Октябрь

СЕРГЕЙ ТИМОФЕВИЧ АКСАКОВ,  писатель
225 лет со дня рождения  (1791- 1859)
 
   Родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцания Аксакова.
   После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А. С. Шишков, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н. М. Карамзина.
   В. Г. Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.
   2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О. С. Заплатиной и уехал в своё заволжское имение - деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец - Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню.
Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова- Иван так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному - вот отличительные свойства этой замечательной женщины».
   В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.
   Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трёх поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX вв. Далёкий от салонно-политической борьбы 40-50-х гг. XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую уверенность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада.
   Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые тёмные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н. А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».
Несмотря на подобную критику, дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.
   Умер 12 мая 1859 г. в Москве.
 
ФЁДОР  ИВАНОВИЧ ПАНФЁРОВ (псевдоним - Марк Солнцев), писатель
120 лет со дня рождения  (1896-1960)
 
   Родился 20 сентября (2 октября) 1896 года в селе Павловка (ныне Ульяновской области) в семье крестьянина-бедняка. Учился в Вольской учительской семинарии.
 В 1923-25 годах учился в Саратовском университете. Первый рассказ «Перед расстрелом» опубликован в 1918 году.
   Ф. И. Панфёров входил в руководство РАПП. Автор пьес для крестьянских театров «Дети земли» (1920), «Пахом» (1923), «Мужики» (1924), «Бунт земли» (1926), «Развал» (1926), «Урод», «Стальной конь».
   Наибольшую известность получил как автор монументального романа «Бруски» (книги 1-4, 1928-1937).
   В 1924-31 гг. Панфёров редактировал «Крестьянский журнал». С 1931 года - главный редактор журнала «Октябрь». Был снят с поста на 3 года в 1954-56 годах - за публикацию критической рецензии П. П. Вершигоры.
   Член ВКП(б) с 1926 года. В 1941 году исключался из ВКП(б) за отказ выехать на фронт в качестве военного корреспондента.
   Написал трилогию о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир» (1945-47), «В стране поверженных» (1948), «Большое искусство» (1954). Развитие сельского хозяйства в послевоенные годы - в центре трилогии «Волга-матушка река» (романы «Удар» (1953), «Раздумье» (1958) «Во имя молодого» (1960)). Автобиографическая повесть «Родное прошлое» (1956).
   Депутат ВС СССР 2—5 созывов с 1946 года. Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949).
   Ф. И. Панфёров умер 10 сентября 1960. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
ЕВГЕНИЙ  ЛЬВОВИЧ  ШВАРЦ, писатель, драматург
120 лет со дня рождения(1896 – 1958)
 
   Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916 гг.).
   В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.
   В конце 20-х - 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937), «Первоклассница» (1948).
   Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.).
   Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.).
   В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии).
   В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.).
   По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.),«Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.
Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.
 
ЮЛИАН СЕМЕНОВИЧ СЕМЁНОВ (ЛЯНДРЕС), писатель, сценарист, журналист
85 лет со дня рождения (1953 – 1993)
 
    Родился 8 октября 1931 года в Москве.
   В 1953 году окончил Институт востоковедения, затем занимался в МГУ научной работой, преподавал язык пушту (помимо восточных языков пушту и дари он владел также несколькими европейскими языками) и одновременно учился там же на истфаке.
    С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене», причём художественное творчество писателя начиналось вовсе не с приключенческих романов - первые новеллы носили психологический характер («Дождь в водосточных трубах», «В горах моё сердце», «Прощание с любимой женщиной» и другие).
    Юлиан Семёнов навсегда вошёл в отечественную литературу благодаря своим остросюжетным детективным повестям: «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить», и роману «Майор «Вихрь». Все эти произведения были экранизированы. Но самым известным, также благодаря экранизации, стала одна из тринадцати повестей Юлиана Семёнова о Штирлице - «Семнадцать мгновений весны».
   В 1960 году стал членом Союза писателей СССР. В 1962-1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва», затем работал за рубежом корреспондентом «Литературной газеты» (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская Америка).
   В 1986 году Юлиан Семёнов стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором издания «Детектив и политика». В 1989 году стал создателем, редактором и автором альманаха «Совершенно секретно» и одноимённой телепередачи.
   Принял активное участие в перестройке, написал ряд политически направленных, обличающих сталинизм произведений: «Репортер», «Тайна Кутузовского проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38».
   Секретарь правления Союза писателей СССР.
   Вице-президент общества дружбы «СССР - Аргентина».
   Член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки.
   В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились остросюжетные пьесы и детские спектакли.
   В 1992 году, когда Ю. С. Семёнов уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б. Ливанов, уникальный театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды помещения.
   После внезапного инсульта, случившегося в 1990 году, Семенов оказался прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог.
   Умер Юлиан Семёнов 5 сентября 1993 года в Мухалатке (Крым, Украина). Прах писателя развеян над Чёрным морем. В Москве на Новодевичьем кладбище установлен кенотаф.
 
АНАТОЛИЙ  ИГНАТЬЕВИЧ  ПРИСТАВКИН, литературный деятель
85 лет со дня рождения (1931 - 2008)
 
   Родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шёл 10-й год. Отец ушёл на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны - в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе.
   Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском.
   В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии поступил в Литературный институт имени М.Горького  (закончил в 1959 году), участвовал в семинаре поэта Льва Ошанина.
   В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве - он написал пьесу, потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.
   В 1958 году напечатал цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность», которые впоследствии были переведены на многие языки.
   Вскоре Анатолий Приставкин едет на строительство Братской ГЭС и на долгие годы связывает свою судьбу и творчество с Сибирью. Работает в бригаде бетонщиков, одновременно являясь корреспондентом «Литературной газеты».
   В эти годы пишет документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967).
    Вернувшись в Москву, Приставкин продолжает «сибирскую» тему, пишет очерки о строительстве БАМа. За повесть «Ангара-река» ему присвоили премию Союза писателей СССР.
    В 1961 году становится членом Союза писателей СССР.
   В начале 80-х написал повесть «Ночевала тучка золотая», за которую был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР /1988/. В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, - мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть получила и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
   Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнажённой правде повесть «Кукушата», ставшая последней частью трилогии, включающей в себя повести «Солдат и мальчик» и «Ночевала тучка золотая». За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию.
   В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошёл в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».
   Являлся секретарём Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра.
   В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени А. Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
   Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ, подготавливал аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам принятия актов амнистии и помилования.
   Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день - последний день творенья», «Вагончик мой дальний».
    Автор около 30 книг.
   В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый».
    Умер 11 июля 2008 года в Москве.