Июль

Уильям Мейкпис Теккерей, английский писатель
205 лет со дня рождения (1811–1863),
 
   Родился 18 июля 1811 г. в индийской Калькутте, где служили его дед и отец. В 1815 г. отец Уильяма, состоятельный крупный чиновник местной администрации, скончался, после чего 6-летнего мальчика перевезли в Лондон для получения образования.
   В 1822-1828 гг. он учился в Чартерхаусе, старинной аристократической школе. В это время юный Теккерей с особым интересом читал книги Дефо, Филдинга и Свифта; среди друзей слыл большим остроумцем, писал талантливые пародии.
   После окончания школы он на протяжении 1829-1830 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета. В эти годы он был издателем студенческого юмористического журнала, в котором появлялись его собственные сочинения, красноречиво говорящие о даре сатирика. Не доучившись, Теккерей уехал в Германию, где состоялось его знакомство с Гёте, позднее он уехал в Париж, где брал уроки живописи.
    В 1832 г. Теккерей принял во владение солидный капитал, но проигрыш в карты и безуспешные попытки стать издателем быстро лишили его состояния.
   В 1837 г. произошло сразу два события, в корне изменивших биографию Теккерея: он женился и принял решение заняться литературой серьёзно. Первый шаг стоил ему впоследствии больших страданий, т.к. жена стала жертвой психического заболевания, и всю дальнейшую жизнь Теккерею пришлось жить с двумя дочерями отдельно от бывшей супруги.
    Судьба же его как писателя оказалась куда более счастливой, хотя все получилось далеко не сразу. Поначалу Теккерей сотрудничал в качестве журналиста и художника-карикатуриста с различными периодическими изданиями, и именно в периодической печати были напечатаны его произведения. В 1836 г. судьба свела его с Диккенсом. Шла речь о том, что Теккерей проиллюстрирует «Посмертные записки Пиквикского клуба», однако их тандем не состоялся.
   В 30-ых гг. Уильямом Мейкписом было написано большое количество литературно-критических статей, в 1844 г. - первый крупный роман - «Записки Барри Линдона».
    На протяжении 1846-1847 гг. Теккерей писал «Книгу снобов», в которой перед читателем предстала целая галерея социальных типажей современного ему общества.
   В 1847-1848 гг. каждый месяц выходили выпуски романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Он стал первым произведением, подписанным настоящим именем автора - Уильямом Мейкписом (до этого он творил исключительно под псевдоним - Михаил Титмарш)). Роман стал его главным творческим достижением, принёс ему мировую славу, финансовую обеспеченность, повышение социального статуса. После написания «Ярмарки тщеславия» перед Теккереем открылись двери в высшее столичное общество.
   Продолжение идей «Ярмарки тщеславия» и реалистических традиций в целом прослеживалось и в других больших романах Уильяма Теккерея - «Пенденнис» (1848-1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853-1855), «Виргинцы» (1857-1859) и др. Однако его творческое наследие включало не только романы - оно весьма разнообразно с точки зрения жанров, хотя и являлось цельным с позиций идейно-художественной направленности. Теккерей был автором баллад и стихов, юморесок, комических повестей, сказок, очерков, пародий. Писатель выступал в Англии и США с лекциями, которые были собраны и опубликованы в 1853 г. как «Английские юмористы 18 века».
   В 1859 г. Теккерей занял должность издателя-редактора журнала «Корнхилл», которую оставил, намереваясь написать новый роман «Дени Дюваль».
    Однако он не успел осуществить этот замысел, скончавшись от инсульта 24 декабря 1863 г.
   Местом захоронения было выбрано лондонское кладбище Кенсал Грин.
 
Джордж Бернард Шоу, английский писатель, драматург
160 лет со дня рождения (1856 -1950)
 
   Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки.
    В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом.
   С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
   В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика.
   Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 году.
    В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу - пространная статья «Квинтэссенция  ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
   Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен» (1893). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В 1893 году увидели свет  «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров.   Первый огромный успех принёс написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».
   Звёздный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др.
   Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
   В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начался новый этап в его творческой биографии.
   Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, причём отказался от денежной её составляющей.
   В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправился  в путешествие по миру, наведался в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался с И. Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почётного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
   Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние его пьесы «Миллиарды Байанта» (1948) и «Вымышленные басни» (1950).
   Умер Бернард Шоу в 1950 г. в Эйот-Сент-Лоренсе.
 
Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия - Сергеев), прозаик, драматург
125 лет со дня рождения (1891-1959)
 
   Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушёл в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинёры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).
   Первые его рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912 г., будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренёв» опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».
   Во время первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешёл в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.
   В 1924г. вышли три повести - «Ветер», «Звёздный цвет» и «Сорок первый», сразу сделавшие их автора известным. За финал повести «Сорок первый» Лавренёва стали называть «попутчиком» (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья.
   Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.
   В 1928г. была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров.
   Лавренёв стал вместе с К.Тренёвым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945).
   Лавренёву принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950г. была написана политическая драма «Голос Америки».
   Б.Лавренёв скончался 7 января 1959 году в Москве.
   Похоронен  в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
Владимир Осипович Богомолов, русский советский писатель
90 лет со дня рождения (1926-2004)
 
    Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.
    В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошёл на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награждён. Прошёл путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.
    Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В.Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне.
   Не меньшим успехом пользовалась и его повесть «Зоя» (1963) о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности её воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»
    Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).
    Владимир Богомолов - писатель подчёркнуто одинокого склада. Он принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал своё имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссёрами.
    Ненавидел пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и писал очень медленно.
    Самое большое и знаменитое его произведение - роман «В августе сорок четвёртого…» (второе название - «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящён реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Это один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведён более чем на 30 языков.
    Затем - традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 году вышла новая повесть «В кригере» о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии на мирный лад.
    В годы перестройки Богомолов выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Русской и Советской армии и её славной истории.
   Творчество Богомолова соприкасалось с разными литературными традициями: эпическим реализмом Л.Толстого, пластичностью образных описаний И.Бунина.
    В последние годы писатель работал над публицистической книгой «Срам имут и живые, и мертвые», и «Россия», где вёл полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне.
   Умер 30 декабря 2003 в Москве.
   Похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
Сергей Алексеевич Баруздин, русский поэт, прозаик
90 лет со дня рождения (1926-1991)
 
   Родился 22 июля 1926 года в Москве. Отец, Алексей Баруздин, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи. Под его влиянием Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята» (1938). Их заметила Надежда Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения; она направила его в литературную студию Московского Дома пионеров. С началом Великой Отечественной войны он оставил школу, пошёл работать рабочим на типографию. Вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте 17 лет его взяли в армию - рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях за оборону Москвы, взятии Берлина и по освобождению Праги.
   В 1950г. издал первый стихотворный сборник для детей.
   После войны Баруздин получил среднее образование, работал в газетах, в т. ч. 1953-55гг. - в редакции журнала «Пионер».
   Окончил Литературный институт имени А. М. Горького (1958).
   С 1965 года был главным редактором  журнала «Дружба народов». Выступал также как  историк литературы: его статьи посвящены творчеству Э.Асадова, А.Барто, Л.Воронковой, А.Вергелиса, М.Исаковского, К.Калчева, В.Катаева, А.Кешокова и др. писателей.  В книге «Заметки о детской  литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.
   В 1983 году Сергей Баруздин был удостоен Государственной премии РСФСР за сборник рассказов и повестей «Само собой». Писал стихи и прозу для детей: сборник «Кто построил этот дом?» (1950); «Про Светлану» (1951);
«Шаг за шагом» (1956); «Кто сегодня учится» (1955); «О разных разностях» (1957);
повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957); сборник рассказов и повестей «Я люблю нашу улицу…» (1969).
    Баруздин - автор прозы о войне: «Повторение пройденного» (1964); «Её зовут Ёлкой» (1965); «Повести о женщинах» (1967); очерков о современных писателях - книги «Люди и книги» (1978, 1982); «Писатель. Жизнь. Литература» (1985,1990).
   С. Баруздин умер 4 марта 1991 года.
   Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
 
Сергей Анатольевич Иванов, русский детский писатель
 75 лет со дня рождения (1941-1999)
 
   Сергей Анатольевич Иванов родился 17 июля 1941 года в Москве. В 1963 году окончил МГПИ имени В. И. Ленина. Первая книга, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971году.
   Сергей Иванов - автор более 50 книг: школьные повести, рассказы о природе, детские детективы, создатель сценариев к мультфильмам «Падал прошлогодний снег»(1983) и «Бюро находок», «Незнайка на Луне»(1995), обладатель почётного диплома Премии имени Г. Х. Андерсена.
   Известные романы и повести писателя:
«Яркий, как солнце» (1976), «Гость из Вологды» (1977), «Тринадцатый год жизни» (1982), «Июнь, июль, август»(1981), «Сергей Иванович и Таня» (1983),
«Исчезнувшие зеркала» (1990), «Зимняя девочка» (1994), «Похищение с продолжением» (1999)и др.; рассказы и сказки: «Сундучок», «Дерево счастья», «Падал прошлогодний снег» (1983), «Лето я провела хорошо…» (1986), «Лягушка путешественница»(1995)и другие.
   В соавторстве с актрисой Риной Зелёной написал книжку для малышей «Сундучок»(1983).
   Вместе с поэтом Романом Сефом вёл семинар детских писателей в Литературном   институте им. Горького.
   Все книги Сергея Иванова - очень тёплые, добрые и вдумчивые.
   Награждён Государственной премией РСФСР имени Н. К. Крупской (1988) - за повести «Его среди нас нет» (1984) и «Тринадцатый год жизни» (1981), премией
имени Г. Х. Андерсена (1996) - за повесть «Зимняя девочка» (1994).
   Трагически погиб 4 декабря 1999 года, попав под поезд.
   Похоронен на Ново-Деревенском кладбище в городе Пушкино, Московская область.