Июнь

 Александр Сергеевич Пушкин, поэт, писатель, драматург
                215 лет со дня рождения (1799-1837)
                                
«Вознёсся  выше он главою непокорной Александрийского столпа!»

  Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. 

   Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашёл в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

   После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение.

   За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинёв, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

   В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

   4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царём, была недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

   В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

   15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачёва».

   Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

   Анна Андреевна Ахматова (Горенко), поэт
      125 лет со дня рождения (1889-1966)

Русская поэтесса. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия — Горенко, Ахматова — её литературный псевдоним. 

Детские годы провела в Царском Селе.

   В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге — городе, где прошла почти вся её жизнь. В 1910—1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов.

  Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь.

   В своих камерных, преимущественно любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия; впоследствии диапазон её тем и мотивов стал более широким и сложным.

   Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине.

   Её поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

   Прижизненные сборники стихов Ахматовой: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Из шести книг», «Бег времени».

   Валентин Владимирович Овечкин, писатель
       110 лет со дня рождения (1904 - 1968)

   Родился 9 июня (22 июня по новому стилю) 1904 в Таганроге. Учился в техническом училище, работал подмастерьем у сапожника, с 1921 года жил в деревне у родственников, где ему приходилось батрачить, сапожничать, заведовать избой-читальней и преподавать в школе ликбеза. В 1925 он был избран председателем первой в Приазовье сельскохозяйственной коммуны, с 1931 находится на партийной и профсоюзной работе.

   Писать начал с середины 20-х годов XX века, а с 1934 года становится профессиональным журналистом. Писал он  в основном о проблемах деревни и колхозного строительства.

В 1941 году В. В. Овечкин становится членом Союза писателей СССР.

   Во время Великой Отечественной войны воевал пехотным офицером, прошёл в боях от Сталинграда до Украины, работал в армейских и фронтовых газетах. Его фронтовые впечатления отразились в повести «С фронтовым приветом», написанной им в 1945 году.

   После демобилизации в 1944—1945 годах он работал журналистом в газете «Правда Украины». В своих статьях он критиковал гибельный административно-командный стиль руководства деревней, а также бесхозяйственность и некомпетентность местных властей, этому же было посвящено и его литературное творчество.

   В 1946 г., живя в Таганроге, он написал пьесу «Бабье лето» (1947) о послевоенной украинской деревне.

   В 1948 году он переселяется в город Льгов — районный центр Курской области, где продолжил своё творчество в качестве драматурга, написав, ставшую заметной, пьесу «Настя Колосова», в которой затрагивает проблему показных успехов в колхозах и сокрытия просчётов в руководстве ими.

   Однако известным на всю страну Валентин Овечкин стал после цикла из пяти очерков, опубликованных в 1952—1956 годах в журнале «Новый мир» под общим названием Районные будни, связанных общностью темы и лиц, выведенных в них: «Районные будни», «На переднем крае», «В том же районе», «Своими руками», «Трудная весна».

   В этих очерках, показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), принимало характер обобщения и масштабной социальной критики всей советской тоталитарной системы. Хотя, конечно Овечкин в своих произведениях ни в коем случае не был убежденным противником советского строя. Он видел главного врага советского строя в отдельных личностях, в тех, кто его извращает, то есть в бюрократах и управленцах и не только низшего звена.

     Осенью 1960 Овечкин совершил поездку на целину, в Омскую область. Он был потрясён беспорядками, творившимися под прикрытием громкой целинной кампании, бывшей в тот момент основой экономической политики государства того времени. Его резкое выступление на Курской партконференции против волюнтаризма, субъективизма и показухи в работе партийных и советских чиновников, вполне естественно вызвало негативную реакцию слушателей — этих же самых партийных чиновников, против которых эта критика и была направлена.

   В 1963-м году он переехал на жительство в Ташкент.

Впоследствии хотел из Ташкента вернуться в Россию, но материальные проблемы и перенесённый инфаркт помешали этим планам осуществиться.

   Умер Валентин Владимирович Овечкин в Ташкенте 27 января 1968 и похоронен на Коммунистическом кладбище города.

   Семен Петрович Бабаевский, писатель
    105 лет со дня рождения (1909-2000)

   Родился 24 мая (6 июня) 1909 года в селе Кунье (ныне в Харьковской области Украины) в бедной крестьянской семье. В 1910 году семья переехала на Кубань, где и прошли детство и юность будущего писателя. Стал одним из основателей и руководителей комсомольской ячейки хутора Маковского (1925). Во время коллективизации заведовал избой-читальней (1929—1931).

   Начал писать рассказы в 16 лет. Писателем решил стать под влиянием творчества и биографии М. Горького. Дебютировал в печати в 1929 году рассказом «Водка довела», опубликованным в ростовской газете «Сельский пахарь» под псевдонимом. Окончив курсы пропагандистов в Армавире (1930), работал в городской газете «Трудовой путь», ныне «Армавирский собеседник».

   Образование ограничивалось начальной школой. Экзамены за среднюю школу сдал экстерном. Заочно окончил Литературный институт им. М. Горького в 1939 году. В 1931—1940 годах был ответственным секретарём редакции газеты «Красная Черкессия», литературным работником и спецкорром газет «Армавирская коммуна», «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда», зав. литературным отделом газеты «Пятигорская правда».

    После первых публикаций конца 1920-х — начала 1930-х годов последовали сборник рассказов «Гордость» (Пятигорск, 1936) и цикл «Кубанские рассказы» (1937). В рассказах и повестях «По станицам» (1940), «Белая Мечеть» (1943), «Гусиный остров» (1944), «Сестры» (1945) изображал жизнь колхозной Кубани.

   В романе «Кавалер Золотой Звезды» (книги 1—2, (1947—1948); и в его продолжении — романе «Свет над землёй» (кн. 1; (1949); и (кн.2; (1950); изобразил восстановление разрушенного войной колхоза.     

   Автор сборников повестей и рассказов «Сухая буйвола» (1958), «По путям-дорогам» (1958), «Сёстры» (1958), «Четыре Раисы» (1959), «Доброта» (1989) и других, книги очерков «Ветви Старого Вяза: Из китайских дневников» (1957), романов «Сыновний бунт» (1961), «Родимый край» (1964), «Белый свет» (кн. 1 — 2; 1967—1968), «Современники» (1973), «Станица» (1971—1976), «Приволье» (1980), «Как жить?» (1983).

   В 1941—1946 годах С. П. Бабаевский служил в РККА, сначала в действующих казачьих частях, затем работал редактором дивизионной газеты и корреспондентом фронтовой газеты «Боец РККА».

      Депутат Верховного Совета СССР 3—4-го созывов (1950—1958).

С. П. Бабаевский умер 28 марта 2000 года. Похоронен в Москве в колумбариии Николо-Архангельского кладбища.

Константин  Гаврилович   Мурзиди, уральский поэт, прозаик, журналист
          100 лет со дня рождения (1914-1963г.)

   Поэт, прозаик. Родился  в станице Анапской Краснодарского края, в семье служащего. Учился в Новосибирском политехникуме. Увлекшись романтикой первых пятилеток, отправился на Магнитку, затем работал журналистом в Свердловске. В 1938 году выпустил первый стихотворный сборник «Отчизна», за которым последовали «Горный щит»(1945); «Избранные стихи» (1947), ещё ряд книг для детей, очерков, повестей и романов из жизни современников, уральских  рабочих.

   С 1932 года жил на Урале, с 1935 по 1943 годы работал в железнодорожной газете «Путёвка». Первая книга стихов вышла в Свердловске (1938). 

    Вышедший в 1947 году в Свердловске сборник «Уральские стихи» удостоился похвалы Михаила Светлова, написавшего на него рецензию под названием «Живой голос поэта», где в частности, говорилось: «Поэт, мне кажется, определяет поэта по чувству зависти: «Почему не я написал это стихотворение? «Я завидую Константину Мурзиди». Константин Мурзиди известен также, как прозаик уральской темы. С 1955 года жил в Москве. Скончался в марте 1963 года.         Посмертное поэтическое избранное под названием «Уральские стихи» вышло в 1974 году в московском издательстве «Советский писатель». Урна с прахом К.Г. Мурзиди захоронена на Донском кладбище в Москве

Владимир Алексеевич Солоухин, русский поэт, прозаик и общественный  деятель
       «Жить на земле, душой стремиться в небо…»
               90 лет со дня рождения (1924-1997)

       Родился  14 июня 1924 года в селе Алепино (Владимирская область). Выходец из крестьянской семьи с успехом окончил школу и поступил в инженерное училище в городе Владимир, где получил образование механика-инструменталиста. С этой поры он начинает публиковать свои первые стихи во владимирской газете «Призыв». В годы войны Солоухин нёс службу в войсках особого назначения, которые занимались охраной Кремля.

   Когда в 1946 году он опубликовал свои первые стихотворения в «Комсомольской правде», стало абсолютно понятно его истинное призвание. Поэтому он принимает решение поступать в         Литературный институт имени Максима Горького, который оканчивает в 1951 году. А уже в 1953 году на свет появляется его первый сборник стихотворений под названием «Дождь в степи». После начали выходить его сборники поэзии «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» (1965), характеризующиеся все более осознанным стремлением автора к осмыслению жизни с философской точки зрения.

   С 1951 года биография Солоухина В.А. перетекает в страны ближнего и дальнего зарубежья.   Именно там он путешествует и публикует свои репортажи в различных изданиях. Первым воплощением его очерковой прозы является вышедшая в 1955 году книга «Рождение Зернограда». Затем книга «Золотое дно», увидевшая свет в следующем году. А его следующая книга «Владимирские просёлки» (1957) обратила на себя серьезное внимание читательской публики и критиков, вместе с тем получив одобрительные отзывы.

   В период с 1958 по 1981 год Солоухин является членом редакционной коллегии журнала «Молодая гвардия», а затем членом Совета редакции журнала «Наш современник». В 1964 году он опубликовал роман-автобиографию «Мать-мачеха». Особое место в его творческой деятельности занимают художественно-публицистические работы, такие как «Письма из русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969).

   В 1975 году в журнале «Москва» появилась его автобиографическая повесть под названием «Приговор». В ней главному герою, который собственно и ведет повествование, ставят онкологический диагноз и проводят оперативное вмешательство.

   Проживая долгое время в Москве, Солоухин никогда не терял связь со своими родными местами и тамошними жителями, более того воспевал эти края в своих многочисленных поэзиях. Так, в 1965 году публикуется сборник его поэзии «С лирических позиций». А в 70-е годы появляются на свет книги «Олепинские пруды» и «Посещение Званки». В 80-х годах выходит книга «Время собирать камни», а также сборник очерков и рассказов «Бедствие с голубями».

   Вопрос природного наследия России всегда волновал Солоухина, он никогда не упускал возможности упомянуть о важности сохранения и защиты природы. Кроме того, Солоухину принадлежит роль одного из основоположников общественного движения за сохранение национально-культурного достояния России. Писатель является одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также активным заседателем «Русского клуба».

   В 90-е годы он занялся основанием движения, направленного на восстановление храма Христа Спасителя, в котором, кстати, сразу же после его открытия, отпевали скончавшегося Солоухина.

   В конце 80-х годов, когда Солоухину приходилось публично выступать, в отличие от официоза, наполнявшего его речи прежде, он начинает говорить с позиций идеализации России до событий революции. В своей статье «Читая Ленина» он одним из первых решился открыто высказать мысль о том, что необходимо заново пересмотреть личность Ленина в контексте истории России. Эта статья вызвала жёсткую критику даже среди тех, кого Солоухин считал своими соратниками по антикоммунистическому лагерю.

   В 1992 году в своей книге «При свете дня» Солоухин в числе первых затронул вопрос о плачевном положении крестьян, разорённых экспериментами со стороны социалистической власти. В ней он показал истинную сущность еврейских большевиков, которые осознанно морили голодом русских людей, чтобы вынудить их подчиняться себе.

   В книге «Солёное озеро» (1994) писатель разоблачил проявления садизма и патологической жестокости еврейских большевиков в особе их яркого представителя А. Гайдара.

   В 1995 году выходит его последняя книга, написанная еще в 70-х годах, «Последняя ступень», остро ставившая проблему о засилье евреев в России и об их стремлении к всемирному господству.

   Владимир Алексеевич часто путешествовал, а его многочисленные произведения были переведены на несколько иностранных языков. Среди огромного поэтического наследия особым образом выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Именно его в последние годы жизни Солоухин читал на сцене всех литературных мероприятий, куда бы он ни был приглашён.

   Скончался поэт и писатель 4 апреля 1997 года в Москве. Через год после его смерти были опубликованы мемуары «Чаша».

   Василий (Василь)  Владимирович Быков, писатель
      90 лет со дня рождения  (1924-2003)
     В центре внимания – сильная личность

   Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».

 Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

   В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война — эпоха «колоссальных усилий народа».

   Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета», 1962 г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

  Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства — с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.

   В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.

По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».

Умер 22 июня 2003 г. в Минске.

     Анатолий Александрович Власов, уральский писатель
                 85 лет со дня рождения  (1929)

   Жил и работал в рабочем посёлке Арти Свердловской области. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова. Плавал штурманом на сторожевом корабле. Работал в газетах, на заводе.

   Печататься начал с 1959 г. в журналах «Урал» и «Уральский следопыт». Автор тринадцати книг прозы, изданных в Москве, Перми и Екатеринбурге. Главная тема писателя — глубинная народная жизнь, быт и труд рабочих, проблемы нравственности, характеры женщин.

   Произведениям Анатолия Александровича свойственны психологизм, лиричность пейзажей; он тщательно рисует картины новой действительности.

   По книгам «Сухая осень в Серебровке», «Уборщица и Ганэ» ставились телеспектакли и радиопостановки в Екатеринбурге и Владивостоке.

   Анатолий Александрович Власов — член Союза писателей России с 1977 г.; лауреат премии Губернатора Свердловской области (1999) за роман «Имя овцы».

   Виктор Викторович Конецкий, писатель
       85 лет со дня рождения (1929-2002)

   Родился 6 июня 1929 года в Ленинграде.Детские и юношеские годы связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга, где семья Конецких жила долгое время.

   Начало войны он встретил вместе с матерью и братом на Украине. В августе 1941 года они вернулись в Ленинград и пережили тяжёлые блокадные дни до апреля 1942 года, когда были эвакуированы на восток по «Дороге жизни». Осенью 1944 года семья вернулась в Ленинград.

   С 1945 по 1948 год Виктор Конецкий учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, а с 1948 по 1952 год - в Первом Балтийском военно-морском училище на штурманском факультете. После его окончания, с 1953 по 1955 год служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. За время службы - около сотни спасённых человеческих жизней, но говорить об этом Виктор Викторович не любил.

   В марте 1955 года Виктор Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Капитану Конецкому было тогда 26 лет. Этот переход вошёл в историю освоения Северного морского пути как один из примеров мужества: попыток перегона на такие расстояния малых судов в сложнейших условиях Арктики никогда раньше не предпринималось. В этом же году Виктор Конецкий вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Первый рассказ - «В море» - был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград», а уже в мае 1957 года вышел и первый сборник рассказов - «Сквозняк». Всесоюзный семинар молодых прозаиков Северо-Запада (1957 год), в котором Виктор Конецкий принимает участие, рекомендовал его в члены Союза писателей СССР. В начале 1960-х годов его приглашают для работы в качестве сценариста в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии таких известных кинофильмов, как «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».

   С мая 1964 года Виктор Конецкий совмещал морские плавания и литературную деятельность. Он работает на НИС «Нерей» (1965-66) , на т/х «В.Воровский» (1967), т/х «Челюскинец» (1968), т/х «Невель» (1969), т/х «Пионер Выборга» и т/х «Новодружеск» (1974), т/х «Лаголес», т/х «Костромалес» и т/х «Ломоносов» (1975), т/х «Эстония» и т/х «Северолес» (1979), т/х «Индига» (1982 и 1984), т/х «Лигово» (1985), т/х «Кингисепп» (1986), совершает плавания на торговых и научно-исследовательских судах в Арктику и Антарктику, проходит путь от четвёртого помощника до капитана дальнего плавания.

   Виктор Конецкий - автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. В период с 1969 по 2000 год писатель создаёт главное своё произведение - роман-странствие «ЗА ДОБРОЙ НАДЕЖДОЙ» в восьми книгах. Проза Виктора Конецкого стала школой ПРАВДЫ для людей разных поколений. «Конецкий был не просто прекрасным писателем, - писал Борис Стругацкий, - он всегда представлялся в своих книгах именно самим собой - Виктором Конецким, а не « инженером человеческих душ ”, “властителем дум ” и всё такое прочее, и от того, пожалуй, был многим из нас, прежде всего по-человечески, близок».

   Писательский авторитет капитана дальнего плавания Виктора Конецкого отмечен любовью читателей и издателей. С большим уважением о нём говорили и писали Д.С.Лихачёв и Д.А.Гранин, А.М.Володин и К.М.Симонов, В.Б.Шкловский и многие другие.

   За свою литературную и морскую работу Виктор Конецкий был награждён двумя орденами «Знак Почёта» (1971 и 1979), орденом «Трудового Красного Знамени» (1984), орденом «За заслуги перед Отечеством» (2000), Знаком Чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза» (2001).

   В 2000 году писатель был удостоен независимой премии «Люди нашего города» в номинации «Литератор года», а в 2002 году был отмечен (посмертно) престижной литературной премией «Северная Пальмира» за книгу «ЭХО».

   С 1993 года Виктор Конецкий был почётным руководителем Общественного Совета «300 лет Российскому флоту», членом Совета Общероссийского Движения поддержки флота. Он награждён медалью «300 лет Российскому флоту» и медалью «Памяти адмирала Н.Г.Кузнецова».

   С 1993 года являлся членом Русского ПЕН-центра, а в 1996 году получил премию Санкт-Петербургского отделения ПЕН-клуба «За гражданскую и творческую смелость».

Виктор Конецкий известен и как художник. Он представлял свои картины на нескольких персональных и групповых выставках живописи (1966-2001).

Писатель ушёл из жизни 30 марта 2002 года.

Имя Виктора Конецкого занесено в Листы Памяти «Золотой Книги Санкт-Петербурга». В 2005 году именем писателя был назван новый танкер крупной российской судовладельческой компании «Совкомфлот».

   Юрий Иосифович Визбор, поэт, бард, киноактёр
       80 лет со дня рождения (1934-1984)
     «Обещайте помнить и не гасить костры…»

   Юрий Визбор родился 20 июня 1934 в Москве, в семье командира Красной Армии. В 1937 отец Юрия был репрессирован (в 1958 он был посмертно реабилитирован).

   В 1941 семья переезжает на Сретенку, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда.

   В раннем возрасте Визбор хотел стать либо футболистом, либо лётчиком. С девятого класса Визбор начал ходить в 4-й московский аэроклуб, где отучился два года и летал на По-2 и Як-18. Впоследствии многие его произведения он посвятит футболу и «небу».

   В 1951 Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

   В том же году Визбор, согласно имеющимся сведениям, сочинил свою первую песню «Мадагаскар». В начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской песни, и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра.

   В 1955 Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература», с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область). В октябре того же года был призван в ряды Советской Армии. К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в окружной военной газете.

   В октябре 1957 демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия».

   В 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа: в первом номере журнала «Кругозор» публикуется первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр».

   Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.

  Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен: они считались подлинно народными.

   В марте 1984 Визбор пишет свою последнюю песню («Цейская»). Всего за 33 года написано более 300 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен раком печени.

   17 сентября 1984 Визбор скончался в Москве. Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

   Анатолий Андреевич Ким, писатель
       75 лет со дня рождения (1939 -

   Ким Анатолий Андреевич родился 15 июня 1939 года в селе Сергиевка Казахской ССР. Его корейские предки жили в России с середины XIX века; отец преподавал в школе русский, а мать корейский язык.

   Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, окончил заочно Литинститут (1971; семинар В. Г. Лидина). Работал крановщиком башенных кранов, мастером на мебельной фабрике, киномехаником, художником-оформителем, инспектором-искусствоведом в Художественном фонде СССР, вел семинар прозы в Литинституте, преподавал в Сеуле (Южная Корея), был главным редактором (совместно с В. Толстым) журнала «Ясная Поляна» (с 1996).

   Дебютировал как поэт, стихи впервые были опубликованы в газете «За автодорожное движение»; следующая поэтическая публикация — в журнале «Юность» (1997, № 11).   Печатается как прозаик с 1973 года (рассказы в журнале «Аврора»). Публикует прозу в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Ясная Поляна», «Октябрь». С 1997 года выпускает Собрание сочинений в 6 томах (М.: Коре сарам). Переводит с казахского языка прозу А. Нурпеисова.

   Стремясь к универсализации художественных образов, рассказывая в своих книгах «не историю жизни, а скорее историю духа», Ким, по оценке С. Семёновой, предпринял «сложнейшее исследование отношений эволюционной триады: зверь — человек — высший Человек, ввёл в литературу наших дней активно-эволюционное, ноосферное видение».

   Произведения Кима переведены на английский, датский, испанский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский, японский языки.

Член СП СССР (1978). Избирался членом правлений СП РСФСР (1985-91) и СП СССР (1986—91), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989); был членом редколлегий газеты «День» и «Литературной газеты» (1990—97), журналов «Советская литература»/«Московский вестник» (с 1990). Член редколлегий и общественных советов журналов «Новый мир», «Роман-газета» (с 1998). Академик Академии российской словесности (1996).

Награждён орденом «Знак Почёта» (1984), отмечен премиями журналов «Дружба народов» (1980), «Юность» (1997), Евангелической церкви Рейнланда (1981), им. Ю. Казакова,  ПЕН-клуба Казахстана (2000).