март

ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ, русский поэт, прозаик –
205 лет со дня рождения (06.03.1815-30.08.1869)
 
Родился  06 марта 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии (сейчас территория Тюменской области). Мать будущего поэта, Евфимия Васильевна, происходила из купеческой семьи. Отец Павел Алексеевич занимал пост станового исправника.
В детстве Пётр был очень слабым, и Ершовы всерьёз опасались за его жизнь. От отчаяния они даже решились на полуязыческий обряд «продажи» младенца: болезненного ребёнка «отдавали» за грош нищему. Ребёнок, разумеется, оставался с родителями, а бедняк, как считалось, уносил болезнь с собой.
Из-за рода службы отца семья часто переезжала, и первые 8 лет будущий поэт жил в Омске и Петропавловске. Затем, в 1924 году, отец отправил Петра и его брата Николая в Тобольск, чтобы сыновья обучались в гимназии. Поэтому долгое время мальчикам пришлось жить в отрыве от родителей, в семье дяди по материнской линии, купца Николая Степановича Пиленкова. Он, богатый человек и меценат, относился к племянникам очень тепло.
После окончания гимназии братья Ершовы продолжили учёбу в Императорском Санкт-Петербургском университете, так как отца отправили работать в столицу. Впоследствии Пётр получил высшее образование всего в 20 лет,  к учёбе относился пренебрежительно: после выпуска он даже не знал ни одного иностранного языка, хотя учился на историко-филологическом факультете.
«Конёк-Горбунок», принёсший поэту известность, был написан молодым автором в годы студенчества. Первое время в Санкт-Петербурге было для юноши трудным: в столице бушевала холера, люди бунтовали. Всё это производило на него удручающее впечатление.
Тогда ему и пришла в голову идея истории, главным героем которой станет честный и справедливый бедняк. Поэтическую же составляющую «Конёк-Горбунок» обрёл благодаря Петру Александровичу Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал студенту П.П. Ершову сказки Александра Сергеевича Пушкина, и начинающий автор окончательно определился со сказочным направлением сюжета и стихотворным изложением.
Когда «Конёк-Горбунок» был дописан, Пётр Павлович отдал поэму на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, с которыми сблизился за время учёбы. Сказка вызвала у них бурное одобрение, а А.С. Пушкин сказал, что после «Конька-Горбунка» он может более не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений.
Немного позже отрывок из сказки Ершова был прочитан с университетской кафедры самим П.А. Плетневым, затем ещё один фрагмент «Конька…» опубликовали в ежемесячном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Успех привёл к тому, что в октябре 1834 года сказка была полностью опубликована. Дебютная книга Петра Ершова продавалась по цене 5 рублей за экземпляр.
Через месяц поэт закрепил успех – в печать отдали первую часть его «старинной были», баллады «Сибирский казак», а затем и вторую. Это произведение также имело успех: в 1840 годы  «быль» стала строевой песней 2-го Сибирского казачьего полка. Не забыли «Сибирского казака» и позже – в переложении на музыку историческую балладу исполняли многие певцы и певицы, в том числе Надежда Бабкина.
Успех «Конька-Горбунка» открыл молодому писателю двери в творческое общество Санкт-Петербурга. Пётр начал посещать встречи литераторов, знакомиться с коллегами по цеху и думал, что его призванием станет писательский труд.
Однако в силу юности и, возможно, детства, проведённого в провинции, не сумел оценить плотную взаимосвязь литературы с политической ситуацией в государстве. В итоге правительство усмотрело в «Коньке-Горбунке» неуважительное отношение к царской власти, и книга оказалась запрещённой к публикации. Поэтому, несмотря на популярность сказки, переиздали «Конька…» только в 1856 году, после смены царя.
После того как минула опала, Пётр Павлович в 1857 году оказался внесён в список лиц, заслуживающих правительственного доверия. Причём его охарактеризовали как доброго, умного и честного человека. Критики отнеслись к сказке двойственно: её и хвалили, и ругали. Среди людей, которым «Конёк-Горбунок» пришёлся не по вкусу, был критик Виссарион Белинский, разгромивший произведение автора в своей статье.
В дальнейшем на литературном поприще Ершов пробовал себя в различных жанрах: писал поэзию как малых, так и больших форм, сочинял прозаические и драматические произведения. Однако успеха «Конька…» не смогла повторить ни одна из его последующих работ. Стихи Петра были вторичными и при безупречной форме не вызывали у читателей, избалованных поэзией Золотого века, никакого интереса.
Поэт попробовал вернуться к «народному жанру» и взялся за написание поэмы «Иван-царевич». Но итог работы ему категорически не понравился, и он уничтожил рукопись. Также  пытался написать либретто к опере со сказочным сюжетом «Страшный меч». Произведение получилось преимущественно удачным, но в свете его так и не представили – свежая опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» сделала работу Ершова ненужной.
Пётр Павлович Ершов умер 18 августа 1869 года в Тобольске. Могила поэта находится на местном Завальном кладбище. На надгробии имеется надпись, гласящая, что под ним лежит автор сказки «Конёк-Горбунок».
После смерти признание творчества Ершова оказалось выше, чем при жизни. В честь него названы улицы в Тобольске и Ишиме, а родное село Безруково переименовано в Ершово в 1960 году.
 
ВЕРА ФЁДОРОВНА ПАНОВА, русская писательница –
115 лет со дня рождения (20.03.1905-03.03.1973)
 
Родилась 20 марта 1905 года в г. Ростов-на-Дону. Отец принадлежал к гильдии купцов, но в начале 20 века разорился и зарабатывал на хлеб ведением счетов в городском банке. Когда девочке исполнилось пять лет, глава семейства утонул при невыясненных обстоятельствах, маме пришлось в одиночку тянуть семейство.
Из-за финансовых проблем Вера смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям взяла верх – дома девочка самостоятельно постигала школьные науки, читала море книг, а подростком начала сочинять стихи.
В 17 лет Вера Панова влилась в ряды внештатников местных и районных газет. Редакторы с удовольствием печатали фельетоны, очерки и статьи начинающей журналистки, отмечая тонкий юмор и отменную иронию. Будущая писательница скрывалась за псевдонимами В. Старосельская и Вера Вельтман, пожиная первые плоды известности в кругах земляков.
Пути Пановой пересекались с россыпью писателей. Представительница провинциальной прессы однажды познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, театральным критиком Иосифом Юзовским. На её родине побывали даже Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Наконец, к середине 30-х годов, когда переехала в Ленинград, Вера Фёдоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии.
В первых пьесах «Илья Косогор» и «В старой Москве» писательница отразила время перед революцией, в произведениях красноречиво показала мещан, которые и после свержения царской власти продолжали привычную жизнь. «Илья Косогор» принёс драматургу первую премию – за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а работу «В старой Москве» столичной публике представил режиссёр Юрий Завадский.
Война с немцами застала Веру Панову под Ленинградом, где женщина обитала со старшей дочерью, ещё двое детей с её мамой жили на Украине. Эвакуироваться писательница не успела, пришлось скитаться по свету, прежде чем попасть к родным в украинское село Шишаки. Побывала под Псковом, потом в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, затем – длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютилась мама с детьми.
Украинская деревня тоже оказалась занята немцами, к тому же в 1943 году отступавшие захватчики сожгли дотла дом, оставив семейство в одной одежде. Тяжелые испытания и мытарства легли в основу пьесы «Метелица» и повести «О моей жизни, книгах и читателях», которая стала последней в творческой биографии женщины. Но именно перенесенные страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.
В 1943 году Вера Фёдоровна с семьёй перебралась в Пермь, где начала реализовываться как серьёзный автор, параллельно работая в газетах и на радио. Год спустя, в 1944 году, из-под пера женщины выходит блестящая повесть «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году – по этому произведению сняла одноимённый фильм Татьяна Лиознова.
Здесь же, в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман «Спутники». В.Ф. Панова по заданию редакции отправилась в путешествие по стране в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.
«Спутники» имеет невероятно яркую и разнообразную галерею характеров, отдельные новеллы соединены в единое целое. Читатель вместе с персонажами проходит прошлые события жизни, мечтает о будущем и переживает настоящий момент. Автор сумела очень правдоподобно показать героев и реалии окружающей действительности.
После того как роман, ставший литературной сенсацией, увидел свет, Панова влилась в ряды Союза писателей, к тому же получила первую Сталинскую премию. Говорят, Иосиф Виссарионович с удовольствием прочитал работу и похвалил. «Спутники» тоже вышли в виде кинопостановки – в 1965 году Искандер Хамраев снял военную драму «Поезд милосердия».
Спустя год, в 1947-м, В.Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел роман «Кружилиха» о рабочих уральского завода. На первый взгляд - обычное производственное произведение, какие в то время появлялись каждый год и не по одному. Однако писательнице удалось сконцентрироваться на нравственных сторонах заводской жизни. Критики разделились на два фронта, давая противоречивые оценки работе.
Затем литературное наследие Веры Фёдоровны украсила повесть «Серёжа» о буднях мальчика-дошкольника, который обзавёлся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребёнка, прочувствовать его переживания, счастье и беды.
«Серёжа» открыл цикл художественных работ Веры Пановой, посвящённый детям. Вслед писательница подарила читателям, а потом и зрителям повести «Мальчик и девочка», «Валя», «Володя». На первое место автор поставил человеческую душу и вопросы нравственности. Произведения «Валя» и «Володя» объединил в фильме «Вступление» (1963) Игорь Таланкин. Постановщик собрал на съёмочной площадке Нину Ургант, Валерия Носика, Станислава Чекана и других звёзд советского экрана. Главные роли отошли Наталии Богуновой и Борису Токареву. Картина рассказывает о скитаниях детей в военные годы.
За постановку «Мальчик и девочка» взялся в 1966 году Юлий Файт. Режиссер позвал совсем юных Наталию Богунову и Николая Бурляева. Ребята сыграли первую любовь, впрочем, несчастную, повлёкшую за собой серьезные взрослые проблемы – герой бросил беременную девушку.
На закате жизни Вера Фёдоровна отправилась по волнам истории России. Перо писательницы обращено к событиям, разворачивающимся в эпоху Древней Руси, в период Смутного времени. Она пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома «Лики на заре». Подача материала необычна. Писательница кропотливо, словно мозаику, сложила картину из отдельных элементов давно ушедших дней, принуждая читателей сравнивать персонажей, проводить аналогию между временами, думать о роли народа в событиях, ответственности властей за судьбу нации.
В последние годы жизни женщина создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое увидело свет уже после кончины автора.
Вера Фёдоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени.
Писательница умерла в начале весны 1973 года. Покоится под Санкт-Петербургом, в местечке Комарово.
 
ИВАН ФОТИЕВИЧ СТАДНЮК, русский прозаик, драматург –
100 лет со дня рождения (08.03.1920-30.04.1994)
 
Родился 08 марта  1920 года в селе Кордышевка (ныне Винницкий район, Винницкая область, Украина) в крестьянской середняцкой семье. Учился в начальной школе в 1928 году. В 1932 году, спасаясь от голода, уехал в Чернигов к брату Якову, партработнику. Жил и учился у брата и сестры Афии под Черниговом. Сотрудничал с редакцией газеты «Сталинский шлях» в Тупичеве. В 1939 году поступил в Украинский институт журналистики, но в этом же году призван в армию. В 1941 году окончил Смоленское военно-политическое училище. Печатался с 1940 года. Первые литературные публикации - в смоленской областной газете «Рабочий путь». Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года, во время войны - политрук, гвардии майор, сотрудник фронтовых газет, начальник отдела армейской газеты «Мужество» (27-я Армия). После войны продолжал службу в армии и работал в армейских газетах, журнале «Советский воин» (до 1958 года). В 1957 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института, получил высшее военное образование по профилю истории войн и военного искусства (полковник).
Член Союз писателей СССР  с 1954 года. Член правления Союз писателей РСФСР 1965 год.
Как отмечал Стаднюк, «Из всего, что мной написано, всерьёз отношусь к роману и драме «Люди не ангелы», ранней повести «Человек не сдаётся», некоторым рассказам, сценариям фильмов «Максим Перепелица», «Человек не сдаётся», драме «Горький хлеб истины». Особенно же дорог мне роман «Война», в который я вложил много сил». Роман «Война», задуманный как масштабная эпопея, доведён лишь до сентября 1941 года.
Был заместителем главного редактора журнала «Огонёк» в 1965—1972 годах. В 1970-е годы был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин».
В 1980-х годах входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг». Был секретарём Московской писательской организации.
В 1993 году опубликовал мемуары «Исповедь сталиниста».
Член Коммунистической  партии Советского Союза с 1940 года.
Умер 30 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
 
ГАРРИ ГАРРИСОН, американский писатель-фантаст –
95 лет со дня рождения (12.03.1925-15.08.2012)
 
Родился 12 марта 1925 года в Стэмфорде. Глава семейства Генри Лео Демпси работал печатником, мать Рия Кирьясова – преподавателем. Гаррисон рос без братьев и сестер. Когда он только родился, счастливый отец поспешил зарегистрировать малыша. В документах новорожденный был записан как Генри Масквелл Демпси. Но, придя домой, новоявленный папа решил заявить всей родне, что дал сыну имя Гарри Гаррисон.
Писатель вспоминал позже про своё двойное имя с юмором. В школьные и армейские годы он был в полной уверенности, что он Гарри Масквелл Гаррисон. Везде в списках его так и указывали. Но при получении паспорта он был удивлён, увидев в документе имя Генри Демпси. С путаницей в именах разобрались, когда выяснилось, что отец после рождения наследника поменял фамилию Демпси на фамилию своего отчима Гаррисона. По словам фантаста, он единственный в мире писатель, использующий в качестве псевдонима настоящее имя.
Семейство вместе с 2-летним Гарри перебирается из Стэмфорда в Нью-Йорк. Они постоянно переезжали, меняя жильё. Великая депрессия и массовая безработица, в которых в то время пребывала Америка, отразились на материальном состоянии семьи. Отец считался хорошим специалистом, но работал по несколько дней в месяц. Копились долги, и семья вынужденно пряталась от кредиторов.
В своей биографии Гарри вспоминает детство как период одиночества. Он тяжело находил общий язык с ровесниками, поэтому книги стали его отдушиной. Читал всё, что попадалось под руку. Началось с дешевых изданий: это были женские романы, детективы и гороскопы, напечатанные на дешёвой тонкой бумаге. Брал книги в библиотеке.
Появилась привычка – читать на ходу. Писатель вспоминал, как он её совершенствовал изо дня в день. Для этого нужно было периодически отрывать глаза от чтива и бросать взгляд на помехи впереди, чтобы не врезаться лбом в столб или телефонную будку.
Фантастикой мальчик увлёкся в возрасте 7 лет и, став подростком, являлся настоящим фанатом жанра. Писал отзывы, был участником Научной фантастической лиги. В 40-х годах появились его первые публикации в специализированных журналах. После окончания школы Гарри получил повестку в армию. Шла Вторая мировая война, и, по меткому определению писателя, она не оставляла его поколению выбора – только служить.
Здесь прошли 3 года жизни. Гаррисон служил в авиации, в которой «вырос» до сержанта. После армии продолжал искать место под солнцем и поступил в Хантер-колледж на курс Джона Бломшильда, у которого обучался изобразительному искусству. Не закончив семестр, Гарри решает оставить учебу, но продолжает в частном порядке брать уроки у мастера.
В это же время парень начинает посещать Школу карикатуристов и иллюстраторов. Стал называть себя свободным художником. Брался за любое занятие, за которое ему платили. Много времени отдавал работе над комиксами. Судьба свела его с художником Уэлли Вудом. Друзья и коллеги открыли студию, в которой работали над рисунками для комиксов. После такого опыта Гарри Гаррисон  решает брать новую высоту и открывает фирму. Основное направление – реклама.
Не теряет время зря и активно работает над текстами, которые пишет для комикса «Флэш Гордон». Он вступает в клуб научной фантастики «Гидра». Здесь заводит знакомство с ведущими фантастами. В их числе был Айзек Азимов, ставший другом на всю жизнь. Гаррисон всё больше погружается в редакторство, работая на разные издательства. Продолжает трудиться художником в журнале «Потусторонние Миры», в котором в начале 50-х опубликуют его первый рассказ «Проникающий в скалы».
Начало большого пути в мир научной фантастики было положено в 1956 году, когда писатель вместе с семьёй перебрался в Мексику. Здесь он начинает работать над романом «Мир смерти». Русским читателям он больше известен как «Неукротимая планета».
После Мексики Гарри Гаррисон какое-то время жил в Лондоне. В столице Туманного Альбиона он впервые представил в одном из рассказов героя по имени Джеймс Боливар, по сюжету – Скользкий Джим диГриз. Он стал главным действующим лицом в знаменитой серии романов «Стальная крыса».
После возвращения в Нью-Йорк Гаррисон снова берётся за роман «Мир смерти», который становится его первой книгой и первой частью трилогии про приключения Язона Дина Альта. Продолжением являются романы «Инженер этики» и «Конные варвары». Получив гонорар, он с семьёй переезжает на 7 лет в Данию. В этот период  много занимался творчеством и путешествовал. Ему удалось за всю жизнь побывать в 50 странах мира. Но душой прикипел к Ирландии, в которой и остался жить до конца своей жизни.
Гарри Гаррисон скончался в возрасте 87 лет, 15 августа 2012 года. Слабое сердце стало причиной смерти.