ноябрь

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ, русский писатель –
200 лет со дня рождения (09.11.1818-03.09.1883)
 
Родился  9 ноября 1818 года  в дворянской семье  города Орла, в родовом поместье его матери. В 1822 году семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, во время которого четырёхлетний Иван чуть было не погиб в Бёрне, сорвавшись с перил рва с медведями; его спас отец, поймав за ногу. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве в приобретённом ими доме на Самотёке. Учёбу будущий писатель начал в пансионе Вейденгаммера, продолжив её в пансионе директора Лазаревского института И. Ф. Краузе.
В 1833 году в возрасте 15 лет поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время в нём обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет. В университете его другом стал Т. Н. Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы. В 1834 году, студентом третьего курса, написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Сте́но».
Его первая публикация появилась в 1836 году в «Журнале Министерства народного просвещения», где он опубликовал обстоятельную рецензию «О путешествии ко святым местам» А. Н. Муравьёва. К 1837 году им было написано уже около ста небольших стихотворений и несколько поэм (неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон»).
В 1836 году окончил университет со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков.
В мае 1839 года старый дом в Спасском сгорел, и писатель вернулся на родину, но уже в 1840 году вновь уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне позднее написал повесть «Вешние воды».
В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допуске к экзамену на степень магистра философии, однако в то время штатного профессора философии в университете не было, и его просьбу отклонили. Не устроившись в Москве, И.С. Тургенев удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии на латинском языке в Петербургском университете и написал диссертацию для словесного факультета. К этому времени тяга к научной деятельности у него остыла, и его всё более стало привлекать литературное творчество. Отказавшись от защиты диссертации, он прослужил до 1844 года в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.
В 1843 году написал поэму «Параша». Не очень надеясь на положительный отзыв, он всё же отнёс экземпляр В. Г. Белинскому, который высоко оценил поэму, через два месяца опубликовав свой отзыв в «Отечественных записках». С этого времени началось их знакомство, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу. Тургенев был крёстным у сына Белинского.
В ноябре 1843 года писатель создал стихотворение «В дороге (Утро туманное)», положенное в разные годы на музыку несколькими композиторами, в том числе А. Ф. Гедике и Г. Л. Катуаром. После публикации стихотворение было воспринято как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, с которой он встретился в это время.
В 1844 году была написана поэма «Поп», которую сам писатель характеризовал скорее как забаву, лишённую каких-либо «глубоких и значительных идей».
В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». В «Бретёре», ставшем второй повестью, он попытался представить борьбу между Лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позёрство.
С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном журнале «Современник», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки», начали публиковать первые главы «Записок охотника». В первом же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги. Подзаголовок «Из записок охотника» прибавил редактор И. И. Панаев, чтобы привлечь к рассказу внимание читателей. Успех рассказа оказался огромным, и это навело автора на мысль написать ряд других таких же рассказов.
В 1848 году он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м - «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м - «Месяц в деревне», в 1851-м - «Провинциалка». Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене. Особенно ему был дорог успех «Холостяка», ставший возможным во многом благодаря исполнительскому мастерству А. Е. Мартынова, сыгравшего в четырёх его пьесах.
В 1852 году, находясь в ссылке в Спасском-Лутовинове, написал ставший хрестоматийным рассказ «Муму». Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. «Записки охотника» в 1854 году были выпущены в Париже отдельным изданием, хотя в начале Крымской войны эта публикация носила характер антирусской пропаганды, и Тургенев вынужден был публично выразить свой протест против недоброкачественного французского перевода Эрнеста Шаррьера. После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре из наиболее значительных произведений писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике», два других - в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
В 1880 году писатель принял участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности.
Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878-1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для писателя смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» - цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» - лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.
Умер писатель 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, от миксосаркомы (злокачественной опухоли костей позвоночника).
 
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ ЗЛОБИН, русский писатель –
115 лет со дня рождения (24.11.1903-15.09.1965)
 
Родился 24 ноября 1903 года в Москве. Его отец Павел Владимирович был революционером, а мать Лидия Николаевна Доброва этнографом и историком. Оба участвовали в борьбе против царского режима на стороне социалистов.
Маленького Степана воспитывала бабушка, так как родители сидели в тюрьме, а затем были отправлены в ссылку. В 12 лет он поехал к отцу в Уфу, где их и застала Первая мировая война. Павлу Владимировичу пришлось идти на фронт, а Степану вернуться к бабушке в Рязань.
Учась в 4-м классе реального училища, он познакомился с нелегальной литературой, стал красногвардейцем. Затем его принимают в отряд матросов Балтики. Под псевдонимом Аргус печатает стихи в губернской газете, учится живописи в мастерской Ф. А. Малявина, поступает в театральную студию. После разгрома эсеров большевиками подвергся аресту, в Бутырской тюрьме заболел тифом. Отец взял сына на поруки.
С 1920 года в Москве работал статистиком, затем на продуктовом складе. Поступил учиться в промышленно-экономический техникум, из которого ушёл из-за болезни (туберкулёз).
В 1921 году он  поступает в литературно - художественный институт имени Брюсова, решив связать свою судьбу с литературой. Там увлекается психологией творчества, языкознанием.
Однако в 1924 году снова оказывается в Бутырской тюрьме, два месяца сидит в одиночной камере.
Окончив институт в 1924 году, Степан Павлович уехал в Уфу, где преподавал литературу и русский язык в школах 1-й ступени. Туберкулёз вновь обострился и заставил отказаться от преподавания. Злобин устроился работать статистиком в башкирский Госплан. Работая, он принимал участие в экспедициях по районам Башкирии, изучал башкирский язык, записывал песни, местные пословицы и предания, что пригодилось ему впоследствии при работе над романом «Салават Юлаев».
В литературе дебютировал в 1924 году с детской сказкой в стихах. Роман «Дороги», написанный в 1925-1927 годах, был возвращён из набора из-за ужесточившейся литературной политики. Первый же исторический роман «Салават Юлаев» (1929) принёс ему успех; в 1940 году при участии жены Галины Спевак был снят одноимённый фильм «Салават Юлаев». Однако сам роман издательство «Молодая гвардия» отвергло, усмотрев в нём негативное изображение комсомола, однако это не помешало в дальнейшем издать данное произведение общим тиражом в 1,5 млн экземпляров. В 1930-е годы писатель вернулся к истории крестьянских восстаний XVII века. Работал на радио редактором детского вещания. В конце 1930-х стал председателем секции исторической литературы Союз Писателей  СССР.
За 2 недели до начала Великой Отечественной войны  окончил курсы для писателей, организованные при Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Вступил в «писательскую роту» Краснопресненской дивизии Московского народного ополчения, затем его перевели в 24-ю армию для работы в дивизионных газетах.
В окружении под Вязьмой контуженный, с ранением в ногу, попадает в немецкий плен и оказывается в Минском лазарете, где становится санинструктором в бараке для сыпнотифозных. К весне 1942 года готовит побег, сорвавшийся из-за предательства. Доставленный в кандалах на Эльбу, в лагерь Цайтхайн, Злобин содержится в нём с конца 1942 года по октябрь 1944 года, возглавляя подполье. При разоблачении отправляется  вместе с тяжелобольными в польский лагерь недалеко от Лодзи (освобождён в январе 1945 года).
По возвращении с войны начал писать роман «Восставшие мертвецы» - о пребывании в плену, однако в 1946 году произведение было изъято и попало под цензуру. В 1948 году выпущен исторический роман «Остров Буян», а в 1951 году - историческая эпопея «Степан Разин». По воспоминаниям писателей, последний произвёл сильное впечатление на И. В. Сталина, и в 1952 году при присуждении Злобину Сталинской премии, несмотря на напоминание Г. М. Маленкова, вождём был проигнорирован факт пребывания С. П. Злобина длительное время в фашистском плену.
Автобиографический роман «Пропавшие без вести» (1962) внёс значительный вклад в дело реабилитации бывших советских военнопленных. Остался незавершённым роман «Утро века» о событиях накануне революции 1905 года, написанный примерно до половины.
Умер писатель 15 сентября 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
 
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ, детский писатель –
110 лет со дня рождения (23.11.1908-26.07.1976)
 
Родился  23 ноября  1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпене, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Николай был вторым сыном в семье. Маленький писатель любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки  понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войны. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер.
Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Окончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.
После Гражданской войны увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Писатель вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай Николаевич хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Н. Носов  стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Но перед поступлением вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году окончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.
С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ писателя был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук» (1945г.). Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий его сборник рассказов -«Ступеньки».
Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно: сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
В 1947 году вышел сборник «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году автор получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».
В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году - «Прятки», в 1958 году - «Весёлые рассказы и повести».
Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Николаевича о Незнайке. Первое из них - сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса.
Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905-1965) - художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев.
Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году вышел сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы, русский алфавит, отношения учителя и ученика, социальные темы - мещанство, взаимоотношения родителей и их детей, вредные привычки.
Автобиографические произведения писателя - это «Повесть о моём друге Игоре» (1971-1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. - «Между годом и двумя», 2-я ч. - «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта - «Повесть о детстве» и «Всё впереди» - изданы в 1976 году.
Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
 
АЛЬБЕР КАМЮ, французский прозаик –
105 лет со дня рождения (07.11.1913-04.01.1960)
 
Родился 7 ноября  1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль», у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую окончил с отличием в 1923 году. Учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для А. Камю продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее он  глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Университетские гонки в Алжире», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали. В 1930 году у прозаика был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом, несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932-1937 годы  Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера. Попутно он был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей. В 1934 году женился на Симоне Ийе, экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. В этом же году начал работу над повестью «Счастливая смерть».
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда», переименованный в 1937 году в «Театр команды». Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл  Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
Через два месяца переехал в Париж.  В Париже - технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, переезжает в Оран, где преподавал французский язык в частной школе.
Вскоре вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба».  
В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар». Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием).
В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947). В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где прозаик исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования.
Увлекается театром, с 1954 года начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Погиб  4 января 1960 года в  автомобильной  катастрофе.
 
ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ, детский писатель –
105 лет со дня рождения (30.11.1913-06.05.1972)
 
Родился  30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье. Его родители, эмигранты из Гомеля, прибыли в США и поселились в Бронксе незадолго до рождения сына. Отец Юда Фалькович Перцовский (1894-1918) и мать Рита Лейбовна Драгунская (1895-1967) поженились 26 февраля 1913 года ещё в Гомеле. Не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась в Гомель.
В 1918 году отец Виктора умер от тифа. Отчимом стал ревком города Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим - актёр водевильного еврейского театра (труппы Клары Юнг) Менахем-Мендл Хаимович Рубин (1894-1962), вместе с которым семья ездила в гастрольные поездки по стране. В 1925 году переехали в Москву, где Рубин с Ильёй Триллингом (1895-1947) организовали собственную труппу. В дальнейшем Менахем Рубин оставил семью и стал режиссёром еврейского театра в Америке.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя).
Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно - участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948-1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда - Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин. Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что писатель был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход» (которую пел Леонид Утёсов), «Звезда моих полей», «Берёзонька».
В 1960 году публикует  сборник «Железный характер».
Во время Великой Отечественной войны был в ополчении.
С 1959 года пишет весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы». В 1960-х годах большими тиражами выходят книги из этой серии: «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Похититель собак», «Двадцать лет под кроватью», «Волшебная сила искусства».
В 1970-е вышли книги: «Красный шарик в синем небе», «Разноцветные рассказы», «Приключение».
По мотивам этих рассказов выходят фильмы «Весёлые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле», «Подзорная труба», сюжет «Ералаша» «Слава Ивана Козловского». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так звали его сына. Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
В 1990 году песни на стихи Виктора Драгунского были изданы его вдовой.
Однако Виктор Драгунский писал не только для детей. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой - клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему.
Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ЛЕВИ, писатель–
80 лет со дня рождения (18.11.1938)
 
Родился в семье известного учёного в области теории и технологии получения литейных сплавов, доктора технических наук, лауреата Сталинской премии (1950), профессора Московского института стали и сплавов Льва Израилевича Леви. По отцовской линии семья происходила из еврейской земледельческой колонии Новополтавка Херсонской губернии.
Мать - Елена Аркадьевна Клячко, уроженка Антверпена (из семьи российских эмигрантов), работала инженером-химиком.
Окончил  в 1961 году Первый московский медицинский институт  и впоследствии аспирантуру при кафедре психиатрии там же, работал ординатором и врачом-психиатром в Больнице имени П. П. Кащенко, затем психотерапевтом, научным сотрудником Института психиатрии Минздрава РСФСР, где специализировался в области суицидологии  - изучения и профилактики самоубийств; участвовал в создании «телефона доверия» и кризисного стационара. Совместно с А. Г. Амбрумовой работал над исследованием психологических аспектов пресуицида (1974), как «состояния личности с повышенной вероятностью совершения суицидального акта». Занимался вопросами аддиктивного поведения, психологии музыкального восприятия и музыкотерапии. В. Л. Леви и Л. З. Волков в 1970 году описали три типа патологической застенчивости подростков: шизоидно-интровертированный, псевдошизоидный и психастенический.
В дальнейшем работал в области научной и практической психологии в Институтах психологии РАН и Академии образования; занимался проблемами воспитания детей, психотерапией детей и подростков, психологической помощью семьям, психотерапией экстремальных состояний и личностных кризисов, психологией искусства. В 1980-е годы занимался также педагогической психологией. На протяжении многих лет сотрудничал с журналом и издательством «Семья и школа».
Владимир Леви — автор ряда книг по популярной психологии и психотерапии для широкого круга читателей.
На протяжении 1960-х годов публиковал научно-популярные статьи в журнале «Знание-сила» и других периодических изданиях. Первая книга «Охота за мыслью: Заметки психиатра» вышла в 1967 году в научно-популярной серии «Эврика» издательства «Молодая гвардия». Далее последовали «Я и Мы» (первая премия Всесоюзного общества «Знание»), «Искусство быть собой», «Искусство быть другим» (все в той же серии «Эврика» издательства «Молодая гвардия»), «Разговор в письмах», «Цвет судьбы», «Везёт же людям», «Нестандартный ребёнок», трёхтомник «Исповедь гипнотизёра» и одноимённый аудиодиск со стихами и авторской музыкой в собственном исполнении. Книги многократно переиздавались, переведены на иностранные языки.
Первые публикации стихов - в 1980-х годах в журналах «Новый мир» и «Огонёк». В 2000 году выпустил книгу стихов «Зачёркнутый профиль».
После 2000 года опубликовал книги «Приручение страха», «Травматология любви», «Вагон удачи», «Семейные войны», «Ближе к телу» (вместе составившие книгу «Азбука здравомыслия»), «Лекарство от лени», «Куда жить», «Ошибки здоровья», «Наёмный бог» (с романом и подборкой стихов), «Одинокий друг одиноких» (эссе и стихи). Иллюстрации в ряде изданий выполнены автором.
С 1974 года - член Союза писателей. С 2005 года - автор и ведущий популярной радиопрограммы «Музыкальная аптека». В январе 2007 года записи передачи «Музыкальная аптека», а также книги «Одинокий друг одиноких» и «Лекарство от лени», отправлялись на Международную космическую станцию.