сентябрь

ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ ШАТОБРИАН, французский писатель –
250 лет со дня рождения (04.09.1768-04.07.1848)
 
Родился 4 сентября 1768 года в бретонской дворянской семье. Учился в колледже города Доль, затем в Ренне и Динане. Юные годы прошли в родовом замке Комбур. После смерти отца в 1786 году, уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.
В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 года Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, покидает Францию и эмигрирует в Кобленц (город на западе Германии). Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провёл семь лет, с 1793 по 1800 годы. В Англии написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская - самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку.
В 1803-1804 годы  - поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.
В 1811 году он был избран членом Французской академии.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, писатель 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный ещё до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 её экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия».
После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Франсуа Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Консервативный». Писатель был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 году  был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, нарёк Британию Коварным Альбионом.
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году. В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно, как в течение моей жизни, я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830 году, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.
Умер 4 июля 1848 года в Париже.
После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ, русский писатель –
190 лет со дня рождения (09.09.1828-20.11.1910)
 
Родился 9 сентября 1828 года. Его малой родиной стало село Ясная Поляна, расположенное на территории Тульской губернии Российской империи. В дворянской семье он оказался четвёртым по счёту ребёнком.
В 1830 году случилось огромное горе - ушла из жизни его мать, принцесса Волконская. Вся ответственность за детей легла на плечи отца семейства, графа Николая Толстого. Помогать ему вызвался двоюродный брат.
Николай Толстой умер через 7 лет после смерти жены, после чего опекой детей занялась тётя. И та умерла. В итоге Лев Николаевич с сёстрами и братьями оказался вынужден переехать в Казань, где жила вторая тётя.
Детство, омрачённое смертями родных людей, не сломило дух писателя,  и в произведениях он даже идеализировал воспоминания из детства, с теплотой вспоминая об этих годах.
Начальное образование Лев Толстой получал на дому. В качестве преподавателей были выбраны люди, владеющие немецким и французским языками. Благодаря этому без труда был принят на обучение в Императорский Казанский университет в 1843 году. Для обучения выбрал факультет восточных языков.
Учёба не далась писателю, и из-за низких оценок он перевёлся на юридический факультет. Трудности возникли и там. В 1847 году Толстой покинул университет, не закончив обучение, после чего вернулся в родительское имение и занялся там ведением сельского хозяйства.
В этой стезе ему тоже не удалось достичь успеха из-за постоянных поездок в Москву и Тулу. Единственное успешное дело, которым он занимался, -ведение дневника, в дальнейшем создавшего почву для полноценного творчества. В то время, когда у Льва Николаевича гостил старший брат, Николай Толстой, Льву было предложено поступить в армию в качестве юнкера и отслужить в Кавказских горах. Лев согласился и до 1854 года служил на Кавказе. В этом же году его перевели в Севастополь, где он принимал участие в сражениях Крымской войны вплоть по август 1855 года.
Во время военной службы Толстой имел и свободные часы, которые уделял творчеству. В это время  написал «Детство», где описал наиболее яркие и любимые воспоминания о детских годах. Рассказ был опубликован в журнале «Современник» в 1852 году и был тепло принят критиками, оценившими мастерство Льва Николаевича. Тогда же писатель познакомился с И.С. Тургеневым.
Далее была написана книга про повседневную жизнь служилого человека на Кавказе. В 1862 году было завершено написание работы «Казаки».
Даже во время битв Л.Н. Толстой не забывал про своё увлечение и написал «Отрочество» в 1854 году. Параллельно проводилась работа над трилогией «Севастопольские рассказы», причём во второй книге Толстой провёл эксперименты с повествованием и часть произведения представил от лица солдата.
По завершению Крымской войны решил уйти из рядов армии. В Санкт-Петербурге ему не составило трудов войти в круг известных литераторов.
Характер у Льва Николаевича был упрямый и высокомерный. Он считал себя анархистом, а в 1857 году уехал в Париж, где проиграл все деньги и вернулся в Россию. В это же время вышла книга «Юность».
В 1862 году Лев Николаевич  женился. В это время начался настоящий расцвет творчества. Были написаны эпохальные произведения, в числе которых роман «Война и мир». Его фрагмент появился в 1865 году на страницах «Русского Вестника» с наименованием «1805 год».
В 1868 году вышло три главы, а на следующий - роман оказался полностью закончен. Несмотря на вопросы касательно исторической справедливости и освещения событий Наполеоновских войн, все критики признали выдающиеся особенности романа.
В 1873 году началась работа над книгой «Анна Каренина», в основу которой легли и реальные события из биографии Льва Толстого. Публикация романа осуществлялась фрагментами с 1873 по 1877 годы. Публика восхитилась произведением, а кошелёк Льва Николаевича пополнился крупными гонорарами.
В 1883 году появилось издание «Посредник».
В 1886 году писатель  написал повесть «Смерть Ивана Ильича», посвящённая борьбе главного героя с нависшей над ним угрозой смерти. Он приходит в ужас от того, сколько нереализованных возможностей было во время его жизненного пути.
В 1898 году вышла повесть «Отец Сергий». Через год - роман «Воскресение».
Великий писатель умер 20 ноября 1910 года в Астапово.
После смерти Толстого нашли рукопись повести «Хаджи-Мурат», а также рассказ «После бала», опубликованный в 1911 году.
 
БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР, детский поэт –
100 лет со дня рождения (09.09.1918-07.11.2000)
 
Родился  9 сентября 1918 года в городе Кагуле, что в Молдавии. Отец Бориса в 1914 году записался в армию добровольцем. Там мужчина и встретил судьбу - красавицу по имени Полина. Женщина трудилась сестрой милосердия на фронте. Вскоре пополнившаяся семья Заходера перебралась в Одессу, а затем, спустя несколько лет, и в Москву.
С детства маленький поэт отличался любознательностью: мальчику нравились биология и естественные науки, кроме того, будущий переводчик и писатель с удовольствием изучал иностранные языки и посещал несколько спортивных секций одновременно. А вот художественная литература его не интересовала, поэтому для близких людей выбранная Заходером профессия стала полной неожиданностью.
И только спустя некоторое время молодой человек осознал, в чём его настоящее призвание, поступил в Литературный институт, который смог окончить лишь в 1947 году, прерывая обучение из-за русско-финской, а затем и Великой Отечественной войн, в которых участвовал как фронтовой журналист. Стоит отметить, что в 1944 году  Бориса Владимировича даже наградили почётной медалью «За боевые заслуги».
Первые произведения Бориса Заходера увидели свет в 1938 году, в газете «Пионерская правда». К сожалению, тираж газеты оказался небольшим, поэтому первые его опубликованные стихи прошли мимо читателя. Первая неудача не расстроила Бориса Владимировича. В 1947 году он снова решит попытать счастья: в журнале под названием «Затейник» появится стихотворение для детей «Морской бой». В том же году покажет известному детскому писателю Льву Кассилю сказочную поэму «Буква «Я». Но, несмотря на одобрение великого мастера, издателям сказка не приглянётся, и впервые это произведение будет опубликовано только 8 лет спустя.
Столь прохладное отношение к собственному творчеству Борис Заходер переносил стоически. Поэт нашёл себя в переводах. Борис Владимирович настолько мастерски передавал русским языком стиль и нюансы языка иностранных авторов, что вскоре многие издательства почитали за счастье сотрудничать с талантливым переводчиком.
В 1952 году вышли из типографии рассказы Анны Зегерс, переведённые Б.В. Заходером. Книга напечатана под псевдонимом Б. Володин. Спустя три года, вместе с опубликованным стихотворением «Буква «Я» напечатана и первая книга со стихотворениями Бориса Заходера - «На задней парте». Корней Чуковский весьма лестно отозвался об этом дебюте. Последующие годы в карьере Бориса Владимировича отмечены переводами «Весёлых историй» Карела Чапека, а также книг Юлиана Тувима, Яна Бхжевы и Яна Грабовского.
В 1958 году  его официально приняли в ряды Союза писателей СССР. Это много значило для поэта: в те годы была в ходу статья за так называемое тунеядство. Каждый человек был обязан иметь место работы, поэтому вольным писателям и художникам приходилось тяжело. Статус же члена Союза писателей защищал человека от уголовных преследований.
Популярность к Борису Владимировичу пришла после первой опубликованной книги. Спустя некоторое время писатель стал востребованным: детям полюбились остроумные герои стихов и сказок Заходера. В 1959 году  выходит книга «Четвероногие помощники», в следующем году появляется сборник «Кто на кого похож».
Вплоть до середины 1990 годов  он продолжит выпускать собственные произведения. Особенно стоит отметить книги «Кит и кот», «Мохнатая азбука», «Русачок», «Моя Вообразилия», «Птичья школа», «История гусеницы», сборник «Перемена», «Серая звёздочка» и «Что красивей всего». Эти сборники и сказки стали первыми, самостоятельно прочитанными произведениями для нескольких поколений детей.
Особняком  в творчестве Бориса Владимировича стоят переводы и литературные адаптации зарубежных сказок. «Алиса в Стране Чудес», «Винни-Пух и все-все-все», «Питер Пэн» и многие-многие другие книги, которые взахлёб читают дети и взрослые - это плод усилий и таланта автора.
В 2000 году писатель, поэт и переводчик Борис Заходер получил высокую государственную награду, ставшую почётным признанием заслуг - Государственную премию Российской Федерации в области искусства и литературы.
Борис Владимирович был трижды женат.
Поэт ушёл из жизни 7 ноября 2000 года, будучи в очень преклонном возрасте. Похоронен писатель на Троекуровском кладбище в Москве.
 
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ МЕЖИРОВ, русский поэт –
95 лет со дня рождения (26.09.1923-22.05.2009)
 
Родился 26 сентября 1923 года в Замоскворечье в еврейской семье, переселившейся в Москву из Чернигова незадолго до его рождения: отец - юрист по профессии Пинхус (Пётр) Израилевич Межиров (1888-1958) работал в московском представительстве Черниговского крайсоюза, позже экономистом, мать - учительница немецкого языка Елизавета Семёновна Межирова (1888-1969).
Со школьной скамьи в 1941году  Межиров ушёл на фронт. В 1942-1943 годы воевал под Ленинградом в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии, которая в разное время входила в состав 42-й, 67-й и 55-й армий. С 1942  года - заместитель командира стрелковой роты по политчасти, в 1943 году был принят в ВКП(б). Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда на синявинском и красноборском направлениях. В марте 1943 года под Саблино был контужен. В 1944 году после лечения демобилизован в звании младшего лейтенанта.
В 1948 году поэт  окончил Литературный институт им. А.М. Горького, а годом раньше вышла его первая книга стихов «Дорога далека» (1947), в которую было включено стихотворение «Человек живёт на белом свете...», оказавшееся программным для всего творчества А.П. Межирова. Здесь истоки контрастных и символических образов - «холода» войны и «тепла» мира, которые пройдут через всё творчество поэта. Символический оттенок есть и у образа «человека... на белом свете». Для поэта, лежащего в «ледяном кювете», это воображаемое обобщённо-идеальное лицо, являющееся одновременно и его собственным двойником.
Поэзия Межирова чаще всего воспринимается в её обыденном, реально-бытовом плане. Любой житейский случай, как правило, описывается обстоятельно и вроде бы излишне подробно. Такое же пристрастие к нагнетанию деталей легко заметить в последующих стихах, поэта: «Баллада о цирке», «Одиночество гонит меня...», «Календарь», «Музыка», «Эшелон», «Серпухов», «Ну а дальше что? Молчанье. Тайна».
Первым послевоенным рубежом, на котором его романтические идеалы столкнулись с суровой действительностью, было ужесточение сталинского режима после войны, пагубно сказавшееся на творчестве многих писателей. Влияние официальной идеологии сказалось и на сборники его стихов этих лет: «Новые встречи» (1949) и «Коммунисты, вперёд!» (1950), в которых лирическая раскованность и открытость миру, проявившиеся в книге стихов «Дорога далека», уступили место балладным ритмам, внутренней сдержанности и волевым усилиям, направленным на преодоление трудных жизненных рубежей.
Преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института имени А.М. Горького с 1966 года. Многие годы вёл в этом институте поэтический семинар на Высших литературных курсах. Оказал влияние на молодых поэтов 1960-х годов - Е. А. Евтушенко, И.И. Шкляревского, О.Г. Чухонцева, А.К. Передреева.
Творческий взлёт у Александра Межирова, как и у многих поэтов разных поколений, приходится на конец 1950-х - начало 1960-х - на время «оттепели». Вслед за сборником «Возвращение» (1955) последовали «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964) и «Подкова» (1967). В них продолжает играть немалую роль волевое балладное начало, однако, теперь уже осложнённое лирическими монологами.
Среди стихотворений поэта, в которых определяющим является мотив женственности - «Сон», «Календарь», «С войны», «Штраф», «Аттракцион», «Прощание с Кармен», «На всякий случай...», «Как же мог умолчать я об этом...», «Черкешенка», «Лестница», особое место занимает лирико-драматическая баллада «Серпухов», в которой простая русская женщина - няня Дуня, воспитавшая поэта,- становится олицетворением России.
Третий период в творчестве Межирова, проходящий под знаком углубления духовного начала и трагедийного парадоксализма, отличается от предшествующих периодов суровым аскетизмом, сухостью и жёсткостью в изображении предметного мира и человеческих взаимоотношений, стремлением отжать как можно больше «влаги» из «сырой» действительности, обострением антитезы между «прозой» и «поэзией» жизни, реальным и идеальным. Особенности этого периода нашли своё выражение в книгах стихов «Под старым небом» (1976), «Очертания вещей» (1977), «Проза в стихах» (1982) «Бормотуха» (1991).
В конце 1980-х начал также писать стихи для детей. На протяжении всего творческого пути А.П. Межиров успешно занимался переводами, в основном грузинских и литовских поэтов (И. Абашидзе, С. Чиковани).
С 1992  года проживал в США, сначала в Портленде, затем в Нью-Йорке. Продолжал писать стихи. Последней крупной работой поэта стала поэма «Позёмка» (1993).
Александр Межиров скончался 22 мая 2009 года в больнице Рузвельта в Нью-Йорке. 25 сентября 2009 года урна с прахом покойного, привезённая из США дочерью поэта, была захоронена на Переделкинском кладбище.
 
ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ АСАДОВ, русский поэт –
95 лет со дня рождения (07.09.1923-21.04.2004)
 
Родился 7 сентября 1923 года в городе Мары Туркестанской АССР в армянской семье. Родители работали учителями. Отец Арташес Григорьевич Асадьянц (1898-1929) родился в Нагорном Карабахе, учился в Томском технологическом институте, член Партии социалистов-революционеров.               Участвовал в революционном движении, сидел в тюрьме за свои убеждения, после чего примкнул к большевикам. С будущей женой Лидией Ивановной Курдовой (1902-1984) познакомился в Барнауле.
Самыми ранними детскими воспоминаниями Эдуарда стали узкие и пыльные среднеазиатские улочки, пёстрые и очень шумные базары, яркое солнце, оранжевые фрукты и золотистый песок. Это всё было в Туркмении.
Когда мальчику было всего 6 лет, не стало отца. Он ушёл в молодом возрасте, мужчине было чуть больше 30 лет. Человек, переживший революцию, войну, сражения, скончался от непроходимости кишечника. Мама не смогла после трагедии оставаться с маленьким сыном в месте, где умер её любимый супруг. Они переехали к деду на Урал, в город Свердловск.
На Урале и прошли все детские годы будущего поэта. В Свердловске они вместе с мамой отправились в первый класс: она преподавать, а Эдик учиться. Когда мальчику было 8 лет, он сочинил свои первые стихотворения. Тут его приняли в пионеры, а потом в комсомол. Он пропадал во Дворце пионеров на занятиях драматического кружка. А ещё с мальчишками они ходили на завод посмотреть, как там работают люди. Парнишку глубоко тронули тогда добрые улыбки и сердечность рабочих, красота увиденного человеческого труда.
Именно Урал поэт всегда считал любимым местом на планете, страною своего детства и посвящал ему стихи: «Поэма о первой нежности», «Лесная река», «Свидание с детством».
Мама была великолепным педагогом, и в 1938 году её пригласили на работу в Москву. Они с Эдиком переехали в столицу СССР. После спокойного Свердловска Москва сразу показалась огромной, торопливой и очень шумной. Здесь юноша с головой окунулся в поэзию, кружки и споры. Когда пришло время оканчивать школу, он растерялся – какой институт выбрать, литературный или театральный. Но всё за парня решила война.
14 июня 1941 года в Московской школе, где учился поэт, отгремел выпускной вечер. А спустя неделю началась война. Он не мог не услышать призыв: «Комсомольцы на фронт!» И вместо заявления на поступление в институт, юноша пришёл в райком комсомола с другой бумажкой, где изложил свою просьбу взять его на фронт добровольцем. Вечером он был в райкоме, а следующим утром уже ехал в воинском эшелоне.
Сначала его направили под Москву, где шло формирование первых подразделений знаменитых гвардейских миномётов. Потом он попал под Ленинград, где служил наводчиком замечательного и грозного оружия миномёта «Катюши». Потом в звании офицера командовал батареей 4-ого Украинского и Северокавказского фронтов. Воевал хорошо, каждую минуту грезил победой, а в редких промежутках между военными действиями писал стихи.
В конце весны 1944 года был тяжело ранен в бою под Севастополем. Э.А. Асадов вёл грузовик с боеприпасами, рядом разорвался снаряд, осколок попал ему в лицо, почти половина черепа была раздроблена. Одному Богу известно, как с таким ранением молодой юноша сумел довезти машину до места назначения.
Потом последовала череда госпиталей и операций. Двадцать шесть суток врачи вели борьбу за молодую жизнь. Когда на мгновения к нему возвращалось сознание, он диктовал пару-тройку слов, чтобы написали маме. Потом снова проваливался в бессознательное состояние. Ему спасли жизнь, но не смогли уберечь глаза. Асадов остался слеп и до конца жизни носил на лице чёрную полумаску. За этот подвиг поэт был награждён Орденом Красной Звезды.
Ещё в госпиталях после ранения Эдуард Асадов снова писал стихи. Именно поэзия стала для него той целью, ради которой молодой человек решил жить всем смертям назло, после жуткого приговора врачей, что он больше никогда не увидит солнечный свет.
Он писал про людей и животных, про мир и войну, про любовь и доброту, про природу и жизнь.
В 1946 году стал студентом литературного института, который окончил в 1951 году и получил красный диплом. Во время учёбы в институте объявили конкурс среди студентов на лучшее стихотворение, Асадов принял участие и стал победителем.
1 мая 1948 года вышел журнал «Огонёк», в котором впервые напечатали его стихи. Это был праздничный день, мимо шли на демонстрации счастливые люди, но большего счастья, чем Эдуард в этот день, наверное, не испытывал никто.
В 1951 году увидела свет первая книга стихов под названием «Светлые дороги». После этого Эдуард Асадов стал членом Союза писателей СССР. Он начал ездить по Советскому Союзу, по большим городам, маленьким деревням, встречался со своими читателями, беседовал. Многое из этих бесед находило потом отражение в его стихах.
Его сборники стихов выходили тиражами в 100 тысяч и мгновенно раскупались с полок книжных магазинов.
Всего вышло около 60 сборников с его стихами и прозой. Назвать лучшие стихи поэта Эдуарда Асадова не получится, потому что они все настолько трогают душу, так глубоко проникают в сознание, что порой меняют человеческие взгляды на жизнь. Не зря говорят: «Почитай стихи Асадова, и ты увидишь мир и жизнь совсем по-другому».
У поэта есть и прозаические произведения: повесть «Фронтовая весна», рассказы «Разведчица Саша» и «Зарницы войны». Занимался Эдуард Аркадьевич и переводами узбекских, калмыкских, башкирских, казахских и грузинских поэтов на русский язык.
Первый раз он женился на девушке, с которой познакомился ещё в госпитале. Это была артистка Центрального детского театра Ирина Викторовна, но жизнь семейная не ладилась, и вскоре они расстались.
Со второй супругой  познакомился во Дворце культуры, где с другими поэтами должен был читать свои стихи. Вместе с ними на концерте выступала артистка Москонцерта, мастер художественного слова Галина Валентиновна Разумовская. Они немного пообщались, пошутили. А потом он читал со сцены свои стихи, а она слушала за кулисами. После подошла и попросила разрешения читать его стихи на своих концертах. Эдуард был не против, его стихов ещё артисты не читали со сцены.
Так завязалось их знакомство, которое переросло в крепкую дружбу. А потом пришло сильнейшее чувство – любовь, та единственная, которую люди ждут иногда очень долго. Это произошло в 1961 году, им обоим было около 40 лет.
Смерть настигла поэта в Одинцово 21 апреля 2004 года. Его похоронили на Кунцевском кладбище города Москвы. Он оставил завещание, в котором просил своё сердце захоронить в Севастополе на Сапун-горе, там, где он получил тяжёлое ранение, потерял зрение, но остался жить. На Сапун-горе находится музей «Защита и освобождение Севастополя», в котором имеется стенд, посвящённый Эдуарду Асадову.
 
ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БАКЛАНОВ, русский писатель –
95 лет со дня рождения (11.09.1923-23.12.2009)
 
Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман), родился 11 сентября 1923 года в Воронеже в семье служащего, Якова Минаевича Фридмана, и зубного врача, Иды Григорьевны Кантор. В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был ранен, контужен.
Рассказывая о своей военной биографии в интервью на телеканале «Культура» (2008), Бакланов сказал: «Был я рядовым бойцом ... и одно время я был самым молодым в полку...» В октябре 1943 года, когда мы брали Запорожье, меня тяжело ранило, шесть месяцев в госпиталях, несколько операций, в итоге признан ограниченно-годным, инвалидом третьей группы, но в свой полк, в свой взвод я вернулся. Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, это бои на плацдарме за Днестром, где я был контужен, стали в дальнейшем местом действия моей повести «Пядь земли». Потом - тяжелейшие бои в Венгрии, в районе озера Балатон; в какой-то степени об этом написана моя первая военная повесть «Южнее главного удара». Участвовал во взятии Будапешта, Вены, войну закончил в Австрии в звании лейтенанта». Повесть Бакланова «Южнее главного удара» посвящена памяти его родного и двоюродного братьев, погибших на войне.
В 1951 году писатель  окончил  Литературный  институт им. А. М. Горького. Первые повести о войне, которые принесли ему  мировую известность, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), подверглись резкой официальной критике.
Официальная советская критика обвиняла Г.Я. Бакланова в «окопной правде» - в правдивом изображении войны глазами её  рядовых участников. Впоследствии военная проза выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны. Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. После первой публикации этот роман не издавался в СССР двенадцать лет.
Среди других книг писателя - романы и повести «Мёртвые сраму не имут» (1961), «Карпухин» (1965),«Друзья» (1975), «Навеки - девятнадцатилетние» (1979), «Меньший среди братьев» (1981), «Свой человек» (1990), «И тогда приходят мародёры» (1995), «Мой генерал» (1999), книга воспоминаний и рассказов «Жизнь, подаренная дважды» (1999). Книги прозаика переведены на многие языки и изданы в 30 странах мира.
По книгам и по сценариям Григория Бакланова снято восемь художественных фильмов и поставлен ряд театральных спектаклей. К самым известным относятся телефильм «Был месяц май»,  поставленный режиссёром  Марленом Хуциевым по рассказу «Почём фунт лиха» и спектакль Театра на Таганке «Пристегните ремни!» Фильм «Был месяц май» награждён призом международного фестиваля телефильмов в Праге (1971).
С 1986 по 1993 годы работал главным редактором журнала «Знамя». В годы перестройки этот журнал опубликовал многие прежде запрещённые произведения, в том числе, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «По праву памяти» Александра Твардовского, «Верный Руслан» Георгия Владимова и «Новое назначение» Александрa Бекa. По словам поэта и переводчика Льва Оборина, «наряду с «Новым миром», «Знамя» стало центром «возвращённой литературы».
Писатель выступал против вторжения в Афганистан и против чеченской войны. В октябре 1993 года он  подписал открытое письмо сорока двух. В 2004 году опубликовал публицистическую повесть «Кумир», развенчивающую образ Солженицына.
В сентябре 2008 года, за год до смерти, Г.Я. Бакланов сказал в интервью на телеканале «Культура»: «Из всех человеческих дел, которые мне известны, война - самое ужасное и бесчеловечное дело...».
Григорий Бакланов умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен  26 декабря 2009 года на Троекуровском кладбище.