Февраль

АЛИШЕР НАВОИ  (Низамаддин Мир Алишер), узбекский поэт
575 лет со дня рождения (1441-1501)
 
   Родился 9 февраля 1441 г. в Герат (Тимуриды), в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках - тюркском и фарси (персидском).
   Среди родственников семьи  было немало творческих людей. Так, Мухаммад Али, приходившийся Навои дядей, получил известность как каллиграф и музыкант, Абу Саид, тоже дядя, спешно занимался поэзией.
   Учился Навои в Герате, Мешхеде. На протяжении 1456-1469 гг. проживал в Самарканде, где проходил обучение в медресе. Когда к власти пришёл его друг детства Хусейн, Навои возвратился на родину. В 1469 г. стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе.    В 1472 г. был назначен визирём и получил титул эмира. Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
   Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие чиновников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.
   Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе. В 1487 г. Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом междуусобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу. Поэт вернулся в Герат в 1488 г. Конец жизни провёл в усиленной творческой работе.
   Навои оставил после себя богатое наследие. Пиком его творческой биографии стало написание т.н. «Пятерицы», которая являлась для восточных поэтов традицией. На протяжении 1483-1485 гг. он выпустил поэмы «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искандерова стена», «Семь планет», сочинённых в продолжение традиций творчества Низами. Оставил после себя Навои и работы философско-публицистического характера, языковедческие и исторические трактаты. Его литературное творчество сыграло значимую роль для развития туркоязычных национальных литератур. Рукописные сочинения Навои являются достоянием крупнейших мировых библиотек таких стран, как Иран, Турция, Англия, Россия. Его поэмы неоднократно переводились на различные языки. Языковеды проявили столь горячий интерес к его поэзии и к его яркой личности, что появилось навоиведение как отдельная область научных исследований.
Умер поэт 3 января 1501 года. Похоронили Алишера Навои в Герате, в мечети, которую он сам для себя выстроил.
 
ВИЛЬГЕЛЬМ  КАРЛ  ГРИММ, немецкий писатель и филолог.
230 лет со дня рождения (1786-1859)
 
   Родился 24 февраля 1786г. в Ханау. Представитель гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре (фольклору).
   Третий сын Филиппа Вильгельма Гримма (1751-1796). Вместе со своим старшим братом Якобом посещал старейшую гимназию Касселя, а затем поступил в Марбургский университет, где изучал немецкое право под руководством профессора Фридриха Савиньи. После окончания университета, получив юридическое образование, вернулся в Кассель, где жил в доме своей матери, к тому времени уже овдовевшей.
   Проблемы со здоровьем (он страдал астмой и, кроме того, жаловался на боли в сердце) долгое время мешали ему получить какую-либо должность; и с 1806 г. он присоединился к работе по собиранию германских сказок, начатой его братом Якобом.
   В 1809 г. проходил курс лечения у известного доктора И. Х. Рейля в г. Галле, проживая в доме своего друга, композитора И. Ф. Райхардта.
   В Галле он познакомился с Клеменсом Брентано, и закончив курс лечения, вместе с ним переехал в Берлин. Спустя некоторое время он возвратился в Кассель, где встретился с Ф. Гёте, который «сердечно благодарил его за усилия на благо давно забытой культуры».
   С 1814 г. по 1829 г. занимал должность Секретаря Гессенской ландграфской библиотеки в г. Касселе.
   В 1825 г. женился на Генриетте Доротее Вильд. В 1828 г. родился его сын Герман Гримм (1828-1901) - впоследствии известный историк литературы, профессор Берлинского университета и соучредитель «Общества Гёте».
   В 1831-1835 гг. Вильгельм Гримм занимал должность библиотекаря Гёттингенского университета, а в 1835 г. стал его экстраординарным  профессором. За участие в протесте «Гёттингенской семёрки» (как и его старший брат) в 1837 г. по распоряжению герцога Ганноверского был снят со всех должностей и выслан из страны.
   Однако, в 1841 г. был приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV; в том же году избран действительным членом Прусской академии наук. В течение 18 лет, до своей смерти, занимал кафедру в Берлинском университете и работал над «Немецким словарём».
   Принято говорить о совместном творчестве братьев Гримм - Якоба и Вильгельма.
   Еще со студенческих лет они занимались сбором и изучением народных сказок. Большую славу великих сказочников им принесли три сборника «Детских и семейных сказок», выпущенных с 1812 по 1822 годы. Сборник включал в себя около 200 сказок, среди которых «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Золушка» и другие известные сказки.
   Некоторые учёные полагали, что братья Гримм всего лишь пересказывали и творчески обрабатывали услышанные народные сказки, а не сочиняли их. Сказки братьев Гримм переводились на многие языки, в том числе и на русский. Как лингвисты, братья были одними из основоположников научной германистики.
   Братья Гримм опубликовали ряд средневековых сочинений: «О старонемецком майстергезанге» (1811), «Бедный Генрих» (1815), «Рейнеке-Лис» (1834), «Цветник роз» (1836), исследование «Германские героические сказания» (1829).
   В духе своих романтических идей они объясняли сходство сюжетов наличием общего «прамифа», наследием от единого предка. Основоположники «мифологической школы» в фольклористике, исследователи использовали сравнительные методы (книга Якоба Гримма «Немецкая мифология», 1835 г.).
  Умер Вильгельм 16 декабря  1859 года  в Берлине от паралича лёгких.
   Похоронен  на кладбище святого Матфея в Берлине.
 
НИКОЛАЙ  СЕМЁНОВИЧ  ЛЕСКОВ), писатель
185 лет со дня рождения  (1831- 1895)
 
   Родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.
   Образование получил в Орловской гимназии. С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве.
   В 1861 г. переселился в Петербурге. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.
   В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни: «Погасшее дело» (1862); «Язвительный», «Житие одной бабы» (оба 1863); «Леди Макбет Мценского уезда» (1865); «Воительница»(1866); пьеса «Расточитель»(1867).
   В то же время одна из ранних статей Лескова - о петербургских пожарах (1862) - послужила началом его длительной полемики с революционными демократами.    Рассказ «Овцебык» (1863), романы «Некуда» (1864) и «Обойдённые» (1865) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
   Писатель создал шаржированные типы нигилистов: повесть «Загадочный человек»(1870); роман «На ножах» (1870-1871).
  Идеал Лескова - не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.
   В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом: роман «Соборяне» (1872); повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатлённый ангел» (1873); «Не смертельный Голован» (1880); «Печёрские антики» (1883); «Однодум» (1889).
   В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа - повесть «Железная воля» (1876); «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881).
   Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).
   В середине 80-х - 90-е гг. писателя занимает новый для России тип - буржуа: «Чертогон»  (1879), другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно» (1884); «Грабёж» (1887); «Полуношники» (1891).
   Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.
   Умер Н.С. Лесков 5 марта 1895 г. в Петербурге.
Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ, русский критик, публицист
180 лет со дня рождения (1836-1861)
 
   Родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-1853). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.
   Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства.
   В 1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.
   Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857-1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу - просветителем.
   В 1858 г. он напечатал статьи, где изложил свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым».
   В 1859-1860 гг. появились его литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
   Особенность Добролюбова - критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение - высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п.
   В мае 1860 г. Добролюбов выехал за границу для лечения туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, во Франции, более полугода в Италии, где написал серию статей в поддержку освободительного движения Дж. Гарибальди («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура»).
   В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу.
Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.
Н.А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
 
ЖОЗЕФ  РОНИ (старший), французский писатель
160 лет со дня рождения (1856-1940)
 
   Родился 17 февраля 1856 г. в Брюсселе (Бельгия). Настоящее имя Бекс, Жозеф-Анри. Получив блестящее классическое образование, Анри Бекс начал рано зарабатывать себе на жизнь, работая то наставником в английском учебном заведении, то телеграфистом. Неудержимая тяга к литературе заставила его заняться литературной деятельностью; первая книга, не имевшая отношения к фантастике, была написана на английском языке. Вскоре он обосновался в Париже, где опубликовал повесть «Ксипехузы» (1887), которую доброжелательные критики тут же сопоставили со знаменитой «Орлей» Мопассана.
   Первоначально он подписывал свои произведения как Ж.-А.Рони; когда в Париж приехал его младший брат Жюстен-Франсуа-Серафин Бекс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом.    Первая их общая публикация - «Манифест пяти» - вышла в свет в 1887 году.   Сотрудничество братьев продолжалось до 1908 года; за это время были написаны такие быстро ставшие знаменитыми книги, как, относившиеся к «доисторической» тематике романы «Вамирэх» (1892) и «Эйримах» (1896), а также ряд новелл, как доисторических (например, «Глубины Кийамо», 1896), так и научно-фантастических («Иной мир», 1898 и др.).
   Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя - Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошёл в историю французской фантастики многими своими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как «Смерть Земли» (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни.
   Жозеф-Анри Рони-старший увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (в частности, именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Вскоре его приняли в состав комиссии по присуждению Гонкуровских премий, членом которой он оставался до самой смерти. Он продолжал писать пользующиеся неизменным успехом у читателей доисторические романы - «Борьба за огонь» (1909), «Гигантская кошка» (1920), «Хельевор с Голубой реки» (1930); тем не менее, главным направлением его творчества оставалась научная фантастика. Он был одним из творцов романа катастроф, изобразив в романе «Таинственная сила» встречу Земли с эфирным потоком, вызвавшим новый ледниковый период. Кроме того, им были написаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня» (1917), «Удивительное путешествие Гертона Айронкастля» (1922), «Сверхъестественный убийца» (1924), «Навигаторы бесконечности» (1927), «Спутники Вселенной» (1934), «Вампир Бетнал Грина» (1935).
   Благодаря интеллектуальному богатству своих произведений и их высокохудожественному исполнению, Рони-старший являлся одним из первых писателей, писавших на французском языке, который оторвался от литературы детских фантазий и ввёл подлинную научную фантастику в большую литературу.
Рони-старшему, пожалуй, принадлежит третье место по издаваемости на русском языке среди французских писателей-фантастов после Жюля Верна и Франсиса Карсака. Правда, следует уточнить, что у нас публиковались преимущественно его «доисторические» романы - «Борьба за огонь», «Вамирэх» и другие. Менее популярными оказались фантастические произведения, из которых были переведены несколько рассказов и отдельные романы.
   Рони-старший - член Гонкуровской академии, а с 1926г. - её президент. Книги Рони переиздаются до нынешнего дня на многих языках, множатся исследования его романов в контексте открытий и страхов эпохи.
   С 1980г. во Франции вручается премия Жозефа Рони - старшего за лучшее произведение в жанре научной фантастики по двум номинациям - роман и новелла.
   Умер Ж. Рони 11 февраля 1940 г. в Париже (Франция).
 
ЛЕСЯ  УКРАИНКА, украинская поэтесса, писательница
145 лет со дня рождения (1871-1913)
 
  Леся Украинка - псевдоним украинской поэтессы Ларисы Петровны Косач.  
  Родилась Лариса Петровна Косач 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский, Волынская губерния, Российская империя, (ныне Житомирская область, Украина).
   Мать - писательница О. П. Косач (псевдоним Елена Пчёлка), отец - юрист Пётр Антонович Косач (1841-1909), который очень любил литературу и живопись. В доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Дядя Леси (так её называли в семье, и это домашнее имя стало литературным псевдонимом)  Михаил Драгоманов, который со временем по-дружески опекал племянницу и всячески помогал ей,  был учёным, фольклористом, общественным деятелем, продолжительное время жил за границей (во Франции и Болгарии). Леся основательно изучила ряд иностранных языков, что дало ей возможность широко ознакомиться с классическими произведениями мировой литературы.
   Леся начала играть и сочинять маленькие музыкальные пьесы с пяти лет, в возрасте девяти лет написала первое стихотворение. В 1881 году она неожиданно тяжело заболела. Её мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сначала решили, что у неё острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но всё было бесполезно. Боль перешла в руки. Врачи, наконец, смогли определить, что это - туберкулёз кости. На музыкальной карьере Леси был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной операции рука осталась искалеченной.
   Писать и печататься Леся Украинка начала в возрасте 12 лет. К её ранним произведениям относится украинский перевод «Вечеров на хуторе» Гоголя (в соавторстве с братом). Печаталась Украинка в заграничных журналах «Зоря», «Жите і слово», «Літературно-науковий вісник».
   Леся с юных лет вошла в круг украинских литературных интересов.       Сборник стихотворений Леси «На крилах пiсень» 1-е издание вышло в 1893 г., второе - в 1904г. Обычный их недостаток - многословие. С выходом 2-го издания лучшие стороны поэзии Леси выступали более рельефно. Собственно Малороссия в поэзии Леси представлена мало; нет ни украинской природы, ни украинского народного быта. С Малороссией Лесю связывал, главным образом, язык.
   В 1898 году в Запорожье Лариса Петровна познакомилась с Сергеем Константиновичем Мержинским, общественным деятелем, выпускником Киевского университета святого Владимира. Мержинский жил некоторое время в Ялте, проходя лечение от туберкулёза. Четыре года спустя (в 1901 году) Леся уехала в зимний Минск к смертельно больному возлюбленному. В тяжёлые зимние месяцы родилась одна из сильнейших её драм - «Одержима»: Сергей Мержинский умер, и Лариса Петровна навсегда надела чёрные траурные одежды.
   Сборник её произведений 1904 г. не заключал в себе некоторых политических стихотворений Леси, напечатанных в галицких изданиях, например в «Життя и Слово» (1897). Другие сборники её стихотворений: «Думи i мрi» (1899), «Вiдгуки» (1902).
   Леся написала несколько прозаических рассказов: «Така ii доля», «Бида навчить» и др.
   Леся очень долго лечилась в Крыму, Египте и Греции, в Германии и Австрии, а также у народной целительницы в с. Косовщина (ныне Сумской области). Всё было бесполезно. К обострившемуся процессу костного туберкулёза прибавилась неизлечимая болезнь почек.
   Умерла Леся Украинка 1 августа 1913 в грузинском городке Сурами.
   Похоронена на Байковом кладбище в Киеве.
 
АГНИЯ  ЛЬВОВНА  БАРТО, русская детская писательница
110 лет со дня рождения  (1906-1971)
 
  Родилась в феврале 1906г. в Москве в семье врача-ветеринара. Начальное образование Агнии Барто было получено дома. Затем она поступила учиться в гимназию, а также посещала хореографическое училище. Училась в балетном училище. В годы учёбы, испытывая творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету Луначарского занялась профессиональной литературной работой. Примерно тогда же были написаны её первые стихи, которые были опубликованы   в 1925г. - «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».
   После выхода в свет сборников «Косолапка» (1926), «Первое мая» (1926);  «Братишки» (1928), и их публикации, она стала известной. Корней Чуковский отметил незаурядный талант Агнии Барто как детского поэта.
    Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н.Барто - «Девочка чумазая» и «Девочка - рёвушка», (1930).
 После выхода цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька», Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, её произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии.
   Ритм, образы, рифмы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
   В годы Великой Отечественной войны Агния Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Её стихи военных лет - сборник «Подростки» (1943), поэма «Никита» (1945) и др., носят в основном публицистический характер.
  А.Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1939), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1958). Её стихотворение «Верёвочка» было взято режиссёром И.Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и верёвочка» (1945).
  О воспитанниках детского дома Барто рассказала в поэме «Звенигород» (1948).
   За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
   В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлучённых войной. С её помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повести - «Найти человека» (1968); «За цветами в зимний лес» (1970).  
   В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала своё поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».   Многочисленные поездки по разным странам привели её к мысли о богатстве внутреннего мира ребёнка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Агния Барто перевела с разных языков детские стихи.
   В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
    В 1976г. ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
   Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981г.
   Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище
 
МУСА  ДЖАЛИЛЬ, Татарский советский поэт
110 лет со дня рождения (1906-1944)
 
   Муса Джалиль (настоящее имя Муса Мустафович Залилов) родился 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области (Российская империя) шестым ребёнком в семье.  Образование получил в медресе (мусульманское учебное заведение) «Хусаиния» в Оренбурге, где кроме теологии изучал светские дисциплины: литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вёл один. В эти годы Муса приобрёл вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию.
   Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919г., а первый его сборник «Мы идём» опубликован в 1925 году.
   В 1931-1932 годах был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Был завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. В Москве же  познакомился с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым.
    В 1932 году жил и работал в городе Надеждинск Свердловской области (современное название - Серов). В 1934 году вышли два его сборника: «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы».
   Работал с молодёжью; по его рекомендациям в татарскую литературу пришли А. Алиш, Г. Абсалямов.
   В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пёс», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д., положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи. 
   В 1939-1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра.
   В 1941 году Муса ушёл на фронт, где не только воевал, а ещё был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля всё же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений.
   За работу в подпольной группе был казнён в Берлине 25 августа 1944 года.
   В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
   Муса Джалиль - один из виднейших советских поэтов, стихи которого, как и его подвиг, облетели весь мир.
    Постановлением Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров Союза СССР Мусе Джалилю за цикл стихов «Моабитская тетрадь» (две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки), который содержит 92 стихотворения и два отрывка в 1957 году посмертно присуждена Ленинская премия.
   В книгу «Моабитская тетрадь» вошли знаменитые «Моабитские тетради» поэта-героя, а также поэмы - «Джим», «Письмоносец», «Алтынчеч» и лирика предвоенных лет. Ряд произведений, ранее на русский язык не переводившихся, включены в сборник впервые.