декабрь

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ, русский поэт –
215 лет со дня рождения (05.12.1803-27.07.1873)
 
Родился 5 декабря  1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Фёдор – средний ребёнок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было ещё двое детей: сын – Николай и дочь – Дарья.
Писатель рос в спокойной благожелательной атмосфере. От матери он унаследовал тонкую душевную организацию, лиричность и развитое воображение.
В 1817 году будущий публицист в качестве вольнослушателя посещал лекции именитого литературного критика Алексея Федоровича Мерзлякова. Профессор заметил его незаурядный талант и 22 февраля 1818 года на заседании Общества любителей Российской словесности зачитал оду Тютчева «На новый 1816 год». 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт был удостоен звания члена Общества, а через год в печати появилось его стихотворение «Послание Горация к Меценату».
Осенью 1819 года подающий надежды юноша был зачислен в Московский университет на факультет словесности. Там он подружился с молодыми Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым и Михаилом Погодиным. Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и выпустился из учебного заведения со степенью кандидата.
5 февраля 1822 года отец привёз Фёдора в Петербург, а уже 24 февраля восемнадцатилетний Тютчев был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Северной столице он жил в доме своего родственника графа Остерман-Толстого, который впоследствии выхлопотал ему должность внештатного атташе российской дипломатической миссии в Баварии.
В столице Баварии он  не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения Фридриха Шиллера и Иоганна Гёте. Собственные стихи Фёдор Иванович публиковал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».
В первое десятилетие жизни в Мюнхене, с 1820 - 1830 год, Ф.И. Тютчевым были написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Фонтан» (1836), «Зима не даром злится…» (1836), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «О чём ты воешь, ветер ночной?..» (1836).
Известность пришла к поэту в 1836 году, когда в журнале «Современник» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» были опубликованы 16 его произведений. В 1841 году  познакомился с Вацлавом Ганкой – деятелем чешского национального возрождения, оказавшего на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства получили яркое отражение в публицистике и политической лирике Фёдора Ивановича.
Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.
Отсутствие поэтических публикаций не помешало ему стать заметной фигурой в санкт-петербургском литературном обществе. Так, Некрасов восторженно отзывался о творчестве Фёдора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а Фет использовал произведения поэта в качестве доказательства существования «философской поэзии».
В 1854 году писатель выпустил в свет свой первый сборник, в который вошли как старые стихотворения 1820–1830-х, так и новые творения литератора. Поэзия 1850-х годов была посвящена молодой возлюбленной Тютчева – Елене Денисьевой.
В 1864 году  муза Фёдора Ивановича умерла. Публицист очень болезненно переживал эту потерю. Спасение он нашёл в творчестве. Стихи «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот Юг, о, эта Ницца!..», «Есть в осени первоначальной…») – верх любовной лирики поэта.
После Крымской войны   новым министром иностранных дел России стал Александр Михайлович Горчаков. Представитель политической элиты уважал Тютчева за его прозорливый ум. Дружба с канцлером позволила Фёдору Ивановичу влиять на внешнюю политику России.
Славянофильские взгляды продолжали укрепляться. Правда, после поражения в Крымской войне в четверостишье «Умом Россию не понять…» (1866 год) Тютчев начал призывать народ не к политическому, а к духовному объединению.
Вереница смертей близких негативно сказалась на здоровье поэта. После первого удара паралича (1 января 1873 года) Фёдор Иванович уже почти не поднимался с постели, после второго – прожил несколько недель в мучительных страданиях и скончался 27 июля 1873 года. Гроб с телом лирика был перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.
 
ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ГИЛЯРОВСКИЙ, русский писатель –
165 лет со дня рождения (08.12.1853-01.10.1935)
 
Родился 8 декабря  1853 года в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии. Родители писателя были потомками запорожских казаков.
В 1860 году отец Гиляровского получил место чиновника в Вологде, служил в полиции (становой пристав).
В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс Вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей («пакости на наставников»), переводил стихи с французского. Во время учёбы в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку. Общался с ссыльными народниками. Один из ссыльных дал ему  книгу Чернышевского «Что делать?».
В июне 1871 года после неудачного экзамена писатель без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком: 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем в Рыбинске работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, где проучился около месяца, после был отчислен в полк за нарушение дисциплины. Службу, однако, продолжать далее не стал, написав рапорт об отставке.
После работал истопником, на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону поступил наездником в цирке. В 1875 году начал работать актёром в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска.
С началом русско-турецкой войны снова пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе в 161-м Александр польском полку в 12-й роте, после перешёл в охотничью команду, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светло - бронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877-1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».
Всё это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына. Его первое стихотворение было напечатано в Вологде в 1873 году. Гиляровский узнал об этом только в 1878 году.
В 1881 году Владимир Алексеевич поселился в Москве и работал в театре Анны Бренко. 30 августа 1881 года в журнале «Будильник» были опубликованы стихи В.А. Гиляровского о Волге. Осенью 1881 года бросил театр и занялся литературой. Сначала он печатался в «Русской газете», а потом начал работать репортёром в газете «Московский листок». В 1882 году произошла знаменитая Кукуевская катастрофа (в результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав). Гиляровский первым примчался на место крушения, участвовал в разборе завала две недели, посылая репортажи в «Московский листок».
В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.
Гиляровский был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях». В 1885 году был напечатан очерк «Обречённые», написанный ещё в 1874 году. Речь в очерке идёт о белильном заводе Сорокина, в очерке изменены имена, переписаны некоторые герои, чтобы было невозможно понять, что один из них - автор. В 1887 году в своём репортаже «Ловля собак в Москве» поднял тему бездомных животных в городе.
Владимир Алексеевич также писал для журнала «Русская мысль», газет «Русское слово», «Голос Москвы», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение».
В 1887 году Владимир Алексеевич  подготовил для печати свою книгу «Трущобные люди». Все рассказы и очерки, вошедшие в неё, уже были однажды напечатаны в разных газетах и журналах, за исключением очерка из рабочей жизни «Обречённые». Однако книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущёвской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя». Только спустя 70 лет, в 1957 году книга опубликована была издательством «Московский рабочий».
В 1894 году писатель  издал сборник стихов «Забытая тетрадь». После этого Владимир Алексеевич продолжил работать репортёром в «Русских ведомостях», писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне.
В 1896 году во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II был очевидцем катастрофы на Ходынском поле. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия. Этой темы Гиляровский коснулся и в своих «Воспоминаниях».
В 1899 году он разоблачил перед Европой  репрессии короля Милана Обреновича в Сербии. Русская дипломатия вняла голосу писателя, и Петербург потребовал от Милана немедленно освободить арестованных патриотов. Сербы говорили: «Спасибо России! Если б не наши друзья-русские, всем бы нам сидеть в тюрьме «Главняча», всем бы нам таскать в цепях тачки на Пожаревацкой каторге. Спасибо и друже Гиляровскому, который не испугался наших драконов...».
В 1915 году, в начале Первой мировой войны, Гиляровский написал текст «Марша Сибирских стрелков». В 1916 году написана патриотическая статья под названием «Сербия» для иллюстрированного журнала «Великая война в образах и картинах», в которой писатель утверждал, что «борьба славянства и германизма закончится победой славянства».
После Октябрьской революции В.А. Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», журналов «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича - в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.
Скончался 1 октября 1935 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
ЛАЗАРЬ ИОСИФОВИЧ ЛАГИН, писатель – фантаст –
115 лет со дня рождения (04.12.1903-16.06.1979)
 
Настоящее имя: Лазарь Иосифович Гинзбург, псевдоним «Лагин» образован из первых букв имени и фамилии. Родился  4 декабря  1903 года в Витебске, в еврейской семье. Был первым из пятерых детей Иосифа Файвелевича  Гинзбурга, уроженца Невеля, и Ханы Лазаревны  Гинзбург. Отец работал плотогоном. На следующий год, скопив денег, семья переехала в Минск, где отец открыл скобяную лавку.
В 1919 году 15-летний Лазарь окончил среднюю школу в Минске и получил аттестат зрелости,  в том же году отправился добровольцем на Гражданскую войну. Занимался организацией комсомола в Белоруссии, был одним из его руководителей. Член Сибирского революционного комитета с 1920 года.
В 1922 году начал печататься на страницах газет со стихами и заметками. О тех первых стихотворных пробах Лазарь Иосифович иронически написал в предисловии к одной из своих книг: «Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: я вовремя и навеки перестал писать стихи».
В 1924 году встретил в Ростове-на-Дону В. В. Маяковского и показал ему свои стихи. Маяковский стихи похвалил, а позже, будучи в Москве, при встречах осведомлялся, почему Лазарь не несёт ему новых своих стихов.
В 1923 году учился на отделении вокала Минской консерватории, однако оставил учёбу из-за отсутствия интереса к теории музыки.
Переехав в Москву в 1924 году, посещал литературную студию В. Я. Брюсова. Начал цикл «Обидные сказки».
В 1925 году окончил отделение политэкономии Института народного хозяйства имени К. Маркса в Москве. После чего служил в Красной армии.
Затем снова в Москве. В 1930 году Лагин  работал в газете «За индустриализацию», а его отец стал самым грамотным наборщиком «Известий». В 1930-1933 годы учился в Институте красной профессуры. В аспирантуре готовил к защите диссертацию. Из института Л.И. Лагин отозван на работу в газету «Правда».
Работал в журнале «Крокодил» (который с 1932 года выпускался издательством «Правда»), с 1934 года — заместителем главного редактора.
В 1936 году вступил в Союз писателей СССР. В конце 1930-х годов Лазарь Иосифович находится в длительной командировке на острове Шпицберген.
Замысел, который родился в этот период, нашёл воплощение в повести-сказке «Старик Хоттабыч», опубликованной в 1938 году в журнале «Пионер». Повесть вышла отдельной книгой в 1940 году. Следует отличать первую редакцию повести от второй, которая увидела свет в 1955 году и где не только заменены многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объёме. На основании второй редакции Лагин написал одноимённый киносценарий (фильм поставлен в 1957 году режиссёром Г. С. Казанским).
В годы Великой Отечественной войны писатель работал в газете «Красный черноморец» Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Войну окончил в Румынии в составе Дунайской флотилии.
В 1947 году написал на идише книгу фронтовых заметок «Мои друзья бойцы-черноморцы». В годы борьбы с «безродными космополитами» принял участие в травле театроведа И. Л. Альтмана.
В послевоенный период  написал ряд заметных для своего времени фантастических произведений: «Патент АВ» (1948), «Остров Разочарования» (1951), «Атавия Проксима» (1956). К этой же линии примыкают ранний рассказ «Эликсир Сатаны» (1935) и повести «Белокурая Бестия» (1963) и «Съеденный архипелаг» (1956), вошедшие в сборник «Съеденный архипелаг» (1963). Особняком стоит сильная и острая повесть «Майор Велл Эндъю» (1962), своеобразное дополнение к «Войне миров» Г. Уэллса, посвящённая проблеме коллаборационизма. Последнее произведение Лагина — роман «Голубой человек» (1957-1964), молодой герой которого из 1959 года случайно совершает путешествие во времени в царскую Россию, в 1894 год, и там встречается с Лениным, принимает участие в революционной борьбе.
Рассказы писателя немногочисленны: предвидение будущей войны - «Без вести пропавший» (1937), образцы сатирических произведений - «Вспышка собственита в агрогородке Егоровке» (1961), «Полианализатор Ирвинга Брюса» (1967); ряд рассказов составил сборник «Обидные сказки» (1959).
Л. И. Лагин умер 16 июня 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Лазарю Лагину посвящена повесть «В стране вечных каникул» Анатолия Алексина.
 
АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН, русский писатель –
100 лет со дня рождения (11.12.1918-03.08.2008)
 
Родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край). Крещён в кисловодском храме Святого Целителя Пантелеймона.
Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и был офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации от несчастного случая на охоте.
В результате революции в 1917 году и Гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону. С 1926 по 1936 годы учился в школе № 15 (Малевича), располагавшейся в Соборном переулке. Жили в бедности.
В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал большой роман о революции 1917 года.
В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.
С самого начала литературной деятельности остро интересовался историей Первой мировой войны и революции. В 1937 году начал собирать материалы по «Самсоновской катастрофе», написал первые главы «Августа Четырнадцатого» (с ортодоксальных коммунистических позиций). Интересовался театром, летом 1938 года пытался сдать экзамены в театральную школу Ю. А. Завадского, но неудачно. В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны.
В августе 1939 года совершил с друзьями путешествие на байдарке по Волге. Жизнь писателя с этого времени и до апреля 1945 года описана им в автобиографической поэме «Дороженька» (1947-1952).
27 апреля 1940 года  женился на Наталье Решетовской.
С началом Великой Отечественной войны Александр Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призыва на фронт. В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определён ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон.
События лета 1941 - весны  1942 года описаны Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» (1948).
Добивался направления в военное училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск в запасной артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.
В действующей армии с марта 1943 года. Служил командиром 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечной артиллерийской бригады (ПАБР) 63-й армии на Центральном и Брянском фронтах.
15 сентября 1943 года присвоено звание старшего лейтенанта.
С 7 мая 1944 года - капитан.
На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в письмах старому другу Николаю Виткевичу ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 заместителя начальника Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР генерал-лейтенанта Бабича о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву. 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694-45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован,
В августе был направлен в лагерь Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 года переведён в лагерь в Москве, заключённые которого занимались строительством жилых домов на Калужской заставе.
В июне 1946 года переведён в систему спецтюрем 4-го спецотдела МВД, в сентябре направлен в закрытое конструкторское бюро («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев, в феврале 1947 года, - на «шарашку» в Загорск, 9 июля 1947 года - в аналогичное заведение в Марфине (на северной окраине Москвы). Там он работал по специальности - математиком.
Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили семиному, он был прооперирован в лагере.  Освобождён 13 февраля 1953 года. После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, Южный Казахстан. Работал учителем математики и физики в 8-10-м классах местной средней школы имени Кирова.
К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 года он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 года.
В ссылке написал пьесу «Республика Труда», роман «В круге первом» и очерк «Протеревши глаза».
В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления».
В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием «Один день Ивана Денисовича») о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году — рассказы «Не стои́т село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»).
Летом 1963 года создал очередную, пятую по счёту, усечённую «под цензуру» редакцию романа «В круге первом», предназначавшуюся для печати (из 87 глав -«Круг-87»). Четыре главы из романа отобраны автором и предложены «Новому миру» «…для пробы, под видом «Отрывка»…».
Рассказ «Для пользы дела» опубликован в журнале «Новый мир» № 7 за 1963 год.
11 июня 1971 года в Париже вышел роман Солженицына «Август Четырнадцатого», в котором ярко выражены православно-патриотические взгляды автора. В августе 1971 года КГБ провёл операцию по физическому устранению Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол, с помощью которого ввели неизвестное ядовитое вещество. Писатель после этого выжил, но долго и тяжело болел.
В 1972 году им написано «Великопостное письмо» Патриарху Пимену о проблемах Церкви, в поддержку выступления архиепископа Калужского Ермогена (Голубева).
В 1972-1973 годах работал над эпопеей «Красное колесо», активной диссидентской деятельности не вёл.
В 1997 году был избран действительным членом Российской академии наук.
В 1998 году был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 год).
12 июня 2007 года президент В. Путин посетил Солженицына  и поздравил его с присуждением Государственной премии.
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни в своём доме в Троице-Лыкове.
 
ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ТЕНДРЯКОВ, русский писатель –
95 лет со дня рождения (05.12.1923-03.08.1984)
 
Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.
После окончания средней школы ушёл на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.
Осенью 1946 года Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешёл в Литературный институт им.                   М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951 году.
Писать и печататься начал ещё до института: в 1948 году  был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонёк», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал писатель  и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. В.Ф. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».
Его первые произведения вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером», «Школьный инспектор», «На рыбацком сейнере», «В одной семье» и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках: в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у него и достаточно сильные вещи, например, рассказ «Дела моего взвода».
Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 года плодотворно сказались в творчестве многих писателей - «деревенщиков», выразились они и у Владимира Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причём главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них, прежде всего - человеческая совесть; видеть всё при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, - «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остро драматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Как писатель-исследователь, он выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведёт читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен.
Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» в очерке «Бородавка», повести «Не ко двору», «Чужая родня». Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нём нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обострённый интерес В.Ф. Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.
Одновременно с ними писатель создаёт роман «За бегущим днём» (1959). В нём несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непрояснённости слишком бегло очерченных характеров.
Владимир Тендряков - писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жёсткого эксперимента. Он порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семёрка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается - так или иначе, но неизменно с трагическим исходом - драма совести, главная пружина которой -предательство.
В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков, по прозвищу Карга, находит в тайге новорождённого ребёнка, и этот тёплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, - утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974), - живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности - и добрые, и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевёртыши» (1973). Учительство, проповедничество - характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстаётся с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендрякова в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).
Творчество писателя внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.
Владимир Фёдорович Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
 
ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ, киргизский писатель –
90 лет со дня рождения (12.12.1928-10.06.2008)
 
Родился 12 декабря 1928 в селе Шекер Таласской области Киргизской АССР в семье крестьянского активиста и партийного работника Торекула Айтматова (1903—1938). Его отец был видным государственным деятелем, однако судьба была неблагокосклонна к нему: в 1937 году он был репрессирован, а в 1938 - расстрелян. Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904—1971), мать Чингиза, была армейским политработником и общественным деятелем.
После войны окончил Джамбульский ветеринарный техникум, с 1948 по 1953 годы - студент Киргизского сельскохозяйственного института.
Творческая биография Чингиза Айтматова началась 6 апреля 1952 года: его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо» был опубликован в газете «Комсомолец Киргизии». После этого он публиковал рассказы на киргизском и русском языках. После окончания института Чингиз Айтматов три года работал ветеринаром, но продолжал писать и печатать свои рассказы. С 1956 по 1958 годы учится в Москве на Высших литературных курсах.
В 1957 году в журнале «Ала-Тоо» была опубликована повесть писателя  на киргизском языке «Лицом к лицу», а в 1958 году уже в авторском переводе на русский язык в журнале «Октябрь». В 1957 году также впервые вышла в свет повесть «Джамиля» в переводе Луи Арагона на французский язык, позднее эта повесть была опубликована на русском языке и принесла Айтматову мировую известность.
На протяжении 6 лет (1959-1965) Айтматов работал главным редактором журнала «Литературный Киргизстан» и одновременно являлся собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизской ССР.
В 1960-е годы были опубликованы его повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую Айтматов получил Ленинскую премию. В 1965 году его повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», а «Верблюжий глаз» был экранизирован Ларисой Шепитько с Болотом Шамшиевым в главной роли. Впоследствии именно Шамшиев стал одним из лучших режиссёров по экранизации произведений Чингиза Айтматова.
В 1966 году была написана повесть «Прощай, Гульсары!», которая принесла автору Государственную премию. После этой повести Айтматов  стал писать в основном на русском языке. В 1970 году был опубликован его роман «Белый пароход», который получил признание во всём мире, а его экранизация была представлена на международных кинофестивалях в Венеции и Берлине. «Восхождение на Фудзияму», совместная работа Айтматова с казахским драматургом Калтаем Мухамеджановым, написанная в 1973 году, до сих пор ставится на театральных сценах Казахстана.
В 1975 году Чингиз Айтматов получил Премию имени Токтогула за повесть «Ранние журавли». Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», опубликованная в 1977 году, стала одним из любимых его произведений в ГДР и была экранизирована русскими и немецкими кинематографистами.
За свои произведения писатель был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).
В 1980 Айтматов написал свой первый роман «И дольше века длится день» (впоследствии озаглавленный «Буранный полустанок»). Главный герой романа - простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны — с предвоенными репрессиями, Его второй роман «Плаха» стал последним опубликованным в СССР произведением. Во время своего визита в ФРГ Айтматов познакомился с немецким переводчиком Фридрихом Хитцером, с которым проработал до января 2007 года (Хитцер внезапно скончался от инфаркта). Все его постсоветские произведения были переведены на немецкий язык Фридрихом Хитцером и изданы в швейцарском издательстве «Универслад». В 2011 году Фридрих Хитцер был награждён посмертно Международной Премией Чингиза Айтматова за долголетнюю работу с писателем, за любовь к его творчеству и преданность ему.
В 1998 году - был ещё раз удостоен звания Героя Киргизии и признан Народным писателем у себя на родине.
В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, (в немецком переводе в 2007 году - под названием «Снежный барс»). Это было последнее произведение Айтматова.
Произведения Чингиза Айтматова переведены на 174 языка мира, а общий тираж его произведений составляет 80 миллионов.
Дважды вставал вопрос о вручении Айтматову Нобелевской премии, но, к сожалению, он так и не был её удостоен. В конце 80-х годов, по словам профессора, главного айтматоведа республики, вице-президента Национальной академии наук Абдылдажана Акматалиева, во время поездки Айтматова в Австрию, представитель Нобелевского комитета разыскал писателя в Вене, сообщил о присуждении ему Нобелевской премии и поздравил его. «Однако до официального объявления о награде Нобелевский комитет впервые за свою историю был вынужден спешно поменять своё первоначальное решение, так как Нобелевской премией мира было решено наградить Михаила Горбачёва. Двум представителям CCCР нельзя было в один год получать премию», - сообщил Акматалиев.
Чингиз Айтматов был не только одним из известнейших писателей прошлого века, но и видным общественным и политическим деятелем. Принимал активное участие в развитии международных отношений и укреплении мира. С 1959 года - член КПСС.
В 1960–1980-е годы он был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты».
В 1978 году Чингиз Айтматов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1966-1989 годах Чингиз Айтматов - депутат Совета Национальностей ВС СССР 7 - 11 созывов от Киргизской ССР. В Верховный Совет 9 созыва был избран от Фрунзенского — Первомайского избирательного округа № 330 Киргизской ССР. С 1989 по 1991 годы - народный депутат СССР.
А также Чингиз Айтматов являлся членом Комиссии по иностранным делам Совета Национальностей, членом ЦК Компартии Киргизии, членом секретариата СП СССР и СК СССР, председателем правления СК Киргизской ССР, членом Президентского совета СССР, одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, инициатором международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум», главным редактором журнала «Иностранная литература».
Будучи членом Верховного Совета СССР, был выбран для произнесения номинационной речи во время выборов Михаила Сергеевича Горбачёва Президентом СССР в марте 1990 года.
С 1990 года Айтматов возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 гг. - посол Киргизии в странах Бенилюкса — в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
В 2006 году вместе со своим помощником по гуманитарной работе в РФ Фарходом Устаджалиловым основал Международный благотворительный фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ» и был его президентом до конца своей жизни. В рамках фонда Чингиз Айтматов разработал программу поддержки и развития русского языка в странах бывшего СССР.
В 2008 году  избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).
2008 год стал последним в биографии Чингиза Айтматова. Он был болен диабетом и умер на 80-м году жизни 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга. Похоронен на историко-мемориальном кладбище «Ата-Бейит»в пригороде Бишкека.