкие планы дальнейшей литературной и политической деятельности, в частности издания журнала, который пропагандировал бы передовые общественные теории. Но царское правительство, напуганное восстанием декабристов, беспощадно подавляло в русском обществе всякое проявление свободолюбивой мысли. В июле 1834 Герцен, Огарёв и другие члены кружка были арестованы. В апреле 1835 г. писатель был выслан в Пермь, а затем в Вятку под строгий полицейский надзор. Тюрьма и ссылка обострили его ненависть  к самодержавно-крепостническому строю; ссылка обогатила его знанием русской жизни, гнусной крепостнической действительности. Особенно глубокое воздействие на Герцена оказало близкое соприкосновение с жизнью народа. В конце 1837 года, по ходатайству поэта В. А. Жуковского, Александр Иванович был переведён во Владимир.
В мае 1838 года он женился на Н. А. Захарьиной. В годы ссылки Александр Иванович Герцен успешно занимался литературной деятельностью. В 1836 году в журнале «Телескоп» была опубликована его статья «Гофман» — первое оригинальное  произведение, появившееся в печати. В ранних, не опубликованных при жизни писателя беллетристических опытах «Первая встреча»(1834-1836), «Легенда» (1835), «Вторая встреча» (1836), «Из римских сцен» (1838), он поднимал глубоко волновавший его вопрос о переустройстве общества на разумных началах. В романтически приподнятых, возвышенных образах, порой в наивной, условной форме, находили своё воплощение идейная жизнь, страстные философские и политические искания передовой дворянской молодёжи 30-х годов. Пронизанные освободительными идеями своего времени, произведения молодого Герцена, при всей их художественной незрелости, развивали гражданские мотивы русской литературы 20-х годов, утверждали «жизнь для идей» как «высшее выражение общественности». Летом 1839 года с писателя был снят надзор полиции, в начале 1840 годов он возвратился в Москву, а затем переехал в Петербург.
В 1840-1841 годы в «Отечественных записках» он опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека». Насколько позволяли цензурные условия, повесть раскрывала широкий круг духовных интересов передовой русской интеллигенции, её заключительная глава в острой сатирической форме обличала «патриархальные нравы города Малинова», пошлую жизнь провинциальной чиновничье-помещичьей среды. В 1841 году  за «распространение необоснованных слухов» - резкий отзыв в письме к отцу о преступлениях царской полиции - Герцен был вновь сослан, на этот раз в Новгород. В ссылке, зимой 1841-1842 гг., его посетил В.Г. Белинский. Летом 1842 года писатель вернулся в Москву. Он принял деятельное участие в идейной борьбе 40-х годов, в разоблачении идеологов помещичье-крепостнической реакции и буржуазно-дворянского либерализма, показал себя достойным соратником великого революционного демократа Белинского. Опираясь во всей своей деятельности на традиции А. Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, глубоко изучая выдающиеся произведения передовой русской и зарубежной литературы и общественной мысли, он защищал революционный путь развития России. Свои взгляды он отстаивал в борьбе со славянофилами, идеализировавшими экономическую и политическую своеобычность царской России, и либералами-западниками, преклонявшимися перед буржуазным строем в странах Западной Европы. Его выдающиеся философские работы - «Дилетантизм в науке» (1842-1843), «Письма об изучении природы» (1844-1846) - сыграли огромную роль в обосновании и развитии материалистической традиции в русской философии. С 1841-1846 годы пишет роман «Кто виноват?» (полное издание - 1847) он поставил важнейшие вопросы русской жизни 40-х гг. Герцен дал уничтожающую критику крепостного права и помещичье-самодержавного строя, подавляющего человеческую личность. Острота его протеста против крепостного строя приобретала в романе подлинно революционное звучание. В 1846 году повесть «Сорока-воровка» (издана в 1848)  о  неиссякаемых творческих силах и талантливости русского народа, о его стремлении к раскрепощению, о присущем простому русскому человеку сознании личного достоинства и независимости. С большой силой повесть раскрывала общую трагедию русского народа в условиях самодержавно-крепостнического строя.
В январе 1847 года  преследуемый царским правительством, лишённый возможности вести революционную пропаганду, он с семьёй уехал за границу. Приехал во Францию накануне революционных событий 1848 года. В то же время с большим сочувствием он писал о парижских «блузниках» — рабочих и мастеровых, выражал надежду, что готовящаяся революция принесёт им победу. В августе 1852 года писатель  переехал в Лондон. Годы лондонской эмиграции (1852-1865) - период активной революционной и публицистической деятельности. С 1852-1868 годы пишет мемуары «Былое и думы» которые занимают центральное место в литературно-художественном наследии Герцена. Свыше 15 лет напряженного труда посвятил он созданию произведения, ставшего художественной летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе - от восстания декабристов и московских студенческих кружков 30-х гг. до кануна Парижской коммуны. Среди художественных автобиографий всей мировой литературы XIX в. «Былое и думы» не имеют равного себе произведения по широте охвата изображаемой действительности, глубине и революционной смелости мысли, В 1853 году он основал Вольную русскую типографию. В 1855 году начал издавать альманах «Полярная звезда». В 1857 году вместе с Огарёвым приступил к выпуску знаменитой газеты «Колокол». В начале 60-х годов Герцен и Огарёв принимали участие в деятельности тайного революционно-демократического общества «Земля и воля», вели революционную пропаганду в армии. В 1863 году Александр Иванович решительно поддержал национально-освободительное движение в Польше. Последовательная революционно-демократическая позиция Герцена в польском вопросе вызвала ожесточенные нападки со стороны реакционных и примкнувших к ним либеральных кругов. В серии писем «К старому товарищу» (1869), писатель обратил свои взоры к рабочему движению и руководимому Марксом Интернационалу.
Умер писатель в Париже, был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем перевезен в Ниццу и погребён рядом с могилой его жены.
 
ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ КАВЕРИН, русский писатель –
115 лет со дня рождения (19.04.1902 - 02.05.1989)
 
Родился 19  апреля 1902  года в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912–1918 годах  учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием С.А. Есенина, В.В. Маяковского. В 1920 году, по совету мужа сестры, переехал в  Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении института «живых восточных языков». Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э. Мандельштама и В.Б. Шкловского оставил верификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 году представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.
Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921году. Здесь наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л.Н. Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг «На Запад!». Каверин в ту пору тоже провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона». Первое опубликованное произведение Каверина - «Хроника города Лейпциг», выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, – увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922 году. В том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой, впоследствии детской писательнице.
Первая книга писателя – «Мастера и подмастерья», состоявшая из шести новелл, – вышла в 1923 году  и два года спустя была переиздана под названием «Рассказы». Его рассказы и небольшие повести  печатались также в периодике. Ранняя новеллистика Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: «Пятый странник», «Пурпурный палимпсест», «Столяры, Бочка», «Большая игра», «Ревизор» – были отобраны автором в 1920  году для первого тома Собрания сочинений.
«Чтобы стать очень оригинальным писателем, ему нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить своё слово и вспомнить, что это слово – русское», – писал в 1923 году Е.И. Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в чётком и ясном языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести «Конец Хазы», где автор, по словам Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие решительные шаги «в сторону» от уже обретённой системы приёмов были характерны для творческого пути Каверина.
До конца 1920-х годов он совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 году выпустил книгу «Барон Брамбеус»: история Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (2-е изд. 1966), являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание научного сотрудника первого разряда. Филологический опыт Каверина нашёл применение в его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), где обрисована духовная атмосфера 1920-х годов. Главный герой романа, Виктор Некрылов, отчётливо спроецирован на реальную фигуру В.Б. Шкловского, определённые прототипы имеются и у других персонажей.
К исследованию вечных противоречий бытия на современном материале писатель обратился в повести «Черновик человека» (1929), в романе «Художник неизвестен» (1931), где раскрыта драма русского авангарда, а в главном герое Архимедове воплощены некоторые черты Н.А. Заболоцкого. В романе «Исполнение желаний» (1936) на первый план выходит проблема таланта и славы.
В годы Великой Отечественной войны Вениамин Каверин работал на Северном флоте. Собирая материал для  книги «Два капитана», посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал боевую работу личного состава. Во время посещения кораблей и частей беседовал с матросами и офицерами по вопросам советской литературы, оказывал помощь работникам военных газет. Результатом поездки стало опубликование ряда статей и очерков в местных и центральных газетах. За это Каверин был награждён в 1945 году орденом Красной звезды.
Самое известное произведение Каверина – роман «Два капитана» (1936–1944) – отмечен динамичностью сюжета, максималистски-чётким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» восходит к стиху  А. Теннисона, ставшему девизом английского исследователя Антарктиды  Р. Скотта.
На 2-м съезде писателей в 1954  году  Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия  М.А. Булгакова. В 1956 году он – один из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы поместил в возглавляемом А.Т. Твардовским «Новом мире» повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь» (обе 1962), статьи, в которых стремился воскресить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М. Зощенко. В 1970-е годы  выступает  в защиту А.И. Солженицына и других опальных литераторов.
Сюжеты романов «Открытая книга» (1946–1954, окончательная редакция 1980) и «Двойной портрет» (1963–1964) связаны с драматической судьбой биологической науки в советское время. С 1970-х годов Каверин обратился к истории культуры –  в художественных произведениях роман «Перед зеркалом» (1972),  и в мемуарных книгах «Освещённые окна»  (1970–1976),  «В старом доме»  (1971), «Вечерний день» (1977–1978), «Письменный стол» (1985), «Эпилог» (1989).
В 1979 году закончил работу над детской книгой «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году», а затем написал сказочную философскую повесть «Верлиока» (1981). Романы «Наука расставания» (1982) и «Над потаённой строкой» (1988) основаны на переосмыслении военного опыта. В 1980-е годы написан ряд рассказов, посвящённых современному юношеству: «Загадка и Разгадка» (1983), «Летящий почерк» (1984), «Повесть о молодом литераторе»,  «Силуэт на стекле» (1987).
Он автор множества рассказов и эссе, десятков детских сказок. Особенный след оставили его воспоминания,  книга «Эпилог» (1979-1989), над редакцией которой он работал до последнего часа своего ухода. Но даже эти тома не могут рассказать всё о жизни Вениамина Александровича. Истинный облик этого писателя и человека сохраняется в памяти и воспоминаниях современников спустя десятилетия, а масштаб его дарования, как отмечают многие литературоведы и простые читатели, ещё только предстоит оценить по-настоящему.
Умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
 
ИВАН АНТОНОВИЧ ЕФРЕМОВ, русский писатель-фантаст-
110 лет со дня рождения (22.04.1907- 05.10.1972)
 
Родился в посёлке Вырица под Петербургом. Отец его — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, писатель с 6 лет увлёкся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.
В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофёра и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом учёных, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своём рабочем кабинете.
В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года, уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удаётся выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на Север, Урал. В 20 лет писатель публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия. В 1935 году он  заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Ленинградского Горного института,  а в марте 1941 года получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает всё большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии — науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.  С литературой, которой  Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.
С 1944 года  эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноимённым рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956). Одна из лучших русских утопий нового времени — «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо — «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мёртвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль».
Потрясением для читателей 70-х годов  стала публикация  романа  «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля — лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) — посвящённый загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности — и «Таис Афинская» (1972) — написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях — ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества даёт носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Фантастика писателя стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».
Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелёгким — огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершёнными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII века «Дети Росы», роман «Чаша отравы».
Умер писатель  5 октября 1972 года, на 65-м году жизни.  Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
 
ВИЛЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛИПАТОВ, русский писатель –
90 лет со дня рождения (10.04.1927- 01.05.1979)
 
Родился в Чите 10 апреля 1927 года в интеллигентной и образованной семье. Его отец работал в местной газете «Забайкальский рабочий», мать была учительницей русского языка и литературы в обычной школе. В 1942 году после школы Виль видел себя офицером, поэтому поступил в институт военной инженерии в Новосибирске, но потом резко изменил планы. Именно тогда у него проявился писательский талант, и он перевёлся в 1948 году в  педагогический институт Томска на историческое отделение. В 1952 году окончил исторический факультет экстерном. Ещё студентом стал работать  журналистом и заведующим промышленным отделом томской областной газеты «Красное знамя». Первые рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшке» опубликовал в 1956 году в журнале «Юность», в 1958 году выпустил первую книгу «Шестеро».
Наибольшую известность принесли Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это всё о нём», а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на её основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»). Проза писателя, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Одним из лучших образцов деревенской прозы, свободной от идеологической нагрузки, является повесть «Ещё до войны» (1971), в которой с необычайной достоверностью воссозданы быт и нравы сибирской деревни в годы перед Великой Отечественной войной.
В преодолении трудностей человек крепнет, мужает и растёт как личность, особенно когда это происходит в рабочем коллективе. Тема трудового подвига и взаимоотношения личности с другими людьми определяет сюжеты следующих повестей: «Своя ноша не тянет», «Капитан «Смелого» (1959), «Глухая мята» (1960), «Зуб мудрости» и «Стержень» (1961), «Смерть Егора Сузуна» и «Чёрный яр» (1963), «Земля не на китах» (1966). Произведения «Лида Варксина» (1968), «Сказание о директоре Прончатове» (1969) и другие очень чётко представили стиль и направление прозы автора - очерково-документальную. Социальные конфликты, образы героев и, главное, доверие к человеку, всегда способному в процессе коллективного труда и применения правильного подхода к любой проблеме исправиться и наладить свои отношения с коллегами - вот основная тема произведений автора.
Дальше Липатов берётся за написание романов «И это всё о нём» (1974) и «Игорь Саввович» (1977). В них описаны теневая экономика и бюрократия, а потому и фатальность положительного героя молодого комсомольца Евгения Столетова и неизбежность поражения Игоря Саввовича. Зато в произведениях «Ещё до войны» (1971), «Житие Ванюшки Мурзина» утверждаются извечные человеческие ценности – честность, труд, верная любовь, дружная семья. В произведении «Серая мышь» (1975) автор с большой грустью и даже болью наблюдает за судьбой слабохарактерного Семёна Баландина, который уничтожает своё «я» водкой. Этот герой напоминает правдоискателей Шукшина. Он не может найти применения себе, своим изобретениям и проектам, поэтому и спивается.
Скончался известный писатель 1 мая 1979 года и похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.