«Снимайте стресс и развивайте воображение, или что такое "громкие чтения"» (опубликовано 10.11.2024)
Главная задача громкого чтения –
раскрыть перед ребёнком
мир словесного искусства.
Л. С. Выготский
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное. Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, чтению.
Мы знаем, что читать вслух необходимо детям: если пропустить этот важный этап в обучении, потом не получится правильно и быстро читать «про себя». Громкое выразительное чтение позволяет развивать умственные и речевые навыки в любом возрасте. А чтение книги ребенку или любимому человеку помогает обоим участникам процесса расслабиться и почувствовать особенную близость.
По сравнению с чтением «про себя», у чтения вслух есть преимущества, связанные с механизмами работы мозга:
- человек меньше отвлекается, его внимание полностью сконцентрировано на тексте;
- если в книге встречаются новые слова, то возникает потребность не только объяснить их значение, но и проверить, как правильно их произносить, а это увеличивает вероятность попадания незнакомых слов в активный словарь;
- прочитанное обрабатывается мозгом трижды: как визуальная, звуковая и «мышечная» информация (движения губ и языка). В результате одновременной работы нескольких зон мозга (а именно зрительной, слуховой и двигательной коры) шансы понять и запомнить намного велики, чем чтение «про себя».
Еще интереснее обстоят дела с чтением по ролям! Вместе читать рассказ или сказку веселее. А партнером может быть одноклассник или кто-то из старших – педагог или родитель.
Чтение по ролям помогает сфокусироваться на тексте – внимательно следить за тем, что говорит сосед, следить за печатным текстом, чтобы потом вовремя произнести свои реплики. Никому ведь не хочется пропустить важный абзац или запнуться во время чтения!
Таким образом, во время коллективного чтения развивается скорость зрительного восприятия, фонематический слух. Ребенок учится правильно произносить слова, правильно ставить ударения, делать паузы, читать выразительно, с чувством, с толком.
Чтение по ролям тренирует и навык публичных выступлений, развивает устную речь.
Такие упражнения потом помогут:
- не бояться публичных выступлений;
- уметь выразить свою мысль четко и ясно;
- «заставить» аудиторию слушать только тебя, не отвлекаясь.
А еще громкие и выразительные чтения помогают снимать стресс и развивают воображение.
Вот такими видами чтения мы и занимаемся с детьми в ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский».
За 2024 год мы прочитали много историй и сказок. В наш список книг вошли: сказочные повести о маленьких волшебных существах О. Пройслера, уральские сказы П.П. Бажова, знаменитые сказки А.С. Пушкина, серия сказок Н.Г. Никонова «Сказки леса», сказки народов Урала и другие, не менее интересные произведения.
А сейчас мы читаем сказку Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Читаем и удивляемся, познаем и воображаем!
«Что же будете читать дальше?» – спросите вы. 100 % - новогоднее! А как же иначе? Ведь время идет вперед и быстрыми шагами приближает нас к празднику волшебства и новогодних приключений!
Спасибо сотрудникам ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский», что доверяете нам своих детей.