Декабрь

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (Шеншин), русский поэт
195 лет со дня рождения (1820-1892)
 
   Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем.
   Русское подданство ему вернули только в 1846году.
   В 1838-1844гг. учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник - «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842г. его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
   Первое стихотворение   Фета было напечатано в 1842 году в «Отечественных записках» и при напечатании фамилии букву «ё» заменили на «е». Эту неожиданную ошибку автор принял как псевдоним и русская литература обогатилась прекрасной лирикой поэта Афанасия Фета.
   В 1845г. Фет стал унтер-офицером провинциального полка, так как офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853г. он перешёл в привилегированный гвардейский лейб-гусарский полк.
   В 1858г. вышел в отставку и энергично занялся литературным трудом.
К этому времени он выпустил уже несколько сборников стихов. Его лирическая поэзия имела огромный успех, хотя и не соответствовала духу времени.   Общественно-политическая обстановка была полна революционных флюидов, поэтому стихи поэта, описывающего природу, чувства и настроения, считались не современными в среде значимых поэтов.
  Нежные, пастельные тона стихов Фета, одновременно полные целого фейерверка чувств, могут оставить равнодушным только человека совершенно лишённого чувства прекрасного, или утратившего его.
   Дворянство же не было получено. Тогда поэт приобрёл помещичий участок, став помещиком-разночинцем. Соседи - помещики относились к нему с большим уважением, и в 1867 году выбрали на почётную должность мирового судьи, которую он занимал 11 лет.
   Лишь в 1873г. Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет.
   21 ноября 1892 года Афанасия Фета не стало. Посмертная слава пришла к нему благодаря поэтам «серебряного века» - А. Блоку, К.Бальмонту и другим.
Известные его  сборники стихов: «Стихотворения» (1970); «Стихотворения. Проза. Письма»(1988); «Проза поэта» (2001); «Стихотворения. Поэмы» (2005);
«Афанасий Фет. Лирика» (2006); «Духовная поэзия» (2007); «Стихотворения» (2010). Поэмы: «Две липки», «Сабина», «Сон», «Студент», «Талисман».
   Похоронен  Фет в родовом имении Шеншиных селе Клеймёнове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.
 
ДЖЕЙН  ОСТИН,  английская писательница
 240 лет со дня рождения (1775-1817)
 
   Родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир, где её отец, преподобный Джордж Остин, был приходским священником. Она была второй дочерью и 7-м ребёнком в семье из 8 детей.
  Первые 25 лет своей жизни Джейн провела в Хэмпшире. Когда её отец неожиданно отошёл от дел, семья распродала всё, включая фортепиано Джейн, и переехала в Бат.   Джейн в возрасте 25 лет и её старшая двадцативосьмилетняя сестра, по взглядам того времени считавшиеся старыми девами, последовали за родителями.
   Её родители были заядлыми читателями; любимый поэт самой Остин был Р.Каупер. Она очень стеснялась своего занятия и писала на маленьких клочках бумаги, которые она сбрасывала под стол, если кто-то входил в комнату. В письмах она рассматривала повседневную жизнь семьи и друзей откровенно и подробно: «Джеймс танцевал с Алетеей и прошлым вечером кромсал индейку с большим упорством. Ты ничего не сказала о шёлковых чулках; следовательно, это потому, что Чарльз их не купил, я надеюсь, поскольку я не в состоянии заплатить за них; все деньги ушли на покупку белых перчаток и розового шёлка» (из письма Остин к её сестре Кассандре -1796г.).
   Наиболее ранние из её известных работ датируются примерно 1787годом.
   В 1795-1798 гг. были написаны романы: «Три сестры», «Любовь и дружба», «История Англии», «Прекрасная Кассандра», «Романы».
  В более старшем возрасте (1811-1816гг.) ею были написаны романы: «Разум и чувства» (1811); «Гордость и предубеждение» (1813); «Мэнсфилд-парк» (1814); «Эмма» (1815), «Чувство и чувствительность» (1816); романы «Доводы рассудка» и «Нортенгерское аббатство» (1818)  опубликованы  посмертно.
 Имя писательницы не появилось ни на одном из названий её книг, и хотя друзья  знали об авторстве Остин, она почти не получила общественного признания за время своей жизни.
   Романы Джейн Остин являются комедиями нравов, которые описывают самодостаточный мир провинциальных дам и господ. Большинство её работ вращаются около деликатного вопроса завлечения мужей для вступления в брак дочерей.
   Джейн осмеивает глупость, притворность и тупость, располагая иронические рассуждения, начиная от лёгких портретных описаний в её ранних работах, и до более презрительных демонстраций в её поздних романах.
 Сегодня она считается одним из величайших мастеров английских романов.  Её  незавершённые романы: «Леди Сьюзан», «Уотсоны», «Сэндитон».
       О Джейн Остин снято несколько фильмов:
    - «Настоящая Джейн Остин»(2002), Великобритания, телефильм. Режиссёр - Никки Паттисон, в роли Джейн - Джиллиан Кирни.
    - «Любовные неудачи Джейн Остин»(2007), Великобритания. Режиссёр Джереми Ловеринг, в роли Джейн - Оливия Уильямс.
    - «Джейн Остин» (2007), Великобритания. Режиссёр Джулиан Джаррольд, в роли Джейн - Энн Хэтэуэй.
 Умерла 18 июля 1817 г. в Уинчестере, Англия.
 Похоронена в  Уинчестерском соборе.
 
АЛЕКСЕЙ  НИКОЛАЕВИЧ  ПЛЕЩЕЕВ, поэт
 190 лет со дня рождения (1825 - 1893)
 
    Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
   В 1839г.  вместе с матерью переехал в Петербург, учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушёл в 1845г.
   В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и М.Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.
   В 1844г. в «Современнике» появились первые стихотворения А.Плещеева («Сон», «Странник», «На зов друзей»), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.
   В 1846г. выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение «Вперёд! без страха и сомненья...».
В 1849г. вместе с другими петрашевцами был приговорён к смертной казни, замен
ённой солдатчиной, лишением «всех прав состояния» и отправкой в «отдельный Оренбургский корпус» рядовым.
   В 1853г. принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведён в унтер-офицеры, в мае 1856г. получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.
   В 1857г. женился, в 1859г. после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под «строжайшим надзором», «без срока».
   Активно сотрудничал с журналом «Современник», стал сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», печатался в «Московских  ведомостях», примкнул к некрасовской школе, писал стихи о народной жизни («Скучная картина», «Родное», «Нищие»), о жизни городских низов («На улице»).
    Под впечатлением от тяжёлой участи Н.Г. Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение «Жаль мне тех, чья гибнет сила» (1868).
   Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М.Михайлов, М.Салтыков-Щедрин и др.).
   В 1870 - 80гг. Плещеев много занимался переводами:  переводил Т.Шевченко, Г.Гейне, Дж.Байрона, Т. Мура, Ш.Пётефи и других поэтов.
   Как прозаик он выступил ещё в 1847г. с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его «Повести и рассказы» (1860).
   В конце жизни написал монографии «Жизнь и переписка Прудона» (1873), «Жизнь Диккенса» (1891), статьи о У.Шекспире, Ф.Стендале и др.
   Интерес к театру особенно усилился в 1860-е годы, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы - «Что часто бывает», «Попутчики» (1864).
   В 1870 - 80 годах  был секретарём редакции «Отечественных записок», после их закрытия - одним из редакторов «Северного вестника».
   В 1890г. Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внёс в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени В.Белинского и Н.Чернышевского для поощрения талантливых писателей; поддерживал семью больного Г. Успенского, С.Надсона и других, финансировал журнал «Русское богатство».
   Плещеев был «крёстным отцом» таких начинающих писателей, как В.Гаршин, А.Чехов, А.Апухтин, С.Надсон.
  Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали П.Чайковский, М.Мусоргский, А.Варламов, Ц.Кюи, А.Гречанинов, Р.Глиэр, М.Ипполитов-Иванов.
   Умер А.Плещеев 26 сентября (8 октября н.с.) 1893г. в Париже.
   Похоронен в Москве  на Новодевичьем кладбище.
 
ДЖОЗЕФ  РЕДЬЯРД   КИПЛИНГ, английский писатель
150 лет со дня рождения (1865-1936)
 
   Родился в Бомбее. Первоначально воспитывался в Индии.
   Первые годы жизни в биографии Киплинга были очень счастливыми. В пятилетнем возрасте вместе со своей сестрой он отправился на учёбу в Англию, где жил и учился в течение шести лет в частном пансионе, хозяйка которого (Мадам Роза) плохо обращалась с ним, постоянно  наказывала.
  В 12 лет родители устроили его в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в престижную военную академию. Близорукость не позволила Киплингу избрать военную карьеру, а дипломов для поступления в другие университеты училище не давало.
    В 1882г. он вернулся в Индию.
   С 17 лет работал в «Гражданской и военной газете». Через несколько лет Киплинг издал опубликованные в газетах рассказы и очерки отдельными сборниками: «Простые рассказы с холмов» и «Баллада о Западе и Востоке», которые принесли ему известность не только в Индии, но и во всей Британской империи.
   В 1889г. вернулся в Англию через Японию и Северную Америку. К этому времени Киплинг стал классиком английской литературы.
   В 1899г. уехал в Южную Африку, где началась англо-бурская война. Несколько месяцев он провёл в действующей армии, выпускал там военную газету и посылал в Англию репортажи об этой войне. К его участию в войне собратья по перу отнеслись резко отрицательно.
   В 1902г. Киплинг вернулся и почти безвыездно жил в своём доме в Сассексе, углубившись в литературное творчество. В том же 1902г. Киплинг выпустил «Сказки просто так», а также сборник английских легенд и преданий в собственной обработке.
   Это произведение стало таким популярным, что в 1906г. он издал сборник детских рассказов из истории древней Англии.
     В 1907г. Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе  «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
   Среди произведений Редьярда Киплинга - стихи, новеллы, рассказы, сказки, повести, романы: «Департаментские песни» (1886, сборник стихов), «Простые рассказы с гор» (1888, сборник новелл), «Свет погас» (1890, роман; русский перевод  в 1903), «Песни казармы» (1892, сборник стихов), «Книга джунглей» (1894, рассказы о Маугли), «Вторая книга джунглей» (1895, рассказы о Маугли), «Семь морей» (1896, сборник стихов), «Бремя белого человека» (1899), «Ким» (1901, роман), «Просто сказки» (1902), «Пять наций» (1903, сборник стихов), «Пак с холмов» (1906, сборник «исторических сказок»), «Награды и Феи» (1910, сборник  «исторических сказок»).
   К середине жизни писателя его литературная манера изменилась, теперь он писал неторопливо, осмотрительно, тщательно выверяя написанное. Для двух книг исторических рассказов «Пак с холма Пука» (1906) и «Награды и Феи» (1910) характерен более высокий строй чувств, некоторые из стихов достигают уровня чистой поэзии. Киплинг продолжал писать рассказы, собранные в книгах «Пути и открытия» (1904), «Действие и противодействие» (1909), «Самые разные существа» (1917),«Дебет и кредит» (1926), «Ограничение и обновление» (1932).
   Богатый язык произведений Киплинга, полный метафор, внёс большой вклад в сокровищницу английского языка.
   Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей», «Ким» и многие другие произведения.
    Умер Редьярд Киплинг в Лондоне 18 января 1936 года.
   Похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.
 
ВАСИЛИЙ  СЕМЁНОВИЧ  ГРОССМАН (настоящее имя Иосиф Соломонович), русский писатель, журналист и военный корреспондент
110 лет со дня рождения  (1905 - 1964)
 
   Родился 29 ноября (12 декабря н.с.) в Бердичеве в семье химика, что определило выбор его профессии: он поступил на физико - математический факультет Московского университета, окончив его в 1929г. 
До 1932г. работал в Донбассе инженером-химиком, затем стал активно сотрудничать в журнале «Литературный Донбасс»: в 1934г. появилась его первая повесть «Глюкауф» (из жизни советских шахтёров), потом рассказ «В городе Бердичёве». 
М. Горький обратил внимание на молодого автора, поддержал его, напечатав «Глюкауф» в новой редакции в альманахе «Год XVII» (1934).  Гроссман  переезжает в Москву, становится профессиональным  писателем. 
   Перед войной был опубликован первый роман писателя «Степан Кольчугин»
(1937 - 1940). 
   В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.  Гроссман - военный корреспондент газеты «Красная звезда» - публикует серию очерков о борьбе советского народа против фашистов и повесть «Народ бессмертен» (1942) - первое крупное произведение о событиях войны, где дана обобщённая картина народного подвига. 
   Пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная до войны и опубликованная в 1946г., вызвала резкую критику.
  В 1952г. Гроссман  начинает печатать роман «За правое дело», который тоже был подвергнут критике, поскольку не отвечал официальной точке зрения на войну. Гроссману пришлось переработать книгу. Основная тема романа - тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. Война предстаёт здесь во всей её конкретности - от событий исторического масштаба до мельчайших подробностей, из которых складываются эти события.
   В 1950 - 1959 годах Гроссман  написал  роман - эпопею «Жизнь и судьба» о событиях Великой Отечественной войны, который  завершает дилогию, начатую романом «За правое дело» (1952, издан в 1954), конфискованный в 1961 году.
   К счастью, книга сохранилась и в 1975г. попала на Запад. И в 1980г. роман увидел свет.  
   Параллельно Гроссман с 1955г. пишет другой  роман - «Всё течёт», тоже конфискованный в 1961г., но вариант, завершённый в 1963г., через самиздат в 1970г. был опубликован во Франкфурте-на-Майне.
    Позднее Гроссман опубликовал ряд рассказов («Дорога», «Несколько печальных дней» и др.) и лирический дневник-очерк о поездке в Армению «Добро вам!».
Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, а также медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы»
 В. Гроссман  умер 14 сентября 1964 года в Москве.
 Похоронен  на Троекуровском кладбище.
 
ДАНИИЛ ИВАНОВИЧ  ХАРМС (настоящая фамилия - Ювачёв), поэт,  прозаик
110 лет со дня рождения (1905-1942)
 
   Родился 30 декабря 1905 (12 января 1906 н.с.) в Петербурге, с которым связана вся его жизнь. Здесь учился, начал писать первые стихи. Как профессиональный поэт вошёл в литературу в середине 1920-х годов, когда некоторые его стихи появились в альманахах.   
   Первые его литературные произведения написаны в 1922 г. Уже в то время Хармс избрал себе не только судьбу писателя, но и псевдоним.
  В начале 1925 г. Хармс знакомится с поэтом А. Туфановым, основавшим «Орден Заумников». Его идеи об особом восприятии пространства и времени, и вследствие этого - особом языке современной литературы, были близки Хармсу и оказали на него сильное влияние.
   Хармс был одним из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), в которую входили поэты А.Введенский, Н.3аболоцкий, Ю.Владимиров и др., использовавшие приёмы алогизма, абсурда, гротеска.
   Произведения Хармса обэриутского периода озорны и причудливы. Но, несмотря на их юмор, в центре внимания серьёзные размышления о земном и небесном, о предназначении человека в реальном мире.
    В 1927г. на сцене Дома печати была поставлена пьеса Хармса «Елизавета Вам». Как и другие обернуты, Хармс читал свои произведения на встречах с публикой, его стихи и рассказы распространялись в рукописях.
   В 1930г. деятельность ОБЭРИУ как «объединения формалистов» была запрещена. После разгрома объединения последовал арест, затем ссылка. Хармсу пришлось уйти в сферу детской поэзии, в этот период его всё больше привлекала проза.
    С.Маршак, высоко ценя талант Хармса, привлёк его к работе с детской литературой.    С 1928г. Хармс публиковал стихи для детей в журналах «Чиж» и «Ёж». Вышло также несколько детских книг, в том числе такие известные, как «Иван Иваныч Самовар», «Игра», «Миллион».
   Вторично Д.Хармс подвергся  аресту 23 августа 1941г., а 2 февраля 1942г. умер, находясь в заключении. Имя его было вычеркнуто из советской литературы.
    В 1956г. был реабилитирован. В 1960-е годы его книги были переизданы, пьеса «Елизавета Вам» вернулась в театральные репертуары.
 
ЕВГЕНИЙ  БОРИСОВИЧ  РЕЙН, поэт, прозаик, сценарист
80 лет со дня рождения (1935)
 
     Родился 29 декабря 1935 года в семье архитектора Бориса Григорьевича Рейна и преподавателя немецкого языка и литературы Марии Айзековны (Исааковны) Зисканд.
  Окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, Высшие сценарные курсы; автор сценариев свыше 20 документальных фильмов (в том числе «Чукоккала»). Работал в геологических партиях на Дальнем Востоке, на ленинградских заводах.
   В 1959-м году Булат Окуджава посвятил Рейну ставшую тут же знаменитой песню «Из окон корочкой несёт поджаристой». Однако первая книжка самого поэта «Имена мостов» вышла только через двадцать пять лет.
   В советское время книги Евгения Рейна не издавались, его стихи не публиковались.  В этот период его стихи появлялись в западных журналах «Континент», «Грани», «Синтаксис».
   Почему же его не публиковали? Лучше всего об этом сказал Евтушенко: «Объяснить, почему не печатают Рейна, так же невозможно, как раскрыть загадку советской власти». Он сам говорил: «Я - вечный неудачник. Не кокетничаю, сейчас у меня всё нормально. Но мне попадались на пути какие-то события, которые всё время пускали мой утлый кораблик на дно».
   Рейн был в Ленинграде в пятидесятых довольно известным человеком, много выступал. В городе жил поэт, близкий друг Бориса Пастернака, Сергей Спасский, работавший в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель». Однажды Рейн ему показал свои стихи. Он ответил: «Принеси рукопись, может быть, что-нибудь удастся сделать». Рукопись Рейн принёс перед самым его отъездом в отпуск. А в отпуске Б.Спасский умер…
   В 60-е годы Рейн входил в круг так называемых «ахматовских сирот» (вместе с Иосифом Бродским, Дмитрием Бобышевым, Анатолием Найманом), поэтов из близкого окружения Анны Андреевны. Ахматова высоко ценила их творчество. Она была для молодых стихотворцев, по их признанию, не только литературным, но и духовным авторитетом.
   Нобелевский лауреат Иосиф Бродский всегда называл Рейна не только своим другом, но и учителем. По словам Евгения Борисовича, «он был самым умным человеком, который попался на его пути. У него был гениальный, великий мыслительный аппарат…»
   В 1979 г.  Рейн становится участником альманаха «Метрополь». Стихи Рейна распространялись в самиздате, часть их публиковалась в журнале «Синтаксис».
   Спустя годы Рейн взял «реванш» у времени, когда он безнадёжно стучался в двери советских издательств. Его стихи давно печатают, он стал лауреатом Государственной премии и Пушкинской премии России (1997).
  Становятся известными  произведения Е.Рейна: «Против часовой стрелки» (1979), «Береговая полоса» - стихотворения. (1989),«Темнота зеркал» - стихотворения и поэмы (1990), «Непоправимый день» (1991),«Избранное», «Третья волна» (1993),«Мне скучно без Довлатова», «Новые сцены из жизни московской богемы» (1997),«Арка над водой» (2000),  «Надземный переход» (2004),«После нашей эры» - стихотворения и поэмы ( 2004),«Мой лучший адресат» (2005), «Стихи, проза, эссе», «Искандер»(2006),«Память о путешествии», «Галарт» (2011), «Лабиринт» (2013).
   В 1987 году был принят в Союз писателей.
   Песни на стихи Евгения Рейна использованы в художественном фильме режиссёра Бориса Бланка «Карьера Артуро Уи. Новая версия» (1996).
   В настоящее время преподаёт на кафедре литературного творчества в Литературном институте имени А. М. Горького, там же руководит поэтическим семинаром.
  В 2004 году принял участие в Международных поэтических чтениях «Куала-Лумпур-2004» в Малайзии.