Сентябрь

ГЕРБЕРТ  ДЖОРДЖ   УЭЛЛС, английский писатель-фантаст
150 лет со дня рождения (1866 -1946)
 
 Родился 21 сентября 1866 года в Бромли, пригороде Лондона. Его отец (Джозеф Уэллс) был лавочником и профессиональным крикетистом, мать (Сара Нил) экономкой. Образование получил в классической школе Мидхерст и в Кингз-колледже Лондонского университета (окончил в 1890 году).
   К 1891г. получил два учёных звания по биологии, с 1942 - доктор биологии.
  Четырнадцатилетний Герберт Уэллс, надеявшийся стать учёным, вынужден был работать уборщиком и кассиром. Затем Герберт работал лаборантом в аптеке, служил учителем начальной школы. Тем не менее, ценою упорных занятий ему удалось сдать экзамены на стипендию в высшее учебное заведение, готовившее преподавателей естественных и точных наук.
 В 1893 году профессионально занялся журналистикой. Его статьи и очерки появлялись в периодической печати. Часть из них впоследствии вошла в сборник «Избранные разговоры с дядей», вышедший в 1895 г.    В том же году был напечатан его научно-фантастический роман «Машина времени», а вскоре - сборник новелл «Украденная бацилла и другие происшествия». Эти произведения принесли  молодому Уэллсу широкую известность.
   С началом Первой мировой войны у писателя наступил тяжёлый творческий кризис. В начале войны Уэллс опубликовал серию статей, посвящённых проблемам военного времени. Затем они вышли отдельной книгой под заглавием «Война, которая покончит с войнами». Эта книга отражала настроения широких слоёв интеллигенции. Из публицистических работ Уэллса данного периода можно выделить книгу «Россия во мгле», представляющую собой запись впечатлений, которые вынес Уэллс после его кратковременной поездки в Петроград и Москву осенью 1920 года.  
   Во время пребывания в Москве Уэллс был принят Владимиром Лениным и беседовал с ним. Период творческого кризиса Уэллса затянулся почти до конца двадцатых годов.
  В 1926г. вышел роман «Мир Вильяма Клиссольда», в 1928г. опубликованы романы «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» и трактат «Открытый заговор». Одной из самых удачных работ Уэллс считал «Труд, богатство и счастье рода человеческого», вышедшую в 1932 г.
   В 40-е годы были опубликованы:  «Остров доктора Моро», «Царство муравьёв», «Страна Слепых», «Война миров»,  «Машина времени», «Человек-невидимка», «Волшебная лавка».
   Во время Великой Отечественной войны писатель выступал в поддержку Советского Союза.
   На протяжении творческой жизни Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире и пр., 3 книги для детей и автобиографию.
   Умер Герберт Уэллс 13 августа 1946 года в Лондоне.
   Согласно завещанию, после кремации два сына, находясь на острове Уайт, развеяли прах писателя над Ла-Маншем.
   Уэллс оставил после себя большое творческое наследие. Его романы, рассказы, многочисленные публицистические работы очень разнообразны как по тематике, так и по жизненному материалу, привлекавшему внимание писателя.
 
РУВИМ  ИСАЕВИЧ  ФРАЕРМАН, советский детский писатель
125 лет со дня рождения (1891-1972)
 
    Родился 10 (22) сентября 1891, в Могилёве, в бедной еврейской семье.
  В 1915 г. окончил реальное училище. Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Работал счетоводом, рыбаком, чертёжником, учителем. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке (воевал в партизанском отряде Якова Тряпицына). Участник Николаевского инцидента. Работал редактором в якутской газете «Ленинский коммунист».
   Приехав в 1921 году в Москву на республиканский съезд, Фраерман решил обосновать тут свою новую жизнь, и по рекомендациям Е.Ярославского, устроился в Российское телеграфное агентство. С 1934 года стал членом Союза  писателей СССР.
   В 1939 году Фраерман написал самое известное в его творчестве произведение, под названием «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
   Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях на фронте, входил в состав двадцать второго полка восьмой Краснопресненской дивизии народного ополчения, выполняя при этом функцию военного корреспондента Западного фронта. Получил тяжёлое ранение в бою в начале зимы 1942 года, и в мае его демобилизовали.
  Среди его знакомых были известные личности, такие  как Константин Паустовский и Аркадий Гайдар. 
  В 1962 году вышла экранизированная картина по повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», а в 1971 году - радиоспектакль, в котором приняли участие известные актёры О. Табаков, Г.Сайфулин, О.Ефремов, И.Саввина и другие.
   Умер Рувим Фраерман 28 марта 1972 года.
   Его похоронили на Пятницком кладбище в Москве.
 
ФРЕНСИС  СКОТТ  КЕЙ  ФИЦДЖЕРАЛЬД, американский писатель
120 лет со дня рождения (1896-1940)
 
   Родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком. Своё имя он получил в честь двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Фрэнсиса Скотта Ки.
   Френсис с 12 до 14 лет(1908-1910) обучался в Академии Сан Пауло, затем до 1913 года в Школе Ньюман. Самообразование у Фицджеральда было на первом месте. С 1913 по 1917 годы Френсис - студент Принстонского университета.
   Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий.
   В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников - не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина».
   В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.
    В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (судьи штата Алабама) города Монтгомери. Именно с ней была связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».
   Первый автобиографичный роман «По ту сторону рая» Френсис начал писать в период Первой мировой войны, а выдал в 1920 году. И после этого женился на Зельде Сейр. Успех первого произведения позволил писателю печататься в престижных изданиях.
   На гребне славы выходит сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные».
  Во втором романе «Прекрасные, но обречённые»(1922) изображён несчастный брак двух талантливых представителей аристократии. Потом была убыточная пьеса «Овощ». После путешествия с дочерью по Италии Фицджеральд опубликовал свой шедевр - роман «Великий Гэтсби», в котором раскрывал крах «американской мечты».
   Наибольшую известность Фицджеральду принесли ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов и  роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году.
   После выпуска ещё одного сборника рассказов «Все эти печальные молодые люди»(1926) наступили тяжёлые 10 лет. Френсис писал для газеты, его жена сошла с ума. Писатель начал выпивать и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд стал  переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.
  В 1934 году был опубликован автобиографический роман «Ночь нежна» о психиатре Дике Дайвере и его загубленной богатством жизни.
  В 1937 году Фицджеральд перебирается в Голливуд, где стал сценаристом.
   Умер писатель в декабре 1940г. от сердечного приступа, а в 1941г. опубликовали его неоконченный роман «Последний магнат», точно описывающий кинобизнес.
 
АЛЕКСАНДР  ПЕТРОВИЧ  КАЗАНЦЕВ, писатель
110 лет со дня рождения (1906- 2002)
 
   Родился 2 сентября 1906 г. в Акмолинске (ныне в Казахстане). После окончания в 1930 г. Томского технологического института работал главным механиком на Белорецком металлургическом комбинате. Затем занялся изобретательством и перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В 1939 был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк  в журнале «Новый мир» (1939, № 12).
 Во время командировки в столицу показал одно из своих изобретений наркому тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе и получил одобрение. Работу над «электронным орудием» Казанцев продолжил в Электротехническом институте в Москве, а затем во главе производства на оборонном заводе.
 Александр Петрович - участник Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда (на Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр). В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы, работавшие на нацистов.
   В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных
И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа «Пылающий остров». Публикация романа (1941) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
   Наибольшую известность Казанцев приобрёл как автор и других  научно-фантастических романов: «Арктический мост» (1946); «Мол Северный» (1952); «Лунная дорога» (1960); «Льды возвращаются» (1964); «Внуки Марса» (1962); «Донкихоты Вселенной» (1991) и др.
  Роман «Внуки Марса» (1959), другое название - «Планета бурь», был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».
   В 70 - ые годы он написал роман «Сильнее времени» (1973),  трилогию «Фаэты» (1974), в которой высказал гипотезу о существовании 10-й планеты Солнечной системы, взорвавшейся в результате ядерной войны.
   Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.
   В романе «Купол Надежды» (1980) речь идёт об иссякании природных запасов на Земле. В 1981 году Казанцев публикует автобиографию - весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
   Казанцев  одна из самых неоднозначных фигур в российской фантастике. Многие его произведения посвящены проектам создания «светлого коммунистического будущего», при этом часто он проявляет себя как непредвзятый исследователь, высказывающий смелые и яркие идеи.
   В 80-х гг. писатель обращается к исторической фантастике, пишет романы «Остриё шпаги» (1983) и «Клокочущая пустота» (1984), героями которых стали математик Пьер Ферма и поэт Сирано де Бержерак.
  Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы - это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000).
   В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым.
   В последние годы жизни Казанцев возглавлял любительское объединение «Космопоиск», изучавшее аномальные явления во Вселенной.
   Умер писатель 13 сентября 2002 г. в Переделкино под Москвой.
   Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
 
СЕРГЕЙ  НИКОЛАЕВИЧ  МАРКОВ, русский советский поэт, прозаик, историк, географ, путешественник, архивист, этнограф
110 лет со дня рождения (1906 -1979)
 
   Родился 30 августа (12 сентября) 1906 года в посаде Парфентьево Кологривского уезда Костромской губернии. Отец Сергея Николаевича Маркова был землеустроителем. Он проводил межевые работы в Костромской и Вологодской губерниях. В это время Сергей Марков учился в Грязовецкой гимназии, закончил два класса и переехал вместе с родителями сначала на Урал, а затем в Акмолинск. Здесь, после смерти родителей на него легла забота о младших братьях и сёстрах. Сергей Марков не  оставляя учёбы, работал в различных советских учреждениях - служил в уездном продовольственном комиссариате, заготконторе, военном комиссариате, уездной прокуратуре, канцелярии народного следователя.
  В акмолинской газете «Красный вестник» появилось первое стихотворение начинающего поэта - «Революция». Вскоре Сергей Марков стал постоянным литсотрудником газеты. Почти в каждом номере - стихи, очерки, заметки, сообщения. На талантливого юношу обратил внимание известный исследователь Казахстана Л.Ф. Семёнов и привлёк его к участию в организации краеведческого музея. С того далекого времени Сергей Марков навсегда остался верен собирательству, поискам и открытиям исторического и географического характера.
  Впоследствии жил в Петропавловске, Новосибирске, где сблизился с местными литераторами - Л. Мартыновым, И. Ерошиным и др.
    В 1928 г. жил в Ленинграде, в 1929 г. переехал в Москву.
   В 1930-1932 гг. путешествовал по Средней Азии. Он был связан с исследователями Сибири и стран Азии. Сергеем Николаевичем Марковым найдены неизвестные архивы по истории освоения русскими мореходами и землепроходцами Аляски и Северной Калифорнии, отыскан и исследован архив рода Строгановых в селе Петряшино близ Сольвычегодска. Был в Тянь-Шане, где участвовал в операциях против нарушителей советских границ с Западным Китаем.  
   С 1930 же годы Сергей Марков работал в журнале «Наши достижения». К сотрудничеству в журнале его привлёк М. Горький.
   10 апреля 1932 г. арестован по обвинению в создании контрреволюционной группировки (т. н. «дело Сибирской бригады»; по нему же проходили Л. Мартынов, Е. Забелин, П. Васильев, Н. Анов), содержался во внутренней тюрьме на Лубянке. 2 июля 1932 г., по окончании следствия, отправлен с первым этапом в ссылку в Мезень сроком на три года.
   В конце 1932 г. по ходатайству М. Горького и редактора газеты «Ударник лесоэкспорта» Б. А. Чернакова переведён в Архангельск. В последующие годы работал в газете «Правда Севера», в СевРОСТА и СевТАСС, состоял собственным корреспондентом газеты «Вечерняя Москва» по Северному краю.
  Сергей Марков вдоль и поперёк изъездил Сибирь и Казахстан, Север России, берега Ледовитого океана. Богатая впечатлениями жизнь Сергея Маркова отразилась в его книгах, прозе и стихах.
  В 1937-1941 годах Сергей Николаевич жил и трудился в подмосковном городе Можайске. Здесь закончил роман «Юконский ворон» и написал книгу о Миклухо-Маклае и Н.М. Пржевальском.
   В Великую Отечественную войну рядовым солдатом защищал Родину. В эти годы им был написан цикл стихов о героях русской земли - Илье Муромце, А.Суворове, И. Сусанине.  По окончании войны вместе с семьёй жил в Москве.
   Тогда же  вышли в свет его книги о землепроходца и мореходах «Земной круг», «Вечные следы», поэтические сборники «Золотая пчела», «Небесные горы», «Земные корни». Во многих стихах он воспевает родной костромской край.
   Сергей Николаевич был действительным членом Географического общества СССР, членом Союза писателей СССР.
   Умер Сергей Николаевич Марков 4 апреля 1979 года на 73 году жизни в г. Москве.
   Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
 
АЛЕКСАНДР  ПЕТРОВИЧ  ШТЕЙН (настоящая фамилия - Рубинштейн), русский советский писатель, драматург, сценарист
110 лет со дня рождения (1906 - 1993)
 
  Родился 15 (28 сентября) 1906 года в Самарканде (ныне Узбекистан) в семье служащего. Учился в Ленинградском университете на филологическом факультете. В 1920-1923 годах работал в газете «Правда Востока», в 1924-1929 годах - в газете «Ленинградская правда».
   В 1930-1939 годах работал редактором журнала «Рабочий и театр» и заместителем редактора газеты «Литературный Ленинград». Член ВКП(б) с 1930 года.
   В 1941-1946 годах служил офицером на Балтийском флоте. Был редактором газеты линкора «Октябрьская революция», корреспондентом и начальником отдела культуры газеты «Красный флот». Член СП СССР с 1934 года.
   В 1929 году  написал  пьесы «Нефть», «Утопия» (совместно с Братьями Тур и Я. Горевым) (1929); «Талант» (1936); «Весна двадцать первого» (1939); «Закон чести» (1947); «Вдовец», «Флаг адмирала» (1950); «Персональное дело» (1954); «Гостиница „Астория“» (1956); «Океан» (1961); «Между ливнями» (1964); «Аплодисменты» (1967); «Жил-был я» (1977); «Черный гардемарин» (1980); литературно-биографические драмы «У времени в плену» (1970); «Версия» (1976).
    Написал также ряд очерков, статей и рецензий. Член редколлегии журнала «Театр» с 1957 года.
   А. П. Штейн умер 5 октября 1993 года.
   Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
 
   ЛЮБОВЬ  ФЁДОРОВНА  ВОРОНКОВА, советская писательница, журналист
   110 лет со дня рождения (1906 -1976)
 
   Родилась 30 сентября 1906 г. в Москве. Позднее её семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер её творчества. Там, в деревне, у неё выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.
   Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.
   В 1936 году вышла её первая книга «Чёрная смородина», затем «Шурка» (1940); «Лихие дни» (1942); «Лесная избушка» (1943); «Девочка из города» (1943); повести- «Село Городище» (1947); «Солнечный денёк» (1948); «Снег идёт» (1949); «Золотые ключики» (1950); «Алтайская повесть» (1951); «Подружки идут в школу» (1951); «Маша-растеряша» (1956); «Федя и Данилка» (1958);  «Командир звёздочки» (1959); «Детство на окраине» (1959); «Волшебный берег» (1964); «В гостях у бабушки Марфы», «Гуси-лебеди» (1966); «Сад под облаками» (1970); «Где твой дом»(1971); «Старшая сестра» (1971); «Личное счастье» (1972); «Рожок зовёт Богатыря» (в соавторстве с К.В. Воронковым). Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А ещё - о преодолении себя: человеку страшно, но он идёт, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.
   В последние годы Любовь Фёдоровна писала исторические повести и романы. Для неё самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего вглубь веков. Её давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели.
   Очень долго Любовь Фёдоровна не решалась взяться за свою первую историческую книгу. Она стояла будто перед закрытой дверью, ведущей в незнакомые миры. Надо было старательно подготовиться к встрече с ними. И она готовилась: изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать, поехала в Среднюю Азию. Бродила по узким улочкам древних городов Узбекистана, всматриваясь в лица людей, и восхищалась их красотой, гордой осанкой.
   Так появились исторические романы:  
  • «Сын Зевса» (1971). Первая часть дилогии об Александре Македонском;
  • «В глуби веков» (1973). Вторая часть дилогии об Александре Македонском;
  • «След огненной жизни». О Кире Великом (1975).
   Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательнице захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка «Сад под облаками» - о жизни узбекской детворы.
   Умерла Любовь Фёдоровна  20 января 1976 года.
   Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
 
СТАНИСЛАВ  ЛЕМ, польский писатель-фантаст
95 лет со дня рождения
 
   Родился 12 сентября 1921г. во Львове. Свое образование Лем получил во Львовском медицинском  институте до Великой  Отечественной войны, а после неё закончил Ягеллонский университет (Польша).
  Некоторое время Станислав работал врачом, что сыграло важную роль в его литературных произведениях, которые были написаны и проанализированы с точки зрения медицины. Свою знаменитость писатель получил в Польше.   Его первые рассказы и повести изданы в 1940-х годах. В 1950 году Станислав Лем оставил должность врача и занялся профессиональной писательской работой.
   В конце 50-х годов Лем создал героя, который стал для него одним из любимых - честного, спокойного, умного человека, космического лётчика Пиркса. В нём Станислав раскрыл новые грани своего таланта. Некоторое время фантаст создавал работы из жанра юмористической фантастики, которые высмеивали нелепость общественных устройств.
   Его главными произведениями считаются фантастические книги: «Астронавты» (1951), «Магелланово облако» (1955).
   Среди произведений Станислава Лема - стихотворения, научно-фантастические и психологические эссе, рассказы, повести, романы: «Астронавты»(1951; роман), «Магелланово облако» (1955; роман), «Непотерянное время» (1955; психологический роман), «Диалоги» (1957; эссеистская книга по философским проблемам кибернетики), «Эдем» (1959; роман из серии «Контакт»), «Вторжение с Альдебарана» (1959, рассказ), «Следствие» (1959; детективный роман), «Возвращение со звёзд» (1961; роман), «Дневник, найденный в ванне» (1961; роман), «Солярис» (1961; роман из серии «Контакт»), «Выход на орбиту» (1962; эссеистская книга по проблемам космонавтики), «Верный робот» (1963; пьеса), «Непобедимый» (1964; роман из серии «Контакт»), «Сказки Роботов» (1963-1964), «Сумма технологий» (1964; эссеистская книга по проблемам эвристики и футурологии), «Семь путешествий Трурля и Клапауция» (1964-1965), «Кибериада» (1965), «Охота» (1965), «Высокий замок» (1966; автобиографический роман), «Голос Неба» (1968; роман из серии «Контакт»), «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968), «Философия случая» (1968; эссе о литературе), «Фантастика и футурология» (1970; монография в 2 томах), «Абсолютный вакуум» (1971; эссе), «Лунная ночь» (1976; пьеса), «Насморк» (1976; роман), «Осмотр на месте» (1982; роман из серии «Ийон Тихий»), «Мир на Земле» (1987; роман из серии «Ийон Тихий»), «Фиаско» (1986-1987; роман), «Звёздные дневники Ийона Тихого», «Из воспоминаний Ийона Тихого».
   Станислав Лем является лауреатом множества премий национального и зарубежного значения, имеет несколько учёных степеней, а с 2000 года считается членом комитета «Польша 2000». Последние годы своей жизни писатель-фантаст посвятил таким наукам как философия и социология.
   Умер Лем в Кракове, где он жил, 27 марта 2006 года.
   Похоронен на Сальваторском кладбище.
 
ЭДВАРД СТАНИСЛАВОВИЧ РАДЗИНСКИЙ, русский писатель, драматург
80 лет со дня рождения (1936)
 
  Родился 23 сентября 1936 года в Москве, в семье драматурга, члена Союза писателей С. Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт.
   Его известные произведения – «Мечта моя… Индия» (1958); «Вам 22, старики!» (1962); «104 страницы про любовь» (1964); «Снимается кино» (1965); «Обольститель Колобашкин» (1967); «Чуть-чуть о женщине» (1968); «Монолог о браке» (1973); «Беседы с Сократом» (1973); «Турбаза» - позднее название  «Пейзаж со рвом и крепостными стенами» (1974); «Продолжение Дон-Жуана» (1978); «А существует ли любовь?» (1979); «Лунин, или смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина» (1979); «Она в отсутствие любви и смерти» (1979); «Театр времён Нерона и Сенеки» (1982); «Старая актриса на роль жены Достоевского» (1984); «Спортивные сцены 1981 года» (1986); «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано» (1987); «Наш Декамерон, исповедь пасынка века» (1988) «Палач: разговоры по пути на гильотину» (2007).
  В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя «Мечта моя... Индия». Широкая известность пришла к Э. Радзинскому после постановки Анатолием Эфросом спектакля «104 страницы про любовь» по одноимённой пьесе драматурга в Театре имени Ленинского Комсомола. После этой постановки публика жаждала очередного произведения автора как глотка свежего воздуха. Радзинский писал пьесу за пьесой - и ни одна не ложилась на пыльную полку до лучших времен. По его пьесам стали ставить спектакли в Нью-Йорке - театр «Кокто репетори», в Париже - Театр Европы, Королевский театр в Копенгагене...
   Кроме пьес, Эдвард Радзинский много работал для кино в качестве сценариста.
   В восьмидесятых Радзинский стремительно завоевал телевидение.   Много пересудов и недомолвок вызывали и вызывают телевизионные авторские циклы Эдварда Радзинского, которые он называет «Загадки истории» и ведёт, начиная с середины 90-х годов прошлого века. Сам он называет их просветительскими, однако критики его творчества считают, что они носят слишком поверхностный и никаким образом не имеющие отношение к действительности, характер. Ему пеняют на то, что используемые им материалы не просто недостоверны, а представляют собой либо исторические анекдоты и небылицы, либо обыкновенные слухи, с которыми ни один серьезный историк работать не будет.
   В девяностых же Эдвард Станиславович обрёл популярность прозаика, пишущего о выдающихся исторических  личностях, пишущего просто и доступно, словно о наших с вами соседях. Среди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали две документальные книги: о расстреле Николая Второго и его семьи и «Сталин».
   Самая известная историческая трилогия Радзинского состоит из трёх пьес: «Лунин», «Беседы с Сократом», «Театр времён Нерона и Сенеки». Все они были поставлены во многих театрах мира, в том числе и в России.
   В последнее время прозаик Эдвард Станиславович Радзинский писал книгу о французском писателе и политическом деятеле конца XVIII века - Шатобриане. Много ездит по миру и начинает скучать в поездках, когда хочется вернуться домой и писать, писать, писать, а дела требуют его присутствия. Отмахивается от назойливых политических журналистов, которые хотят услышать его мнение об очередной политической перестановке, - политика его не интересует. Зато с огромным удовольствием Радзинский продолжает говорить о театре. В то же время Эдвард Станиславович активно работает над созданием сценариев для кино.
 Э.С. Радзинский имеет определённый вес в литературных и общественных кругах, являясь академиком Российской академии телевидения ТЭФИ, председателем попечительского совета литературной премии «Дебют», сопредседателем Литературной академии - жюри Национальной премии «Большая книга», а также в ряде других известных организаций.
 Сейчас он живет в Ницце.
 
СЕРГЕЙ  ДОНАТОВИЧ  ДОВЛАТОВ, русский писатель
75 лет со дня рождения (1941 - 1990)
 
   Родился 3 сентября 1941 г. в Уфе, когда семья была в эвакуации. Отец - Донат Мечик, режиссёр; мать - Нора Довлатова, актриса драматического театра.
    С 1945 г. жил в Ленинграде. Учился на филологическом факультете ЛГУ. Служил в армии. Три года прожил в Таллине, работал в газете «Советская Эстония». После этого вернулся в Ленинград. Был экскурсоводом в Музее-заповеднике А. С. Пушкина в Михайловском.
   В советские времена произведения Довлатова издавались редко. Один из его коротких рассказов был опубликован в журнале «Юность». Виртуозный мастер слова, Довлатов оказался ненужным советской культуре. Его способность высказывать горькую правду с насмешливой улыбкой весьма раздражала чиновников любого ранга.
   С 1978 г. писатель жил в США. На Западе он выпустил 12 книг на русском языке. Лауреат премии американского ПЕН-клуба. Его печатали в престижном журнале «Нью-йоркер». (До Довлатова этой чести удостоился только один русский прозаик - В. В. Набоков.)
   Основные произведения Довлатова: «Зона», «Записки надзирателя» (1982); «Рассказы», «Наши» (1983); «Компромисс» (1981); «Заповедник» (1983); «Ремесло» (1985); «Чемодан» (1986).
   При жизни Довлатов был переведён на английский, немецкий, датский, шведский, финский, японский языки.
 Он писал исключительно красивым русским языком. Был замечательным стилистом, подбирал «только лучшие слова в лучшем порядке». Точность довлатовского художественного слова оставляет впечатление большей силы и достоверности, чем живая речь. Вся проза Довлатова в той или иной мере автобиографична. Он писал трудно, ничего не придумывая и не фантазируя. Жизнь, которой жил писатель, и слова - вот и всё, что было в его распоряжении.
Но в рассказах Довлатова люди, их слова и поступки становились крупнее и живее, чем в жизни, отсюда литературный метод Довлатова можно определить как «театрализованный реализм».
   Отношения между людьми в его прозе в равной степени горестны и смешны. В жизни подобное равновесие наблюдать трудно. Поэтому при всех приметах «бытового реализма» проза Довлатова - никак не сколок и не слепок с бытия: правду вымысла писатель ценит выше правды факта.
   Довлатов создал в литературе театр одного рассказчика. При этом - существенная и оригинальная черта - точка зрения и обозрения этого автора-режиссёра не выше уровня самой сцены. Заниженная самооценка рассказчика, так же как его открытость диалогу, придают прозе Довлатова глубоко демократический тон.
   Интересовало его в первую очередь разнообразие самых простых ситуаций и самых простых людей. Характерно в этом отношении его представление о гении: «бессмертный вариант простого человека». Внешне старомодная, в рамках «бытового реализма» довлатовская проза утверждает, что самосознание и артистизм в природе маленьких вещей.
   Герои Довлатова - его современники, и они найдут общий язык, независимо от того, живут ли они в Америке или в России. И в то же время, при всей общительности, они страшно одиноки. Довлатовский герой-рассказчик одинок так, как были одиноки герои прозы «потерянного поколения». Тотальное, но несколько романтическое одиночество будоражило довлатовское сердце до конца дней.
   24 августа 1990 г. Сергей Довлатов в расцвете творческой славы скоропостижно скончался в Нью-Йорке.
   Похоронен Довлатов в том районе, где и жил - в Квинсе, штат Нью-Йорк, в армянской части еврейского кладбища «Маунт Хеброн».
 
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КРУПИН, русский писатель - прозаик
75 лет со дня рождения (1941)
 
   Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты.   Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чём с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай...» (1986) и «Курс молодого бойца» (1990).
  Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарём правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992).
  С 1994 преподаёт в Московской духовной академии; с 1998 - главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь», сопредседатель Союза Писателей России. Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж».
   Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина - автора «деревенской прозы» - проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сборнике «Зёрна», повестях «Варвара», «Ямщицкая повесть» (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве.  Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 - начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки - алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой».
  Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах «Сороковой день» (1981; назв. сокращённого подцензурного варианта - «Тринадцать писем», до 1987), повесть «Боковой ветер» (1982), «Повесть о том, как...» (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина - чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу - лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм.
   Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов «Вятская тетрадь» (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве - с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала - над поиском материальных благ, проявляется и в повести «На днях или раньше» (1977), посвящённой проблемам семейной жизни, и в рассказе  «Картинки с выставки» (1979) и в повести «От рубля и выше» (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.
   С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций - и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде - «Спасение погибших», 1988; повесть «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991), показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне Крупина установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, - мысль, питающая повесть «Как только, так сразу» (1992), составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» - «Крест и пропасть», «Горе горькое» - о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели...», очерк «Крестный ход» и др.).   
   Сочувственная, умиротворённая тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности - прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» - рассказ «Янки, гоу хоум!» (1995), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей - «Свет любви»: Книга прозы (1990); составление сборника «Мы строим дом»: Книга о молодой семье (1981), религиозного страстотерпия - повесть «Великорецкая купель» (1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасёт Россию - «Слава Богу за всё»: Путевые раздумья (1995) и др.