апрель

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВИЧ РАЕВСКИЙ, поэт, публицист –
225 лет со дня рождения (08.04.1795-08.07.1872)
 
Родился 8 апреля 1795 года в селе Хворостянке Старооскольского уезда в семье помещика среднего достатка. Отец - курский помещик, отставной майор Феодосий Михайлович Раевский (1768-1824), мать - Александра Андреевна Раевская (урожденная Фенина) (1772-1810).
С 1803 по 1811 год учился в Московском университетском благородном пансионе. Его соучениками были будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Г. Бурцов, Н. А. Крюков. Соучеником Раевского по пансиону был и А. С. Грибоедов. По окончании пансиона в 1811 году был зачислен в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе в Петербурге, где учился вместе с будущим декабристом Г. С. Батеньковым и откуда 21 мая 1812 года был выпущен прапорщиком, получив назначение в 23-ю артиллерийскую бригаду.
Участник Отечественной войны 1812 года. После Бородинского сражения был награждён орденом Святой  Анны 4 степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость» и серебряной медалью «В память 1813 года».
22 октября 1812 года за отличие в бою под городом Вязьмой был переведён в подпоручики, а уже 21 апреля 1813 года стал поручиком за добрые дела.          21 ноября 1814 года - закончил войну в польских землях штабс-капитаном (звание присвоено в январе 1814 г.). В 1815-1816 годы назначен адъютантом командующего артиллерией 7-го пехотного корпуса в Каменец-Подольске, где в 1816 году он стал членом тайного офицерского кружка. После 30 января 1817 года в отставке. Однако, прожив полтора года дома, в кругу семьи, Раевский, по настоянию отца, совпавшему с его желанием, вернулся на военную службу, но не в артиллерию, а в пехоту. 2 июля 1818 года штабс-капитан Раевский В. Ф. был зачислен в 32-й егерский полк (18-я пехотная дивизия 7-го пехотного корпуса 2-й армии), расквартированный в местечке Линцы Липовецкого уезда Киевской губернии. Прослужив до конца года в 32-м егерском полку, Раевский, вторично по настоянию отца, переводится в кавалерию - в Малороссийский кирасирский полк, размещённый в Старом Осколе, поблизости от его родового имения Хворостянки. Приказ об его переводе датирован 6 декабря 1818 года, но предписание командира полка Непенина А. Г. было отдано Раевскому лишь 25 февраля 1819 года. Для оформления документов Раевский отправился в Тульчин, где его приняли в «Союз благоденствия». Для службы в кавалерийском полку Раевский «чувствовал здоровье своё слабым», перевод в кирасирский полк был против его желания, и в 1820 году приказом от 9 февраля был переведен обратно в 32-й егерский полк. Командиром его по-прежнему был полковник А. Г. Непенин. Полк, расквартированный в Аккермане, к этому времени был переведен из 18-й пехотной дивизии в 16-ю, командиром которой был член Союза благоденствия генерал-майор М. Ф. Орлов. Главной заботой Раевского в армии было просвещение солдат. В то время М. Ф. Орлов ввёл в дивизии школы для нижних чинов по методу взаимного обучения (т. н. ланкастерские школы) и начальником этих школ 3 августа 1821 года назначил майора Раевского. Приняв в своё заведование дивизионные школы, Раевский по поручению Орлова разработал «Учреждение школы взаимного обучения» и «Постановление для учебного заведения при 16-й пехотной дивизии». Одновременно он готовил учебные программы и конспекты уроков для юнкеров и воспитанников ланкастерской школы. Но уже 6 февраля 1822 года Раевский был арестован, являясь, по мнению командира 6-го пехотного корпуса 2-й армии генерал-лейтенанта И. В. Сабанеева (16-я дивизия входила в состав этого корпуса), «главною пружиною ослабевшей дисциплины по 16-й дивизии».
С юности и до глубокой старости Раевский писал стихи. Дружил с А. С. Пушкиным. Именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года предупредил Раевского о неминуемом аресте. На следующий день Раевский был арестован и находился под надзором в Кишинёве. Так В. Ф. Раевский вошёл в историю как первый декабрист. Затем был переведён в Тираспольскую крепость, где провёл в одиночном заключении четыре года. После в Петропавловской крепости, а затем в крепости Замощь близ Варшавы. В конце концов, по решению следственной комиссии во главе с великим князем Михаилом Павловичем Владимир Федосеевич Раевский был лишён дворянского чина, орденов и сослан на поселение в село Олонки Иркутской губернии навечно. Успешно хлебопашествовал, огородничал: устроил парники, выращивал арбузы и дыни, купил мельницу, завёл лошадей. Крестьянское общество поручило ему, как грамотному и умелому человеку, вести общую торговлю. Устроил школу для крестьянских детей.
Умер 8 июля 1872 года в селе Малышовка, похоронен в Олонках.
 
ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ГЕРМАН, русский писатель –
110 лет со дня рождения (04.04.1910-16.01.1967)
 
Родился весной 1910 года в Риге в семье военнослужащего. Мама Германа – Надежда Игнатьева, дочь поручика Изборского полка – учительница русского языка. Главу семейства Павла Германа во время Первой мировой войны мобилизовали. За супругом отправилась и вторая половинка, прихватив 4-летнего сына Юру. Надежда Константиновна устроилась сестрой милосердия в полевом госпитале артиллерийского дивизиона.
В школе Герман увлёкся литературой. Первые написанные строчки – рифмованные, но поэтический опыт закончился на тех немногих стихах, которые появились на страницах «Курской правды». Желание рифмовать «зарубил» редактор, посоветовав мальчику сочинять очерки и репортажи.
Первые уроки журналистики, которые преподала будущему лауреату Сталинской премии курская многотиражка, Герман вспоминал с благодарностью.
Творческая биография литератора продолжилась несколькими рассказами, напечатанными в льговской газете, но акцент переместился на драматургию. Юноша увлёкся театром, поначалу суфлировал, затем руководил самодеятельностью и сочинял для постановок первые небольшие пьесы.
Вскоре после окончания школы в Курске Юрий Герман отправился в Ленинград: 19-летний юноша стал студентом Техникума сценических искусств.
Герман учился и трудился на машиностроительном заводе, продолжая писать. В 17 лет сочинил модернистский роман «Рафаэль из парикмахерской», но профессиональным писателем почувствовал себя в 21 год, когда вышел роман под названием «Вступление», одобренный Максимом Горьким.
В становлении прозаика немалую роль сыграл журнал для молодёжи «Юный пролетарий», выходивший в городе на Неве. На его страницах появились рассказы Германа «Шкура» и «Сиваш».
Появление «бытового», семейного романа «Наши знакомые» стало событием в советской литературе, ранее не знавшей подобных примеров. Прозаики нового времени писали о производстве, стройках века, трудовых коллективах и масштабных фигурах. Юрий Герман едва ли не первым из современников показал, как рождаются и растут люди, которым уготовано большое будущее.
Грянувшая Великая Отечественная война не прошла для писателя стороной: Юрий Герман служил военкором на Карельском фронте, писал для ТАСС и «Совинформбюро», побывал на Северном флоте, куда журналиста прикомандировали к политуправлению. Очерки, статьи и рассказы военкора Германа фронтовые читатели встречали с воодушевлением.
Замысел исторического романа-эпопеи о Петре I писателю навеяли военные события. Осмысляя пережитое на войне, Юрий Герман трудился над главами романа «России молодой», которую читатели увидели в 1952 году.
В послевоенный период у прозаика родилось желание написать о герое нашего времени – человеке особого склада ума, способного мыслить общечеловеческими, государственными категориями. Так в 1957-1964 годах появилась трилогия «Дело, которому ты служишь» о враче Владимире Устименко.
Вторая книга трилогии – «Дорогой мой человек» – о героизме моряков, которым выпало служить на суровом Севере в годы Второй мировой. Эпизоды книги взяты из военного опыта Юрия Павловича и дружеских бесед с архангельскими моряками-поморами. Заключительную часть романа в трёх частях, названную «Я отвечаю за все», классик опубликовал в середине 1960-х, когда смертельный недуг напоминал о себе каждую минуту.
Прозаик писал и для взрослых, и для детей. Юным читателям Юрий Герман подарил замечательные книги «Рассказы о Дзержинском», «Секрет и Служба», «Дай лапу, друг». А повесть о блокадном Ленинграде «Вот как это было» появилась уже после смерти классика. Её рукопись нашли, разбирая архив Юрия Павловича, сын и жена.
Похоже, писатель считал текст, над которым трудился в конце 1940-х, недоработанным и отложил его на потом, да так и не успел к нему вернуться. Повесть написана под впечатлением рассказов переживших блокаду ленинградцев: в город на Неве Юрий Павлович вернулся после демобилизации. События описаны с позиции 7-летнего мальчика Миши, «блокадного» ребёнка.
Много сил и вдохновения он отдал кинематографу. Сотрудничал с режиссёром Сергеем Герасимовым: вместе они работали над сценарием картины «Семеро смелых». Также написал сценарии к фильмам «Доктор Калюжный», «Пирогов», «Дело Румянцева», «Дай лапу, Друг!».
Сын писателя – режиссер Алексей Герман – в 1984 году снял по мотивам отцовского романа драму «Мой друг Иван Лапшин», которая вошла в золотой запас советского кинематографа. В фильме снялись Нина Русланова и Андрей Миронов.
Юрий Павлович Герман скончался от рака 16 января 1967 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
 
ЮРИЙ МАРКОВИЧ НАГИБИН, русский писатель –
100 лет со дня рождения (03.04.1920-17.06.1994)
 
Родился 3 апреля 1920 года в Москве. Настоящий отец будущего прозаика - Кирилл Александрович Нагибин — погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии. Перед арестом отец попросил своего друга – адвоката Марка Левенталя - позаботиться о своей беременной жене и будущем ребёнке. Марк Яковлевич Левенталь оказался преданным товарищем. Он женился на Ксении Алексеевне и усыновил новорожденного мальчика, подарив ему своё отчество. Это дало возможность ребёнку избавиться от ярлыка «сына предателя» и вести обычную жизнь в советском обществе.
Свой путь по литературной стезе молодой человек нашёл не сразу. Он профессионально занимался футболом, многие даже заверяли парня, что в этом его ожидает великое будущее. Видя, что Юрий умеет передавать свои мысли и чувства насыщенными меткими словами, отчим посоветовал ему написать рассказ. Произведение получилось неудачным, но сам процесс творения очень понравился юноше. В 1938 году, по убеждению матери, Юрий Нагибин поступает в мединститут. Но понимая, что ошибся с выбором профессии, переводится во ВГИК, на факультет сценарного искусства. Этот решительный поступок круто меняет судьбу молодого человека. Теперь он – будущий писатель Юрий Нагибин, биография которого неразрывно связана с творческими стараниями и трудами. Посещая лекции, парень интенсивно занимается литературной деятельностью – пишет рассказы, статьи, рецензии и очерки. Начинает печататься с 1940 года. При поддержке В. Катаева и Ю. Олеша он становится членом Союза писателей. Закончить ВУЗ Юрию не удалось – началась война.
На фронте пригодились знание немецкого языка и врождённая сноровка. Нагибин работает старшим инструктором политотдела, с оружием в руках участвует в боевых действиях. Все свои фронтовые впечатления и приключения он описывает в рассказах, которые пишет наспех между напряжённой работой и ответственными заданиями.
В ноябре 1942 года Юрий получил тяжёлую контузию, после которой пришлось вернуться в Москву и начать осваивать новый вид деятельности – работу военным корреспондентом газеты «Труд». Благодаря своей должности у молодого человека была возможность побывать в важных горячих точках – под Ленинградом, во время освобождения Минска и Вильнюса, а также параллельно заниматься личной литературной деятельностью. В 1943 году издаётся его первый сборник рассказов «Человек с фронта». Корреспондентские заметки и очерки вошли в другие собрания сочинений – «Две силы», «Большое сердце».
После войны Юрий Нагибин много ездил по стране как корреспондент, свои наблюдения и размышления он воплощал в ярких живых заметках, напечатанных в разных периодических изданиях, а также в собственных произведениях. Теперь он – не просто журналист, а самодостаточный известный писатель Юрий Маркович Нагибин, рассказы которого прагматично поэтичны и чарующе реалистичны, ими зачитывается весь Советский Союз. Среди его знаменитых творений невозможно не упомянуть такие произведения, как: «Ценою жизни» (1944), «Зерно жизни» (1948), «Государственное дело» (1950), «Трубка» (1953), «Рассказы о войне» (1954), «Последний штурм» (1959) и т.д.
Юрий Нагибин, рассказы которого актуальны до сих пор, талантливо и тонко изображал в своих произведениях человеческие связи и отношения, порывы души и прозаичность будней, пылкость сердца и холодность рассудка. Он пишет о разных людях, разных по социальному и культурному положению, по возрасту и образованию. Описывает не судьбы и эпопеи, а короткие эпизоды и случаи, происходящие ежедневно и ежеминутно. Ведь то, что окружает человека повсюду, - и есть красота бытия, поэзия действительности. Описания природы, встречаемые в произведениях Нагибина, красочны и колоритны, они психологически точно переплетаются с чувствами и эмоциями героев и происходящих событий.
Одно из таких нежных приятных произведений – рассказ «Чистые пруды». Юрий Нагибин описывает в нём дружбу четырёх ребят, их первые мелкие радости и горести, их взросление и становление в жизни. Война разбросала друзей по разным дорогам, она истерзала их и некоторых убила, но не смогла заглушить в них ни любовь к родине, ни преданность товарищам, ни жизнерадостность молодости, ни ощущение счастья.
Ещё одно потрясающее произведение, которое написал писатель - «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя». Оно до сих пор будоражит воображение и возбуждает интерес к эротической литературе у современного читателя. История взята из греческой литературы, но модернизирована и улучшена самим Нагибиным. Эта история не только о трагической страсти и обжигающей близости, но и о нежной привязанности и ласковой любви, выдерживающей все трудности, не подвластной даже смерти. Повесть была издана посмертно, в 1995 году.
Юрий Нагибин, произведения которого в СССР считались эталоном социализма, занимал ответственные высокие посты в государственном аппарате того времени. В течение десяти лет, начиная с 1955 года, он работал в редакционной коллегии журнала «Знамя», а с 1966 года, на протяжении 15 лет, - в журнале «Наш современник».
Юрию Марковичу Нагибину было присвоено звание Заслуженного работника культуры Польской Народной Республики.
В связи со своими общественными назначениями и творческой деятельностью, а также в соответствии с личными желаниями знаменитый писатель много путешествовал. С 1955 года он побывал в таких странах, как Турция, Греция, Египет (1962), Италия, Австрия, Люксембург (1965), Япония, Гонконг (1966).
Начиная с 1955 года талантливый прозаик пробует свои силы на новом поприще – ему предлагают писать сценарии к кинофильмам: «Гость с Кубани» (1955); «Ночной гость», «Трудное счастье» (оба - 1958); «Братья Комаровы» (1961); «Председатель» (1964).
Мало кто знает, что Нагибин является сценаристом всей трилогии «Гардемарины» в соавторстве с Н. Соротокиной  и С. Дружининой. «Гардемарины-3» - это самая последняя работа писателя в кинематографии (1992). В них Юрий Маркович воплотил многие мечты своей молодости - юный задор и безмерную отвагу, смекалку и удаль, страстную любовь и нежную привязанность, понятия о чести, дружбе и любви к родине...
Скончался писатель в Москве 17 июня 1994 года.
 
АРТУР ХЕЙЛИ, американский писатель –
100 лет со дня рождения (05.04.1920-24.11.2004)
 
Родился в английском Лутоне 5 апреля 1920 года в семье со скромным достатком. Мальчик хорошо учился в школе, но учёбу в университете родители оплатить не смогли. С 14 лет Хейли подрабатывал посыльным в ближайшем офисе. Подкопив денег, окончил курсы стенографии и машинописи, что помогло найти работу клерка.
Перед началом Второй мировой войны Артур попал в армию, он очень хотел служить в воздушных войсках, однако сказался недостаток образования. Для лётной подготовки парня отправили в Канаду, оттуда – на Ближний Восток проводить воздушную разведку.
В течение двух последних лет войны Хейли прослужил в Лондоне офицером штаба при Министерстве воздушного транспорта, затем демобилизовался в звании капитана и перебрался в Канаду.
На новом месте жительства поначалу трудился в сфере недвижимости, позже устроился работать в редакцию делового журнала. В 1952 году получил гражданство. Через 13 лет, уклоняясь от налогов, был вынужден практически бежать в Калифорнию и оттуда, спустя 4 года, на Багамские острова.
Произведения Артура Хейли – не просто романы. Каждое ставит перед читателем острые нравственные вопросы, отличается лихо закрученной интригой, поразительной детализацией происходящего и реализмом. Прежде чем приступить к написанию очередного шедевра, писатель собирал информацию, штудировал специальную литературу и служебную документацию, вплоть до должностных инструкций.
На заре становления как писателя Хейли подрабатывал сочинением пьес и сценариев. В 1956 году каналом CBS осуществлена постановка пьесы «Взлётно-посадочная полоса 08» («На грани катастрофы»), принёсшая Артуру популярность. Позднее история о терпящем бедствие лайнере в соавторстве с Джоном Кэстли переработана в повесть.
Воодушевленный успехом, он решил полностью переключиться на писательскую деятельность. Следующий роман «Окончательный диагноз» стал первым бестселлером. В психологическом триллере, как и во всех работах автора, ведётся одновременно несколько сюжетов: любовь, вражда, дружба, интриги.
Но главная мысль книги, вышедшей в 1959 году, - освещение недостатков американской системы здравоохранения. Это подчёркивается и в зависимости больницы, где разворачивается действие, от симпатии спонсора, и в пренебрежительном отношении персонала к своим обязанностям, и в закостенелости мышления докторов, не желающих брать на вооружение прогрессивные достижения науки.
К этой же теме Артур вернулся в «Сильнодействующем лекарстве». Хейли написал роман по совету жены Шейлы после того, как перенёс операцию в Техасском институте сердечных заболеваний. Книга повествует о фармацевтическом гиганте, который выпускает новомодные лекарства, но некоторые из них приводят к печальным последствиям. В отличие от других, более динамичных произведений, «Лекарство» посвящено не одному году жизни компании.
Считающийся самым успешным роман «Аэропорт» охватывает всего один день из жизни вымышленного аэропорта имени Линкольна, но сколько событий случается за это время. Снежный буран заставляет персонал работать на износ, где-то затерялся автомобиль с бортовым питанием, человек под давлением обстоятельств проносит на самолёт бомбу. Неудивительно, что такое наслоение сюжетных линий, доскональное знание писателем предметов и процессов натолкнули кинорежиссеров на перенос повествования на экран.
По роману снято 4 фильма. «Аэропорт» Джорджа Ситона с Жаклин Биссет и Бертом Ланкастером получил 10 номинаций и одну статуэтку «Оскар», собрал в прокате более $ 100 млн. В «Аэропорте 1975» снялась икона стиля Глория Свенсон. Использовавшийся в съемках самолёт через несколько лет повторил экранную судьбу, разбившись в катастрофе. А актёр Джордж Кеннеди перекочевал в следующую картину из этой же серии – «Аэропорт 1977». Завершил эпопею «Аэропорт-79: «Конкорд» с участием Алена Делона и Сильвии Кристель. В роли капитана Патрони выступил бессменный Кеннеди.
Работая над «Вечерними новостями», Хейли, которому тогда было уже за 60 лет, прошёл специальный курс выживания: выступал в роли заложника, ел змей, участвовал в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении.
В 1979 году опубликован роман «Перегрузка». На сей раз речь пошла об энергетиках. Группа фанатиков устроила диверсию на электростанции, вызвавшую кризис нехватки энергии. Энергетическая компания инициирует строительство новых мощностей. Ей противостоят бездарные политики-популисты, клуб защитников экологии, террористы. Главному герою, сыну коммуниста и внуку раввина, приходится одновременно бороться со сложностями в семье и расследовать хищение электричества. Проблемы нарастают как снежный ком, отключение энергии приводят к тотальной безработице.
Последний роман «Детектив» Артур Хейли посвятил бывшему полицейскому Майами Стиву Винсону, с которым познакомился случайно. Благодаря ему он получил доступ к полицейским архивам, участвовал в рейдах. Произведение традиционно пользовалось успехом, поэтому читатели просили у автора чего-нибудь новенького. Однако писатель заявил, что уже сказал всё, что хотел.
В сентябре 2004 года писатель перенёс инсульт. Артур очень переживал по этому поводу, опасался, что может в будущем страдать болезнью Альцгеймера. В ноябре того же года Хейли умер во сне. Причиной смерти стал повторный инсульт.