Август

ВАЛЬТЕР  СКОТТ, английский поэт, прозаик, историк
 245 лет со дня рождения (1771 - 1832)
 
   По происхождению шотландец. Родился 15 августа 1771 г. в Эдинбурге. Его родителями были юрист У. Скотт и дочь профессора медицины Эдинбургского университета Энн Резерфорд.
 В раннем детстве Скотт жил в Сандиноу, на ферме деда, восстанавливая силы после «зубной лихорадки» (теперь полагают, что это был полиомиелит). Там он услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших тут в прежние времена.
  Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Всё, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объём знаний позволял ему писать на любую избранную тему.
  По желанию отца Скотт избрал карьеру юриста, с 1786 г. помогал отцу в делах, а позже стал барристером.
   В 1797 г. Скотт женился на француженке Маргарите Шарлотте Шарпентье, дочери берейтора из Лиона. Чтобы получить средства на содержание семьи, он занял должность шерифа в Селкиркшире, а в 1866 г. стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполнял эти обязанности, никогда не пренебрегая профессиональным долгом в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния, сам он считал его увлечением.
  Первыми публикациями Скотта стали переводы из Г.А. Бюргера и И.В. Гёте. Во многих его сочинениях прослеживается влияние готической школы с её «романами ужасов», но, к счастью, в 90-е годы XVIII в. Скотт увлекся шотландскими балладами. В 1802 г он опубликовал избранные баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность.
   В 1805г Скотт впервые напечатал поэму собственного сочинения - «Песнь последнего менестреля», отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики. За «Песнью» последовали поэмы «Мармион», «Дева озера», «Видение дона Родерика», «Рокби» и большая поэма «Властитель островов».
   С выходом в свет первого романа Скотта «Уэверли» в его жизни настал новый этап.
Все романы печатались без его подписи, даже после 1827 г, когда Скотт объявил о своём авторстве. Он живописал нравы, и его романы отличаются друг от друга лишь временем и местом действия. Их никак нельзя назвать историческими, хотя в них иногда и появляются реальные исторические личности. Факты играют в сочинениях Скотта второстепенную роль. В романе «Уэверли» описывалось время, в которое жил дед Скотта, во второй книге, «Гай Мэннеринг», - время его отца, а в книге «Антикварий», - дни его собственной юности.
   В романах «Черный карлик» и «Пуритане» он обратился к событиям XVII и XVIII веков.
  До 1819 г. Скотт ограничивался шотландскими темами, хотя нередко главными действующими лицами его романов были англичане. Первый цикл романов, который завершали «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Легенда о Монтрозе» и «Ламмермурская невеста», давал основания назвать Скотта «автором шотландских романов».
Опасаясь истощить терпение читателей, Скотт в следующем романе, «Айвенго» обратился к Англии. Выходом в свет этого произведения отмечен пик прижизненной славы Скотта.
   В 1820 г. он получил титул баронета.
Приблизительно в то же время его дочь София вышла замуж за Дж. Г. Локкарта, впоследствии написавшего биографию своего тестя.
  В 20-е годы Скотт вновь обратился к шотландской теме, опубликовав два романа - «Монастырь», действие которого развёртывалось на заре Реформации, и его продолжение «Аббат», главной героиней которого была Мария Стюарт, а главным местом действия замок, где она содержалась в заключении.
   Затем последовал «Кенильворт», один из лучших его романов. Действие «Пирата» происходит также в Шотландии. Следом выходят романы «Приключения Найджела», «Квентин Дорвард», «Редгонтлет». К этому же периоду относится «Талисман».
   Когда Скотт работал над романом «Вудсток», финансовые неурядицы изменили весь ход его жизни. В 1825 г на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и издатель Скотта, и владелец типографии Дж. Баллантайн объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, причём долги самого Скотта составляли лишь малую часть той суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрёк, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.    Биографический девятитомный труд «Жизнь Наполеона», хотя и принёс писателю значительную сумму, стоил огромного напряжения сил.
   Другие сочинения в этом роде дались Скотту легко: четыре выпуска «Рассказов
дедушки», «История Шотландии» в двух томах, «О демонологии и колдовстве». Однако несколько последовавших друг за другом апоплексических ударов не могли не сказаться на физическом и душевном состоянии Скотта, и врачи уговорили его поехать лечиться в тёплые страны.
   В октябре 1831 г. он отправился в Италию на корабле, предоставленном ему правительством. В пути он почувствовал, что конец его близок, и запросился домой.
Вскоре он был в Лондоне, а затем в Аббатсфорде.
 Умер Скотт в 1832 г.
 Похоронили его  в полуразрушенном  Драйбургском аббатстве в роще на берегу Твида, в одной могиле с его дорогой Шарлоттой. 
 
ДМИТРИЙ  СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖСКОВСКИЙ, русский поэт и прозаик
150 лет со дня рождения (1866 -1941)
 
   Родился 14 августа 1865 г. в Петербурге. Отец его служил в Дворцовом ведомстве. Учился Дмитрий Сергеевич в классической гимназии, затем окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже в 15 лет помещал стихи в разных изданиях.
Первый сборник стихотворений появился в 1888г., второй - «Символы» - в 1892г. Много переводил.
   В «Северном вестнике» напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышли «Дафнис и Хлоя» Лонга (1896).
  В 1888г. познакомился с 3. Гиппиус, через год ставшей его женой и единомышленницей. Они прожили в браке 52 года, не разлучаясь со дня свадьбы ни на один день.
  Европейскую известность принесла писателю трилогия «Христос и Антихрист» (1905).
  В 1906г. было опубликовано множество работ в области духовно-религиозной публицистики и литературной критики.
   Октябрьской революции Мережковский не принял и эмигрировал из России в Париж, где жил до конца своих дней.  В эмиграции писатель в своём творчестве всё больше уходил в прошлое, где стремился найти объяснение настоящему и прозреть будущее человечества. Им созданы этюды о Ф. Достоевском, А. Пушкине, А. Майкове, В. Короленко, П. Кальдероне, французских неоромантиках, Г. ИбсенеЭто книги, написанные в форме художественно-философской прозы: «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида - Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939)
   Умер 9 декабря 1941 г. в  Париже.
   Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
 
ТЕОДОР  ДРАЙЗЕР, американский писатель
145 лет со дня рождения (1871—1945)
 
 Родился 27 августа 1871 г. в небольшом городке Терре-Хот (штат Индиана) в семье разорившегося мелкого предпринимателя.
 С юных лет переменил множество профессий. В 1889-1890 гг. учился в Университете города Блумингтона.
 Литературную деятельность начал в 1892 г. как репортёр газеты «Чикаго дейли глоуб».
   В 1897 г. в журналах появились его первые рассказы и очерки.
    В 1900 г. был опубликован роман «Сестра Керри» - история девушки из рабочей семьи, ставшей знаменитой актрисой. Роман стал открытием: Драйзер пошёл против литературы «изысканной традиции», создав широкое социальное полотно.
   В 1911 г. писатель опубликовал роман «Дженни Герхардт», где снова обратился к судьбе девушки из народа.
  Дальнейшее развитие реалистического метода Драйзера связано с романами «Финансист» (1912), «Титан» (1914 г.) и «Стоик» (издан в 1947). В этой трилогии в образе Фрэнка Каупервуда воспроизведены типичные черты американца, добивающегося успеха любой ценой.
   Роман «Гений» (1915) автор посвятил трагической судьбе художника. Драйзер был в числе немногих западных писателей, поддержавших Октябрьскую революцию в России и выступивших против белогвардейского движения и интервенции (книга «Бей, барабан!», 1920 г. состоит из 17 статей и 3 пьес).
  В 1925 г. вышел роман «Американская трагедия», который стал образцом реализма в литературе США 20-х гг.
  В ноябре 1927 г. Драйзер по приглашению советского правительства посетил СССР. Результатом поездки стала книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928) и вошедшая в сборник «Галерея женщин» (1929) повесть «Эрнита», где впервые в американской литературе выведен герой-коммунист как положительный образ.
  Драйзер был не только писателем, но и заметным общественным деятелем. Он являлся одним из организаторов Амстердамского конгресса в защиту мира и культуры (1932 г.), боролся против фашизма, побывал в Испании в годы гражданской войны в стране.
   В июле 1945 г. Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
   Умер писатель 28 декабря 1945 г. в Голливуде.
   Похоронен в США в Голливуде.
 
ЛЕОНИД  НИКОЛАЕВИЧ  АНДРЕЕВ, писатель
145 лет со дня рождения (1871- 1919)
 
  Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Сын землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э. Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия, внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.     
 По окончании юридического факультета Московского университета (1897) Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные репортажи, фельетоны и др.
 Началом собственной литературной деятельности он считал публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898). Благосклонное внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».
 Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф. М. Достоевского, писатель уже в этих первых зрелых вещах («Большой шлем», «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в человеческой душе.
  Изображая предельные в этическом смысле коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя. Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к созданию рассказа «Красный смех» (1905).
  Усилившиеся пессимистические настроения Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906) и повести «Иуда Искариот и другие» (1907), в которой переосмысливаются евангельские события.
Образ человека - песчинки в бесконечности космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего, вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.).
  В дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).
   С началом Первой мировой войны Андреев обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне до победного конца.
  Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию.
  Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919), - призыв к правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью большевиков.
   С целью мобилизации общественного мнения Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии.
   Был похоронен в Мариоках. В 1957 г. перезахоронен в Ленинграде на Аллее Поэтов.
 
ПАМЕЛА  ЛИНДОН  ТРЭВЕРС (настоящее имя Хелен Линдон Гофф),
английская писательница
110 лет со дня рождения (1906-1996)
 
  Информация о дате рождения разнится. Исследователи называют и 1899, и 1906 годы.   Родилась Памела в далекой Австралии. Фантазия девочки всегда была буйной. Она писала сценарии для спектаклей в школе, развлекала домашних рассказами собственного сочинения. Она писала для австралийского журнала «Бюллетень». Её первая поэма была опубликована в нём, когда писательнице не исполнилось еще и 20 лет.
   Памела Л.Трэверс прожила интересную жизнь, много путешествовала, занималась изучением мифологии, мировых религий и мистических учений, после войны жила попеременно то в Англии, то в США, преподавала в американских колледжах, долгие годы сотрудничала в известном философско-мистическом журнале «Парабола».
   Её дом был наполнен книгами, книги были повсюду: на бесчисленных полках вдоль стен, на столах, на полу. «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг», - шутила писательница.
  В молодости она могла путешествовать только по Австралии и Новой Зеландии. В   1923 году будущая известная писательница уехала в Великобританию. Первое время в Англии она посвятила сцене. Но стремление к литераторству победило.
  «Мэри Поппинс», книга прославившая Памелу Трэверс, появилась в 1934 году. Она  сразу имела оглушительный успех. Критика встретила нового автора с завидной доброжелательностью. Первый успех окрылил писательницу, и уже на следующий год она сочинила продолжение сказки «Мэри Поппинс возвращается».
    В 1944г. появилась «Мэри Поппинс открывает дверь»,  в 1952г. - «Мэри Поппинс в парке», а спустя двадцать с лишним лет писательница вновь возвратилась к своей героине, выпустив забавную книгу «кулинарных рассказов» - «Мэри Поппинс на кухне». В 1982г. вышла коротенькая книжка «Мэри Поппинс на Вишневой улице».
  Популярности сказочных повестей во многом содействовали замечательные рисунки известной художницы Мэри Шеппард. Писательница и иллюстратор много спорили о том, как должна выглядеть героиня - сказочная и реальная одновременно.             Маленькие читатели забрасывали Памелу Трэверс письмами. Писательница признавалась, что особенную радость ей приносят письма мальчиков: девочки постоянно спрашивают: Какой Ваш любимый цвет или Как Вы начали писать книги, а мальчишек волнует суть вещей: Почему Мэри Поппинс поступила именно так? Дети не желали расставаться с любимой героиней и требовали новых книг.
   Однажды Памелу Трэверс попросили написать автобиографию для литературной энциклопедии. Это оказалось совсем не простым делом: «Я не привыкла писать о личных проблемах, меня волнуют только идеи, - признавалась писательница. - Разве так важно, какую кашу любил Джон Китс? Кому это интересно? Настоящая биография - это история души».  И автобиография превратилась в рассказ о любимой героине - Мэри Поппинс. «Я никогда не считала, что придумала её. Может, это она придумала меня. Видимо поэтому мне так трудно писать о себе».
   В литературном наследии Памелы Трэверс, кроме книг о Мэри Поппинс, ещё несколько сказок: «Лисица в яслях», «Обезьяна-друг», «Повесть о путешествии двух маленьких англичан в Америку во время войны», «Путешествие по морю и по земле», сборники путевых очерков (в том числе и о путешествии в Россию в 30-е гг. Экскурсия по Москве) и множество статей по вопросам философии и мистики.
  Но всё же в истории мировой литературы имя Памелы Трэверс навсегда связано со сказочными повестями об удивительной Мэри Попинс.
   Миллионы читателей во всем мире ждут новых встреч с любимой героиней. И может неслучайно, что Памела Трэверс отказалась от замысла написать книгу «До свидания, Мэри Поппинс». Искусство способно преодолеть разлуку. Писательница верила в бесконечность жизни.
  Памела Трэверс умерла в 1996 году, жадная на сенсации пресса обошла вниманием печальное событие. Наверное, это правильно: сказочники не умирают.
 
ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ (настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев), прозаик
110 лет со дня рождения (1908 - 1987)
 
  Родился 22 августа 1908 г. в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г. Белых) - «Республика Шкид».
  Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет».
  Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.
  В 1930 - 40гг. ряд своих произведений писатель объединил в цикл «Рассказы о подвиге»: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвящённый событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).
  В 1966г. была опубликована его книга «Наша Маша», дневник о дочери писателя, который он вёл много лет.
  Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвящённых блокадному Ленинграду: «В осаждённом городе» (1964), «Январь 1944» (1965), а также воспоминаний о писателях - С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком.
 Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет» и др.).
 Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
 
ГРИГОРИЙ  ГЕОРГИЕВИЧ  БЕЛЫХ,  русский советский писатель
110 лет со дня рождения (1906 -1938)
 
  Родился в 1906 году в многодетной семье. В раннем детстве потерял отца. После Революции беспризорничал, был направлен в детскую колонию «ШКИД» (Школа-коммуна имени Достоевского), где заработал прозвище «Янкель». Там он подружился с Алексеем Еремеевым (впоследствии - известный писатель Л.Пантелеев). После окончания школы (примерно в 1923 году) оба они жили в Ленинграде, стали журналистами, по инициативе и при содействии С. Я. Маршака написали совместную книгу - «Республика Шкид». Первая половина книги в основном написана Г. Белых. Книга принесла обоим авторам широкую известность. Получила высокую оценку М. Горького, однако подвергалась критике со стороны А. С. Макаренко и других педагогов.
  Его известные книги: «Лапти» (1929); «Белогвардеец» (1930); «Дом весёлых нищих» (1930); «Холщёвые передники» (1932).
 В конце 1935 года Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о И. В. Сталине и Петре I), в котором содержались такие строки:
   «…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.
   Мою идею о канале
   Вы, не жалея сил чужих
   Весьма блестяще доконали.
   Я ж был идеями богат,
  Но не был так богат рабами», то ли в написании поэмы о И. В. Сталине, на ту же тему и с тем же духом. Белых был осуждён на три года.
  В 1957 году был реабилитирован.
  В 1962г. по предложению Лидии Чуковской произведения Григория Белых были переизданы.
  Умер Григорий  Георгиевич от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.