июль

ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО, русский писатель –
165 лет со дня рождения (27.07.1853-25.12.1921)
 
Родился 27 июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.
В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 годы  Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года писатель живёт в Полтаве.
Убеждённый гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 году, в СССР в 1988 г.). К В.Г. Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.
Писатель  дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принёс рассказ «Сон Макара» (1885) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.
За годы скитания по тюрьмам и ссылкам писатель встречал разных людей: убийцы и жертвы часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств.
Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века. Автор же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.
Владимир Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворённость, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, — вот что ценит писатель  в людях. Остановка равносильна смерти.
Почти все  его рассказы созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен.
Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880, опубликовано в 1905) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892).
Он много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 годы успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвинённых в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898).
Создал цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года), «В успокоенной деревне» (1911) Владимир Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции.
Самое крупное произведение писателя – многотомная автобиография «История моего современника» (опубликована в 1922-1929 годы), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Он – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890), В.Г. Белинском (1898), Г.И. Успенском (1902), А.П. Чехове (1904), Л.Н. Толстом (1908), Н.В. Гоголе (1909).
Отрицая натурализм, порождённый рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своём творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой им как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обострённое чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894).
Владимир Галактионович Короленко умер 25 декабря 1921 года в Полтаве.

 

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ, русский поэт –
125 лет со дня рождения (19.07.1893-14.04.1930)
 
Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.
Во время революции для семьи наступили тяжёлые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.
В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учёбы В.В. Маяковский сблизился с футуристами, чьё творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».
В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приёме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел её, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвящённое ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.
Вообще любовная лирика поэта не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы.  Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, – «Барышня и хулиган».
Огромное место в его творческом наследии занимает тема революции.  Восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Владимир Маяковский прославляет советскую власть, а к её 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».
Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, он немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году  с несколькими соратниками создаёт творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».
Визитной карточкой Маяковского стали изобретённый им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.
Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть?» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.
Однако, как и многие поэты 20 века, Владимир Владимирович Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошёл от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась всё более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило здоровье Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу – всё это сказалось на  эмоциональном состоянии писателя.
14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролёт не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»
 
ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ СОБОЛЕВ, русский писатель –
120 лет со дня рождения (21.07.1898-17.02.1971)
 
Родился 21 июля 1898 года в Иркутске, в семье офицера из мелкопоместных дворян. В 1910-1916 годах учился в III Александровском кадетском корпусе, а в мае 1916 года был зачислен в Морской кадетский корпус. Участвовал в Моонзундском сражении и в Ледовом походе Балтийского флота. В 1918-1931 годах служил в Красном Флоте в качестве штурмана линейного корабля «Андрей Первозванный» и эскадренного миноносца «Орфей», флагманского штурмана отряда сторожевых кораблей Морской пограничной охраны ОГПУ.
С 1930 года - член Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), с 1931 года - оргсекретарь Ленинградско-Балтийского отделения ЛОКАФ и секретарь журнала «Залп».
Впервые выступил в печати в 1926 году с очерком «Ленин в Ревеле». Впоследствии главное место в творчестве Леонида Соболева заняла морская тематика, которой посвящены рассказы 1930-х годов, роман «Капитальный ремонт» (1932 год, новые главы добавлены в 1962 году), сборник фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» (1942 год), повесть «Зелёный луч» (1954 год).
В повести «Зелёный луч» проявилась способность писателя к увлекательному повествованию. Рассказы Соболева не изображают военных будней, они дидактичны по замыслу и нацелены на пропаганду сверхчеловеческого героизма в экстраординарных ситуациях. Элементы трагизма, введённые в них тщательно и продуманно, призваны усиливать победное звучание финала.
В 1934 году Соболев выступал на I Всесоюзном Съезде советских писателей. Получила известность его фраза из этого выступления: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно — право плохо писать». С того же года был членом правления Союза писателей СССР. В 1938 году переехал в Москву.
Работал военным корреспондентом во время советско-финской войны 1939-1940 годов.
В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления Военно-Морского Флота.
В 1957 - 1970 годах — председатель Правления СП РСФСР. В 1943 году передал Сталинскую премию, присуждённую ему за книгу рассказов «Морская душа», в Фонд обороны, с просьбой построить на эти средства катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота.
Оставаясь всю жизнь беспартийным, настаивал на необходимости партийного руководства Союзом писателей.
В 1935 году совершил поездку в Среднюю Азию и Казахстан, что создало дополнительную базу для творчества: он внёс вклад в перевод с казахского на русский язык эпопеи «Путь Абая» М. О. Ауэзова, вместе с которым в 1941 году он написал трагедию «Абай». Автор труда «Эпос и фольклор казахского народа», статей об Абае, Джамбуле и других казахских писателях.
В 1968 году, в возрасте семидесяти лет, на одном из советских грузовых судов, доставлявших продовольствие во Вьетнам, прошёл из Владивостока в Хайфон и обратно.
Неизлечимо болея раком желудка, застрелился 17 февраля 1971 года. Невзирая на завещание, где Соболев просил развеять его прах над морем, был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
 
ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ, детский писатель –
110 лет со дня рождения (05.07.1903-08.03.1993)
 
Родился 5 июля 1903 года в Москве, в семье врача Григория Осиповича Сутеева, выпускника Московского университета, впоследствии доктора медицинских наук.
Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.
Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Первую известность получил как художник-карикатурист.
В 1925 году поступил  на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Вместе с ним на курсах учились его родной брат Вячеслав Сутеев, а также двоюродный брат Дмитрий Боголепов - впоследствии режиссёры научно-популярного кино. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм».
В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа - Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».
С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, воевал до последнего дня. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году неожиданно прекратил режиссёрскую деятельность и уволился со студии, не закончив картины «Охотничье ружьё». В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Союзмультфильмом» уже преимущественно как сценарист.
Его внезапный уход родные и коллеги связывали с неразделённой любовью к мультипликатору Татьяне Таранович, которая присоединилась к коллективу в 1946 году. Она была моложе Сутеева на 13 лет, состояла в браке и имела дочь. Сохранились сотни писем Владимира Сутеева, адресованные Таранович. Лишь 37 лет спустя Татьяна и Владимир - на тот момент оба вдовцы - поженились. Ей было 67, ему исполнилось 80. «Молодые» прожили в счастливом браке 10 лет и умерли в один год.
Владимир Григорьевич Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами, как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и другими.
С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: К.Чуковского, С. Маршака, Н. Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством писателя - «Две сказки про карандаш и краски». К. Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и так далее. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.
Написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождается яркой иллюстрацией, в которые писатель много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
В настоящее время иллюстрации В. Г. Сутеева издаются также в виде открыток.
Умер писатель 8 марта 1993 года. Похоронен на Никольском кладбище 
г. Балашиха.
 
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ДУДИНЦЕВ, русский писатель –
100 лет со дня рождения (29.07.1918-22.07.1998)
 
Родился 16   июля 1918 в г.Купянске Харьковской области. Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными. После окончания в 1940 году Московского юридического института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942–1945). В 1946–1951 годы – очеркист «Комсомольской правды».
Начал печататься в 1933 году. В 1952 издал сборник  рассказов «У семи богатырей», в 1953 году – повесть «На своём месте». Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 году в журнале  «Новый мир» роман «Не хлебом единым». Его главный герой - талантливый изобретатель Лопаткин, который пытается внедрить в производство машину для литья труб. Используя этот незатейливый сюжет, автор описывает правду жизни тогдашнего советского общества. Лопаткину в романе противостоит Дроздов, бюрократ, готовый задушить любую смелую мысль. Директор комбината, он наслаждается данной ему властью и пользуется ею. На подобную машину уже сделан заказ столичному профессору. И хотя она далеко не столь совершенна, как машина Лопаткина, её разработка финансируется из народных денег и поддерживается высшими чинами.
Роман, опубликованный в журнале «Новый мир», произвёл настоящий фурор. Им зачитывались все - от школьников до академиков. Ему посвящались конференции, за ним были очереди в библиотеках. Однако те самые бюрократы, которых разоблачал писатель, отреагировали, конечно же, по-своему. Он был заклеймен как «носитель безыдейности», автора упрекали в явном сгущении красок. К. Симонов, редактор «Нового мира», признал публикацию ошибочной. Но, несмотря на это, фраза К. Паустовского «Дроздовы среди нас» распространилась и стала крылатой. Однако признание общественности не помогло. Дудинцева лишили возможности печататься.
Тем не менее писатель не сдавался, не падал духом. Он начал многолетнюю работу над романом «Белые одежды» (1987), основанный на повествовании о противоборстве в советской науке 1940–1950-х годов учёных-генетиков со сторонниками «академика-агронома» Т.Д. Лысенко, уверявшего, что при должном уходе из ржи может вырасти пшеница. Так, по мысли Дудинцева, не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в Откровении Иоанна Богослова, эпиграфом из которого предваряется роман.
Звучащий мотив страдания как важного и даже необходимого условия самопознания и самосовершенствования личности, отчётливый в творчестве Дудинцева, сам писатель объясняет так: «Я убеждён, что только в по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны. Мне кажется, что в обществе, где «не доносятся жизни проклятья в этот сад за высокой стеной», я и писателем не стал бы». С другой стороны, именно в учёных – изобретателях, «поисковиках», экспериментаторах, пролагателях новых путей, страстных и увлечённых людях, Дудинцев видел хранителей животворящего творческого начала.
Умер писатель  в Москве 22 июля 1998 года.
 
ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ, английский писатель –
100 лет со дня рождения (10.07.1918-23.02.2015)
 
Родился 10 июля 1918 года в австралийском Уайт-Хилле в большой многодетной семье. Мать всегда учила сына быть честным, защищать слабых, любить природу. Будущий писатель был пятым, самым младшим ребёнком в семье. В середине 1920-х семья Олдриджа перебралась в Суон-Хилл, и большинство его австралийских произведений основываются на его жизни в этом городке. В 1938 году писатель  переезжает в Лондон.
Учился в мельбурнском коммерческом колледже. Во время Второй мировой войны работает военным корреспондентом на Среднем (Иран) и Ближнем Востоке и пишет о вторжении стран Оси в Грецию и на остров Крит. Ранние романы - «Дело чести» и «Морской орёл» - были написаны под впечатлением от творчества Эрнеста Хемингуэя.
Его первый роман «Дело чести», базирующийся на собственном опыте писателя, был опубликован в Великобритании и в США в 1942 году и сразу зарекомендовал себя как бестселлер. Главный герой романа - молодой пилот Королевских военно-воздушных сил Великобритании Джон Квейль- сражается на отживших своё бипланах против авиации стран Оси в небе над Грецией, островом  Крит и Северной Африкой в 1940-41 годы. Роман стал самой продаваемой книгой Олдриджа вплоть до 1988 года.
Второй роман писателя «Морской орёл» был опубликован в 1944 году. В основе сюжета лежит история о судьбе австралийских пилотов после катастрофы на острове Крит в 1941 году. Несмотря на то, что отзывы критиков оказались более сдержанными, книга получила престижную премию имени молодого писателя и военного лётчика Джона Луеллина Риса за 1945 год.
Одним из наиболее успешных и широко известных романов автора стал «Дипломат», опубликованный в 1949 году. Действие романа происходит в Советском Союзе, в северном Иране - Азербайджане и Курдистане, а также в Великобритании. В книге детально и увлекательно показана работа советских и английских дипломатов: как принимаются те или иные политические решения на высшем уровне. Также рассказывается о политической ситуации в Иране во время революции 1945 года. Красочно показана жизнь, культура и местный колорит иранцев и курдов. Книга получила смешанные отзывы критиков.
В 1974 году у  Джеймса Олдриджа вышла книга «Горы и оружие», которая является продолжением романа «Дипломат». На её страницах читатель вновь встречается с главными героями «Дипломата». Действие книги из борющегося Курдистана, переносится в Европу, куда главный герой едет по просьбе своих давних друзей, иранских курдов, на поиски пропавших бесследно денег, предназначавшихся для покупки оружия.
Роман «Охотник», написанный в 1949 году, стал результатом попытки автора смешать различные жанры и направления в литературе. Драма повествует о канадских охотниках за мехами, об их жизненных трудностях и о перипетиях судьбы, происходящих вокруг охоты на берегах озера Онтарио.
Писатель долго жил в Каире, которому посвятил книгу «Каир. Биография города» 1969 год.
С середины 1960-х Олдридж пишет, в основном, книги для детей и подростков.
В 1971 году  стал членом жюри на Седьмом московском международном кинофестивале.
В 1972 году - лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В том же году был награждён «Золотой медалью Международной организации журналистов». Все выступления и художественное творчество писателя проникнуты глубоким уважением к Советскому Союзу и сочувствием к освободительной борьбе народов Азии и Африки. Джеймс Олдридж категорически осудил решение правительства Маргарет Тэтчер силой восстановить британский контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами после высадки там аргентинских войск в 1982 году. Также он принял активное участие в движении, участники которого пытались предотвратить размещение американских крылатых ракет в Великобритании в 1982-83 г г.
Джеймс Олдридж умер у себя дома в Лондоне, 23 февраля 2015 года, в возрасте 96 лет.
 
АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ДЕМЕНТЬЕВ, русский поэт –
90 лет со дня рождения  (16.07.1928)
 
Родился 16 июля 1928 года в Твери на Волге. Город богат знаменитыми земляками, однако из поэтов, чьей родиной является бывший Калинин, можно, пожалуй, упомянуть лишь «короля русского шансона» Михаила Круга. Так что Тверь по праву гордится Дементьевым, который является её почётным гражданином. Андрей Дмитриевич с теплотой вспоминает родителей – Марию Григорьевну и Дмитрия Никитича, деревянный домик с мезонином, Волгу, где местные мальчишки летом купались и занимались греблей, а зимой - катались на коньках и лыжах. В 1936 году будущий поэт пошёл в школу, так что его «университеты» пришлись на тяжёлую военную пору. В классах висели карты с красными и синими флажками, демонстрировавшими продвижение войск на фронтах. Уроки начинались со сводок Совинформбюро. Отца арестовали по печально знаменитой 58-й статье, и поэта  воспитывала мама. Порой жить было настолько тяжело, что в подростковом возрасте Андрей едва не свёл счёты с жизнью.
Из-за того, что отец и дяди находились в лагерях, молодому человеку не удалось поступить в Военно-медицинскую академию и в знаменитый Институт международных отношений, как ему того хотелось. Он оказался на филфаке Тверского педагогического. Но спустя три года перевёлся во всемирно известный Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. Рекомендации ему написали известные в те годы авторы Михаил Луконин и Сергей Наровчатов. А.Д. Дементьев чувствовал себя счастливым и жадно впитывал информацию на лекциях и семинарах. Ещё бы! Ведь в институте преподавали К. Паустовский  и  С. Маршак.
Окончив писательский институт, молодой человек вернулся в Тверь. Он работал в сельскохозяйственном отделе «Калининской правды», затем в областной газете «Смена», а по ночам писал стихи. Первое стихотворение поэта было опубликовано в 1948 году здесь же, в Твери. В родном городе увидели свет и первые 5 книг автора, вышедшие с 1955 по 1963 годы. В 1959 г. поэт становится членом Союза писателей СССР.
Однако, настоящая поэзия, бурная творческая жизнь была в Москве, и Андрей Дмитриевич рвался туда всей душой. Ещё в Литературном институте поэт вступил в партию. В 1967 году он получает должность инструктора отдела пропаганды и агитации в аппарате Центрального комитета ВЛКСМ в столице. Творческой, «непричёсанной» личности трудно было привыкать к жизни по бюрократическим законам. Но именно в ЦК присутствовало настоящее мужское братство, здесь закалялся характер. Москва не сломила Дементьева. Он поработал несколько лет в издательстве «Молодая гвардия». А в 1972 году началась совершенно удивительная эпоха. Поэт становится сначала заместителем главного редактора, а затем и главным редактором легендарного журнала «Юность». Он 21 год проработал в этом издании, печатал Васильева и Алексина, Вознесенского и Евтушенко. В его бытность редактором в «Юности» были опубликованы «100 дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, «Остров Крым» Василия Аксёнова и «Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина» Владимира Войновича. Тираж журнала при Дементьеве достигал более 3 миллионов экземпляров. В 90-е годы поэт оказался в Израиле, где проработал несколько лет главой ближневосточного представительства РТР. Позже работал на радио и телевидении. Не раз был уволен с работы: то за публикацию неугодных стихов, то за подготовку остро политической передачи. Всё это время выходили книги автора, появлялись песни на его стихи.
Андрей Дмитриевич и сейчас радует читателей  новыми произведениями. В 2016 году свет увидели сборники «Утро начинается с любви», «Любимые стихотворения в одном томе» и «Лебединая верность».
 
ВАЛЕНТИН САВВИЧ ПИКУЛЬ, русский писатель –
90 лет со дня рождения (13.07.1928-16.07.1990)
 
Родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. В детстве Валентин также бывал в этом посёлке, где живёт много родственников его отца. Савва Михайлович Пикуль  был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе, на котором работал с 1936 по 1939 годы.
В 1939 году С. М. Пикуль был направлен на работу на новую судоверфь в г. Молотовск (ныне Северодвинск). Мать писателя - Мария Константиновна - была из крестьян Псковской губернии. В 1940 году Валентин с матерью переехали из Ленинграда в г. Молотовск к отцу. Там Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк». В 1941 году Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде. Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск. В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль С. М., состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.
В 1943 году Валентин Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы». Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний». Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера». В 1947 году Пикулю впервые удалось напечататься в периодике - это был познавательный материал о женьшене. Тогда же задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце». До этого он прочитал книгу о миноносцах Северного флота, которая возмутила его своей скучностью, и он решил написать об этом правдивее и лучше. Однако, даже после трёх вариантов повести он остался ею не удовлетворён и собственноручно уничтожил рукопись. Тем не менее, фрагменты повести были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте». В 1950 году в альманахе «Молодой Ленинград» были напечатаны его рассказы «На берегу» и «Женьшень». Первый роман писателя вышел в 1954 году, он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны. Роман имел большой успех, и автор был принят в СП СССР. Однако сам он позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман - пример того, как не надо писать романы. В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу, где прожил до самой смерти со своей женой  Вероникой  Чугуновой.
В этом же году вышел в свет роман «Париж на три часа», затем в 1964 году - «На задворках великой империи», далее «Из тупика» в 1968 году и «Реквием каравану PQ-17» (1970 год). Триумфальный успех ждал роман  «Пером и шпагой», опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом писатель проснулся знаменитым.
Из-под его пера вышли такие по-настоящему замечательные романы, как «Фаворит» (1984), «Каторга» (1987), «Три возраста Окини-Сан» (1981). Всего за сорок лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал более 30 романов и повестей. Он торопился работать без выходных и без отпусков.
По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит.
Последний роман, над которым работал В. С. Пикуль до последних дней - «Барбаросса», посвящён событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом,  рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.
В 1985 году награждён орденом «Отечественной войны 2-й степени».
Валентин Саввич Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.