Декабрь

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН, историк, писатель                                                       250 лет со дня рождения  (1.12.1766 – 22.5.1826)

      Родился  1 декабря 1766 года в родовом поместье Знаменское, недалеко от Симбирска в богатой дворянской семье. Его род происходил от крымских татар, отец был средним помещиком, офицером в отставке, мать умерла, когда Николай Михайлович был еще совсем ребёнком. Его воспитанием занимался отец, привлёк также гувернёров и нянек. Карамзин провёл в имении всё детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери.
   Начальное образование получил дома. Сначала Карамзин поступил в дворянский пансион в г. Симбирске, а в 1778 году отец пристроил его в армейский полк, что дало Карамзину возможность учиться в самом престижном Московском пансионе при Московском университете. Заведовал пансионом  И.И. Шаден, под его чутким руководством Карамзин изучал гуманитарные науки, а также посещал лекции в университете.
   В 1782 году отец настоял, чтобы сын попробовал себя на военной службе, поэтому на два года Николай оказался в гвардейском Преображенском полку. Поняв, что карьера военного ему совершенно не интересна, он выходит в отставку. Не испытывая нужды заниматься нелюбимым делом  начинает заниматься тем, что ему интересно – литературой, сначала в качестве переводчика, потом пробует себя в качестве автора.
   Карамзин был очень известен в светском обществе: он знакомится с самыми разными людьми, заводит массу полезных связей, входит в масонское общество, а также начинает работать на литературном поприще. Николай Михайлович активно участвует в развитии первого детского журнала в России "Детское чтение для сердца и разума". В 1789 году писатель отправился в большое путешествие по Европе, во время которого  встретился с Э. Кантом, побывал в разгар Парижской революции и стал свидетелем падения Бастилии. Большое количество европейских событий позволили ему собрать большое количество материала для создания "Писем русского путешественника", которые сразу же приобретают огромную популярность в обществе и принимаются "на ура" критиками.
    По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась  его  повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
 В 1803 году Николай Михайлович  был замечен самим императором Александром I и был назначен историографом для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. Историк  приступает к работе над огромным трудом всей своей жизни "Историей государства Российского", оказавшим значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющим видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Стоит отметить, что при составлении этого монументального труда Карамзин выступал за сохранение всех порядков, показывал свой консерватизм и сомнения относительно любых государственных реформ.
В 1810 году писатель получил орден Святого Владимира III степени, шестью годами позже получил высокий чин статского советника и стал кавалером ордена Святой Анна I степени. Через два года свет увидели первые 8 томов "Истории государства Российского", сочинение было мгновенно распродано, много раз было переиздано, а также переведено на несколько европейских языков. Николай Михайлович  был приближённым императорской семьи, а потому высказывался за сохранение абсолютной монархии. Этот грандиозный труд лежал в основе практически всех последующих фундаментальных трудов по истории России. Свой огромный труд он так и не закончил, XII том был издан уже после  смерти Н.М. Карамзина.
     Умер писатель 22 мая 1826 года  от простуды, которую получил, проведя весь день на Сенатской площади в Петербурге во время восстания декабристов.
    Похоронен  в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

НИКОЛАЙ  АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ, русский поэт                                                               195 лет со дня рождения  (1821-1877)

Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился (28 ноября (10 декабря) 1821года в Винницком уезде  Подольской губернии в городе  Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец - поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов, которого не миновала семейная слабость Некрасовых  - любовь к картам:  дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние. Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская, красивая и образованная дочь богатого посессионера Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери Николай  посвятил целый ряд стихотворений - «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях - глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери - главный положительный герой некрасовского поэтического мира. Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей - отца и сестры. Отец выступит в роли деспота семьи, необузданного дикаря-помещика. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.
  Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнёво Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года.  Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр). В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством. В 16 лет юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет. Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк. Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого,  познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Но экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год проучился в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Ужасная нужда только закалила его характер.
   После нескольких лет лишений, жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду» и в «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах. Его ранние стихи и проза отмечались романтической подражательностью и во многом подготовили дальнейшее развитие некрасовского реалистического метода. В 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки», но книга начинающего поэта совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно Н. В. Гоголю, стал также скупать и уничтожать «Мечты и звуки». Вскоре он обратился к юмористическим жанрам: таковыми были балагурная поэма «Провинциальный подьячий в Петербурге», водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», мелодрама «Материнское благословенье, или бедность и честь», повесть о мелких петербургских чиновниках «Макар Осипович Случайный». Начав активно заниматься издательской деятельностью, он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846), в которых дебютировали Д. В. Григорович,    Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Большой успех имел «Петербургский Сборник», в котором были напечатаны «Бедные люди» Достоевского.
  Особое место в  творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Роман был начат в 1843 году и создавался на пороге творческой зрелости писателя, что проявилось как в стиле романа, так и в самом содержании. Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года-январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу журнала - «Отечественные записки», оставила редактора А.А.Краевского и присоединилась к писателю. В «Современник» также перешёл и В.Г. Белинский, он передал Николаю часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851).
  В  цикле стихотворений, созданных в самом начале 60-х годов («Знахарка», «На Волге», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская»), писатель  выступал как выразитель народных дум и чаяний, горя и радости. В стихотворении «Поэту» (Памяти Шиллера), являющемся одной из важнейших эстетических деклараций Некрасова, создан идеальный образ поэта-романтика. В 70-е годы Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к «Дедушке» (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Писатель сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой. Поэма «Русские женщины» (1872-1873), воспевавшая подвиг жён декабристов, состоит из двух частей: «Княгиня Волконская» и «Княгиня Трубецкая». В «Княгине Трубецкой» повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В «Княгине Волконской» темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название  «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл.
На всех этапах развития творчества Николая Алексевича одно из важнейших мест в нём занимала сатира, тяготение к которой наметилось ещё в 1840-х годах. Эта тяга к острокритическому изображению действительности привела к появлению целой серии сатирических произведений. Поэтом создавались новые жанры, он писал стихотворные памфлеты, поэмы-обозрения, обдумывал цикл «клубных» сатир. Ему удавалось искусство социальных разоблачений, умелое и тонкое описание самых злободневных вопросов. В то же время он не забывал про лирическое начало, умел легко переходить от задушевных интонаций к приёмам колючего стихотворного фельетона.  Однако главной работой Некрасова,  начавшейся в 1860 году, стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в пореформенные годы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства.
   В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника -  неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время  жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность.
   Умер писатель  8 января 1878 г. (27 декабря 1877 года по старому стилю), в Петербурге.  

ФЛОБЕР  ГЮСТАВ, французский писатель                                                                               195 лет со дня рождения    (1821-1880)

    Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат.  Детство писатель провёл безрадостно в тёмной квартире врача. Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании Флобер впервые напечатал свой первый публичный текст.
   В 1836 году писатель встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую страсть он пронёс через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств». Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своём творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права. Там он вёл богемную жизнь, встречался со многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 году после первого эпилептического удара. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.
  В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.
  Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.
  Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. В это время у писателя уже начались проблемы с деньгами  и  здоровьем.  Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным.  Подготовительный период работы над романом «Саламбо»  потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Этот исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н. э.,  появился в 1862 году.
 Работа над третьим романом Г. Флобера «Воспитание чувств», насыщенном социальными проблемами,  началась в сентябре 1864 года и закончилась в 1869 году.  В произведении описываются европейские события 1848 года. Также в него вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюблённость. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.
  В 1877 году писатель публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным. С 1877 по 1880 год он занимался редакцией произведения «Бувар и Пекюше».  По стилю роман схож с произведениями Бальзака. Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.
  Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.     Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».
  Умер Гюстав Флобер в Круассе 8 мая 1880 года.

АЛЕКСАНДР  АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ, писатель                                                                115 лет со дня рождения  (1901-1956)

     Родился 24 декабря 1901 года в городе Кимры Тверской губернии в семье профессиональных революционеров. Был крещён в кимрском Покровском соборе. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край, где прошли детство и юность Александра. С 1912 по 1918 годы Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.
  Ещё учась во Владивостокском  училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков. В 1918 году вступил в РКП(б) и принял партийный псевдоним Булыга. Стал партийным агитатором. В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан. В 1919 - 1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады. В 1921 - 1922 годах учился в Московской горной академии. В 1921 году в качестве делегата Х съезда РКП(б) принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.
 Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. Роман принёс молодому писателю славу и признание, но после этого произведения он уже не мог уделять внимание только литературе, став видным  и общественным деятелем. Действие ранних произведений - романов «Разгром» и «Последний из Удэге»- происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты. Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941г., не закончен). Также писатель известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.
 Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.  Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда». Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП.  Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику.
«Писательский министр», как называли Фадеева в течение почти двух десятилетий, фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Чёрная металлургия» так и остался незавершённым. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.
В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в органе ЦК КПСС газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом». В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М. А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей. Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию.
   Покончил жизнь самоубийством,  застрелившись из револьвера на своей даче в Переделкино 13 мая 1956 г. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить.
   Похоронен на  Новодевичьем кладбище.