Январь

АЛЕКСАНДР  СЕРГЕЕВИЧ  ГРИБОЕДОВ,  великий русский писатель
220 лет со дня рождения  (1795-1829)
 
   Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода.
   Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., в родовитой дворянской семье. С  ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причём разносторонне, ребёнком.
   Он прошёл курс обучения двух факультетов Московского университета (словесного и юридического) и учился на физико - математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения).
   В период учёбы Грибоедов посещал литературные собрания дворян – студентов Московского университета в доме кн. И.Д.Щербатова, куда входили его кузены П.Я. и М.Я.Чаадаевы, их учитель, талантливый поэт З.А.Буринский, земляк Грибоедова по Смоленщине И.Д.Якушкин, а также возможно, Н.И.Тургенев, Д.А.Облеухов и др.      Вместе с братьями Чаадаевыми, Якушкиным и Щербатовым Грибоедов учится частным образом у известного философа и антиковеда профессора И.Т.Буле, которого впоследствии назовёт своим главным университетским наставником. Лекции Буле пробуждают в юноше отмеченный позднее его друзьями интерес к русской истории, формируют “вкус и мнение” в литературе. Университетские споры тех лет становятся предметом для первого приложения Грибоедовым сатирического таланта.
  Соперничество немецких и русских профессоров, и в частности борьба между И.Т.Буле и М.Т.Каченовским, претендовавшим на занимаемую первым университетскую кафедру, отразилась в сюжете комедии Грибоедова «Дмитрий Дрянской».
 Его очень сильные увлечения  литературой, постоянное присутствие  на всех литературных собраниях, конференциях, сыграло большую роль в биографии Грибоедова, он сформировал свои предпочтения и мировоззрения.
 Кроме того, он одновременно с литературой начал увлекаться историей. Именно в это время Грибоедов начинает писать свои первые литературные произведения.
     Грибоедов знал 9 языков и был талантливым музыкантом (известны два вальса Грибоедова).
     А.С.Пушкин говорил о нём как об одном из "самых умных людей в России".
     В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольцем поступает в гусарский полк. После войны он занимается литературной работой, совмещая её с дипломатической службой.
     В 1818 году Александр Грибоедов уезжает в Персию в качестве секретаря посольства. В Персии, а затем в Грузии работает над комедией "Горе от ума", которую он закончил в 1824 году в Петербурге. Это замечательное произведение  Грибоедова проникнуто духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру.
В 1826-ом году Грибоедова арестовывают. Полиция подозревает его в тесной связи с участниками и организаторами восстания декабристов.
В дальнейшем  писателя оправдывают, и он уезжает в Турцию, служа дипломатом в Петербургской коллегии иностранных дел.
     В 1827 году как талантливому дипломату ему поручили важную миссию - заключить мирный договор с Персией. Он блестяще выполнил это поручение и в 1828 году был назначен послом в Персию, где с большим успехом нёс дипломатическую службу.
Наиболее известные произведения автора: «Комедии»(2010); «Молодые супруги», «Притворная неверность» (1814); «Лубочный театр», «Студент» (1817); «Кальянчи» (1820); «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823);  «Горе от ума» (1824); «Отрывок из Гете» (1824); «Прости, Отечество!»,  «Хищники на Чегеме» (1825); «Освобожденный», «Телешовой»  (1826);  «Грузинская ночь», «Там, где вьется Алазань…»  (1827) «А. Одоевскому» (1828); Русская драматургия XVIII – XIX вв. (Сборник).
  30 января 1829 года в Тегеране в результате подстрекательства враждебно настроенных к России властей, подогреваемого английскими дипломатами, рассвирепевшая толпа разгромила русское посольство и зверски убила А.С.Грибоедова.
     Грибоедова похоронили в Тбилиси, где на могиле его молодой женой была оставлена трогательная надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?"
 
АЛЕКСАНДРА  ОСИПОВНА  ИШИМОВА, русская писательница
210 лет со дня рождения  (1805-1881)
 
   Родилась в Костроме в семье Осипа (Иосифа) Филипповича Ишимова. Её отец, уроженец Вятки, до женитьбы служил при канцелярии генерал-губернатора    Вятской и Казанской губерний князя Мещерского.
   Образование получила в пансионах для девочек и дома, занимаясь самообразованием, выказывая особые таланты в изучении иностранных языков.         В 1818 году Александра окончила пансион и готовилась поступать в Екатерининский институт, но после неудачного ведения судебного дела против одного из родственников Аракчеева её отец был выслан из Петербурга в Вологду, а затем в Усть-Сысольск и Никольск.
   Семья на годы осталась без средств к существованию.
   В 1825 году О. Ф. Ишимова переводят в г. Кемь Архангельской губернии, планируется его высылка в Соловецкий монастырь.
   В 1825 году А. О. Ишимова приежает в Санкт-Петербург, получает у царя аудиенцию и добивается высочайшего прощения для отца. Она открывает частную школу, занимается литературными переводами.
    Её литературный дебют — перевод книги французского писателя-моралиста Ф. К. Ж. Дроза «Искусство быть счастливым» (1831). В это время она завязывает знакомство с Вяземским, Жуковским, Пушкиным и другими писателями.
   С августа 1834 года А. О. Ишимова  работает над  «Историей России в рассказах для детей» — главной книгой писательницы, принесшей ей всероссийскую славу.
   После выхода одного из детских переводов, она получила совет написать историю России для детей, «наподобие того, как Вальтер Скотт рассказал историю Англии английским детям». Предварительно Ишимова изучила все доступные к тому времени источники по русской истории и, прежде всего, «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина.
   Первые рассказы писательницы были восторженно встречены как ведущими русскими литераторами, так и юными читателями.
«…История" госпожи Ишимовой — важное приобретение для русской литературы: так богато сочинение её другими достоинствами, между которыми первое место занимает превосходный рассказ и прекрасный язык, обличающие руку твердую, опытность литературную, основательное изучение предмета, неутомимое трудолюбие…» -  В. Г. Белинский
   В книге нашли отражение все важнейшие события русской истории с древнейших времен до начала царствования Николая I. Первое издание книги выпущено Петербургской Академией наук в шести частях в 1837—1840 годах, его тираж составил 1200 экземпляров.
   Первая часть книги вышла незадолго до смерти А. С. Пушкина. Второе издание вышло в 1841 году. Оно также получило высокую оценку современников и в том же году было удостоено Демидовской премии.
   А. О. Ишимова издавала два ежемесячных детских журнала: «Звёздочка» (1842—1863) и «Лучи» (1850—1860). Автор ряда оригинальных рассказов для детей: больше всего были известны «Рассказы старушки» (1839); «Священная история в разговорах для маленьких детей» (выдержавшая 6 изданий, начиная с 1841) ; «Колокольчик» (1849); «Первое чтение и первые уроки для детей» (1856—1860); «Рассказы из Священной истории для крестьянских детей» (1878). А. О. Ишимова много переводила с французского и английского языков: в частности, именно ей принадлежат первые переводы на русский язык приключенческих романов Фенимора Купера.
   Похоронена в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
 
АНТОН  ПАВЛОВИЧ  ЧЕХОВ, русский писатель
155 лет со дня рождения  (1860-1904)
 
  Родился в Таганроге. Все дети семьи Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми: Александр — литератор, лингвист, Николай — художник, Михаил — писатель, юрист, Иван —учитель, известный московский педагог, Мария —художница-пейзажистка.
   В1876 г. произошёл переезд семьи Чеховых в Москву. Отец, державший бакалейную лавку, разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
  В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живёт в тяжкой бедности.     В1879 г. Антон поступает на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
    В1880 г. в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Чехова. Он сотрудничает с разными журналами, пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом.
   После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача, много и плодотворно трудится, затем неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А. С Суворина в газете «Новое время».
   Сборники произведений этого времени — «Пёстрые рассказы», «Невинные речи». С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.
   В 1887 г. ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корит.    В 1888 г. семья Чеховых поселяется на Луке, близ Сум, Харьковской губернии, на даче помещиков Линтварёвых.
   Затем Чехов переезжает в Одессу, Ялту.
  Вернувшись в Москву, активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший». Она была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, а несколько лет спустя переделал, дав новое название — «Дядя Ваня». В это время написаны также повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.
   В 1890 г. Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин — место ссылки осуждённых на каторгу.
    На Сахалине он произвёл перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
   Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретиться с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий.
   Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, затем в Париж. В1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась.
    В 1895г. Чехов приезжает в Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л. Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.
    В мелиховский период (1892—1898 гг.) созданы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник».     Написан большой «деревенский цикл» произведений, таких как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка».
   В1897 г.у Чехова резко обострился туберкулёзный процесс, и он вынужден лечь в больницу.
   В 1900 г. писателя выбирают в почётные академики Петербургской Академии наук. О. Л. Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 г. и впоследствии активно переписывался, едет в Ялту гостить у писателя. Здесь определяется их дальнейшая совместная жизнь.
   Зиму 1900—1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту.
   В 1904 г. ставится ещё одна пьеса Чехова — «Вишнёвый сад» — последнее произведение великого писателя и драматурга.
   Туберкулёзный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 г. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.
   Там писатель умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
ВАСИЛИЙ   ГРИГОРЬЕВИЧ  ЯН (ЯНЧЕВСКИЙ), русский писатель
140 лет со дня рождения (1875-1954)
 
   Родился в 1874 году в Киеве в семье учителя, преподававшего в киевской, а затем в рижской и ревельской гимназиях латинский и греческий языки (где Василий и учился).
   В 1897 году окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901), затем около года жил в Англии — работал в библиотеке Британского музея и путешествовал.
   В 1901 году впервые приехал в Ашхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, куда был взят по рекомендации старшего брата. Активно изучал восточные языки и жизнь местного населения.
    В 1902 году ездил через пустыню с научно-статистическими целями в Хиву (проверял состояние колодцев на караванной тропе), был на приёме у хивинского хана и его наследника. Участвовал в исследовательской экспедиции вдоль персидско-афганской границы. В Среднюю Азию он возвращался потом не раз, а среднеазиатская тематика заняла центральное положение в его творчестве.
   Во время Русско-японской войны (1905—1906) был военным корреспондентом Санкт-Петербургского телеграфного агентства на Дальнем Востоке.
   В 1906—1907 годах работал в Ташкенте статистиком в Переселенческом управлении Туркестана.
   В 1907—1912 годах служил в редакции газеты «Россия», преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии, среди его учеников были: драматург В.В. Вишневский и поэт В.А. Рождественский.
   Известные произведения и труды  русского писателя:
романы и повести: "Огни на курганах" (1928 - 1952), "Финикийский корабль" (1929), "Спартак" (1933), "Чингис-хан" (1939), "Батый" (1941), "К последнему морю" (1951), "Юность полководца" - об Александре Невском (1952) и др.; пьесы: "Цыгане" по А. С. Пушкину (1923), "Икар" (1924), "Театр из сундука" (1929) и др.; рассказы (1907 - 1951); очерки и статьи: "Современный Афганистан"(1900-е), "Батый" (1930-е), "Золотая орда" (1941) и др.; доклады: "Историческая достоверность и творческая интуиция" (1947), "Великие тени" (1959); воспоминания: "Скитания и творчество" (1946 - 1954), "Превыше всего" (1959); автобиографии (1939 - 1947). Письма В. Г. Яна: А. К. Дживелегову (1942), Б. М. Кербабаеву 4 (1943 - 1947), А. А. Фадееву (1951), М. С. Шагинян (1952) и др.
   Писатель умер 5 августа 1954 года. Был похоронен на Армянском кладбище в Москве,  перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
 
ЛИДИЯ  АЛЕКСЕЕВНА  ЧАРСКАЯ (ЧУРИЛОВА), русская писательница
140 лет со дня рождения (1875-1937)
 
   Появилась на свет, предположительно, 19 января 1878 года в Царском селе; в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ. Отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у неё были сводные братья и сёстры.     
    Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг.
   Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.
   В 18 лет, с отличием окончив институт, она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим: вскоре он уехал в Сибирь на место службы, покинув жену с новорожденным сыном. Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г.
   В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало.
 Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки маленькой гимназистки», основанную на её школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»). «Записки маленькой гимназистки» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц.
   Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской. Однако, несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди детей и юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентиментальность.
   В самом деле, многие персонажи Чарской обрисованы схематично, одни и те же ситуации кочуют из книги в книгу. Чуковский назвал её «гением пошлости». После Октябрьской революции Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — всё говорило не в пользу писательницы.
    В 1918-м закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Чарской, «Мотылёк», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом «Н. Иванова».
   Повести Чарской изымались из библиотек как «не соответствующие идейным и педагогическим требованиям», учителя не рекомендовали (а то и запрещали) школьникам читать её книги.
   В 1924 году она ушла из театра, жила на актёрскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским.
   Дети по-прежнему читали её книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Лидии Алексеевне продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи.
    Всего за 20 лет творчества из под пера писательницы вышло около 80 произведений.
  Большая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни (в основном её книги — о воспитанницах закрытых школ-пансионов), любви, девичьей дружбе («Записки институтки», «Белые пелеринки»). Также одна из излюбленных тем писательницы — приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей («Лесовичка», «Сибирочка»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории России («Смелая жизнь», «Газават», «Так велела царица»).
   В 1991 г. издательством «Детская литература» была переиздана «Сибирочка», а в 1994-м появился в продаже сборник «Волшебная сказка» (изд. «Пресса»), в который вошли повести «Княжна Джаваха», «Лесовичка» и «Волшебная сказка».    Сейчас книги Чарской активно переиздаются, многие повести включаются в серии типа «Детская библиотека» (изд. «ЭКСМО»), «Школьная библиотека» и прочие.
   Также в последние несколько лет православное издательство «Русская миссия» издаёт «Полное собрание сочинений Л. Чарской», однако названия многих книг изменены (так, «Лесовичка» превратилась в «Тайну старого леса», «Люда Влассовская» стала «Выпускницей», «Записки институтки» изданы под названием «Павловских затворниц»).
   Серия книг, посвящённых Нине Джаваха, ярко иллюстрирует историю Грузии XIX века: природные условия, взаимоотношения между разными слоями населения и любовь грузин к своей родине.
   Умерла Лидия Чарская в 1937 году в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище.
 
КАРЕЛ  ЧАПЕК, чешский писатель
 125 лет со дня рождения (1890-1938)
 
   Карел Чапек родился 9 января 1890 г. в Мале-Сватоновице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье заводского врача Антонина Чапека. Учился в гимназии в г. Градец-Кралове, затем в Праге, в 1915 году получил учёную степень доктора философии в Карловом университете, также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.
    По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернёром в семье графа Лажански.
   Осенью 1917г. стал работать журналистом и критиком в газете Narodni listy («Национальная газета»), с 1921г. до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidove noviny («Народная газета»).
   В 1921—1923г.г.  был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech).
   Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом).
   Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример — антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»).
    Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925—1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935г. выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).
      Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Vec Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzalni Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Tovarna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povetron, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obycejny zivot, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Valka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (Prvni parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Zivot a dilo skladatele Foltyna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии (Аполлинер и др.).
   Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате  работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.
   Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша.
   Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.
   Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны. Творчество Чапека в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950—1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.
 
МИХАИЛ  ВАСИЛЬЕВИЧ  ИСАКОВСКИЙ, русский поэт
115 лет со дня рождения (1900-1973)
 
   Родился в деревне Глотовка Смоленской губернии, в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжёлое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать.
   Во время Октябрьской революции Исаковский ведёт активную общественную деятельность. Работает секретарём волостного Совета, с 1919г. становится редактором газеты в городе Ельня.
   В 1921 – 1930 годы жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты "Рабочий путь". С 1931г. жил в Москве.
   Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом  своей  литературной  деятельности Исаковский считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др.
   В 1927 в Москве вышла книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оценённая М.Горьким.
  Затем увидели свет сборники "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936). Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне.    В 1930-е годы Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: "Прощание", "Провожание", "И кто его знает", "Катюша", "На горе - белым - бела" и многие другие - (за песни военных лет поэт удостоен в 1943году Государственной премии СССР).
   Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война: стихи "Русской женщине", "Слово о России", песни "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу",  "Ой, туманы мои...", "Огонёк",   "Лучше нету того цвету" и др.
   В послевоенные годы продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло всё...", "Летят перелётные птицы", «Мы с тобою не дружили»  и другие.
   По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью.
   Исаковскому принадлежит много переводов с украинского, белорусского и других языков. Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов.
   Приверженец чистого и ясного, «народного» языка, Исаковский выразил свои взгляды на искусство в книге «О поэтическом мастерстве» (1952), включающей также письма к начинающим стихотворцам, и о поэтах, о стихах, о песнях (1968).
   Автор мемуарной книги «На Ельнинской земле» (автобиографические страницы), вышедшей в 1971–1972 годах, насыщенной мотивами социального разочарования стихотворной «Сказки о правде» (по народным мотивам), написанной в 1945, но опубликованной лишь в 1987; переводов из белорусской, украинской и народной венгерской поэзии.
Умер Исаковский в Москве 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
НИКОЛАЙ  ИВАНОВИЧ  СЛАДКОВ, русский писатель-природовед
95 лет со дня рождения (1920-1996)
 
 Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалёку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
   Мальчику очень хотелось узнать, о чём с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.
   В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдёте необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызённые шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать - что, как, почему происходит в лесу - вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы - большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья - прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса...
   Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
   Книги Николая Ивановича - это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюблённого в книги Николая Сладкова, самая большая радость - проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства.
   Ощущение таинств природы, её загадочной жизни, скрытой от глаз простого обывателя, во многом пришли из книг Виталия Бианки. Позже между Сладковым и Бианки завязалась переписка, посвящённая разгадкам тайн литературного творчества, писательскому озарению. Именно Виталий Валентинович Бианки стал для него настоящим другом и учителем.
   Когда началась Великая Отечественная война, Николай Иванович добровольцем ушел на фронт, став военным топографом. А когда война закончилась, продолжил работать по специальности топографа уже в мирное время.
   Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост".
   Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг.
   В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги...
   За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.
   Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своём творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию учёного, сумев открыть в природе что-то своё, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям...
   Умер Николай Иванович Сладков 28 июня  1996 года в возрасте 76 лет.Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
 
  ЕВГЕНИЙ  ИВАНОВИЧ  НОСОВ, писатель
90 лет со дня рождения (1925-2002)
 
  Родился в селе Толмачёве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
   Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После  окончания 8 классов в 1943 году ушел на фронт. Воевал солдатом – артиллеристом  в армии маршала К.К.Рокоссовского.
   В 1945г. под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945г. встретил в госпитале в Серпухове, о чём позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
  После войны продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
   С 1951г. жил в Курске. В 1957г. опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга».
   В 1958г. выходит его первый сборник рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
 В 1961г. становится профессиональным писателем.    Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902г., продолжает серьёзно заниматься самообразованием.
  В эти годы были опубликованы "Тридцать зёрен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).
  Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонёк", занимая достойное место в русской литературе.
 Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986г. под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов ; в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989г. - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990г.- повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992г. - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы".
 Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе: «Жди назавтра ясного дня» (1992), посвящено А.А.Фету.
 Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).
 Скончался Е.И. Носов 12 июня  2002 года, похоронен в Курске на Никитском кладбище.
 
АЙЗЕК  АЗИМОВ, американский писатель-фантаст
95 лет со дня рождения (1920-1992)
 
  Американский писатель-фантаст еврейского происхождения, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези,  детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения).     Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.
  Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Мстиславльского уезда Могилёвской губернии, Белоруссия (с 1929 года и поныне Шумячском районе Смоленской области России) в еврейской семье.
   Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема.
   В 1923г. родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.
   В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.)
  После окончания десятого класса в 1935 году, 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра, а в 1941 году — магистра по химии и поступил в аспирантуру.
   Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии.
   С октября 1945г. по июль 1946г. Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование.
   В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD, и поступил в постдокторат как биохимик.
    В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом, а в 1955 году - ассоциированным профессором.
    В 1979 году ему было присвоено звание полного профессора.
   Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу.   Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939г..
   В 1941г. был опубликован рассказ «Приход ночи» o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов.
   В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов (объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован (неудачно) и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере».
   10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби».
   В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец»  о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники.
  С начала 1940-х годов, роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники,  хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.
  В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание». Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.
   С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы.
   С 1980г. он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».
Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган». Любимым романом был «Сами боги».
Большинство написанных Азимовым книг являются научно-популярными, причём в самых разных областях: химия, астрономия, религиоведение, ряде других.
   Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне СПИДа, которым заразился при операции на сердце в 1983 году.
 
ДЖЕРАЛЬД   ДАРРЕЛЛ, английский зоолог и писатель
90 лет со дня рождения (1925—1995)
 
   Родился 1 июля 1925 г. в Джамшедпуре, Индия. Мать Джералда, рано овдовев, вернулась из Индии, где служил её муж, в Англию (1928 г.). 
Через пять лет финансовые затруднения вынудили семью перебраться в Грецию, на остров Корфу, который стал для маленького Джералда настоящим «садом богов».
В Лондон Даррелл приехал вновь уже для продолжения образования. Он подрабатывал продавцом в зоомагазине, а по окончании колледжа устроился в зоопарк Уипснейд в пригороде Лондона.
 Научившись обращаться с экзотическими животными, в 1947 г. отправился в Камерун (Западная Африка) с экспедицией, которая должна была отлавливать представителей дикой фауны для пополнения зоопарка.
 По материалам этой поездки Даррелл написал, свою первую книгу «Перегруженный ковчег». Он приступил к ней по совету старшего брата Лоуренса, известного писателя. Книга имела колоссальный успех и была распродана за несколько дней. На следующий год Даррелл совершил вторую экспедицию в Африку.
   Затем он побывал в Южной Америке (Гвиана, Парагвай, Аргентина), а после этого опять в Африке. Обо всём увиденном он рассказывал в книгах; так появились «Гончие Бафута», «Земля шорохов», «Под пологом пьяного леса», «Зоопарк в моём багаже».
   Постепенно Даррелл понял, что роль «собирателя животных» его не устраивает. Он разработал методику «бесстрессового» отлова и перевозки зверей, но отдавать полюбившиеся «экспонаты» в чужие руки становилось всё тяжелей. Теперь основное значение для него приобрела задача охраны природы.
  В 1959 г. писатель арендовал небольшой участок земли на острове Джерси и создал уникальный зоопарк, целью которого стало сохранение редких и исчезающих видов животных. Опыт такого рода у зоологов уже имелся: восстановление природной популяции зубра, гавайской казарки, американского журавля.
  Однако именно Даррелл один из первых осознал роль зоопарков в этом деле. Ему удалось привлечь внимание официальных учреждений и частных лиц, собрать необходимые средства, в том числе поступления от продажи собственных книг, и преобразовать зоопарк в фонд охраны животных.
   Почётным президентом стала английская принцесса Анна, а директором — сам Даррелл.
   В 1962 г. учёный совершил поездку в Новую Зеландию, Австралию и Малайю и снял фильм об охране природной среды, а также сделал цикл телепередач.   Всего им написано свыше 30 книг.
  Скончался 30 января 1995 г.  Похоронен на кладбище "Маунт Хеброн".
  Его фонд и зоопарк на острове Джерси по-прежнему действуют.
 
АНАТОЛИЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ  ЖИГУЛИН, поэт
85 лет со дня рождения (1930-2000)
 
   Родился 1 января 1930 года в Воронеже. Отец - выходец из крестьян, мать - из дворянской семьи Раевских.
   В 1949 году опубликовал первые стихи; вскоре был арестован по обвинению в принадлежности к анстисталинской подпольной Коммунистической партии молодёжи и отбыл 10 лет заключения в Сибири.
   В 1954 году был освобождён, в 1956 году реабилитирован. Окончил Воронежский лесотехнический институт (1960).
  После первой, "тоненькой и слабенькой", по словам самого Жигулина, книги стихов "Огни моего города", вышедшей в 1959 году в Воронеже, опубликовал стихотворные сборники "Костёр-человек" (1961), "Рельсы" (1963), "Память" (1964), "Полярные цветы" (1966), отразившие суровые жизненные впечатления от работы на северных лесозаготовках и рудниках, от встреч с обездоленными людьми и разорёнными деревнями.
 Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: «Дорога на плёс» (1964), «И ржавый крест над колокольней…», «О, Родина! В неярком блеске…» (1967). Жигулин вместе с такими поэтами, как В. Н. Соколов, Н. М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
  Следом выходят сборники: "Прозрачные дни" (1970); "Чистое поле", "Свет предосенний"(1972); "Горящая береста"(1977); "Соловецкая чайка", "Калина красная — калина черная"(1979); "Жизнь, нечаянная радость"(1980); 
 В 1982г. написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой молитвой», « За камни святые берусь», « Вижу, как ворон кружится», «Далече-далече…», «На псковской земле»; "В надежде вечной"(1983).
  Заметным событием в "лагерной" литературе первых лет перестройки стала автобиографическая повесть Анатолия Жигулина "Черные камни" (1988), предложившая подробный и спокойно-искренний, без налёта сентиментальности или истерического надрыва, рассказ об истории "вины" юного Жигулина перед социалистическим государством, наказании за неё и долгом пути обретения истины, а также написанный в разные годы цикл стихов о пребывании на знаменитой "лагерной" реке Колыме "Сгоревшая тетрадь", включённый в сборник "Летящие дни" (1989).
 В начале  90-х годов  Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России», где нашли отражение основные темы жигулинского творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, неподвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла,  терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины.
 Жигулин занимался также стихотворными переводами, писал эссе.
Умер Анатолий Владимирович Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.
Похоронен на Троекуровском кладбище.
 
КЭНДЗАБУРО  ОЭ, японский писатель,
лауреат Нобелевской премии
80 лет со дня рождения (1935)
 
   Родился 31 января 1935  года в глухой горной деревушке Ехиме на острове Сикоку. Был в бедной семье третьим из семерых братьев. Детские годы пришлись на Вторую мировую войну. С девятилетнего возраста, после гибели на войне отца, воспитывался матерью и бабушкой. Посвящал много времени чтению, в частности произведений своего любимого автора - Ф.Достоевского.
    Даже выпустил для приятелей книжку «Братья Карамазовы» для детей.
    В 18 лет впервые совершает путешествие по железной дороге в Токио, где знакомится с достижениями цивилизации – в то время, как люди его клана уже несколько столетий не покидали родных мест.
   «…Мои книги — такие, как они есть, прежде всего оттого, что я всегда отталкиваюсь от собственных непосредственных переживаний и соотношу их с обществом, страной, миром...»
   В 1954 году  поступает в Токийский университет на отделение французской литературы под начало профессора  Кацуэ Ватанабэ – специалиста по творчеству Франсуа Рабле. Знакомится с творчеством Ж.П.Сартра, Томаса Манна, У.Фолкнера, последними достижениями в теории литературы.
   Благодаря системе образов гротескного реализма Ф.Рабле осмысливает мифы и истории своего рода, услышанные в детстве.
    Продолжает знакомство с русской литературой – Львом Толстым, читает работы исследователя его творчества Эйхенбаума.
   По отзывам Оэ, мощный гуманистический и интеллектуальный заряд классической русской литературы он ощущал в себе всю жизнь – перечитывал «Войну и мир»  более 10 раз, а Достоевского, которого считал своим учителем, и вовсе ежегодно. Ему также были известны произведения М.Булгакова, работы В.Шкловского, М.Бахтина.
   Позже связь с Россией продолжилась в общении с поэтами Е.Евтушенко, А.Вознесенским, Б.Окуджавой, Б.Ахмадулиной.
   Ко времени учёбы в университете относятся первые писательские опыты, сделавшие Оэ известным.
   В 23 года за рассказы «Добыча» (1957) и «Содержание скотины» (1958) был удостоен литературной премии Акутагавы. В рассказе "Содержание скотины" витает тень времён американской оккупации. Пленный американский лётчик-негр в отчаянии прикрывается заложником – привязавшимся к нему ребёнком, душа которого, одновременно пережившего смертельную опасность и расправу над пленным, опустошена царящей вокруг враждебностью.
    В первых произведениях Оэ, как и в романе «Опоздавшая молодёжь» (1962), ощущается влияние Сартра, современной французской литературы.
   Начиная с первых произведений, столкновение хрупкой человечности с жестоким формализмом социума становится ведущей темой его творчества.   Молодёжь – действующее лицо почти всех романов Оэ. Она живет, прислушиваясь прежде всего к велениям своего сердца, еще не успев обезопасить себя равнодушием и следованием нормам общества потребления.
    В 1964 году пишет автобиографический роман Личный опыт, в котором отразилась его душевная травма, вызванная рождением в 1963 году  больного ребенка с поражённым мозгом. И хотя позже у Оэ родились здоровые сын и дочь, перенесённое потрясение обострило его способность сопереживать чужим страданиям.
    В 1965г. выходят "Заметки из Хиросимы" – обширное эссе о жертвах атомной бомбардировки.
«…Я - один из писателей, стремящихся создавать серьёзные литературные произведения, противостоящие тем романам, которые всего лишь удовлетворяют запросам потребителей культуры, заполнившей Токио, и субкультур остального мира…»
    Наиболее известный ранний роман  Кэндзабуро Оэ – « Футбол 1860 года» (1967) посвящён исканиям молодёжи 1960-х годов.
   В 1968г. выходит 6-томник  его избранных произведений . Критики отмечали, что его сочинениям, повествование в которых порой разворачивается одновременно в нескольких временных пластах, свойственны смешение мифа и реальности, характерна пронзительная острота нравственного звучания.
    Роман «Объяли меня воды до души моей» (1973) занимает особое место.
В нём он впервые находит образ человека цельного, которому, в отличие от его прежних невротичных героев, удаётся обрести уравновешенность и покой, обрести себя.
   Роман "Записки пинчраннера" (1976), (пинчраннер – игрок в бейсболе, спасающий резким броском вперёд свою проигрывающую команду – аналог смертника, идущего на прорыв) написан Кэндзабуро Оэ в расцвете творческих сил, за него он получил в 1994г. Нобелевскую премию. Произведение поражает сочетанием естественной интонации с невероятным сюжетом.
   Как было отмечено в Нобелевском представлении, – автор книги был выделен «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
  После публикации в 1993–1995 годах  трилогии «Пылающее зелёное дерево» писатель   заявил, что больше романов писать не будет. Тем не менее в 1998г. появляется новый роман «Кульбит», в котором описаны нравы религиозной секты, напоминающей Аум Сенрикё.
  Кэндзабуро Оэ – самый титулованный писатель Японии. Как общественный деятель он известен своими критическими высказываниями по поводу современной культуры и политической обстановки в стране. Он отказался от высокой государственной награды – ордена Культуры, т.к. орден, по его мнению, – «плоть от плоти нынешней государственной системы», которую он, как приверженец демократических ценностей, не приемлет.
 Оэ весной 2002 года был удостоен французского Ордена Почетного легиона. Спустя два года он также стал одним из создателей антивоенного союза под названием «Статья 9». Продолжая собственную достаточно активную общественную деятельность, в средине зимы 2005 года Оэ, которому уже стукнуло 70 лет, посетил Хиросиму и там же выступал с лекцией, которая была приурочена к шестидесятой годовщине атомной бомбардировки Нагасаки и Хиросимы.