март
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРИГОРОВИЧ, русский писатель –
195 лет со дня рождения (31.03.1822-22.12.1899)
Родился 31 марта 1822 года в селе Черемшан Ставропольского уезда Симбирской губернии. Его отец был помещиком, отставным гусаром, и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба. Мать — француженка, Сидония де Вармон. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, он в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где писатель пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в 1836 году поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 года. Там он познакомился с Ф. М. Достоевским. Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств.
Первые литературные опыты писателя — рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 года он познакомился с Н.А. Некрасовым, в то время издававшим юмористический сборник: «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846).Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».
В 1842 году Дмитрий Васильевич устраивается в дирекцию императорских театров, где в среде литераторов находит себе знакомых и друзей. С 1845 он тесно сотрудничает с Н. А. Некрасовым в издательстве, публикующем альманах «Физиология Петербурга», который выпустит очерк Григоровича «Петербургские шарманщики» (1845).
В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых (химика и ботаника), в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 года в «Отечественных Записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя и популярность. В 1847 году он пишет повесть «Антон-Горемыка» и печатает её в «Современнике». Критики и писатели с единодушным одобрением восприняли это произведение. Здесь писатель явился основоположником дворянского народничества в литературе. У него значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» И.С. Тургенева и у других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях способствовало более цельному читательскому впечатлению.
Затем последовал ряд небольших повестей из петербургской жизни - "Капельмейстер Сусликов" (1848), "Похождения Накатова" (1849), "Свистулькин", "Школа гостеприимства"; романы "Просёлочные дороги" (1852) и "Два генерала" (1864). Дальше появляется новое произведение: в 1853 году «Рыбаки». Его произведения не останутся незамеченными в литературных кругах. В «Рыбаках» он даёт идеальный образ крестьянина, явно определённый классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определённой провидением».
В 1858—1859 годах писатель по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».
В начале 1860-х годов в журнале «Современник» назрел раскол между молодыми писателями-дворянами и радикальными разночинцами. Григорович примкнул к первой группе и был вынужден покинуть редакцию. Чернышевский, лидер радикалов, раскритиковал Григоровича и Тургенева, высказав своё мнение в статье «Не начало ли перемены?». С этой поры они стали врагами. С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарём которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.
В середине 1880-х он опять берётся за литературное творчество и создаёт повести «Гуттаперчевый мальчик» (1883 г.), «Акробаты благотворительности» (1885 г).
В последние свои годы он занимается написанием «Литературных воспоминаний» (1893 г.), где для будущих поколений рисует портреты Л. Толстого, И. Тургенева и других классиков, с которыми ему пришлось общаться в жизни. Литературная деятельность Григоровича служит удивительно яркою иллюстрацией того почти стихийного влияния, которое оказывают на всякого писателя основные течения эпохи формирования его духовно-нравственного существа.
Писатель умер 22 декабря 1899 года в Петербурге. Его похоронили на Волковом кладбище.
АЛЕКСЕЙ СИЛАНТЬЕВИЧ НОВИКОВ-ПРИБОЙ, русский писатель –
140 лет со дня рождения (24.03.1877-29.04.1944)
Родился 24 марта 1877 года в селе Матвеевское Спасского уезда Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Отец Силантий Филиппович был из солдат, пробыл на военной службе 25 лет. Алексей обучался грамоте у дьячка, затем окончил церковно-приходскую школу, рано стал трудиться на земле, много читал, главным образом религиозную литературу. Случайная встреча с матросом заронила в душу мальчика мечту о море (этому посвящён рассказ «Судьба», 1920), которая осуществилась в 1899 г., когда призванный на военную службу юноша вызвался идти добровольцем на флот (служба в ВМФ - 7 лет, была больше, чем в армии). Служил на Балтийском флоте матросом в 16-ом флотском экипаже (впоследствии переведён в 7-й флотский экипаж на броненосец «Орёл»). Позднее, после успешно сданных экзаменов, стал баталёром сначала второй, а с 1901 года первой статьи на крейсере «Минин» Учебно-артиллерийского отряда.
В 1900 году Новиков попадает в Кронштадт. Упорно занимается самообразованием, в 1900–1903 посещает в Кронштадте воскресную школу, где воодушевляется революционными идеями. Хотя его первые пробы пера относятся к детскому возрасту (рассказ «Живой мертвец», где сплетены социально-критические, библейские и толстовские мотивы), его дебют в печати состоялся в 1901 г. – статья без подписи «Начало занятий в воскресной школе». Позднее он вспоминал: «На литературный путь меня натолкнуло знакомство с биографиями таких писателей-самоучек, как М. Горький, А. Кольцов, В.И. Суриков». В 1903 году за революционную пропаганду подвергался аресту. Там же в Кронштадте Алексей Новиков был вовлечён преподавателем школы - студентом Петербургского университета И.Е. Герасимовым в подпольный социал-демократический кружок, распространявший литературу против царизма. В 1903 году в числе других был арестован, но освобождён за неимением улик. Как «неблагонадёжный моряк» по предложению контр-адмирала, начальника штаба Кронштадтского порта А.Г. Нидермиллера переведён (из состава 7-го флотского экипажа) на броненосец «Орёл», отправлявшийся в составе 2-й эскадры на Тихий океан, где шла война с Японией. Изнурительное плавание через 3 океана продлилось 7 месяцев.
Во время русско-японской войны 1904–1905 при разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры близ острова Цусима в сражении (27-28 мая 1905 г.) попал в плен и пережил почти 9 месяцев японского плена.
В плену записывал не только личные впечатления, но и рассказы матросов с других кораблей; печатал заметки в журнале для военнопленных «Япония и Россия».
В 1906 году, приехав в родное село, продолжал заниматься литературой и революционной пропагандой; от преследований властей бежал в Петербург, где опубликовал очерки «Гибель эскадренного броненосца «Бородино» 14 мая 1905 г. (рассказ матроса)». О гибели броненосца «Ослябя» Новиков-Прибой рассказал также в статьях «Встреча Пасхи» (1909 г.), за подписью Матрос Кожуколка, и «В объятиях смерти» (1910 г.).
В 1906—1907 годах писатель выпустил две небольших книжки («За чужие грехи» и «Безумцы и бесплодные жертвы») о Цусимском сражении под псевдонимом «Матрос А. Затёртый». Обе книжки были немедленно конфискованы, поскольку обвиняли высшие флотские чины в Цусимском поражении.
Запреты и угроза ареста вынудили их автора бежать в Англию (об этом рассказ «По-тёмному», 1922). В Англии писатель работал молотобойцем, конторщиком, матросом, продолжал революционную агитацию.
В 1913 Алексей Новиков полулегально вернулся в Москву, работал заведующим хозяйством в «Книгоиздательстве писателей в Москве».
В период Первой мировой войны с помощью Е.П. Пешковой (супруги М. Горького) А.С. Новиков устроился заведующим хозяйством на одном из санитарных поездов Земского союза и находился там в течение 3 лет.
В годы Первой мировой войны выступил с рассказами и очерками «На вахте» (1914), «Погрузка раненых» (1916), «Шалый» (1917) . В марте 1918 года он, как имевший опыт работы хозяйственника на санитарных поездах, предложил Наркомпроду свою помощь в снабжении голодающей Москвы продовольствием. Новиков возглавил поезда с грузом текстиля на обмен и направился в г. Барнаул. Оттуда он смог вернуться с зерном в столицу.
Этот период был плодотворным: А.С. Новиков успевает создать в городе кооперативное издательство «Сибирский рассвет» и начать выпускать одноименный журнал, в Чите создаёт издательство «Утёс», а в 1919 году смог написать и издать в Барнауле сборник рассказов «Две души» и лирическую повесть со знаменитым словосочетанием «Море зовёт».
В 1923-27 гг. Новиков-Прибой совершил несколько рейсов на транспортном корабле «Коммунист», побывал в Англии, Германии, и на транспортном корабле «Камо». Результатами плаваний стали повести - «Женщина в море», «Ералашный рейс», «Коммунист» в походе», а также роман «Солёная купель», который, по мнению академика С.Н. Сергеева-Ценского, стал лучшей работой Алексея Силантьевича из созданного до «Цусимы».
Осенью 1923 входил в объединение писателей «Кузница».
Вершина творчества Новикова-Прибоя - эпический роман в жанре строгой военно-исторической хроники «Цусима» (часть 1 - «Поход»; часть 2 - «Бой», 1932-1935годы; Государственная премия, 1941), материалы для которого писатель, по его словам, собирал около 30 лет. Яркие сцены героического сражения русских моряков впечатляют на фоне маскируемой бессмысленной муштрой картины дезорганизации царского флота, алчности и бездарности командиров. Одно из "рекордно-читаемых" в 1930-е годы, это произведение может рассматриваться и как предвестие той волны военно-документальной прозы, которую породила в отечественной (и мировой) литературе Вторая мировая война, и, шире, той документально-очерковой "литературы факта" из разных областей настоящего и прошлого, которая по-своему модифицирует физиологический очерк второй половины 19 - начала 20 веков.
За успехи в литературной деятельности А.С. Новиков-Прибой в 1934 году Правительством СССР был награждён ценным подарком — легковой автомашиной ГАЗ-М1.
14 февраля 1939 года Алексей Силантьевич награждён Орденом Трудового Красного знамени.
В годы Великой Отечественной войны писатель, в свои 64 года, сразу же попросил принять его в народное ополчение. Получив отказ и оставшись в Москве, много работал, во время налётов немецкой авиации дежурил в Доме Союза писателей на Большой Никитской улице. Летом 1941 года был включён Совинформбюро в актив писателей и журналистов, работавших на Победу. Он выступал с очерками и статьями в газете «Красный флот», журналах «Краснофлотец». Несколько раз выезжал он к линии фронта и беседовал с бойцами.
В 1942 году в журнале «Знамя» была опубликована первая часть его нового романа «Капитан 1-ого ранга», где главный герой своей длительной службой на корабле соединяет до- и послереволюционные эпохи отечественного флота. Шла работа над второй частью романа. Писатель был членом редколлегии журнала «Знамя», по его инициативе создан Дом творчества писателей в Малеевке под Москвой. Литературным и жизненным планам, однако, не суждено было осуществиться - в начале 1944 года здоровье писателя резко ухудшилось.
Умер Новиков-Прибой в Москве 29 апреля 1944 в возрасте 67 лет.
КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ, русский писатель -
135 лет со дня рождения (31.03.1882-28.10.1969)
Корней Чуковский – это псевдоним поэта, его настоящее имя – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился он в Санкт-Петербурге 19(31) марта 1882 года. Его мать, полтавская крестьянка Корнейчукова Екатерина Осиповна, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона, приехавшего в Санкт-Петербург из Одессы. Детство писатель провёл в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он учился в одном классе с будущим моряком и писателем Борисом Житковым. Мальчики подружились, и Чуковский часто приходил домой к своему другу, родители которого собрали прекрасную библиотеку. О своих детских впечатлениях Чуковский позже рассказал в повести «Серебряный герб». Однако гимназию ему закончить не удалось, потому что он был исключён по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой и едва сводила концы с концами, а отец с семьёй не жил. Пришлось самостоятельно проходить гимназический курс и изучать английский язык. Литература вторглась в его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора. У Николая было очень много друзей, с которыми он бегал на рыбалку, и пересказывал прочитанные им книги Жюля Верна и романы Эмара. Потом писатель сдал экзамен и получил аттестат зрелости.
Став юношей и отрастив усы, он пытался заняться репетиторством, но у него никак не получалось напустить на себя должную солидность. С детьми, которых он обучал, вступал в споры и беседы о тарантулах и способах изготовления стрел из камышей. Учителя из него не получилось, но тут на помощь пришёл друг ─ журналист Володя Жаботинский, с которым они были «не разлей вода» ещё с самого садика. Он помог Николаю устроиться на работу в популярную газету «Одесские новости» в качестве репортёра. В 1901 году в ней появилась первая статья, подписанная псевдонимом Корней Чуковский. Там он напечатал много статей на самые разные темы — о выставках картин, о философии, искусстве, писал рецензии на новые книги, фельетоны. Тогда же Чуковский начал писать дневник, который затем вёл всю жизнь. Когда выяснилось, что во всей редакции только один Корней знает английский язык, руководство предложило ему поехать в качестве корреспондента в командировку в Лондон. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. В Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.
Круг литературных интересов Чуковского продолжает расширяться. Теперь, кроме рецензий и переводов, он начинает писать стихи и даже роман в стихах. В сентябре 1904 года он вернулся на родину и стал выступать как литературный критик в Петербургских журналах и газетах. Окунувшись в события революции 1905 года, два раза он побывал на восставшем броненосце «Потёмкин». Затем уехал в Петербург и занялся там издательством сатирического журнала «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как А.И. Куприн, Ф.К. Сологуб. После четвёртого номера он был арестован за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней. С 1906 года писатель стал постоянным сотрудником журнала В. Брюсова «Весы». К этому времени он уже был знаком со многими видными деятелями русской культуры, подружился с известным художником И. Репиным, писателями А. Куприным, Л. Андреевым. Очерки о современных писателях составили книги «От Чехова до наших дней» (1908) и «Лица и маски» (1914). В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило его известность в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком. В 1908 году опубликованы критические очерки о писателях А.П. Чехове, К.Д. Бальмонте, А.А. Блоке, М.Горьком.
С 1917 по 1926 годы писатель трудился над работой о своём любимом поэте Некрасове, в 1962 году он получил за неё Ленинскую премию. Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году им был составлен сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», в 1924 году «Бармалей». Его стихи наполнены яркими необычными образами и словосочетаниями. В жизни Чуковского к началу 1930-х годов появилось ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933). Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: "Принципы художественного перевода" (1919), "Искусство перевода" (1930, 1936), "Высокое искусство" (1941, 1968). В 1967 вышла книга "О Чехове".
В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о М.М. Зощенко, Б.С. Житкове, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаке и многих других. На даче в Переделкине, где он постоянно жил в последние годы, и устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита, на даче в Переделкине.
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГЛАДКОВ, русский драматург –
105 лет со дня рождения (30.03.1912-11.04.1976)
Родился 17 (30) марта 1912 года в Муроме Владимирской губернии в семье инженера. С детских лет мальчику привили страстную любовь к театру и литературе, в том числе - к роману Льва Толстого "Война и мир". В 1925 году семья переехала из Мурома в Москву, где Александр Гладков окончил 9-ю советскую трудовую школу Хамовнического района и стал работать театральным журналистом.
Писатель начал публиковаться в 1928 году в газетах как театральный репортёр. Сдружился с А. Арбузовым, В. Плучеком, И. Штоком и другими впоследствии широко известными драматургами, режиссёрами и актёрами, в 1934-1937 годах работал в Театре им. Вс.Мейерхольда, которого считал своим учителем. Первая пьеса Гладкова - героическая комедия в стихах "Давным-давно" (другое название "Питомцы славы"), в основу которой положены эпизоды биографии героини Отечественной войны 1812 года, знаменитой «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, — была поставлена осенью 1941 года в осаждённом Ленинграде и принесла автору мгновенный и широкий успех (постановка 1943 года в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией). Пьеса соединила накал высокого патриотизма, историческую достоверность, живость в изображении характеров (как вымышленных, так и реальных), острую сценичность и проникновенный лиризм, она полна легко прочитываемых реминисценций, что сделало её одним из самых репертуарных произведений отечественного театра. Переведена на многие языки мира, послужила основой для популярной музыкальной комедии "Голубой гусар" (композитор Н. Рахманов), киносценария самого Гладкова, при участии режиссера Э. Рязанова, "Гусарская баллада" (1962).
Патриотическую тему борьбы с неприятелем, но уже на материале Великой Отечественной войны, драматург продолжил в драме "Бессмертный" (1941, в соавторстве с А. Арбузовым), драматических этюдах "Неизвестный матрос", "Нахал", "Новейший метод" (все 1942). Пьеса Гладкова "Новогодняя ночь" (1945; другое название "Жестокий романс") была осуждена постановлением ЦК ВКП(б) и официальной критикой как «слабая и безыдейная», уводящая в мир «фальшивых переживаний». За ней последовали пьесы "До новых встреч!" (1948 ей предшествовали арест и заключение Гладкова в 1948-1954 годах по обвинению в хранении антисоветской литературы), "Первая симфония" (1957), "Ночное небо" (1959), "Молодость театра" (1971), рассказывающая о московской театральной жизни 1920-х годов, и киноповесть "Бумажные цветы" (1961).
Тонкое историческое чутьё и вкус к стилизации проявились в киносценариях Александра Гладкова "Зелёная карета" (1967, о трудной судьбе актрисы Варвары Асенковой, адресата стихотворений Н.А. Некрасова "Офелия" и "Памяти А-ой"), "Невероятный Иегудиил Хламида" (1967 - о творческой юности М. Горького), в драме о Дж. Г. Байроне (1972, под названием "Смерть Байрона").
Гладков оставил ряд мемуарно-биографических произведений, книги "Встречи с Пастернаком" (1973), "Годы учения Всеволода Мейерхольда" (1979), "Виктор Кин" (1987), воспоминания об Ю. Олеше, К. Паустовском.
Умер Александр Константинович Гладков в Москве 11 апреля 1976 года.
ДЖОН АПДАЙК, американский писатель –
85 лет со дня рождения (18.03.1932-27.01.2009)
Родился 18 марта 1932 года в Рединге, до 13 лет жил в Шиллингтоне. Отец — Уэсли Рассел Апдайк — школьный учитель, мать — Линда Грэйс — писала рассказы.
В 1954 году окончил с отличием Гарвардский университет, где изучал английскую литературу, а также одногодичные курсы живописи в Художественной школе Рёскина. Оксфордского университета в Англии. В Гарварде Апдайк некоторое время был редактором сатирического журнала «Гарвардский пасквилянт». Вернувшись из Англии, два года проработал в журнале Нью-Йоркер, где и начал публиковать свои первые рассказы. Поселился в штате Массачусетс.
Первый опубликованный роман писателя («Ярмарка в богадельне») увидел свет в 1959 году. Литературная известность пришла быстро. В начале 1960-х гг. Апдайк становится одним из самых популярных писателей Новой Англии и с тех пор в среднем публикует по одной книге ежегодно. В журнале Нью-Йоркер он регулярно помещал свои рассказы, а в периодическом издании Нью-йоркский Обзор книг — литературные и художественные рецензии.
Ещё на студенческой скамье Апдайк, известный в молодости, как завсегдатай светских тусовок, женился на Мэри Пеннингтон, которая стала матерью его четырёх детей. Они развелись в 1974 году после 21 года брака. Болезненный опыт развода нашёл отражение в рассказе – «Слишком далеко, чтобы идти», увидевшем свет в 1979 году. К тому времени Апдайк женился на своей старой возлюбленной Марте Бернард, воспитывал её троих детей от предыдущего брака.
В 1959 году — первая повесть "Ярмарка в богадельне", затем сборник рассказов "Та же дверь" (1959), романы "Кролик, беги" (1960) и "Кентавр" (1963, перевод на русский 1965), сборники рассказов "Перья голубя" (1962) и "Музыкальная школа" (1966), сборник стихов "Телефонные столбы" (1963), повесть "На ферме" (1965, переведено на русский 1967).
В 1960 году выходит первый том так называемой Тетралогии о Кролике. «Кролик, беги» 1960-год, «Кролик исцелившийся» 1971-год, «Кролик разбогател» 1981-год, «Кролик успокоился» 1990-год и «Воспоминания о Кролике» 2001-год. В этой серии Джон Апдайк описывал жизнь Гарольда Рэбита Ангстрема – от дней его молодости и до смерти. Жизнь жителя провинциального городка. Кролик, страстный баскетболист, пытается восстать против рутины своего окружения. Однако по мере продвижения по социальной лестнице и увеличения материального благополучия он свыкается с монотонностью своего абсурдного существования. Благодаря тонким наблюдениям, содержащимся в романах, Апдайку удаётся не только нарисовать портрет среднестатистического американца, но и дать картину общественно-политического развития США начиная с 60-х годов. За роман «Кролик разбогател» и «Кролик успокоился» американский писатель удостоился Пулитцеровской премии.
Роман Супружеские пары (1968) стал бестселлером. Местом действия снова оказывается маленький городок в Новой Англии, который захлёстывает волна сексуальной революции. Свои основные темы (религия) Апдайк продолжает развивать и в таких романах, как «Месяц воскресений» (1975) и «Версия Роджера» (1976). Романы, а также критика современного общества и его нравов принесли ему славу христианского писателя. Однако те произведения, где он иронически писал об эмансипации — например «Иствикские ведьмы» (1984) о трёх современных «ведьмах» — женщинах в разводе, которые попадают в историю с «чёртом», столичным холостяком, — были приняты публикой весьма сдержанно. В романе «S» (1988) состоятельная дама бежит от мужа и вступает в религиозную секту.
Произведениям Апдайка присущи пристальное внимание к душевному облику современников, незаурядное стилистическое мастерство в передаче тусклости, пустоты, эгоцентризма буржуазного общества.
Джон А́пдайк умер 27 января 2009 года на 77-м году жизни в своём поместье в штате Массачусетс. Причиной смерти стал рак лёгких.
ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ МАКАНИН, русский писатель-
80 лет со дня рождения (13.03.1937)
Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семен Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. При этом к моменту рождения сына семья обитала в бараке. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны нехваток и лишений. Нередко приходилось жить впроголодь. Память об этой поре часто всплывает на страницах произведений писателя.
После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Владимир окончил среднюю школу, проявив хорошие способности к физике и математике. После этого он отправился в Москву и поступил в МГУ (Московский государственный Университет) на механико-математический факультет. Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки» разбавляли череду высших баллов), будущий писатель отработал пять лет в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Будни «почтового ящика» — математические расчёты, командировки на полигоны, соперничество отделов и лабораторий – послужили материалом для дебютного романа Маканина «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.
Но ещё раньше, в 1964 году, страсть к литературе пересилила тягу к математике и практическим соображениям. Маканин оставил свою инженерную профессию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Для многих людей с техническим образованием это был тогда легальный способ переместиться в гуманитарно-творческую сферу – примерно в одно время с ним на этих курсах учились Андрей Битов и Тимур Пулатов.
По окончании курсов, в 1971 году писатель поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 году Маканин попал в серьезную аварию и получил тяжёлую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. С помощью врачей и собственными усилиями он сумел справиться с последствиями травмы. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо», но их отголоски можно найти и в других его произведениях.
Следующий сборник Владимира Маканина, «Повесть о Старом посёлке» (1974), в основном благодаря его заглавной повести, стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение — по меньшей мере на ближайшие двадцать лет. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком её суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.
Такой подход, явственно, хоть и без вызова, отклонявшийся от соцреалистической магистрали, Маканин искусно и изобретательно воплощал в своих многочисленных повестях, романах и рассказах 70-х — 80-х годов. Они составили сборники «Старые книги» (1976), «Портрет и вокруг» (1978), «Ключарев и Алимушкин» (1979), «В большом городе» (1980), «Голоса» (1982), «Предтеча» (1983), «Река с быстрым течением» (1983), «Где сходилось небо с холмами» (1984), «Человек свиты» (1988) и многие другие.
Произведения Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными. Но по этой же причине журналы, жаждавшие актуальности, мало интересовались его вещами, и творчество Маканина долгое время не попадало в фокус внимания ведущих критиков и в эпицентр громких дискуссий.
У него сложилась прочная, хоть и обманчивая репутация добротного «бытовика», изобразителя и аналитика поведения типичных героев в типичных обстоятельствах. Подспудная работа Маканина по деконструкции «большого советского нарратива», по выявлению парадоксальных и часто безотрадных констант человеческой природы и существования мало кому была тогда понятна. Он не входил в группы и обоймы, не примыкал к популярным течениям, не рвался на трибуны и телеэкраны. Писатель усвоил жизненно-творческий стиль и повадку одинокого литературного волка.
С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», в которых довольно едко критиковал слабости «шестидесятников», спустя четверть века снова устремившихся в центр общественной жизни. Повести вызвали бурные полемические отклики. Сам писатель в этот период тоже «вышел из тени», хотя по-прежнему чуждался публичной шумихи. В 1985 – 1991 годы он был членом правления СП РСФСР. С 1989 года Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра. При этом он сохранял репутацию «неприсоединившегося», не участвующего в лютых разборках того времени, будь то идеологических или сугубо групповых.
В произведениях 90-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счёты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приёмов.
В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, пораженного кризисом культуры. Герой романа, не пишущий писатель, на собственном экзистенциальном опыте исследует опасности отказа от моральных ценностей и норм, сформированных литературой, Словом… В «Андеграунде», как и в других произведениях этого периода, достигается эффект необычайной насыщенности, «фактурности» текстовой ткани.
В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» вызвал культурный шок и навлёк на Маканина обвинения в старческом эротизме (основанные, конечно, на поверхностном прочтении этого очень своеобразного произведения). «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал эмоционально заряженные споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.
Впрочем, это, конечно, не первая награда писателя. Маканин – лауреат премии «Русский Букер» (1993), Пушкинской премии Фонда А. Тепфера (ФРГ) за 1998 год, Государственной премии РФ за 1999 год.
Книги Маканина переведены более, чем на два десятка языков, в том числе на английский, испанский, итальянский, польский, шведский, французский, китайский, японский…
Последние на данный момент опубликованные произведения писателя – повесть «Ночь, запятая, ночь» (2010) и «драма-роман» «Две сестры и Кандинский» (2011).
Владимир Маканин женат, у него две дочери и несколько внуков. Он живет в Москве, и продолжает свой творческий путь.
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН, русский писатель –
80 лет со дня рождения (15.03.1937-14.03.2015)
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области. В 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1955 году познакомился с А. Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связывали близкие дружеские и творческие отношения. 30 марта 1957 года в газете «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина — «Скучать совсем некогда». После окончания университета (1959) оставлен на работе в газете. В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лёшки…». В 1958—1966 годы занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске.
В 1965 году принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей; здесь произошла встреча с В. Чивилихиным - которого писатель считает своим «крёстным отцом в литературе». В 1965 году был издан сборник рассказов — «Человек с того света». В 1966 году вышло сразу три сборника очерков, посвящённых освоению Сибири, жизни геологов и строителей: «Край возле самого неба», «Костровые новых городов» и «Продаётся медвежья шкура». В них своеобразным образом переплетались мотивы трагизма и героики будничной реальности и лирики, переживания отдельной личности и образ народа-строителя. Наиболее интересными были рассказы Распутина из сборника «Край возле самого неба». В рассказах о жителях Саян — тофаларах впервые в творчестве Распутина появились образы старых мудрых женщин, умеющих жить в гармонии с совестью и окружающей жизнью.
В 1967 году опубликован рассказ «Василий и Василиса», посвящённый трагедии отчуждения двух любящих людей. Эта история была воссоздана с удивительным тактом и осторожностью, психологической тонкостью и достоверностью. Сквозь грустную историю разрушения семьи просвечивала в отдельных деталях история послевоенной жизни русской деревни. В 1967 году в альманахе «Ангара» (№ 4) опубликована повесть «Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы. В 1968 году она появилась отдельным изданием с послесловием Ф. Кузнецова «Писатель родился». Сюжет повести достаточно прост: у продавщицы деревенского магазина обнаружена недостача в тысячу рублей, и её муж Кузьма пытается по родственникам и знакомым собрать эту огромную для послевоенной деревни сумму, чтобы спасти от тюрьмы жену — мать четверых детей. Если сама Мария замыкается в своём горе, то Кузьму беда гонит по людям и дорогам, ввергая в состояние безысходности и отчаяния. Главное содержание повести составляют встречи Кузьмы с разными людьми, размышления его о жизни, сны, перемешанные с явью. Сквозь реалистически суровое и строгое описание этих событий проступают в повествовании черты притчи, рассказывающей о том, как нарушились в деревне исконные традиции коллективного бытия, как очерствел человек, не желающий поставить себя на место попавшего в беду. Главным средством раскрытия характера героя, начиная с этой повести, стал у Распутина внутренний монолог, который нередко переходит в несобственно-прямую речь автора. Внутреннюю композицию повести определяет чередование двух временных планов — прошлого и настоящего, сопоставлением которых определяется характер опасного этического сдвига в народной среде. Особую поэтическую глубину придают повестям Распутина картины природного мира, а также элементы недосказанности, иррациональности, тайны, народно-поэтической мифологии. В 1970 году в журнале «Наш современник» (№ 7, 8) появилась повесть Распутина «Последний срок», которая принесла широкую известность автору. Рассказ о последних днях умирающей старухи Анны, к которой съехались её взрослые дети, воссозданный в реалистической конкретности и точности, перерастает в философско-поэтическое размышление о смерти простой женщины, исполнившей свой материнский и трудовой путь с жертвенной добротой и ощущением красоты. Критика эту повесть Распутина называла «поэмой о смерти крестьянки». В 1972 году появляется в печати почти не замеченная критикой очерковая повесть «Вниз и вверх по течению», герой которой — писатель Виктор — совершал паломничество из города к местам своего деревенского детства. В. Астафьев писал о ней: «Завершив очень важный начальный этап в работе, он как бы отошёл чуть в сторону, чтобы взглянуть на ту дорогу, какую он сам себе торил. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина — «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А. Вампилова. Маленький герой рассказа — 11-летний мальчик — сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
В 1974 году в журнале «Наш современник» (№ 10, 11) была напечатана повесть писателя «Живи и помни» — одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в её природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире. Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колёсами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя.
В журнале «Наш современник» (1982. № 7) напечатаны рассказы «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Не могу-у…», «Наташа», открывающие новую страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души. Философско-публицистическая повесть Распутина «Пожар» (1985) сюжетно продолжает «Прощание с Матерой». Но герои живут в посёлке после переселения из затопленной, подобно Матере, деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу.
Долгое время Распутин не обращается к художественному творчеству, работает как публицист. В конце 80-х — начале 90-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д. С.Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»). В середине 90-х в журналах «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди — пытаются осмыслить новую жесткую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Сквозь элементы церковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к Православию.
На учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 года был избран членом Координационного Совета и членом Президиума КС НПСР.
Умер писатель 14 марта 2015 года в Москве.