октябрь

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ЧАПЫГИН, русский прозаик –
150 лет со дня рождения (17.10.1870-21.10.1937)
 
Родился 17 октября 1870 года в деревне Закумихинская (Большой Угол) бывшей Богдановской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне Федовской сельской администрации Плесецкого района Архангельской области). От деда Алексей перенял любовь к ремёслам; мать, Мария Романовна, приохотила к знаниям. Когда Алёше исполнилось 9 лет, он был принят во 2 класс начального Федовского сельского училища. После смерти мамы и дедушки в 11 лет стал пастухом, а в 13 лет вместе с обозом ушёл к отцу в Петербург. Отец, Павел Григорьевич, плавал летом кочегаром на буксирных пароходах, зимой работал дворником. Алёша сначала был в няньках, но за самовольный поход в зоологический музей его отправили работать на столярную фабрику. Затем учился в живописно-малярной мастерской, получил диплом подмастерья живописно-малярного ремесла.
Какое-то время работал букворезом в мастерской. Много времени уделял самообразованию. В 1895 году во главе артели художников выезжает в Болгарию, где под руководством художника Г.Г. Мясоедова и архитектора А.Н. Померанцева выполняет работы по росписи храма-памятника на Шипке, воздвигнутого в честь павших в русско-турецкой войне 1877-1878 годах русских и болгарских воинов.
За перо взялся в 25 лет. Первым литературным наставником и критиком был Д.В. Григорович. В 1904 году благодаря рекомендации В.Г. Короленко в рождественском приложении газеты «Биржевые ведомости» был опубликован первый очерк «Зрячие».
С 1905 года стал регулярно посещать литературные среды филолога и поэта В. Иванова, где познакомился с А. Ахматовой, И. Репиным, А. Куприным. После публикации в журнале «Образование» двух рассказов «Зимней ночью» и «Наваждение» А.П. Чапыгин стал признанным писателем. Писал под своим именем, а также под псевдонимом Мастеровой.
В 1906 году, спустя 23 года, приехал в свою деревню. Через год приехал снова. Родное Поонежье вдохновило его на создание серии охотничьих рассказов: «В суземе», «Последний зов», «Морока», «Лесной пестун». Позднее А. Чапыгин скажет: «Пишу о деревне и деревню люблю».
В 1909 году знакомится с А. Блоком и А. Толстым. В то время он пишет рассказы о таких же людях, как его отец и он сам - выходцах из северной деревни, ставших городскими ремесленниками. В 1912 году выходит первый сборник его рассказов «Нелюдимые».
С самого начала литературной деятельности прозаик ощущал сильное воздействие творчества М. Горького. Переписка, а начиная с 1915г. личное общение А.П. Чапыгина с М. Горьким, дружеские советы последнего имели большое значение для развития творчества Чапыгина, определив, в частности, его интерес к исторической тематике.
В родной деревне Закумихинской писатель пишет первую часть романа «Белый скит» - о суровой действительности дореволюционной северной деревни. Наброски отдельных глав второй части появились там же. В романе нашли отражение жизнь и быт обитателей русской деревни, картины северной природы.
«Белый скит» был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1913 году и получил восторженные отклики.
В декабре 1913 года работает над новой повестью, которая стала любимым его произведением – «Лебяжьи озёра». Эта повесть о величии природы, о людях Поонежья.
В 1918 году А.М. Горький привлёк Алексея Чапыгина к редактированию «Сборника пролетарских писателей». Затем - работа в Петроградском пролеткульте, издание сборников, рассказов «Очарованные» и «По заветной тропе», сотрудничество с журналами «Грядущие» и «Альбатрос», еженедельником А.В. Луначарского «Пламя», создание сборника народных изречений, исторической драмы «Гориславич».
В 1920 году писатель уехал на родину, там столярничал, охотился, выделывал кожи, писал. В 1923 году вернулся в Петроград. Его имя снова в журналах и альбомах, появляются рассказы «Насельница», «Белая равнина», «Лободыры». В 1924 году поселился в доме писателей на улице Луначарского и вскоре стал признанным «хозяином» этого дома. Многие начинающие писатели приходили сюда за помощью. Алексей Павлович читал их произведения, давал советы, помогал устроить в печать.
Подлинную славу принёс Чапыгину исторический роман «Степан Разин» (1926-1927), переведённый на несколько языков.
В 1929 году из-под пера писателя вышла автобиографическая повесть о деревенском детстве – «Жизнь моя». В 1931 году выходит вторая повесть – «По тропам и дорогам». Заключительная часть автобиографической трилогии - повесть «Осколок того же зеркала» - печаталась в отрывках и не была завершена.
В 30-е годы ежегодно бывал в Закумихинской. Работал над сценарием первых звуковых советских фильмов: «Златые горы» (1931) и «Степан Разин» (фильм вышел в 1939г.), вместе с артистом К. Бабаниным написал пьесу «Семейный бунт».
В 1934 году в журнале «Литературный современник» была опубликована первая часть исторического романа «Гулящие люди».
Несмотря на плохое самочувствие Алексей Павлович упорно продолжал работу над романом «Гулящие люди». В центре романа - народ, поднявшийся на борьбу за волю. Главный герой романа - стрелецкий сын Сенька - бунтарь, народный «воитель». Однако, завершить роман писателю было не суждено.
А.П. Чапыгин скончался 21 октября 1937 года. Похоронен в Ленинграде на кладбище в Александро-Невской лавре, некрополь «Литераторские мостки».
 
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН, русский писатель, поэт –
150 лет со дня рождения (22.10.1870-08.11.1953)
 
Родился 23 октября 1870 года в городе Воронеже, где по улице Дворянской семья снимала жильё в Германовской усадьбе. До 11 лет Ваня воспитывался дома, а потом его отдали в Елецкую гимназию. Сразу мальчик начал учиться хорошо, предметы давались ему легко, особенно литература. Если ему нравилось стихотворение (даже очень большое – на целую страницу), он мог запомнить его с первого прочтения. Очень увлекался книгами, как он сам говорил, «читал в то время что попало» и продолжал писать стихи, подражая своим любимым поэтам ─ А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову.
Но дальше обучение пошло на спад, и уже в третьем классе мальчика оставили на второй год. В результате гимназию он не окончил, после зимних каникул в 1886 году объявил родителям, что в учебное заведение возвращаться не хочет. Дальнейшим образованием брата занялся Юлий, на тот момент кандидат московского университета. По-прежнему главным увлечением Вани оставалась литература, он перечитал всю отечественную и зарубежную классику, уже тогда стало понятным, что и жизнь свою дальнейшую он посвятит творчеству.
В семнадцатилетнем возрасте стихи поэта уже были не юношеские, а серьёзные, и Бунин дебютировал в печати.
В 1889 году он переехал в город Орёл, где устроился в местное издание «Орловский вестник» работать на должности корректора. В 1891 году вышел первый поэтический сборник Ивана Алексеевича под названием «Стихотворения».
В 1892 году Бунин с гражданской женой Варварой Пащенко переехал жить в Полтаву, здесь в губернской земской управе на должности статистика работал его старший брат Юлий. Он помог поэту  устроиться на работу.
Находясь в Полтаве, стал сотрудничать с газетой «Киевлянин». Помимо стихов начал писать много прозы, которую всё чаще печатали уже в довольно популярных изданиях: «Русское богатство», «Вестник Европы» и другие.
В весенне-летний период 1894 года состоялось длительное путешествие И.А. Бунина по Украине, он плыл на пароходе «Чайка» по Днепру. Поэт в буквальном смысле слова был влюблён в степи и сёла Малороссии, жаждал общения с народом, слушал их мелодичные песни. Он посетил могилу поэта Тараса Шевченко.
В 1895 году после расставания с Варварой Пащенко Бунин уехал из Полтавы в Москву, потом в Санкт-Петербург. Там он в скором времени вошёл в литературную среду, где осенью в зале Кредитного общества состоялось первое публичное выступление писателя. На литературном вечере с большим успехом он читал рассказ «На край света».
В 1898 году переехал в Одессу, где женился на Анне Цакни. В этом же году увидел свет его второй поэтический сборник «Под открытым небом».
В 1899 году Иван Алексеевич ездил в Ялту, где произошло его знакомство с А. Чеховым и М. Горьким.
В 1907 году совершил путешествие по восточным странам, побывал в Египте, Сирии, Палестине. Вернувшись в Россию, он выпустил сборник рассказов «Тень птицы», где делился своими впечатлениями от дальнего странствия.
В 1909 году получил вторую по счёту пушкинскую премию за своё творчество, и его избрали в Санкт-Петербургскую академию наук в разряде изящной словесности.
В начале 1920 года супруги эмигрировали на теплоходе «Спарта» из Одессы сначала в Константинополь, а оттуда во Францию. В этой стране прошла вся дальнейшая жизнь писателя, Бунины поселились на юге Франции неподалёку от Ниццы.
В 1933 году Иван Алексеевич Бунин был номинирован на получение Нобелевской премии в литературе. 120 тысяч франков из полученного денежного вознаграждения он потратил на помощь эмигрантам и литераторам.
Во время второй мировой войны Бунин с женой прятали на своей съёмной вилле евреев, за что в 2015 году писатель был посмертно номинирован на получение премии и звания Праведник Мира.
В 1953 году в Париже Иван Алексеевич умер во сне в ночь с 7 на 8 ноября, рядом с телом на постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Похоронили Бунина на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 
САША ЧЁРНЫЙ, русский писатель, поэт -
135 лет со дня рождения (13.10.1880-05.08.1932)
 
Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился в Одессе, в семье провизора, агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный». Так и появился псевдоним.
Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился не долго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.
С 1901 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде, затем работал в Новоселенской таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».  А вскоре Александр Гликберг вошёл в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила своё существование, и будущий Саша Чёрный переехал в Петербург.
В 1905 году в Санкт-Петербурге  опубликовал принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и другие. Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».
Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» - сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещён цензурой. А Саша Чёрный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».
В 1906 году вышел его первый сборник стихов, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.
В Санкт-Петербург Саша Чёрный вернулся в 1908 году. Три года писатель Аркадий Аверченко систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвёл, книги активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался всё тем же замкнутым еврейским мальчиком.
В 1912 году, уехав на Капри, Саша Чёрный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Активно работал, писал и издавал книги для детей. Поэт с лёгкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребёнком и вести с тем на удивление взрослую беседу.
В 1918 году Саша Чёрный, не принявший большевистскую власть, предпочёл жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вёл литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьёзные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».
Его перу принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Генриха Гейне, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Чёрного композитор Дмитрий Шостакович создал ряд музыкальных произведений.
Скончался поэт и писатель 5 августа 1932 года. Похоронен на кладбище Ле-Лаванду (на юго-востоке Франции в регионе Прованс), департамент Вар.
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН, русский поэт –
125 лет со дня рождения (03.10.1895-28.12.1925)
 
Родился  3 октября 1895 года  в селе Константиново Рязанской губернии. Он очень любил свою родину, и эта любовь сквозит практически в каждой строчке его стихов и поэм. Родители Сергея – Александр Есенин и Татьяна Титова были обычными крестьянами, которым приходилось много трудиться, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Пройдя «курс молодого бойца» с дядьками, Сергей был готов к любым неожиданностям. Семья приняла решение учить мальчика грамоте, и он оказался среди учеников Константиновской земской школы. Его сдали туда девятилетним мальчуганом, а вышел он из стен этой школы в 14 лет. Он был поразительно способным учеником и не менее поразительным разгильдяем. Управляющий школой никак не мог повлиять на строптивого ученика и решил наказать его – оставил на второй год. Но Есенин всё же окончил школу с высокими оценками, что говорит о его большом потенциале.
В 14 лет Есенин окончил земскую школу, и поступил на учёбу в церковно-приходскую, которая была в селе Спас-Клепки. Она считалась не только церковно-приходской, но и второклассной учительской школой, после которой можно было работать учителем. Его родные мечтали, что после выпуска из этой школы Сергей станет преподавателем.
Но Сергей не оправдал надежды семьи. Получив образование в 1912 году, немедленно уехал в Москву. На первых порах парню пришлось тяжело, нужно было искать работу. Он обратился за помощью к отцу, и тот пристроил его в мясную лавку. Работа была скучной и однообразной, и быстро надоела творчески настроенному молодому человеку.
Потом поэт  устроился в типографию на должность помощника корректора. В это время среди его знакомых появляются поэты, которые были активными членами Суриковского литературно-музыкального кружка. Есенину очень захотелось продолжить обучение, и в 1913-м он поступил в Московский народный университет в качестве вольного слушателя. Учился на историко-философском факультете.
Творческая биография Сергея Есенина началась ещё во времена обучения в учительской школе. Произведения тех лет были более духовными, без лирических ноток. Среди самых заметных стихов того периода можно отметить «Моя жизнь», «Звёзды». Когда Сергей переехал в Москву, то тяга к сочинительству переросла в настоящее творчество, и в его произведениях начали прослеживаться приёмы образности. Он мастерски использовал метафоры, слова в прямом или переносном смысле. Отличительным качеством поэзии Есенина того времени стала ново крестьянская лирика и приверженность к русскому символизму. Большую роль в формировании этого направления сыграл Александр Блок, потому что Сергей зачитывался его произведениями.
Стихотворение под названием «Берёза» стало первым из всего творчества С.А. Есенина тех лет, который он смог напечатать. В 1914-м это произведение молодого поэта появилось на страницах журнала «Мирок». Автор не решился поставить под ним свою настоящую фамилию, подписался псевдонимом Аристон.
В 1916-м вышел первый сборник его стихов, получивший название «Радуница». Эти стихи пропитаны русским модернизмом, потому что в то время Сергей жил в Петербурге и близко познакомился с Зинаидой Гиппиус, С. Городецким, А. Блоком, Д. Философовым, которые уже успели прославиться своим творчеством.
«Радуница» содержит стихотворения, созданные в стиле диалектизма, автор пытается провести параллель природного и духовного миров, да и само название выбрано в честь того дня, когда принято почитать покойников. Есть и другая сторона этого праздника – наступление весны, которого так ждут крестьяне, поэтому встречают её традиционными песнями. Прослеживается неразрывная связь с природой, когда одновременно происходит обновление всего живого и вспоминаются все, кого уже нет.
С каждым годом не только меняется стиль написания стихов, но изменения коснулись и внешнего облика поэта. В его одежде присутствует элегантность и некая сказочность. Возможно, это произошло благодаря его опекуну Клюеву, с которым Есенин тесно общался в 1915-1917 годах. Стихи Сергея Есенина становятся всё более популярными, они получили высокую оценку Городецкого и Блока.
В 1915-м поэт написал свою знаменитую «Черёмуху», и всем, кто читал этот стих, казалось, что это вовсе и не дерево, а живой человек, который хочет рассказать о своих чувствах.
С каждым годом популярность поэта неуклонно росла, его стихотворениями зачитывалась сама императрица Александра Фёдоровна. Она приглашала Сергея в Царское Село, где просила прочесть свои сочинения перед членами царской семьи.
Сергей Есенин принял Октябрьскую революцию, которая в корне изменила направление его творчества. Это было время воодушевления, своеобразного второго дыхания, на волне которого вышла новая поэма Есенина – «Преображение». Её появление восприняли неоднозначно, нашлось много таких, которые подвергли её жесткой критике. Нашлось много недовольных тем, что поэт использовал многочисленные лозунги Интернационала.
В работах следующих лет заметно, как меняется сам поэт, он уже по-другому смотрит на этот мир, чуть ли не отрекается от церкви. Об этом он и не преминул заявить в своём творчестве. Среди его знакомых появился Андрей Белый, поэтическая группа «Скифы». В 1918 году он выпускает книгу «Голубень», в том же году выходит второе издание «Радуницы». В 1920-м поэт напечатал ещё один сборник стихов, который назвал «Сельским часословом».
Постепенно ново крестьянская поэзия Есенина уходит в небытие, и на смену ей приходит имажинизм. Это значит, что поэт всё больше использует в своих произведениях иносказательные образы и метафоры. Благодаря поддержке В.Шершеневича, Сергей Есенин стал организатором собственной группы, которая придерживается футуристических традиций, присущих Борису Пастернаку. Отличительно было и то, что это были не стихи для домашнего чтения, их можно было читать с эстрады перед многочисленными зрителями.
Вскоре группа Есенина стала очень популярной, они часто выступали перед слушателями. В 1919-м вышел трактат Есенина «Ключи Марии», в 1920 году поэт написал «Сорокоуст», год спустя выпустил поэму «Пугачёв».
В начале 20-х С.А. Есенин сам торговал книгами, для этого он взял в аренду лавку на Большой Никитской. Торговля печатными изданиями приносила определённый доход и ненадолго отвлекала его от творческого процесса.
Вскоре состоялось знакомство С. Есенина и А. Мариенгофа, которое оказало определённое влияние на творчество поэта. В 1921-м была написана «Исповедь хулигана», которую поэт посвятил артистке Августе Миклашевской. Она вдохновила Есенина на написание семи произведений в её честь, которые вошли в один цикл.
Сергей Есенин повесился в своём гостиничном номере 28 декабря 1925 года, где его обнаружил литератор Г.Ф. Устинов  со своей женой.
 
ДЖАННИ РОДАРИ, итальянский писатель –
100 лет со дня рождения (23.10.1920-14.04.1980)
 
Джанни родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, расположенном на севере Италии. Настоящее полное имя писателя – Джованни Франческо Родари. Джанни с ранних лет рос болезненным и ослабленным ребёнком. Очень сильно ему нравилась музыка, он даже брал несколько уроков игры на скрипке. Но ещё больше он любил книжки. Правда, читал мальчик далеко не детскую литературу: произведения Ницше и Шопенгауэра, работы Ленина и Троцкого.
Несмотря на бедность, рос талантливым и добрым мальчишкой. Он был невероятным фантазёром, постоянно мечтал и верил в лучшее. Возможно, именно это и сделало из него писателя – лучшего друга детей во всём мире.
Джанни пошёл учиться в семинарию для бедных, помимо обучения там ещё кормили и давали одежду. Проучившись три года, юноша получил диплом преподавателя начальной школы и занялся учительской деятельностью в местном сельском учебном заведении. Ему на тот момент было всего 17 лет. Позже он сам про себя говорил: «Педагог из меня получился никакой, но зато детвора на моих уроках не скучала».
Когда ему исполнилось 19 лет, поехал в Милан, где слушал лекции филологического факультета в Каталическом университете. Тогда же он стал членом молодёжной фашистской организации «Итальянская ликторская молодёжь».
На вторую мировую войну юношу не призывали по состоянию здоровья. С 1941 по 1943 годы он снова работал преподавателем в начальных классах и был членом фашистской партии. Но в конце 1943 года, после того, как Германия оккупировала Италию, брат Чезаре оказался в фашистском концлагере, а двое лучших друзей погибли от рук немцев, Джанни вступил в Движение Сопротивления, а в 1944 году его приняли в Итальянскую партию коммунистов.
В 1948 году начал трудиться журналистом в издательстве итальянских коммунистов «Унита», одновременно с этим он увлёкся написанием детских книжек, что в будущем и стало его основной деятельностью.
В 1950 году в Риме создали еженедельный детский журнал, и писатель был назначен партией на должность главного редактора. В 1951 году там были напечатаны его работы «Книжка весёлых стихов» и «Приключения Чиполлино».
Его членство в коммунистической партии способствовало популяризации книг Родари в Советском Союзе. В 1953 году советские дети уже могли читать русский перевод «Приключений Чиполлино», в 1961 году по произведению сняли мультфильм, а в 1973 году вышел на экраны художественный фильм-сказка «Чиполлино», где сыграл сам автор – итальянец Джанни Родари, он снялся в роли самого себя.
В 1952 году посетил писатель Советский Союз первый раз, потом он бывал в этой стране неоднократно.
В 1957 году сдал экзамены, и получил звание профессионального журналиста. Но писать для детей он не прекратил, один за другим выходят его сборники стихов и рассказов: «Поезд стихов», «Стихи в небе и на земле», «Сказки по телефону» и другие.
В нашей стране очень популярны его произведения, которые были экранизированы: «Джельсомино в Стране лжецов» (фильм «Волшебный голос Джельсомино»); «Путешествие Голубой стрелы» (фильм «Голубая стрела»).
А также стихотворение, которое, наверное, знал каждый советский школьник – «Чем пахнут ремёсла?»
В 1970 году писателя удостоили престижной премии Ганса Христиана Андерсена, благодаря чему Джанни Родари узнал весь мир. На получении награды он сказал: «Сказка даёт нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями».
Писатель скончался  14 апреля 1980 года в Риме, его похоронили на кладбище Верано.