ноябрь

МАРК ТВЕН, американский писатель –
185 лет со дня рождения (30.11.1835-21.04.1910)
 
Полное имя прозаика - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, родился 30 ноября 1835 года в маленьком городке Флориде (штат Миссури, США). Семья будущего литератора проживала в небольшом посёлке Флорида штата Миссури. Родителей звали Джон Маршал Клеменс и Джейн Лемптон Клеменс. Семейство испытывало трудности, хотя отец занимал пост судьи. И вскоре они были вынуждены переселиться в судоходный город Ганнибал, который был расположен на берегу американской реки Миссисипи. С этим местечком у Сэма связаны самые тёплые воспоминания детства. Они легли в основу наиболее популярных произведений прозаика.
После смерти отца в 1847 году, когда Сэму было всего 12 лет, семья осталась на грани разорения. Детям пришлось оставить школу и начать трудиться. Мальчику повезло: его старший брат Орион как раз открыл собственную типографию, и будущий писатель поступил туда наборщиком печати. Изредка ему удавалось печатать собственные статьи, которые не оставляли читателей равнодушными.
В 18 лет Сэмюэл Клеменс отправляется в путешествие по стране. Он запоем читает, посещая лучшие библиотечные залы. Мальчик, который вынужден был оставить учёбу в школе в детские годы, восполняет пробелы образования в книжных хранилищах Нью-Йорка. В скором времени молодой человек получает должность помощника лоцмана на корабле.
По словам самого писателя, он мог посвятить всю жизнь работе на реке Миссисипи, если бы в 1861 году не началась гражданская война. На некоторое время Сэм попадает в ряды конфедератов, но вскоре отправляется на Дикий Запад на золотые и серебряные прииски.
Работа по добыче драгоценных металлов не принесла Сэмюэлу много денег, но здесь впервые он раскрывается как наблюдательный и остроумный сочинитель небольших памфлетов и рассказов. А в 1863 году впервые писатель подписывает свои произведения псевдонимом Марк Твен, взятым из судоходной практики. Свои книги прозаик никогда не подписывал настоящим именем. Надо сказать, что сразу же Сэмюэл становится популярным, а его первое крупное юмористическое произведение «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» получило известность во всех штатах.
В середине 70-х появляется знаменитая история «Приключения Тома Сойера», в которой несколько по-другому описывается детство самого писателя. Затем свет увидела повесть «Принц и нищий», пришедшаяся по вкусу американскому народу. Также появляется книга «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», где историческая тема переплетается с темой перемещения в машине времени.
В середине 80-х открывает своё издательство, и первой книгой становится произведение «Приключения Гекльберри Финна». В этом романе Марк Твен впервые ярко выступает с критикой установленного порядка в обществе. Писатель выпускает также бестселлер «Воспоминания», посвящённый президенту Штатов В.С. Гранту. Собственная типография просуществовала до середины 90-х, пока окончательно не обанкротилась в связи с экономическим крахом в стране.
Последние книги писателя, которые были написаны уже отточенным выверенным слогом, не имели того успеха, как первые. Его герои, оставаясь по-прежнему остроумными авантюристами, попадают уже в неоднозначные ситуации, которые требуют философского подхода и бескомпромиссного выбора. В эти годы Марку Твену присваивается ряд докторских степеней ведущих университетов США. Это было весьма лестно человеку, который когда-то давно вынужден был оставить школьное образование.
Последнее десятилетие жизни писателя оказалось отравлено горечью невосполнимых утрат: с начала нового века Марк Твен пережил смерть трёх детей и любимой жены Оливии. При этом он окончательно утвердился в своих воззрениях на религию.
В последних своих произведениях «Таинственный незнакомец» и «Письмо с земли», которые были напечатаны лишь спустя годы после его кончины, Твен с присущим ему сарказмом воспевает атеизм. Причиной его собственной смерти стала стенокардия. Очередной её приступ унёс жизнь великого писателя в середине весны 1910 года в городе Реддинг штата Коннектикут. Писатель был похоронен на кладбище Вудлон в Элмайре (штат Нью-Йорк).
 
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН, английский писатель-
170 лет со дня рождения (13.11.1850-03.12.1894)
 
Родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика владел необычной профессией - был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели - серьёзные диагнозы заставляли родителей беречь сына. Стивенсону диагностировали круп, а позднее и чахотку, которые в те времена часто становились смертельными. Поэтому маленький Роберт много времени проводил в «одеяльной стране» - так писатель позднее напишет о детстве.
Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нём литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения Роберта Бёрнса и рассказывая сказки перед сном.
Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьёзное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.
Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».
Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в Эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошёл по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешёл на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.
Первым произведением Стивенсона, принесшим писателю известность, стал рассказ под названием «Ночлег Франсуа Вийона». А уже в 1878 году прозаик, находясь в очередной поездке во Франции, заканчивает цикл рассказов, вышедших как единое целое. Этот сборник получил название «Клуб самоубийц» и позднее стал одним из самых известных произведений автора. «Клуб самоубийц», а также цикл рассказов «Алмаз раджи», были напечатаны во многих литературных журналах Европы. Постепенно имя Стивенсона становилось узнаваемым.
Однако серьёзную славу писатель узнал в 1883 году, когда был напечатан, пожалуй, его лучший роман - «Остров сокровищ». Как и многие гениальные произведения, эта книга началась с шутливых рассказов, которыми он развлекал своего маленького пасынка.
Постепенно разрозненные эпизоды начали складываться в полноценный роман, и Стивенсон сел за бумагу. Изначально писатель дал книге название «Корабельный повар», но позднее изменил его на «Остров сокровищ». В этом произведении отразились его впечатления от книг других авторов - Даниэля Дефо и Эдгара По. Первыми читателями готового романа стали пасынок писателя и отец, но вскоре о книге заговорили и другие любители приключенческой литературы.
Следующей из - под пера выходит «Чёрная стрела», в 1885 году появляется «Принц Отто» и культовая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Годом позднее Роберт Льюис Стивенсон закончил работу над очередным сборником рассказов, получившим название «И ещё новые тысяча и одна ночь» (или «Динамитчик»).
Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений всё же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.
К тому времени семья Стивенсона, благодаря «Острову сокровищ», жила безбедно. Но, к сожалению, здоровье автора больше и больше давало о себе знать. Медики посоветовали писателю сменить климат, и Роберт Льюис Стивенсон переехал из родной страны на острова Самоа. Местные жители, поначалу настороженно воспринявшие незнакомцев, вскоре стали постоянными гостями в гостеприимном доме этого добродушного человека.
Ну и конечно, экзотическая атмосфера острова не могла не отразиться в произведениях сказителя: на Самоа написаны романы и рассказы «Вечерние беседы на острове», «Катриона», «Сент-Ив». Некоторые произведения писатель сочинял в соавторстве с пасынком - «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив».
Умер Стивенсон 3 декабря 1894 года от инсульта на острове Уполу в Самоа.
 
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК, русский поэт –
140 лет со дня рождения (28.11.1880-07.08.1921)
 
Родился  в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.
Свои детские годы Саша провёл в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронёс теплые воспоминания о проведённом там времени. Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла ему произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и её юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлечённые беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и у неё искал утешения, понимания и поддержки.
В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времён. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, её образ, запечатлённый в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.
В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он всё же перевёлся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьёвым, который приходился ему троюродным братом.
Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал ещё более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьёва. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.
На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».
В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплёта были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своём первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.
Первая пьеса, написанная в период революционных событий Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была поставлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.
В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трёх томах, которое несколько раз переиздавалось.
В период  Октябрьской  Революции было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»- Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времён «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.
Изнурённый нуждой и многочисленными болезнями, писатель ушёл в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов.
 
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ, русский прозаик,  
поэт, драматург – 105 лет со дня рождения (28.11.1915-28.08.1979)
 
Родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Кирилл – настоящее имя писателя, но по причине того, что Симонов картавил и не выговаривал твердую «л», он стал называть себя Константином. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева; передала любовь к литературе и сыну. В 1930 году Симонов окончил семь классов трудовой школы, затем учился в фабрично-заводском училище металлистов и стал токарем по металлу.
В 1931 году семья переехала в Москву; писатель окончил фабрично-заводское училище точной механики и работал токарем на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики «Межрабпомфильм», токарем на киностудии «Мосфильм». Работу на производстве совмещал с учёбой в Литературном институте им. М. Горького.
В 1934 году опубликовал стихи в сборнике молодых поэтов «Проба сил», в 1936 г. - в журнале «Молодая гвардия» и «Октябрь».
В 1938 году издал отдельной книгой поэму «Павел Чёрный» и сборник стихов «Настоящие люди». Первые произведения «Победитель» (1937) - о         Н. Островском, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939) обращают на себя внимание своей многотемностью, но в этих поэмах молодой автор писал об одном - о мужестве, о человеческом достоинстве, о готовности к подвигу. Об этом и поэма «Мурманские дневники» (1938), воспевшая «дерзкий мир больших желаний и страстей», и стихи об Амундсене, об испанском республиканце. Симонов стал олицетворением молодой поэзии предвоенных лет, заслужив признание многосторонностью, энергией, упорством, трудоспособностью, чёткостью мысли.
Поэмы конца 1930-х «Ледовое побоище», «Победитель», «Суворов» не только знаменовали приход в литературу масштабно мыслящего поэта, но и выразили ощущение военного предгрозья, приближения войны. Её дыхание слышится с фронтов борющейся против фашизма Испании - и Симонов пишет стихотворение «Генерал» и другие стихи об Испании.
В 1938 году окончил Литературный институт им. М. Горького.
В 1939 году  по предписанию Политуправления Красной Армии уехал на Халхин-Гол в связи с японской агрессией в Монголии в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Пишет стихотворение «Письма домой», поэму «Далеко на Востоке» и другие.
В 1940 году написал первую свою пьесу «История одной любви», в конце того же года она была поставлена на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Широкая популярность выпала на долю следующей его пьесы - «Парень из нашего города», поставленной в том же театре уже накануне войны, в марте 1941 года. В образе её героя Сергея Луконина автор воплотил честность и отвагу своего поколения, его бескорыстие и патриотизм. В середине июня 1941года Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
24 июня 1941 года К.М. Симонов выехал для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Затем был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно посылал военные корреспонденции в «Известия». В конце июля на весь период войны стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», куда посылал стихи, очерки, статьи из Мурманска, Одессы, с Донского и Карельского фронтов. Он работал на Западном и Южном фронтах, в Приморской армии (Одесса), в Особой Крымской армии, на Черноморском флоте, на мурманском направлении Карельского фронта, на Северном флоте, затем снова на Западном фронте. Очерк «У берегов Румынии» написал после похода из осаждённой Одессы на подводной лодке, где 10 дней провёл среди людей, которым предстояло «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Затем Константин Симонов высадился в тыл противника за Полярным кругом, попал под бомбёжку в отбитой десантом моряков Феодосии, работал на Закавказском, Брянском, Сталинградском фронтах.
Известность поэта уже в начале войны переросла в народную любовь к нему, стихи Симонова не только учили воевать, но и буквально помогали жить. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» (1941) было переписано миллионы раз. Высокий эмоциональный накал стиха выражал пафос времени, за поэтизацией женской верности вставала идея верности родине. «Жди меня...» стало незаменимой частью духовной жизни страны. Многие композиторы написали к нему музыку, среди них А. Новиков, В. Соловьев-Седой, М. Блантер, М. Коваль.
Стихи поэта первых военных лет «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...», «Я не помню, сутки или десять...», «Атака»  продолжали лучшие традиции русской классической поэзии. Они были обращены не к абстрактному обобщённому читателю, а к отзывчивому сердцу каждого. Наиболее яркий пример - стихотворение «Убей его!», призывающее к отпору врагу. 18 июля 1942 года оно появилось в газете «Красная звезда».
К событиям войны Константин Михайлович Симонов обращается и в пьесе «Русские люди» (1942), которая явилась одним из наиболее значительных произведений советской драматургии периода войны. «Правда» печатала пьесу «Русские люди» во время драматического отступления наших войск летом 1942 года рядом с важнейшими военными материалами. Эту пьесу издали в блокадном Ленинграде. В 1970-е под названием «Капитан Сафонов» она была поставлена во Вьетнаме.
Симонов выступал своего рода разведчиком новых тем: первым в театре поднял тему «Русские люди», первым написал повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи» (1943-44). Повесть создавалась быстро, но с вынужденными перерывами и в особом нервном напряжении - между четырьмя поездками на фронт. Замыслом автора было дать не патетический итог Сталинградской битвы, а суровую картину боёв тех дней.
В 1944 году побывал в Румынии, Польше, Югославии, Болгарии, Италии. После войны посетил Японию, Китай, США и другие страны. В результате этих поездок появились пьесы «Под каштанами Праги» (1945) и «Русский вопрос» (1946), книга стихов «Друзья и враги» (1946-49), книга очерков «Сражающийся Китай». Повесть «Дым отечества» (1946-56), вызвавшая полемику в критике, и лирическая повесть «Случай с Полыниным» (1969) раскрыли новые грани мастерства Симонова.
В 1970 году был во Вьетнаме, издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого...» (1970-71). В драматических стихах о войне во Вьетнаме «Бомбёжка по площадям», «Над Лаосом», «Дежурка» и другие возникают сопоставления с Великой Отечественной войной.
В 1950-60-е годы продолжает работать в прозе над темой Великой Отечественной войны. В 1959 году вышел роман «Живые и мёртвые», затем последовали романы «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1971). Эти произведения составили трилогию «Живые и мёртвые», которая посвящена трём разным этапам Великой Отечественной войны: первая книга - первые недели войны, отступление, во второй книге - решающая битва на Волге, в третьей - 1944, бои за освобождение Белоруссии. Постоянно внимание и пристрастие Симонова к людям сильным, прекрасным своим мужеством и целеустремленностью.
Изображая решающие этапы войны, битвы под Москвой и Сталинградом, автор создаёт художественную историю всей войны. Трилогия была хорошо принята читателями; по роману «Живые и мёртвые» был поставлен 2-серийный кинофильм.
1970-е  годы также были плодотворны. Помимо «Последнего лета» читатели и зрители получили повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой», кинофильм «Двадцать дней без войны», два тома дневников «Разные дни войны», книгу выступлений о литературе «Сегодня и давно».
В 1978 году Симонов писал: «Несколько последних лет, помимо чисто литературной работы, я занимался ещё и кино- и теледокументалистикой. При моём участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя...», «Чужого горя не бывает» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».
Константин Симонов умер 28 августа 1979 года в Москве.