Июнь

Виссарион Григорьевич Белинский, величайший русский критик 19 века
205 лет со дня рождения (1811-1848)
 
   Родился в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829-1832 гг. учился на словесном отделении Московского университета.  В 1833 г. стал участником философского  кружка Н.В. Станкевича.
   В Белинском замечательно сочетался теоретик литературы, её историк  и критик. В статьях «Разделение поэзии на роды и виды», «Идея искусства», «Общее значение слова литература» и других он развивал важнейшие положения научной эстетики - принцип содержательности формы, теорию жанров как специфических форм отражения жизни и т. д.
 Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой и явилась значительным вкладом в историю отечественной журналистики. Он был непревзойдённым публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития. Его обзоры  литературы стали не только теоретическим исследованием литературного процесса, они фиксировали и направляли отечественную общественную мысль, а благодаря глубокому философскому обоснованию образовали и воспитали целое поколение русской интеллигенции. В.Г. Белинскому принадлежит также огромная заслуга в теоретическом осмыслении задач и роли журналистики в обществе.
   Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма, на много лет вперед определив пути развития отечественной литературы. Его статьи-монографии о творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключевыми при оценке литературного произведения, - народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.
   Появление цикла из 11 статей, посвящённых А. Пушкину, - явление знаковое. Впервые в русской критике исследовался творческий путь писателя в его идейно-тематическом богатстве, жанровом многообразии, с позиции системы образов и типов, средств художественной выразительности, языка, мирового значения художника слова. Белинский проследил логику, диалектику, динамику творческого «взросления» А.С. Пушкина, показал его новаторство, опору на традиции предшествующей мировой литературы. При этом в поле зрения критика находились философская, эстетическая, просветительская, психологическая составляющие творчества классика, что доказывало мастерство владения словом А. Пушкиным.
   По мнению Белинского, один из ведущих критериев, на основании которых литературная критика оценивает произведения, - народность. Только четыре писателя, считает Белинский, умеют чувствовать «дух народа» и отразить его в своих произведениях  И. Крылов, Д. Державин, А. Пушкин и А. Грибоедов.
   Второй важный критерий - современность, умение откликнуться на запросы времени. «В эпоху жизни, в эпоху борьбы и столкновения мыслей и мнений» нельзя, по мнению критика, оставаться равнодушным и нейтральным. Анализируя практику ведущих журналов того времени - «Вестника Европы» и «Московского вестника», Белинский видит их главный недостаток в том, что они были лишены «чувства современности», не умели определить свои позиции, чуждались полемики. Журнал «Вестник Европы», писал он, «убило время». Причиной этого послужила позиция издания: «он всегда оставался одним и тем же», не обладал «тактом современности».
   C 1847 года Белинский начинает сотрудничать в обновлённом журнале «Современник», где публикует два известных труда: «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В этот период методология Белинского, его эстетические, критические взгляды подверглись серьёзным изменениям. Основной акцент критик делает на сближении литературы с реальной действительностью, видит в этом особую заслугу и роль писателей «натуральной школы». Известно, что критик достаточно рано расстался с романтическими иллюзиями и перешёл на позиции реализма.
   Развитие литературных взглядов Виссариона Григорьевича Белинского протекало сложным путём. Однако при всех своих поворотах и изменениях в убеждениях Белинский сохранил в течение всего своего развития некоторые руководящие идеи, определявшие смысл его литературной деятельности. Это, прежде всего, мысль о народности литературы. Идея народности, носившая у романтиков весьма отвлечённый характер, становится у Белинского неизмеримо более конкретной, тесно связанной с реализмом - правдивым, объективным отражением жизни.
   Не вызывает сомнений выдающийся вклад В.Г. Белинского в развитие литературной критики. Именно благодаря его деятельности не только творческая личность, но и читатель осознали важность и значимость критического анализа художественных произведений, осмысления текста как целостной системы в её проблемно-тематическом, жанрово-стилевом пространстве.
   Литературоведы справедливо называют подход Белинского к искусству «универсальным». Критику удалось проанализировать отдельные произведения, творчество писателей русской и мировой литературы в их тематическом разнообразии, с позиции жанровой природы, средств и приёмов художественной выразительности.
  Литературно-критическая деятельность В. Белинского - подлинная школа для современных исследователей литературы, для критиков.
   Умер В.Г. Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848 года.
   Похоронен  на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
 
Гарриет (Элизабет) Бичер Стоу, американская писательница
205 лет со дня рождения (1811-1896)
 
   Родилась 14 июня 1811 г. в Личфилде, штат Коннектикут. Её отец, известный проповедник Лаймен Бичер, воспитывал детей в духе фанатичной пуританской набожности. После переезда семьи в Цинциннати Гарриет печаталась в местном журнале «Очерк из новоанглийской жизни» (1834 г.). Во время поездки в Кентукки впервые соприкоснулась с рабством негров. В 1836 г. вышла замуж за преподавателя духовной семинарии Кэлвина Стоу.
  Семейная жизнь была отягощена бедностью, постоянным нездоровьем, бесконечными домашними хлопотами (у супругов Стоу было шестеро детей). Тем не менее Бичер Стоу продолжала  литературную работу.
В своих литературных произведениях она выступала защитницей женского образования и уничтожения рабства.
   Самый известный её роман - «Хижина дяди Тома» - был написан в 1852 г. В первый же год он разошёлся в Америке тиражом в 350 000, а в общем в 600 000 экземпляров, выдержал 35 изданий в Англии и был переведён на 20 иностранных языков. История жизни и мученической смерти дяди Тома, доброго, кроткого и честного человека, произвела сильное впечатление в стране. Книга написана непритязательно, традиционна по стилю, её гражданский пафос, ненавязчивая дидактичность вперемешку с юмором напоминают неформальные проповеди, имевшие целью утвердить в сознании паствы основные христианские и гражданские принципы.
 В ответ на обвинения, посыпавшиеся на Бичер Стоу, она выпустила в свет «Ключ к хижине дяди Тома», в котором ясно доказала, что сюжет для романа прямо взят ею из жизни, часто даже до мельчайших подробностей.
 Сенсационную известность получил памфлет Бичер Стоу «Оправдание леди Байрон» (1870 г.), основанный на признаниях, сделанных ей вдовой поэта. Критики утверждали, что книга очернила память поэта, так как раскрыла его любовную связь со сводной сестрой, однако исследования современных литературоведов подтверждают правоту Бичер Стоу.
   Последние романы и повести - «Моя жена и я» (1871 г.), «Бело- розовая тирания» (1871 г.), «Мы и наши соседи» (1875 г.), «Семья Погэнак» (1878 г.) - не пользовались популярностью, отпугивая читателей избытком трагических событий и смертей.
   Последние годы жизни Бичер Стоу провела в добровольном одиночестве на своей вилле во Флориде.
   Писательница умерла в США 1 июля 1896 года.
   Похоронена на историческом кладбище в Академии Филлипса в Эндовере, Массачусетс.
 Дом в Брансуике, штат Мэн, где была написана «Хижина дяди Тома», находится в списке достопримечательностей США.
 
Шарлотта Бронте, английская писательница
200 лет со дня рождения (1816-1855)
 
  Родилась 21 июня 1816 г. в Йоркшире в многодетной семье сельского священника. В пятилетнем возрасте Шарлотта потеряла мать. Отец же не уделял детям должного внимания. Удручающая картина за окном, недетские фантазии, грубость местных жителей – всё это способствовало тому, что дети жили в своём замкнутом внутреннем мире. Любимое занятие Шарлотты заключалось в выдумывании фантастических невероятных историй.
  Из ряда вон выходящим событием для этой семьи стало зачисление двух старших сестёр в школу Ковэн-Брилже, которая находилась неподалёку. Оставались в учебном заведении девочки недолго и обе умерли, ухудшив и без того шаткое здоровье в этом безрадостном школьном заключении. И вот в девять лет Шарлотта приняла на себя обязанности по ведению хозяйства, а в свободное время целиком и полностью отдавала себя словотворчеству и самообразованию.
   В 1835 году девушка получила работу гувернантки, но спустя некоторое время она отказалась от занятий из-за слабого здоровья  и непривлекательной жизни в стенах чужого дома. Вместе с младшими сёстрами она решила открыть свою школу и отправилась на континент, чтобы восполнить пробелы в знаниях литературы и французского языка. Тут перед впечатлительной юной девушкой открылся новый мир.
  Вернувшись на родину, сёстры  наконец решились выступить с первыми плодами своей литературной деятельности. Весной 1846г. появился небольшой томик их стихотворений под псевдонимом Коррер (Шарлотта), Эллис (Эмилия) и Актон (Анна) Белль, оставшийся незамеченным публикой.
   Неудача эта не обескуражила сестёр писательниц, и они с тем же увлечением взялись за писание рассказов в прозе: Шарлотта написала повесть «Учитель», Эмилия - «Грозовой перевал», а Анна - «Агнес Грей». Последние две повести нашли себе издателя, a «Учитель» был отвергнут всеми.
   Несмотря на это, Шарлотта со свойственным ей пылом и страстью продолжала свою литературную деятельность.
   В октябре 1849 года появился её новый роман «Джейн Эйр», сразу завоевавший себе решительный успех и переведённый на многие европейские языки, в том числе и на русский (1857). Немного книг с неизвестным именем автора на заголовке было встречено общим и бесспорным одобрением.
 Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - всё это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой северной природы с её грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывала новый неизвестный литературе мир и вызывала общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом. Но секрет строго сохранялся скромной писательницей.
   Следующая книга «Шерли» - второй роман Шарлотты Бронте, вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной картиной жизни рабочих в провинции, - был написан при крайне грустных обстоятельствах жизни писательницы: в сентябре 1848г. года умер её брат, Бренуэлл Бронте, много обещавший талантливый юноша.
В декабре 1848г. умерла Эмилия, и в мае 1849г. - Анна.
   Когда после появления второго её романа (1849) псевдоним Шарлотты Бронте был раскрыт, перед Шарлоттой открылись двери лучших литературных кружков Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в старом церковном доме в Гаворте.
   В 1853г. появился её последний роман «Городок», который по живому и правдивому описанию жизни в пансионе не уступал  первым, но был слаб в отношении стройности самой фабулы.
   Шарлотта Бронте умерла 31.03.1855 года.
 Писательница была похоронена в фамильном склепе в Церкви Св. Михаила, расположенной в Хауорте, Западный Йоркшир, Англия.
 
Аполлон Николаевич  Майков, русский  поэт
195 лет со дня рождения (1821-1897)
 
   Родился 4 июня 1821 г. в Москве в семье академика живописи  Н. А. Майкова.
Окончил юридический факультет Петербургского университета.
  Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.
   В 1848-1852 гг. активность поэта заметно снизилась.
  Начавшаяся в 1853 г. Крымская  война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).
 В стихах конца 50-60-х гг. Майков пытался критически оценить окружающую действительность: «Вихрь» (1856); «Он и она»(1857); поэма «Сны» (1856-1858); сборник «Неаполитанский альбом» (1858-1860); стихотворения «Поля» (1861), «Другу Илье Ильичу» (1863), «На белой отмели Каспийского поморья…» (1863).
  В эти же годы он много переводил из новогреческой народной поэзии, проникнутой духом борьбы за независимость.
  Сочувственным отношением к национально-освободительному движению продиктован также и ряд переводов из сербских юнацких песен (например, «Сабля царя Вукашина», «Сербская церковь», «Радойца», «Конь»). Отсюда внимание поэта и к периоду татарского нашествия на Русь и борьбе с кочевниками («В Городце в 1263 году», «Клермонтский собор»).
   В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» - итог напряжённой четырёхлетней работы.
   В 1875 г. Майков написал стихотворение «Емшан» - обработка одного из преданий Ипатьевской летописи. Большой  интерес поэт испытывал к эпохе столкновения язычества с христианством («Олинф и Эсфирь», «Три смерти», трагедия «Два мира» и др.).
  Несмотря на жанровое и тематическое богатство, майковское поэтическое наследие едино в стилевом отношении. Поэзия Майкова захватывает гармоническим слиянием
мысли и чувства, безукоризненным художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Не случайно по количеству положенных на музыку стихотворений Аполлону Николаевичу принадлежит одно из первых мест среди русских поэтов
XIX в.
   Скончался  поэт 20 марта 1897 г. в Петербурге.
   Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
 
Генри Райдер Хаггард,  английский  писатель
160 лет со дня рождения (1856-1925)
 
   Родился 22 июня 1856 года, в  Браденем (Норфолк), Англия.
   Семья имела датские корни; одна из бабушек писателя происходила из России.
Будучи восьмым из десяти детей, был в раннем детстве отправлен отцом  в Гарсингтонский приход на воспитание преподобному отцу Грэму.
 Далее, в отличие от старших братьев, обучавшихся в частных школах, учился в Ипсвичской классической школе, по окончании которой, провалив экзамен на офицерский чин, был отправлен отцом в Лондон к частному репетитору для приготовления к службе в Министерстве иностранных дел. В течение двух лет пребывания в столице, сблизился с людьми, изучавшими спиритизм и психические явления.
   Не сумев поступить на дипломатическую службу, был отправлен - опять-таки по настоянию отца - в 1875 году в Южную Африку, где устроился секретарём к вице-губернатору провинции Наталь Генри Бульверу.
   В 1878-1880 годах служил управителем и регистратором Верховного суда в Трансваале. Затем осел в Англии, где занялся сельским хозяйством и литературным трудом. Изъездил всю Англию, составив доклад о состоянии сельского хозяйства и положении сельского населения. Участвовал в подготовке аграрной реформы в Англии. Затем сдал соответствующий экзамен и стал практикующим адвокатом. Впрочем, адвокатская практика Хаггарда не привлекала - ему хотелось писать.
 В 1880-е годы Хаггард пробовал свои силы в сочинении исторических, психологических и фантастических рассказов,  написал множество приключенческих романов, завоевавших широкую популярность. Наиболее известны «Копи царя Соломона» (1885)   и «Она» (1887).
  Всемирную известность Хаггарду - писателю необычайно плодовитому и обладавшему весьма разносторонними интересами - принесли главным образом романы о приключениях в Южной Африке, в которых существенную роль играл фантастический элемент. Постоянная заворожённость автора затерянными мирами, руинами древних загадочных цивилизаций, архаическими культами бессмертия и перевоплощения душ сделали его (в глазах многих критиков) одним из безусловных предтеч современной фантастики в её приключенческой разновидности о затерянных мирах и расах.
 Популярный герой Хаггарда, белый охотник и искатель приключений Аллан Квотермейн, являлся центральным персонажем многих его книг: «Жена Аллана» (1887); «Месть Майвы» (1889); «Мари» (1912); «Дитя бури» (1913); «Священный цветок» (1915); «Дитя из слоновой кости» (1916); «Древний Аллан» (1920);
«Хоу-хоу, или Чудовище» (1924); «Сокровища озера» (1926);
«Ледяные боги» (1927) и др.
   Некоторые произведения Хаггарда - «Дочь Монтесумы» (1893),   «Лейденская красавица» (1901), «Прекрасная Маргарет» (1907), «Хозяйка Блосхолма» (1909) - содержат крайне негативное изображение испанцев и их культуры, на фоне явного возвеличивания протестантской религии и этики в ущерб католицизму, что справедливо отмечалось уже первыми рецензентами романа.      Именно этим отчасти объяснялся неподдельный интерес к романам Хаггарда в России, а позже - сравнительно «лояльное» отношение к ним советской цензуры.
   В награду за свои  труды  во благо Британской империи он был возведён в рыцарское достоинство (1912).
   Умер Хаггард в Лондоне 14 мая 1925.
 
Константин Андреевич Тренёв,  русский писатель
140 лет со дня рождения (1876-1945)
 
   Родился 21 мая (2 июня) 1875 года на хуторе Ромашово Харьковской губернии  в семье бывшего крепостного крестьянина. Начальное образование получил в земской школе. Затем учился в окружном училище станицы Каменская, а по окончании его - в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге.
    Знание духовной среды вылилось впоследствии в рассказы «Владыка», «Заблудились»,  «По тихой воде».
   С 1901 по 1903 годы Тренёв учится в Петербургском археологическом институте. Уже будучи известным писателем, в 1921 году, прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете.
   С ноября 1904 года (сразу после переезда из Петербурга в Новочеркасск) Тренёв занялся педагогической работой.
   В революции 1905 года Тренёв принял участие как журналист.
   С декабря 1905 года - редактор газеты «Донская жизнь».
   В 1912 году Тренёв встретился с А.М. Горьким, который заронил в душу молодого писателя семена веры в литераторское призвание. В короткий срок он издал целый ряд крупных произведений: «Дорогины» (1912), «На ярмарке» (1913), «Самсон Глечик», «В пути», «Любовь Бориса Николаевича» (1914).
  В 1909 году К.А.Тренёв приехал в Симферополь. Преподавал русский язык, литературу, педагогику в женской гимназии, а с 1912 года - в мужской. В симферопольской газете «Южные ведомости» публиковал  десятки фельетонов, писал  статьи о литературе и искусстве. В 1915 году написал  рассказ «Любовь Бориса Николаевича», в котором нашли отражение крымская природа, люди Крыма и его достопримечательности.
  В 1919 году он  возглавил  школьный отдел Наркомпроса. После освобождения Крыма от врангелевцев писатель начал  писать  историческую драму «Пугачёвщина» и работал  над ней около 3-х лет.
   С 1922 года в печати стали появляться и небольшие прозаические произведения автора: рассказы и отрывки «В пути», «Весна в степи», «Тихий город», «Выборы» и другие. Тогда же он приступил к воплощению своего давнишнего замысла - к созданию пьесы о гражданской войне.
   В 1925 г. во МХАТе была поставлена пьеса Тренёва «Пугачёвщина», через  полтора года  - пьеса  «Любовь Яровая», которая в 1941 году была удостоена Государственной премии СССР.
   Перед самой  Великой Отечественной войной, была закончена пьеса «Анна Лучинина».
   Весной 1942 года писатель закончил работу над пьесой «Навстречу», которая была одной из первых в репертуаре театра военных лет.
   Рассказы, написанные К.А. Тренёвым в 1942-1944 годах, оптимистичны и светлы, хотя их сюжеты глубоко драматичны, а подчас и трагичны.
   Уехав (в 1932 году) из Крыма, писатель часто приезжал сюда. Он приобрел дачу в Ялте и здесь работал над пьесами «Гимназисты», «На берегу Невы».  
   Пьесе «Полководец» (о М.И. Кутузове) суждено было стать последней в творчестве писателя.
  Константин Андреевич Тренеё умер в Москве 19 мая 1945 года, охваченный новыми замыслами, работая над пьесой о юности Петра, мечтая о пьесе, посвящённой крымскому партизанскому подполью в дни Великой Отечественной войны. Но замысел не был осуществлён.
   Константин Андреевич умер 19 мая 1945 года.
   Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
Александр Мелентьевич  Волков,  русский писатель, переводчик
125 лет со дня рождения (1891-1977)
 
   Родился 14 июня в 1891 году в  городе  Усть-Каменогорск.
   Тяга к литературе проявилась у Волкова в раннем детстве. В возрасте 4-х лет, благодаря стараниям своего отца, Александр уже умел читать. С тех пор книги стали его верными товарищами.
   В 6 лет Александр начал обучение в городском училище, причём его сразу приняли во второй класс. А в 12 лет Волков уже закончил это образовательное учреждение.
   1907 год ознаменовался для Александра Волкова поступлением в Томский учительский институт. В 1910 году он, получив специальность «математик», некоторое время работал учителем в селе Колывань (Алтайский край). Чуть позже он работал в качестве учителя и в родном училище Усть-Каменогорска. В это время Волков самостоятельно в совершенстве овладел немецким и французским языками.
  В 20-х годах XX века Волков перебрался в город Ярославль, где занял пост директора школы, параллельно учась на заочном отделении Ярославского педагогического института.
  В Москву Александр Мелентьевич приехал в 1929 году. Там он приступил к работе в качестве заведующего учебной частью рабочего факультета. В течение семи месяцев (вместо положенных пяти лет) обучался в Московском университете.
     Накануне революции Волков попробовал  перо. Его первые стихи «Ничто не радует меня», «Мечты» были напечатаны в 1917 году в газете «Сибирский свет».
    В 1917 - начале 1918 года он вошёл в состав Усть-Каменогорского совдепа и участвовал в выпуске газеты «Друг народа». Волков, как и многие «старорежимные» интеллигенты, не сразу принял Октябрьскую революцию. Но неиссякаемая вера в светлое будущее захватила  его, и вместе со всеми он участвовал в строительстве новой жизни, учил  людей и учился сам.
   Он преподавал  на открывающихся в Усть-Каменогорске педагогических курсах, в педагогическом техникуме. В это же время написал  ряд пьес для детского театра. Его весёлые комедии и пьесы - «Орлиный клюв», «В глухом углу», «Деревенская школа», «Толя-пионер», «Цветок папоротника», «Домашняя учительница», «Товарищ из центра» («Современный ревизор») и «Торговый дом Шнеерзон и Ко» - с большим успехом шли на сценах Усть-Каменогорска и Ярославля.
  В 1931 году Александр Волков стал преподавателем, а затем и доцентом кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота.
   Будучи преподавателем Московского института цветных металлов и золота, Волков решил овладеть английским языком. Для этого Александр Мелентьевич прочитал книгу Лаймена Фрэнка Баума под названием «Удивительный волшебник из страны Оз». Оставшись под впечатлением от прочитанного, Волков постарался перевести сказочную историю на русский язык. В процессе работы многие аспекты в истории Ф.Баума русский писатель изменил, некоторые моменты добавил, поэтому в итоге получился не перевод, а переработка книги. В итоге из-под пера Волкова  в 1939г. вышла сказка «Волшебник Изумрудного города». Свою рукопись Александр Мелентьевич показал Самуилу Яковлевичу Маршаку, известному детскому писателю. Тот отметил, что рукопись очень хороша, отправил её в издательство, а Волкову посоветовал не бросать занятия литературой.
  «Волшебник Изумрудного города» сразу же стал популярным среди читателей. Успех этой книги подтолкнул Волкова продолжить писать.
   В годы войны Александр Волков написал книги «Бойцы-невидимки» (1942) и «Самолёты на войне» (1946). Создание этих произведений тесно связано с Казахстаном: с ноября 1941 года по октябрь 1943 года писатель жил и работал в Алма-Ате. Здесь он написал цикл радиопьес на военно-патриотическую тему: «Вожатый уходит на фронт», «Тимуровцы», «Патриоты», «Глухой ночью», «Фуфайка» и другие, исторические очерки: «Математика в военном деле», «Славные страницы по истории русской артиллерии», стихи: «Красная Армия», «Баллада о советском лётчике», «Разведчики», «Юные партизаны», «Родина», песни: «Походная комсомольская», «Песня тимуровцев».
  Александр много писал для газет и радио, некоторые написанные им песни были положены на музыку композиторами Д. Гершфельдом и О. Сандлером.
   Его талант позволил ему в 1941 году стать членом Союза писателей СССР.
За всю свою жизнь Александр Мелентьевич написал более 50 произведений, среди которых были и стихотворения, и научно-популярные книги, и исторические очерки, и романы, и пьесы, и повести…
   По мотивам «Волшебника Изумрудного города» писатель в 1940 году написал одноимённую пьесу, которая ставилась в кукольных театрах Москвы, Ленинграда и других городов. В шестидесятые годы А. М. Волков создал  вариант пьесы для театров юного зрителя. В 1968 и последующие годы  пьесы по новому сценарию «Волшебник Изумрудного города» ставились многочисленными театрами страны.      Пьеса «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» шла в кукольных театрах под названиями «Урфин Джюс», «Побежденный Урфин Джюс» и «Сердце, ум и храбрость».
   Не меньшей популярностью пользовались в стране и другие исторические произведения Александра Мелентьевича Волкова - «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой» (1960), посвящённый истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами.
   Кроме этого Александр Волков опубликовал несколько научно-популярных книг о природе, рыбной ловле, истории науки. Самая популярная из них - «Земля и небо» (1957), вводящая детей в мир географии и астрономии, - выдержала многократные переиздания.
  Волков также занимался переводами Жюля Верна («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» и «Дунайский лоцман»), его перу принадлежат фантастические повести «Приключение двух друзей в стране прошлого» (1963, памфлет), «Путешественники в третье тысячелетие» (1960), рассказы и очерки «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию», «В горах Алтая», «Лопатинский залив», «На реке Буже», «Родимое пятно», «Удачный день», «У костра» и многие другие произведения.  Его книги о Волшебной стране неустанно переиздаются большими тиражами, радуя всё новые поколения юных читателей…
   Писатель умер 3 июля 1977 года в Москве.
   Похоронен на Кунцевском кладбище.
   В его честь названа улица в родном городе Усть-Каменогорске.
 
Виктор Платонович Некрасов, русский писатель
105 лет со дня рождения  (1911-1987)
 
   Родился 17 июня 1911 г. в Киеве в семье врача. Детство провёл в  Париже. В 1915 году с семьёй вернулись в Россию и обосновались в Киеве. После окончания школы учился в железнодорожно-строительной профшколе, в Киевском строительном институте (окончил архитектурный факультет в 1936 г.) и в театральной студии при киевском Театре русской драмы (окончил в 1937 г.).
 До начала войны некоторое время работал архитектором,  потом актёром и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова (бывшая Вятка) и Ростова-на-Дону.
   В августе 1942 г. ушёл на фронт, служил в сапёрных войсках, командовал батальоном. Сразу после войны (1946 г.) в журнале «Знамя» появилась повесть Некрасова «В окопах Сталинграда», которая  оказалась самым высоким его достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне -«Судак» (1958), «Вторая ночь» (1960) и др., которые  можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней.
   В следующем году она была удостоена Сталинской премии. Некрасов стремился рассказать правду о войне, честно писать о жизни народа.
  В 1954 г. вышла его повесть «В родном городе»  о судьбе бывшего фронтовика, за публикацию которой журнал «Знамя» подвергся суровой партийной критике.          
   Следующая повесть Некрасова - «Кира Георгиевна» (1961 г.) посвящена проблемам интеллигенции.
   Писатель выступил в «Литературной газете» с рядом статей, призывая увековечить память людей, расстрелянных фашистами в 1941 г. в Бабьем Яре. Большинство погибших там были евреями, и Некрасова обвинили в сионизме. Тем не менее памятник в Бабьем Яре был установлен, в чём немалая заслуга писателя.
  После резких слов Н. С. Хрущёва в адрес писателя на одном из партийных пленумов Некрасова начали клеймить за «низкопоклонство перед Западом», перестали печатать его книги. В киевской квартире Виктора Платоновича был произведён обыск. В течение шести дней Некрасова допрашивал следователь.
  В 1974 г. писатель эмигрировал во Францию. За границей писал для газет и журналов, делал радиопередачи, читал лекции о русской литературе, продолжал творческую работу.
   Последнее произведение  В.П. Некрасова - «Маленькая печальная повесть» о жизни трёх друзей.
   Умер 3 сентября 1987 г. в Париже.
   Похоронен  на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 
Анатолий Маркович Маркуша  (настоящие имя и фамилия -
Арнольд Маркович  Лурье), писатель
105 лет со дня рождения (1921-2005)
 
 Родился 20 июня 1921года в  Днепропетровске в еврейской семье. Отец - бухгалтер, мать - домохозяйка. В 1924 г. семья переехала в Москву.
   До войны работал корреспондентом в газете «Вечерняя Москва».
  В 1941 г. был призван в армию, окончил Борисоглебскую школу истребителей, стал лётчиком. С августа 1942г. воевал в 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, в составе советских частей в Монголии, а с января 1944г.  в 7-й воздушной армии Карельского фронта. Окончил войну в звании капитана. За годы армейской и испытательской службы освоил 50 типов самолётов.
  В 1950 г. в подмосковном Жуковском прошёл курсы лётчиков-испытателей Минавиапрома, с которых был отчислен из-за своей национальности. Уволен из армии по состоянию здоровья в 1955г.  в звании подполковника, после чего занимался журналистским и литературным трудом.
   В 1955-1958 годах входил в редколлегию журнала «Знамя».
   Первую книгу рассказов «Ученик орла» выпустил в 1957 году.
Анатолий Маркович основную массу своих книг написал для молодого, подрастающего поколения.    «Нет», «Вам - взлёт», «33 ступеньки в небо» и многие другие его книги вели людей в авиацию. Это книги о лётчиках, книги для детей.
   А. Маркуша - автор 106 книг общим тиражом более 15 000000 экз. , 75  переведены на 18 языков мира. Самая известная из них - «Вам - взлёт».
   Умер писатель 30 августа 2005 г. в Москве.
   Похоронен  на Ваганьковском кладбище.