Январь

   ШЕСТИДЕСЯТНИК - ВОИН        

Гранин Даниил Александрович (Герман), писатель

 95 лет со дня рождения   

   Появился на свет 1 января 1919 года в СССР, в Курской области, в селе Волынь. Имеет российское гражданство. Настоящая фамилия писателя Герман.Писательским творчеством Даниил Александрович Гранин начал заниматься с 1949 года. Писал романы, рассказы, повести. За общественные заслуги в 1989 г. ему было присвоено звание Героя соцтруда. В 1976 г. он получил Государственную премию СССР. В 2001 году - Государственную премию РФ. Неоднократно он получал премии Президента Российской Федерации в области искусства и литературы, а также другие, в том числе литературную Бунинскую и премию Гейне, а также международную премию за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтики.
  Даниил Александрович Гранин награжден орденом Андрея Первозванного, двумя орденами Ленина, а также орденами Красного Знамени, Красной Звезды, трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Отечественной войны II степени, Дружбы народов, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
   С 2005 года он является Почетным гражданином города Санкт-Петербурга, Почетным членом Российской академии художеств, офицером ордена «За заслуги перед ФРГ». Именем Даниила Гранина названа малая планета Солнечной системы.
   Родился Даниил Александрович в семье лесника Германа Александра Даниловича. Мать - Анна Бакировна Герман. После окончания в 1940 году Ленинградского политехнического института, факультета электромеханики, он поступил на работу на Кировский завод. Когда началась война, записался в народное ополчение, сражался на Луховском рубеже, на Пулковских высотах. Был направлен в танковое училище города Ульяновска, которое успешно окончил. Затем сражался в танковой дивизии, был командиром роты тяжелых танков.
   В 1942 году Даниил Александрович стал членом КПСС. После окончания войны работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.
   В восьмидесятые - девяностые годы Гранин неоднократно избирался народным депутатом. Будучи членом редакционной коллегии «Роман-газеты», он помог сделать достоянием читающей публики замечательные произведения писателей-эмигрантов и незаконно репрессированных авторов, долгие годы находившиеся под запретом. В 1993 году он принял участие в написании «Письма сорока двух»; помогал созданию общества «Милосердие» в Санкт-     Петербурге, был избран президентом Общества друзей Российской национальной библиотеки, членом Всемирного клуба петербуржцев, председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева.
  Далее биография Даниила Александровича Гранина рассказывает о его творческом пути. В печати он появился в 1949 году. Основная тема литературных поисков писателя - жизнь талантливых ученых, пытающихся продвигать научные открытия, могущие принести пользу людям, несмотря на сопротивление бюрократов. Эти проблемы были известны ему лично, так как он сам был ученый и имел много друзей-ученых, которые рассказывали ему о своих проблемах. Проблемы российской науки глубоко волновали Даниила Александровича.
   В 1949 году были изданы его произведения: «Победа инженера Корсакова», «Вариант второй», в 1951 году - «Ярослав Домбровский», в 1956 году - «Собственное мнение».
  Им написаны такие замечательные романы, как «Искатели» (в 1954 г.), «Иду на грозу» (в 1962 г.), «После свадьбы» (в 1958 г.). Эти романы неоднократно ставились в театрах, по ним были сняты фильмы, поскольку поднятые в них темы были очень злободневны для того времени.
   В 1962 году Граниным напечатано «Неожиданное утро», в 1967 - «Примечания к путеводителю» и «Дом на Фонтанке», в 1968 году - «Наш комбат» и «Два лика».
Об ученых-биологах Граниным были созданы произведения «Эта странная жизнь» (в 1974 году) и «Зубр» (в 1987 году). Здесь отразились существовавшие в нашей стране преграды для развития науки генетики, проблема нравственного выбора ученого.
   Совместно с А.М. Адамовичем Граниным была написана «Блокадная книга» (в 1977-1981 гг.). Это историческое произведение, в нем отражаются страдания нашего народа во время Великой Отечественной войны.
Начав размышлять об истории и судьбе родной станы, писатель также создает роман «Картина» (в 1979 году) и повесть «Неизвестный человек» (в 1990 году).
   В 1994 году он опубликовал шпионский роман «Бегство в Россию». В нем продолжается тема нравственности ученого. Автор рассказывает об ученом, занимающемся ядерной физикой.
   «Причуды моей памяти» повествует о тяжелых временах послевоенного восстановления народного хозяйства и сталинских репрессиях. В книге есть и трагичные, и сатирические моменты.
   Сборник «Запретная глава» включил в себя большинство его последних повестей, в которых описывают проблемы современной жизни.
Одно из последних его произведений о современных политических проблемах - эссе «Страх». Оно вызвало многочисленные дискуссии среди читателей.
   Даниила Гранина высоко оценено нашими читателями. По его произведениям снято одиннадцать фильмов.
Автор продолжает трудиться во имя своих соотечественников, создавая бессмертные литературные произведения и помогая разглядеть и разрешить существующие проблемы общества.
 
Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гранина Даниила Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.
 

   "ЛЮБОВЬЮ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ..."  

 Щипачев Степан Петрович (1899 - 1979), поэт. 
    115 лет со дня рождения
   Родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 н.с.) в деревне Щипачи Екатеринбургской губернии в крестьянской семье. Рано осиротев, с детских лет батрачил, был приказчиком в лавке, рабочим на приисках. 
 В 1919 - 31 служил в Красной Армии, был красноармейцем, курсантом, политработником. СтихиЩипачева печатались в листовках, местных газетах. В 1923 в Симферополе вышел первый сборник его стихов "По курганам веков". В 1931 - 32 - сборники "Одна шестая" и "Наперекор границам". 
     В 1934 окончил литературное отделение Института Красной профессуры. 
    В середине 1930-х поэзия Щипачева приобретает лирические интонации. Лучшие сборники этих лет - "Под небом Родины моей" (1937) и "Лирика" (1939). В 1939 Щипачев участвует в освобождении Западной Украины. 
    В годы Отечественной войны работал во фронтовой печати. В 1942 публикует сборник "Фронтовы "Строки любви".  
    В 1958 пишет автобиографическую повесть о детстве - "Березовый сок". 
   В 1960-е создает поэмы "Наследник" (1965), "Звездочет", "Сцена - шар земной" (1967), "Песнь о Москве" (1968) и др. 
   Книга стихов "Товарищам по жизни" вышла в 1972. В 1973 было издано собрание сочинений С.Щипачева в трех томах. Умер С.Щипачев в Москве в    1979.
 

    ВСАДНИК,СКАЧУЩИЙ ВПЕРЕДИ    

 Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович (1904 - 1941), прозаик

   110 лет со дня рождения

   Родился 9 января (22 н. с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

   Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине").

   В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приему литературного мастерства.

   Лучшими своими сочинениями он считал повести "P. B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда". Когда началась вторая мироваявойна, писатель стал вновь в ряды армии, отправясь на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

   Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович (09.01.1904. Льговский рабочий поселок - 26.10.1941, близ Канева, Украина), писатель. В 15 лет примкнул к большевикам и в 1919 вступил в Красную армию. Быстро стал помощником командующего красными партизанами, действовавшими в районе Арзамаса. Затем командовал отрядом (полком). Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. По воспоминаниям, отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. С времен Гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.

   Автор произведений о романтике революции "РВС" (1926), "Школа" (1930), "Военная тайна" (1935). Его повесть "Тимур и его команда" (1940) стала классикой. Считался одним из основоположников советской детской литературы. Стал одной из ключевых фигур советской пропаганды, вокруг него были созданы легенды, не имевшие ничего общего с действительностью. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составили десятки миллионов экземпляров. После начала перестройки его творчество стало пересматриваться, и сейчас он практически забыт и больше стал известен его внук Егор Тимурович Гайдар.

   СКАЗОЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕР      

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879–1950), русский писатель

   135 лет со дня рождения

   Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве – в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях. 
   До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций.

   С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в свердловской «Крестьянской газете».

   Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах.

   В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников»-приказчиков, так и простых мастеровых.

   Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства.

   В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами."От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.).

   Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант – и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

   Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, – говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование.

   Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.