апрель

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР, английский поэт-
455 лет со дня рождения (26.04.1564-23.04.1616)
 
Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. В истории сохранились только сведения о его крещении 26 апреля 1564 года.
Родителями мальчика были Джон Шекспир и Мэри Арден. Они входили в число зажиточных граждан города. Отец мальчика помимо земледелия занимался изготовлением перчаток, а также мелким ростовщичеством. Его несколько раз выбирали в совет правления города, он был констеблем и даже мэром.
В Стратфорде маленький Уильям получил по тем временам хорошее образование. В детстве он поступил в грамматическую школу, где изучали латынь и древнегреческий язык. Для более глубокого и полного освоения древних языков предполагалось участие учеников в школьных постановках пьес на латыни.
Поэт в юношестве посещал ещё и королевскую школу, которая также находилась в родном городке. Там у него была возможность ознакомиться с древнеримскими поэтическими трудами.
В 18 лет у молодого драматурга завязался роман с 26-летней дочерью соседа Энн Хатауэй, с которой они вскоре поженились. Причиной поспешной женитьбы стала беременность девушки. В те времена добрачные связи в Англии считались нормой, женитьба часто проходила после зачатия первенца. Единственным условием таких связей было обязательное венчание до рождения ребёнка. Когда в 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит. Больше в семье поэта детей не было, скорее всего из-за вторых тяжёлых родов его жены Энн. В 1596 году чета Шекспиров переживёт личную трагедию: во время эпидемии дизентерии умрёт их единственный наследник.
Великий драматург создал бессмертную сокровищницу, которая питает мировую культуру вот уже более пяти веков подряд. Сюжеты его пьес стали вдохновением не только для артистов драматических театров, но и для многих композиторов, а также для кинорежиссёров. За всю свою творческую жизнь он неоднократно менял характер написания своих произведений.
Первые его пьесы по своей структуре часто копировали популярные в то время жанры и сюжеты, такие как хроники, комедии Возрождения («Укрощение строптивой»), «трагедии ужаса» («Тит Андроник»). Это были громоздкие произведения с большим количеством героев и неестественным для восприятия слогом. На классических для того времени формах молодой Шекспир постигал азы написания драмы.
Вторая половина 90- х годов XVI столетия ознаменовалась появлением драматургически отточенных по форме и содержанию сочинений для театра. Поэт ищет новую форму, не отходя от заданных рамок ренессансной комедии и трагедии. Он наполняет старые изжившие формы новым содержанием. Так на свет появляется гениальная трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец». Свежесть стиха в новых сочинениях Уильяма Шекспира сочетается с необычным и запоминающимся сюжетом, что делает эти пьесы популярными у публики всех слоёв населения.
В это же время создаёт цикл сонетов, знаменитого в то время жанра любовной стихотворной лирики. Почти на два столетия были забыты эти поэтические шедевры мастера, но с возникновением романтизма они вновь обрели славу. В XIX веке появилась мода на цитирование бессмертных строк, написанных на исходе ренессанса английским гением.
Тематически стихи представляют собой любовные послания к неизвестному юноше, и лишь последние 26 сонетов из 154 - это обращение к черноволосой даме. Многие исследователи усматривают в этом цикле автобиографические черты, предполагая нетрадиционную ориентацию драматурга. Но некоторые историки склоняются к мысли, что в этих сонетах используется обращение  У. Шекспира к своему покровителю и другу графу Саутгемптону в принятой тогда светским обществом форме.
На рубеже веков в творчестве поэта появляются произведения, которые сделали его имя бессмертным в истории мировой литературы и театра. Практически состоявшийся, успешный творчески и финансово драматург создаёт ряд трагедий, принёсших ему славу не только в Англии. Это пьесы «Гамлет», «Макбет», «Король лир», «Отелло». Данные произведения подняли популярность театра «Глобус» до высот одного из самых посещаемых увеселительных заведений Лондона. При этом состояние его владельцев, в том числе и Шекспира, за короткий период неоднократно возросло.
На закате своего творчества сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего, это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высокий слог и понятные речевые обороты.
По отдельности многие из драматических произведений У. Шекспира были изданы ещё при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которое вошли практически все канонические пьесы драматурга, появилось лишь в 1623 году. Сборник напечатан был по инициативе друзей  Уильяма Джона Хеминга и Генри Кондела, которые работали в труппе «Глобуса». Книга, состоящая из 36 пьес английского автора, увидела свет под названием «Первое фолио».
Последние годы своей жизни Уильям Шекспир страдал серьёзным недугом, свидетельством чему является его изменённый почерк, некоторые из последних пьес он создавал в соавторстве с другим драматургом труппы, которого звали Джон Флетчер.
После 1613 года Шекспир окончательно покидает Лондон, но не бросает ведения некоторых дел. Он ещё успевает поучаствовать в судебном процессе своего друга в качестве свидетеля защиты, а также приобретает ещё один особняк в бывшем Блэкфриарском приходе. Некоторое время Уильям Шекспир живёт в поместье своего зятя Джона Холла.
За три года до смерти пишет своё завещание, в котором практически всё имущество оставляет за своей старшей дочерью. Скончался английский литератор в конце апреля 1616 года в собственном доме.
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН, русский драматург –
275 лет со дня рождения (14.04.1744-12.12.1792)
 
Родился в Москве 14 апреля 1745 года в семье старинного немецкого дворянского рода, представители которого в середине 16 века прибыли из Германии в Россию. Отец будущего писателя покинул военную службу в звании майора, имел скромный доход. Несмотря на немецкие корни, кроме русского языка, в детстве мальчик не знал никакого другого, поэтому немецкий изучал уже в школе.
В семье Фонвизиных царила патриархальная обстановка, начальное образование Денис получал дома, как и остальные 7 детей этой семьи. В 10-летнем возрасте стал одним из первых, кто поступил на учение в дворянскую гимназию при Московском университете. Его тяга к литературе уже тогда была сильно заметна.
Отучившись 5 лет, Денис Иванович поступает на философский факультет вуза. Вместе со своим младшим братом Павлом в числе других лучших гимназистов мальчики отправляются в Петербург. В ходе этой поездки он завёл знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а также Александром Сумароковым, который в то время являлся первым руководителем Русского театра. Кроме того, во время поездки Денис впервые в жизни посетил театр, где смотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл».
Во время учёбы молодой человек часто переводил статьи для университетских журналов, а с 1761 года занимался этим профессионально. Московский торговец книгами заказал у Фонвизина перевод басни «Хольберга», а ещё через год мужчина переводит произведения Вольтера «Альзира или американцы», роман «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского». В последующие годы жизни ему ещё не раз приходилось заниматься переводами произведений разных писателей.
Параллельно с этим в 18 лет юноша устраивается на государственную службу к императрице Екатерине, а точнее секретарём кабинет-министра Елагина. А спустя 6 лет переходит на службу в качестве личного секретаря к графу Панину, у которого впоследствии стал доверенным лицом.
В 1777 году Денис Иванович отправляется за границу и следующие полтора года живёт во Франции. В 1779 году, вернувшись в Россию, мужчина становится советником канцелярии при секретной экспедиции и одновременно занимается переводом книги «Та-Гио».
В 1779 году начинает работу над произведением «Недоросль» и заканчивает её написание в 1782-м. Сегодня эта книга входит в обязательную программу современных школьников. В 18 веке словом «недоросль» называли молодых людей дворянского происхождения, не имеющих образования. Их не брали на службу и не выдавали документ, который бы разрешал вступление в брак.
Главными персонажами книги стали боярыня-крепостница, госпожа Простакова, и её сын-недоросль Митрофанушка. Пьеса получилась прямолинейной по проблематике, но не только это стало причиной популярности книги. Произведение полюбилось читателям из-за запоминающихся ярких образов отрицательных героев, тонкого юмора, живости диалогов, которые сегодня используют как афоризмы.
На начало 1783 года пришёлся выход книги «Рассуждение о непременных государственных законах», это произведение было признано одним из лучших в русской публицистике. Оно предназначалось будущему императору Павлу Петровичу.
В том же году писатель решает отправиться в путешествие по Европе, однако через 2 года у него случается первый апоплексический удар, а ещё через 2 года мужчина возвращается на родину. Несмотря на паралич, покинув службу, мужчина до конца дней занимается любимым делом. Но последнее 5-томное собрание сочинений встречает резкое неодобрение со стороны Екатерины II, которая запрещает Фонвизину издавать книгу.
В свой последний период жизни драматург писал в основном статьи для журнала. Также его библиография пополнилась несколькими драматическими произведениями, среди которых «Разговор у княгини Халдиной», комедия «Выбор гувернёра», опубликованная только в 1959 году, и автобиография «Чистосердечное признание».
В последние годы жизни Фонвизин сильно болел, после второго апоплексического удара мужчина почти полностью потерял подвижность, с трудом передвигался, но не прекращал работать.
Смерть Дениса Ивановича наступила в конце 1792 года в Петербурге, мужчина погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ, русский поэт –
210 лет со дня рождения (01.04.1809- 04.03.1852)
 
Родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь Святителя Николая.
Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулёзно описывал в своих произведениях.
Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он ещё и не был силён в учёбе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.
Во время учёбы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал в театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич был комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.
Поэт начал интересоваться писательским поприщем ещё в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.
Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учёбы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.
Писательство было для Н. Гоголя «лучиком света в тёмном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.
Зимой 1828 года он отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе его ждало разочарование. Пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.
В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».
После творческого успеха поэта радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.
Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплёку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мёртвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что А.С. Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».
Увлечённый историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Н.В. Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.
В 1835 году вышла повесть «Вий» (включённая в «Миргород») о демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.
В 1841 году вышла бессмертная  повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакии Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.
В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой Гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжёг рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слёг в постель с резким ухудшением здоровья.
Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили диагноз «менингит» и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля (4 марта) 1852 года Гоголь умер в особняке графа Толстого в Москве.
 
ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА СЕЙФУЛЛИНА, русская писательница –
130 лет со дня рождения (03.04.1889-25.04.1954)
 
Родилась в селе Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Чебаркульский район Челябинской области). Лидия получила начальное образование в церковноприходской школе. В семь лет уже пыталась писать. Училась в Оренбургском епархиальном училище, куда принимали дочерей священников. В училище ещё долго хранили её сочинения, как лучшие. Писательница окончила Омскую женскую гимназию. Там же появились её первые статьи в газетах. После гимназии она работала учительницей начальных классов.
Потом её увлекла работа в театре, три сезона под фамилией Нелидова поездила с гастролями по стране: Вильно (Вильнюс), Ташкент, Владикавказ. Играла детей и комических старух. Она была маленького роста с большими тёмными глазами. В 1908 году заболела и в театр уже не вернулась. До революции Лидия Николаевна кочевала по глухим уральским и мордовским сёлам, учила грамоте детей и взрослых, создавала сельские библиотеки - читальни.
В марте 1919 года Лидия Николаевна с мужем - писателем Валерианом Правдухиным приезжает из Оренбурга в Челябинск. Поселяются в доме купцов Шиховых по улице Большой (Цвиллинга).
Жизнь тогда была чрезвычайно трудной. Разруха, голод, холод, тиф, холера. Но они с мужем были молоды, энергичны. Оба - блестящие организаторы. Поле их работы - культура и просвещение. Они работали в Челябинском Губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин - заведующим внешкольным подотделом. Совместно читали лекции в Народном Доме (теперь ТЮЗ).
Правдухин называл жену «заядлой книжницей». Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела, она была заведующей городской челябинской библиотекой, возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев создала больше двадцати библиотек!
Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках. Закупала в Москве книги для челябинских библиотек, собирала конфискованные у богатых, брошенные книги и распределяла их по библиотекам.
Особое внимание она уделяла библиотечной работе с детьми. Лидия Николаевна часто «уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей». В 1919 году в Челябинске на съезде по внешкольному образованию писательница выступила о работе библиотек с детьми. В 1920 году в педтехникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: «Библиотекарь».
Сейфуллина не раз бывала в Москве, на учёбе, на совещаниях, была знакома с Н. К. Крупской. Ещё в 1917 году она окончила в столице трёхмесячные библиотечные курсы (университет Шанявского). Всегда и везде выступала в защиту городских, сельских, а особенно детских библиотек. В 1920 году на Всероссийском совещании по внешкольному образованию она выступала о необходимости создания детских библиотек.
Лидия Николаевна была и прекрасной рассказчицей. У неё был безукоризненный вкус и верность классической литературе. Она часто выступала перед взрослыми и детьми с рассказами по книгам: «Овод», «Тарас Бульба», «Спартак».
В 1920 году была организована первая на Урале сельскохозяйственная трудовая колония для беспризорных детей на окраине посёлка Тургояк.                                    Л. Сейфуллина помогала в организации этой колонии. Потом она с мужем почти месяц в ней жила, ходила с детьми в походы, много им рассказывала, ставила с ними спектакли.
Осенью 1921 года Валериана Правдухина направили в Новосибирск руководить государственным издательством. И там Лидия Николаевна с головой окунулась в культурно-просветительскую работу. Был создан журнал «Сибирские огни». В 1922 году в первом номере печатает своё первое художественное произведение «Четыре главы». А уже во втором номере журнала - повесть «Правонарушители». В его основе история Тургоякской детской колонии. У главных героев повести были реальные прототипы. Колония, действительно, исправляла людей, делала их жизнь другой, разумной.
Уехав из Челябинска, Лидия Николаевна не рассталась с Уралом. Они не раз приезжали с мужем в родные края.
За сравнительно короткий срок в Челябинске Сейфуллина собрала столько материала, что ей хватило на несколько книг. Она писала скупо, сдержанно, просто, но за скупыми строчками целая эпоха. В её сочинениях сочеталась жестокая правдивость и вера в победу справедливости. «Меня сделала писателем сама жизнь», - говорила Лидия Николаевна.
В 1922 году написала повесть «Перегной». Повесть, о том как тёмная, забитая деревня встретила революцию, гражданскую войну.
В 1923 году Л.Н. Сейфуллина с мужем переезжают в Москву, поселяются в доме брата Валериана Правдухина.
Лидия Николаевна много работает. В 1924 году выходит её известная повесть «Виринея», где описана степная Южноуральская деревня и драма Виринеи - деревенской Кармен с сильным характером, бунтарской душой, достоинством. Совершенно неповторим язык повести. Повесть вскоре стала пьесой. Ее играли в МХАТе, в театре Вахтангова. А «Виринея» стала не только пьесой, но и оперой, и фильмом (1969), где Виринею играла Людмила Чурсина.
В 1925 году к писательницы пришла большая литературная слава. Горький называл её «человечищей, влюблённой в литературу». Выходят подряд собрания её сочинений: трёхтомное, пятитомное, шести томное, отдельные произведения. Но жизнь писательницы становится всё сложнее... Она всё дальше уходит от тех идеалов, которым верила. Наступает творческий кризис. Лидия Николаевна называет это время «чёрным периодом». Болезни, операция, бытовые трудности. Провал её пьесы «Попутчики».
Лидия Николаевна уехала в Ленинград, год работала на заводе у станка. Но изменить себя в творчестве не могла. Ей предлагали писать о заводах, о социалистическом строительстве, а ей было ближе крестьянство. Но в этом же году она получает с мужем квартиру в писательском доме на углу Тверской и проезда Художественного театра. В 1936 году государство пожизненно выделяет ей дачу в Переделкино по соседству с дачей Фадеева. В Переделкино она подружилась с Чуковским, Пастернаком, Либединским, Фадеевым. Но наступил 1937 год, ночью на даче арестовали Правдухина. Это был для Лидии Николаевны страшный удар. Муж был расстрелян, в 1956 году реабилитирован посмертно. Чудом она сама избежала ареста, её старые книги перестали издавать, а на новые у неё не было сил. И вдруг, в 1939 году её награждают орденом Трудового Красного Знамени.
В начале войны писательница просилась на фронт. Не пустили. Работала на радио. В 1942 году добилась командировки на Западный фронт военным корреспондентом. Составила сборник статей о гвардейцах, была награждена гвардейским значком. Солдаты называли её «Гвардии мамаша». «Для неё это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя».
После войны много работает с молодыми писателями. А её работы почти не выходят. Скрашивает жизнь Лидии Николаевны семья её сестры Зои. Внуки сестры называли Лидию Николаевну бабушкой.
Сейфуллина ушла из жизни 25 апреля 1954 года. Похоронена на Введенском кладбище Москвы.
 
ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ АДАМОВИЧ, русский поэт –
125 лет со дня рождения (19.04.1894-21.02.1972)
 
Родился в Москве 19 апреля 1892 года, прожил там первые девять лет жизни и некоторое время обучался во Второй Московской гимназии. Его отец Виктор Михайлович Адамович (1839-1903), поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем в чине генерал-майора - начальником Московского военного госпиталя. Мать - Елизавета Семёновна Вейнберг (1867, Одесса — 1933, Ницца), дочь одесского купца третьей гильдии Семёна Исаевича Вейнберга (1835 – после 1903), племянница литераторов Петра и Павла Вейнбергов.
После смерти отца семья переехала в Петербург, где мальчик поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. «Я попал в окружение родных моей матери, это была самая обыкновенная, средняя буржуазная семья. Политикой они мало интересовались и хотели, чтобы всё продолжалось так, как было, чтобы всё стояло на своих местах, чтобы сохранялся порядок», - рассказывал Адамович.
В 1910 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1914 году сблизился с акмеистами. В те годы Адамовича, как он вспоминал, интересовали лишь вопросы литературы: он «довольно рано познакомился с поэтическими кругами Петербурга, там тоже о политике говорили мало». Всё изменилось с началом Первой мировой войны. Когда Адамович спросил брата, командира лейб-гвардии Кексгольмского полка, приехавшего с фронта в 1916 году, чем, по его мнению, кончится война, тот ответил: «Кончится тем, что всех нас будут вешать».
К этому времени Георгий Адамович уже вошёл в «Цех поэтов», став в 1916-1917 годах одним из его руководителей. В 1915 году вышел первый рассказ поэта «Весёлые кони», за которым последовал «Мария-Антуанетта» (1916). Поэтический дебют критика состоялся также в 1916 году, когда вышел сборник «Облака», отмеченный «легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики». Книга получила в целом благожелательный отзыв Н. Гумилёмва; последний написал, что здесь «чувствуется хорошая школа и проверенный вкус», хоть и отметил слишком явную зависимость начинающего поэта от И. Анненского и А. Ахматовой. В 1918 году Г.В. Адамович стал участником сначала второго, затем третьего «Цеха поэтов».
Печатался в «Новом журнале для всех», «Аполлоне», «Северных записках», альманахах «Зелёный цветок» (1915) .
Сборник «Чистилище» вышел в 1922 году; он был выполнен в форме лирического дневника и открывался посвящением Н. Гумилёву («Памяти Андрея Шенье»), которого автор считал своим наставником.
В 1923 году он эмигрировал в Берлин и жил затем во Франции. Регулярно выступал с критическими статьями и эссе, печатался в журнале «Звено», с 1928 года - в газете «Последние новости», где вёл еженедельное книжное обозрение. Георгий Викторович, постепенно получивший репутацию «первого критика эмиграции», считался одним из ведущих авторов журнала «Числа», редактировал журнал «Встречи» (1934).
В эмиграции писал мало стихов, но именно он считался основателем группы, известной как поэты «парижской ноты», для творчества которой были характерны предельно искренне выражение своей душевной боли, демонстрация «правды без прикрас». Позицию Адамовича, поставившую именно «поиск правды» во главу угла, Г. П. Федотов назвал «аскетическим странничеством».
В сентябре 1939 года Г. Адамович записался добровольцем во французскую армию; после разгрома Франции был интернирован.
Считается, что в послевоенные годы поэт прошёл кратковременный период увлечения СССР и И. В. Сталиным, надеясь на возможность политического обновления в СССР. В конце 1940-х годов его статьи появлялись в западных просоветских газетах, а книга «Другая родина» (1947), написанная по-французски, некоторыми критиками из русских парижан была расценена как акт капитуляции перед сталинизмом.
В 1967 году вышел последний поэтический сборник Адамовича «Единство». Тогда же появилась итоговая книга его критических статей «Комментарии»; этим термином автор определял свою литературную эссеистику, регулярно печатавшуюся с середины 1920-х годов (первоначально в парижском журнале «Звено», а с 1928 года в газете «Последние новости»).
Г.В. Адамович оставил также ряд мемуарных заметок и устных воспоминаний, записанных Юрием Иваском.
Умер поэт в Ницце 21 февраля 1972.
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ, писатель, литературовед –
120 лет со дня рождения (22.04.1899-02.07.1977)
 
22 апреля 1899 года в городе на Неве родился великий писатель, оставивший след в истории как русской, так и американской литературы. Будущий романист вместе с братьями и сёстрами воспитывался в привилегированной дворянской семье и не знал, что такое бедность. У Владимира Набокова богатая родословная: писатель говаривал, что предков его бабушки по отцовской линии можно проследить до 14 века.
Детство писателя прошло в трёхэтажном доме на Большой Морской улице, которая до Февральской революции считалась главным фешенебельным пристанищем для аристократических дам и господ. Также большое семейство отдыхало в своём имении Выра под Гатчиной или выезжало за границу – в Италию или Швецию.
Отец и мать старались дать своим отпрыскам достойное образование: дети читали классическую литературу, а Бенуа и Добужинский приходили обучать их рисованию. Также юный Набоков не пренебрегал занятиями спортом: мальчик обожал теннис, футбол, катание на велосипеде и игру в шахматы. Известно, что в доме будущего гения литературы свободно говорили на трёх языках: русском, французском и английском, причём последний одарённый мальчик освоил их в совершенстве.
А вот русская азбука маленькому Лоди (детское прозвище Набокова) изначально давалась с трудом, потому что ребёнок всё переиначивал на английский манер. Например, вместо слова «позавтракать» от Владимира можно было услышать «побрекфастать». После домашнего обучения он поступил в Тенишевское училище, которое в своё время окончили поэт Серебряного века Осип Мандельштам, прозаик Николай Станюкович, публицист Олег Волков и другие известные литературные деятели.
В училище литературовед приезжал на автомобиле в сопровождении шофёра в ливрее. Во время учёбы юноша ревностно корпел над литературой и увлекался энтомологией, в особенности будущий писатель любил коллекционировать бабочек. Примечательно, что эти крылатые насекомые встречались в его произведениях более 570 раз.
Творческая биография мастера пера начинается в 1916 году. Тогда он издаёт поэтический сборник «Стихи», в который вошло 68 произведений. Примечательно, что его преподаватель русской словесности – Владимир Гиппиус – раскритиковал в пух и прах первые творческие потуги Набокова. Он посоветовал ученику забыть о высоком искусстве и направить свои силы в иное русло.
В 1917 году, когда в Российской империи были «посажены» первые зёрнышки Октябрьской революции, семейство Набоковых было вынуждено бежать в Крым. Там к начинающему писателю пришла популярность: его произведения печатались в газете «Ялтинский голос», а также использовались театральными труппами. В начале своего творчества отдавал предпочтение стихам: в 1918 году выходит альманах «Два пути», где были напечатаны поэтические произведения Владимира и его одноклассника Андрея Балашова. Помимо прочего, писатель знакомится с ритмической теорией Белого, которую пытается воплотить в своих трудах.
В 1926 году выходит дебютный роман Набокова – «Машенька». Эта книга от корки до корки пропитана философской мыслью и рассуждениями о роли любви на земле. Стоит отметить, что сюжет произведения вращается вокруг эмиграции, ведь главный герой Ганин переезжает из России в незнакомую страну. Протагонист узнаёт, что жена его приятеля Алфёрова – Машенька – собирается навестить мужа. Увидев фото девушки, Ганин видит свою бывшую любовь, с которой расстался по молодости. Поэтому уже забытое чувство главного героя вновь начинает заполнять его сердце, причём Машенька живёт в воспоминаниях, оставаясь за кулисами в реальности.
Вообще, первая книга Набокова – это апогей влияния Бунина: Владимир Владимирович старался идти по проторенной тропе этого писателя. Поэтому в 1926 году ученик отправляет экземпляр первого романа своему наставнику с подписью: «Не судите меня слишком строго, прошу вас». Иван Алексеевич не удосужился даже ответить начинающему романисту, сделав пометки на одной из страниц книги: «Ах, как плохо!». Дело в том, что Бунин судил талант писателя по его изящности в словесности, ставя рассуждения автора на второй план.
Также Набоковым были написаны романы «Дар» (1935-1937), «Приглашение на казнь» (1935-1936), «Отчаяние» (1934). Большинство рукописей публиковались в журнале «Современные записки», а Владимира узнавали под псевдонимом «Сирин».
В 1936 году, когда к власти пришёл Гитлер, жена Набокова была уволена из-за ксенофобии, которая прогрессировала в стране. Из Берлина дорога лежала во Францию, а оттуда писатель уехал в Америку, где с 1940 по 1958 годы трудился преподавателем в американских университетах. Лекции Владимира Набокова по литературе пользовались популярностью у студентов, ведь мэтр был одним из тех немногих учителей, которые могли заставить любого слушателя впитывать знания, как губка.
В 1955 году парижским издательством «Олимпия Пресс» публикуется роман Владимира Владимировича «Лолита» – знаменитейшее философское произведение писателя с ноткой фрустрации и эротики. В 1960-х Набоков переводит произведение на русский язык. Кстати, «Лолита» – это не единственное произведение, базирующееся на любви взрослого человека к подростку. До этого писателем была опубликована книга с похожей тематикой – «Камера обскура» (1932).
«Лолита» считается мировым бестселлером, однако вначале по понятным причинам книгу ждала такая же судьба, как и роман Джойса «Улисс». Издательства посчитали набоковский сюжет порнографическим, а в некоторых странах на произведение было наложено табу. И это неудивительно, ведь мэтр описывал страстные чувства взрослого мужчины к 12-летней нимфетке Долорес.
В последние годы жизни Владимир проживает в живописном городе на западе Швейцарии – Мотре – и занимается литературной деятельностью. Из примечательных романов, написанных Набоковым в этот период, можно выделить «Бледный огонь» (1961) и «Аду» (1969).
Летом 1977 года Владимир Набоков умер от тяжёлой бронхиальной инфекции. Тело гения литературы кремировали и похоронили на кладбище Кларан. На могиле романиста написано: «Владимир Набоков, писатель».
«Лаура и её оригинал» – последний и незаконченный роман литератора, опубликованный посмертно.